Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интерпретация основных показателей Образной креативности.⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе «Образная креативность» (Ток). Анализ структурного профиля, отражающего соотношение отдельных показателей Образной креативности (ТБ, То, ТР, Тн, Тз), позволяет описать ее качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны. Образная креативность положительно коррелирует с Вербальной креативностью, но сила связи между ними — слабая или средняя. Поэтому у одного и того же человека уровень развития Вербальной креативности и уровень развития Образной креативности могут существенно отличаться друг от друга. У одних людей могут быть высоко развиты и Образная, и Вербальная креативность, у других — высоко развита только образная или только Вербальная креативность. Для качественной характеристики количественных значений ТБ, То, Тр, Тн, Тз и Ток используется та же таблица, что и в Вербальной батарее:
Для интерпретации качественного своеобразия Образной креативности может быть также полезна следующая информация. Образная беглость. Высокую оценку по данному показателю может иметь человек с банальным и импульсивным стилем мышления, если по остальным показателям Образной креативности получены низкие оценки. Низкая оценка по параметру «Беглость» может быть связана со стремлением к тщательной разработке идей, стремлением избежать банальных идей или с низкой мотивацией. Образная оригинальность. Интерпретация данного показателя аналогична интерпретации вербальной оригинальности. Однако, образная оригинальность, вероятно, еще в большей степени, чем вербальная, требует способности отложить первое упрощенное решение. Полезно соотносить оценку по параметру «Оригинальность» с оценкой по параметру «Беглость». Некоторые люди, например, предлагают мало неоригинальных рисунков (низкая Беглость, низкая Оригинальность), другие — много оригинальных идей (высокая Беглость, высокая Оригинальность) и т. д. Образные субтесты обладают высокой дискриминативной способностью в отношении обследуемых-оригинальных мыслителей и обследуемых-хороших разработчиков идей. Одни обследуемые предлагают большое количество оригинальных рисунков, но не стремятся детально разрабатывать их. Другие — предлагают мало оригинальных идей, но дополняют их большим количеством деталей. Также легко выделяются обследуемые, предлагающие большое количество стандартных идей и не стремящиеся к их разработке.
Разработанность. Этот показатель отражает способность развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Отстающие ученики и делинквенты, как правило, имеют низкий балл по показатель «Разработанность», хотя могут иметь высокие оценки по Гибкости и Оригинальности. Девочки, как правило, имеют более высокие оценки по Разработанности, чем мальчики. У очень хороших «разработчиков» есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завершать работу во время. Можно также предположить, что высокий балл по Разработанности связан и с хорошей наблюдательностью. Абстрактность названия. Этот показатель больше других коррелирует с показателями Вербальной креативности, особенно с Беглостью и Оригинальностью. Низкий балл по данному фактору, как правило, бывает у отстающих учеников, делинквентов и выраженных конформистов. Сопротивление замыканию. Этот показатель отражает способность длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытым новой информации для принятие оригинальных решений. Нетворческие люди склонны принимать решение преждевременно без учета всей доступной информации. Этот показатель стоит несколько «особняком». Меньше всего он коррелирует с Разработанностью, больше всего — с Оригинальностью, а также с таким личностным качеством, как нонконформизмом. Вернуться к оглавлению
3.5. Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи). В данном разделе опишем более подробно алгоритм анализа структуры креативных способностей. Переход к стандартным баллам по отдельным показателям (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) позволяет построить структурный профиль Образной креативности. На графике по оси ординат откладываются названия пяти показателей Образной креативности, на оси абсцисс — значения этих показателей в Т-баллах. Заштрихованная область (40-60 баллов) соответствует диапазону «средняя норма». Как известно, границами нормы являются значения М ± s (М — средне-арифметическое значение, s — стандартное отклонение). В этих пределах находится 68% всех испытуемых для нормального закона распределения. Так как используемая в тесте Т-шкала имеет М = 50 и s = 10, то границами нормы будут значения 40 и 60.
Анализ структуры креативности проводится по двум параметрам: 1. Однородность-неоднородность структуры креативности. В однородной структуре оценки разных показателей креативности близки, а в неоднородной структуре они существенно отличаются друг от друга. Причем структура креативности может быть однородной или неоднородной при различных уровневых значениях отдельных показателей. Например, на Рис. 19а, б, в изображены однородные структуры, на Рис.20а, б, в — неоднородные структуры. Как видно из графиков неоднородных структур креативности, отдельные ее показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах: некоторые имеют значения выше нормы, другие — в норме или даже ниже нормы. 2. Уровневые характеристики отдельных (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) и общего (Ток— не изображен на графике) показателей Образной креативности. На Рис. 19а все показатели, включая и общий, выше нормы, на Рис. 196 — все в пределах нормы, на Рис. 19в — все ниже нормы. На Рис. 20а при общем показателе, расположенном в середине нормы, Беглость — очень высокая, Абстрактность названий — несколько выше нормы, а Сопротивление замыканию — ниже нормы. Оригинальность и Разработанность — в норме. Структура неоднородная. На Рис. 206 общий показатель «Образная креативность» — середина нормы. Оригинальность и Сопротивление замыканию — выше нормы. Разработанность — ниже нормы. Все остальное — в норме. Структура неоднородная. На Рис. 20в общий показатель соответствует нижней границе нормы, Беглость и Разработанность — средняя норма, Абстрактность названий и Сопротивление замыканию — ниже нормы. Структура неоднородная. Таким образом, испытуемые могут иметь одинаковый уровень развития Образной креативности (общий показатель) и совершенно разную структуру креативных способностей (соотношение отдельных показателей). Для обобщения информации, изложенной в этом и предыдущем разделах, приведем характеристики Образной креативности двух конкретных обследуемых. Пример №1.
У обследуемого Беглость и Разработанность — выше нормы, Оригинальность, Абстрактность названия и Сопротивление замыканию — несколько ниже нормы. Таким образом, этот ребенок способен продуцировать большое количество идей и тщательно их разрабатывать. Однако, нетерпимость к состоянию неравновесия и неопределенности заставляет его принимать первые пришедшие в голову решения и продуцировать обычные, неоригинальные идеи. Можно предположить, что ребенок хорошо учится и является хорошим исполнителем, но не имеет склонности к проявлению оригинальности и нестандартности. Следует отметить нетипичность рассматриваемого профиля, в котором и Беглость, и Разработанность развиты ниже нормы: обычно человек, предлагающий много идей, не склонен их тщательно разрабатывать.
Пример №2. Все показатели образной креативности обследуемого выше нормы. При этом самые высокие оценки он имеет по показателям «Оригинальность» и «Сопротивление замыканию». Таким образом, ребенок избегает банальных решений и мыслит весьма оригинально. С учетом умеренно-высоких значений других показателей у этого обследуемого можно предположить хороший потенциал для того, чтобы стать интересной креативной личностью. Однако, он не всегда будет понят окружающими (например, учителями) из-за нестандартности мышления и нонконформизма. Следует отметить, что подобная креативная структура чаще всего бывает социально-неодобряемой.
Вернуться к оглавлению
Приложение №3. ТЕСТ ТОРРЕНСА Образная батарея БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994 Возраст /3 лет Класс_____7____Пол______ Ж ______
Таблица №1. Суммирование первичных результатов. Стандартные баллы.
Расчет стандартных баллов: Таблица №2. Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сырые баллы по показателю «Разработанность»
Графическое представление результатов
Заключение Образная креативность развита несколько выше нормы. Ее структура неоднородна: Беглость и Оригинальность — в норме, Сопротивление Замыканию — выше нормы. Разработанность и Абстрактность названий — очень высокие. Таким образом, в творческих работах с образной информацией девочка отличается ярко выраженной склонностью к тщательной, детальной разработке идей. Она легко выражает суть изображения через названия и проявляет хорошую терпимость к состоянию неопределенности, что позволяет ей отказываться от первых пришедших в голову решений и выдвигать более оригинальные идеи. Выявленная способность разрабатывать образные идеи и выражать их словами не только отражает особенности креативности обследуемой, но и позволяет прогнозировать успешность ее обучения и школьной адаптации. Именно эти проявления креативности социально одобряются взрослыми.
Вернуться к оглавлению ЛИТЕРАТУРА 1. Е. Е. Туник. Тесты творческого мышления Торренса. Всероссийская конференция «Психологическая служба системы образования». СПб, СП6ГУПМ, 1995, стр. 120. 2. Е. Е. Туник. «Психодиагностика творческого мышления. Тесты Торренса.» Всероссийская Конференция «Практическая психология в школе: цели и средства». Сб. тезисов, СПб, ИМАТОН, 1996, стр. 19. 3. 3 Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб, СПбГУПМ, 1997. 4. Ball 0. Е., Torrance Е. P. «Effectiveness of new materials developed for training of the streamlined scoring of the TTCT, Figural A and В Forms.» Journal of Creative Behavior, 1980,14,199-203. 5. Ball 0. E., Torrance E. P. Streamlined scoring workbook, Figural A, Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville, IL: 1984, Scholastic Testing Service, Inc. 6. Ball 0. E., Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., Illinois, 1992. 7. Barron F. «The Psychology of Imagination.» Scientific American, 1958, 199,151-166 8. Gordon W. J. J. Synectics: The Development of Creative Capacity. New York: Harper and Row, 1961. 9. Taylor C. W. (Ed.) Creativity: Progress and Potential. New York: McGraw-Hill Book Company, 1964. 10. Torrance E. P. Education and the Creative Potential. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1963. 11. Torrance E. P. Mental Health and Constructive Behavior. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1965. 12. Torrance E. P. «Predictive Validity of'Bonus' Scoring for Combinati-ons on Repeated Figures Tests of Creative Thinking.» Journal of Psychology, 1972,81,167-171. 13. Torrance E. P. «Predictive Validity of the Torrance Tests of Creative Thinking.» Journal of Creative Behavior, 1972, 6(4)f 236-252. 14. Torrance E. P. and Gupta R.«Programmed Experiences in Creative Thinking.» Minneapolis: Bureau of Educational Research, University of Minnesota, 1964. (Mimeographed) 15. Torrance E. P. and Hansen E. «The Question-Asking Behavior of Highly Creative and Less Creative Basic Business Teachers Identified by a Pa-per-and-Pencil Test.» Psychological reports, 1965,17,815-818. 16. Yamamoto K. «Validation of Tests of Creative Thinking: A Review of Some Studies.» Exceptional Children, 1965, 31, 281-290.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.028 с.) |