Интерпретация основных показателей Образной креативности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация основных показателей Образной креативности.



Более стабильно и надежно творческий потенциал личности отра­жается в обобщенном показателе «Образная креативность» (Ток). Анализ структурного профиля, отражающего соотношение отдель­ных показателей Образной креативности (ТБ, То, ТР, Тн, Тз), позволяет описать ее качественное своеобразие, выделить сильные и слабые стороны.

Образная креативность положительно коррелирует с Вербальной креативностью, но сила связи между ними — слабая или средняя. Поэ­тому у одного и того же человека уровень развития Вербальной креа­тивности и уровень развития Образной креативности могут существен­но отличаться друг от друга. У одних людей могут быть высоко развиты и Образная, и Вербальная креативность, у других — высоко развита то­лько образная или только Вербальная креативность.

Для качественной характеристики количественных значений ТБ, То, Тр, Тн, Тз и Ток используется та же таблица, что и в Вербальной ба­тарее:

 

Т-баллы Характеристика
>70 очень высоко (превосходно)
66-70 выше нормы
61-65 несколько выше нормы
40-60 норма
35-39 несколько ниже нормы
30-34 ниже нормы
<30 очень низко

Для интерпретации качественного своеобразия Образной креа­тивности может быть также полезна следующая информация.

Образная беглость.

Высокую оценку по данному показателю может иметь человек с банальным и импульсивным стилем мышления, если по остальным показателям Образной креативности получены низкие оценки. Низ­кая оценка по параметру «Беглость» может быть связана со стремле­нием к тщательной разработке идей, стремлением избежать баналь­ных идей или с низкой мотивацией.

Образная оригинальность.

Интерпретация данного показателя аналогична интерпретации вербальной оригинальности. Однако, образная оригинальность, ве­роятно, еще в большей степени, чем вербальная, требует способности отложить первое упрощенное решение.

Полезно соотносить оценку по параметру «Оригинальность» с оценкой по параметру «Беглость». Некоторые люди, например, пред­лагают мало неоригинальных рисунков (низкая Беглость, низкая Оригинальность), другие — много оригинальных идей (высокая Бег­лость, высокая Оригинальность) и т. д.

Образные субтесты обладают высокой дискриминативной спо­собностью в отношении обследуемых-оригинальных мыслителей и обследуемых-хороших разработчиков идей. Одни обследуемые предлагают большое количество оригинальных рисунков, но не стре­мятся детально разрабатывать их. Другие — предлагают мало оригинальных идей, но дополняют их большим количеством деталей. Так­же легко выделяются обследуемые, предлагающие большое количество стандартных идей и не стремящиеся к их разработке.

Разработанность.

Этот показатель отражает способность развивать, дополнять, до­рабатывать возникшие идеи, расширять их границы. Отстающие уче­ники и делинквенты, как правило, имеют низкий балл по показатель «Разработанность», хотя могут иметь высокие оценки по Гибкости и Оригинальности. Девочки, как правило, имеют более высокие оценки по Разработанности, чем мальчики. У очень хороших «разработчи­ков» есть слабые стороны: стремление как можно лучше развить свою идею делает их неспособными завершать работу во время. Можно также предположить, что высокий балл по Разработанности связан и с хорошей наблюдательностью.

Абстрактность названия.

Этот показатель больше других коррелирует с показателями Вер­бальной креативности, особенно с Беглостью и Оригинальностью. Низкий балл по данному фактору, как правило, бывает у отстающих учеников, делинквентов и выраженных конформистов.

Сопротивление замыканию.

Этот показатель отражает способность длительное время выдер­живать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытым новой информации для принятие оригинальных решений. Нетворческие люди склонны принимать решение преждевременно без учета всей доступной информации. Этот показатель стоит несколько «особня­ком». Меньше всего он коррелирует с Разработанностью, больше всего — с Оригинальностью, а также с таким личностным качеством, как нонконформизмом.

Вернуться к оглавлению

 

3.5. Анализ структурного профиля креативности (на примере образной батареи).

В данном разделе опишем более подробно алгоритм анализа структуры креативных способностей.

Переход к стандартным баллам по отдельным показателям (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) позволяет построить структурный профиль Образной креа­тивности. На графике по оси ординат откладываются названия пяти показателей Образной креативности, на оси абсцисс — значения этих показателей в Т-баллах. Заштрихованная область (40-60 бал­лов) соответствует диапазону «средняя норма». Как известно, грани­цами нормы являются значения М ± s (М — средне-арифметическое значение, s — стандартное отклонение). В этих пределах находится 68% всех испытуемых для нормального закона распределения. Так как используемая в тесте Т-шкала имеет М = 50 и s = 10, то границами нормы будут значения 40 и 60.

Анализ структуры креативности проводится по двум параметрам:

1. Однородность-неоднородность структуры креативности.

В однородной структуре оценки разных показателей креативно­сти близки, а в неоднородной структуре они существенно отличаются друг от друга. Причем структура креативности может быть однород­ной или неоднородной при различных уровневых значениях отдель­ных показателей. Например, на Рис. 19а, б, в изображены однород­ные структуры, на Рис.20а, б, в — неоднородные структуры.

Как видно из графиков неоднородных структур креативности, от­дельные ее показатели могут располагаться в совершенно разных диапазонах: некоторые имеют значения выше нормы, другие — в норме или даже ниже нормы.

2. Уровневые характеристики отдельных (ТБ, ТО, ТР, ТН, ТЗ) и общего (Ток— не изображен на графике) показателей Образной креативности.

На Рис. 19а все показатели, включая и общий, выше нормы, на Рис. 196 — все в пределах нормы, на Рис. 19в — все ниже нормы.

На Рис. 20а при общем показателе, расположенном в середине нормы, Беглость — очень высокая, Абстрактность названий — неско­лько выше нормы, а Сопротивление замыканию — ниже нормы. Ори­гинальность и Разработанность — в норме. Структура неоднородная.

На Рис. 206 общий показатель «Образная креативность» — сере­дина нормы. Оригинальность и Сопротивление замыканию — выше нормы. Разработанность — ниже нормы. Все остальное — в норме. Структура неоднородная.

На Рис. 20в общий показатель соответствует нижней границе нор­мы, Беглость и Разработанность — средняя норма, Абстрактность названий и Сопротивление замыканию — ниже нормы. Структура неод­нородная.

Таким образом, испытуемые могут иметь одинаковый уровень развития Образной креативности (общий показатель) и совершенно разную структуру креативных способностей (соотношение отдель­ных показателей). Для обобщения информации, изложенной в этом и предыдущем разделах, приведем характеристики Образной креа­тивности двух конкретных обследуемых.

Пример №1.

 

У обследуемого Беглость и Разра­ботанность — выше нормы, Ориги­нальность, Абстрактность названия и Сопротивление замыканию — не­сколько ниже нормы. Таким образом, этот ребенок способен продуциро­вать большое количество идей и тщательно их разрабатывать. Одна­ко, нетерпимость к состоянию нерав­новесия и неопределенности заставляет его принимать первые пришедшие в голову решения и продуциро­вать обычные, неоригинальные идеи. Можно предположить, что ребе­нок хорошо учится и является хорошим исполнителем, но не имеет склонности к проявлению оригинальности и нестандартности. Следует отметить нетипичность рассматриваемого профиля, в котором и Бег­лость, и Разработанность развиты ниже нормы: обычно человек, пред­лагающий много идей, не склонен их тщательно разрабатывать.

Пример №2.

Все показатели образной креа­тивности обследуемого выше нормы. При этом самые высокие оценки он имеет по показателям «Оригиналь­ность» и «Сопротивление замыка­нию». Таким образом, ребенок избе­гает банальных решений и мыслит весьма оригинально. С учетом уме­ренно-высоких значений других по­казателей у этого обследуемого можно предположить хороший потенциал для того, чтобы стать интересной креативной личностью. Однако, он не всегда будет понят окружающими (например, учителями) из-за нестандартности мышления и нонконфор­мизма. Следует отметить, что подобная креативная структура чаще все­го бывает социально-неодобряемой.

 

Вернуться к оглавлению

 

Приложение №3.

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Образная батарея

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994  

Возраст /3 лет Класс_____7____Пол______ Ж ______

 

Таблица №1. Суммирование первичных результатов. Стандартные баллы.

 

№ субтеста

Беглость

Оригинальность

Разрабо­танность

Название

Замыкание

ОК

баллы бонус
1.   0 0 25=4 2  

Образная креативность

2. 10 4 0 56=6 10 15
3. 13 10 2 62=6    
Сумма баллов 23

16

16 12 15
Т-баллы 51,1

53,0

77,7 72,5 65,1 63,4

Расчет стандартных баллов:

Таблица №2. Таблица перевода сырых баллов в обобщенные сы­рые баллы по показателю «Разработанность»

 

№ субтеста

Обобщенные баллы

1 2 3 4 5 6
1. 0-5 6-12 13-19 20-26 27-33 >34
2. 0-8 9-17 18-28 29-39 40-50 >51
3. 0-7 8-16 17-27 28-37 38-47 >48

 

Графическое представление результатов

 

Заключение

Образная креативность развита несколько выше нормы. Ее структура не­однородна: Беглость и Оригинальность — в норме, Сопротивление Замыка­нию — выше нормы. Разработанность и Абстрактность названий — очень высокие.

Таким образом, в творческих работах с образной информацией девочка отличается ярко выраженной склонностью к тщательной, детальной разра­ботке идей. Она легко выражает суть изображения через названия и прояв­ляет хорошую терпимость к состоянию неопределенности, что позволяет ей отказываться от первых пришедших в голову решений и выдвигать более оригинальные идеи.

Выявленная способность разрабатывать образные идеи и выражать их словами не только отражает особенности креативности обследуемой, но и позволяет прогнозировать успешность ее обучения и школьной адаптации. Именно эти проявления креативности социально одобряются взрослыми.

Вернуться к оглавлению

ЛИТЕРАТУРА

1. Е. Е. Туник. Тесты творческого мышления Торренса. Всероссий­ская конференция «Психологическая служба системы образо­вания». СПб, СП6ГУПМ, 1995, стр. 120.

2. Е. Е. Туник. «Психодиагностика творческого мышления. Тесты Торренса.» Всероссийская Конференция «Практическая психо­логия в школе: цели и средства». Сб. тезисов, СПб, ИМАТОН, 1996, стр. 19.

3. 3 Е. Е. Туник. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. Спб, СПбГУПМ, 1997.

4. Ball 0. Е., Torrance Е. P. «Effectiveness of new materials developed for training of the streamlined scoring of the TTCT, Figural A and В Forms.» Journal of Creative Behavior, 1980,14,199-203.

5. Ball 0. E., Torrance E. P. Streamlined scoring workbook, Figural A, Torrance Tests of Creative Thinking. Bensenville, IL: 1984, Scholas­tic Testing Service, Inc.

6. Ball 0. E., Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholas­tic Testing Service, Inc., Illinois, 1992.

7. Barron F. «The Psychology of Imagination.» Scientific American, 1958, 199,151-166

8. Gordon W. J. J. Synectics: The Development of Creative Capacity. New York: Harper and Row, 1961.

9. Taylor C. W. (Ed.) Creativity: Progress and Potential. New York: McGraw-Hill Book Company, 1964.

10. Torrance E. P. Education and the Creative Potential. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1963.

11. Torrance E. P. Mental Health and Constructive Behavior. Belmont, Calif.: Wadsworth Publishing Company, 1965.

12. Torrance E. P. «Predictive Validity of'Bonus' Scoring for Combinati-ons on Repeated Figures Tests of Creative Thinking.» Journal of Psychology, 1972,81,167-171.

13. Torrance E. P. «Predictive Validity of the Torrance Tests of Creative Thinking.» Journal of Creative Behavior, 1972, 6(4)f 236-252.

14. Torrance E. P. and Gupta R.«Programmed Experiences in Creative Thinking.» Minneapolis: Bureau of Educational Research, Univer­sity of Minnesota, 1964. (Mimeographed)

15. Torrance E. P. and Hansen E. «The Question-Asking Behavior of Highly Creative and Less Creative Basic Business Teachers Identified by a Pa-per-and-Pencil Test.» Psychological reports, 1965,17,815-818.

16. Yamamoto K. «Validation of Tests of Creative Thinking: A Review of Some Studies.» Exceptional Children, 1965, 31, 281-290.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.028 с.)