Перевод в шкальные значения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевод в шкальные значения.



Обобщенный показа­тель «Вербальная креативность».

В качестве шкальных значений Е. Торренс предложил использо­вать Т-стандартные баллы. Т-шкала имеет М = 50 и s = 10.

Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по Беглости, Гибкости и Оригинальности. Для перевода сырых значений Беглости, Гибкости и Оригинальности в Т-стандартные баллы используется формула:

, где

i — порядковый номер обследуемого;

Ti — шкальное значение показателя (Беглость, Гибкость или Ориги­нальность) у данного обследуемого;

Xi — сырая оценка показателя (Беглость, Гибкость или Оригиналь­ность) у данного обследуемого;

М — среднее арифметическое значение показателя (Беглость, Гиб­кость или Оригинальность), полученное на соответствующей воз­растной выборке (Таблица №3);

s — стандартное отклонение значений показателя (Беглость, Гиб­кость, или Оригинальность), полученное на соответствующей воз­растной выборке (Таблица №3).

Нормативные данные (М и s), необходимые для получения Т-баллов, представлены в Таблице №3 (стр. 112). В выборку вошли дошко­льники и учащиеся школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Якутска и Воркуты. Общий объем выборки 969 человек в возрасте от 6 до 17 лет. Объем выборки по возрастам указан в таблице. В Таблице №4 представлены нормативные данные, полученные Е. Торренсом. В выборку вошли учащиеся школ и колледжей различных штатов США, представители различных рас и этнических групп. В обе выбор­ки не включались умственно отсталые, слепые, глухие, социально дезадаптированные учащиеся.

Для получения обощенного показателя «Вербальная креатив­ность» (Твк) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (Тв), Гибкости (Тг) и Оригинальности (То) и поделить сумму на три:

Пример полной обработки вербальной батареи с расчетом Т-бал-лов по Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативно­сти приведен в Приложениях №№1,2.

Внимание: При оценке Оригинальности в Приложениях №№1 и 2 использовались списки ответов для российской обобщенной выборки 5-16 лет.

Природа творческого мышления еще до конца не изучена, поэто­му следует очень осторожно подходить к понятию нормы. Так как из­вестно, что нормативные данные сильно зависят от объема и состава выборки, необходимо дальнейшее уточнение данных, приведенных в Таблице №3, по мере увеличения числа обследованных по тесту Е. Торренса. Если объем изучаемой Вами выборки достаточно велик, можно подсчитать значения М и а для данной группы и пользоваться этими внутригрупповыми стандартами при переходе к стандартным Т-баллам.

 

Таблица № 3. Средне-арифметические значения (М) и стандарт­ные отклонения (s) показателей вербальной кре­ативности. (Российская выборка)

 

Возраст

Объем выборки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

М s М s М s
6-8 лет 198 51,4 25,6 26,4 11,0 25,0 19,2
9-10 лет 168 52,4 24,7 25,6 11,9 28,0, 18,7
11-12 лет 223 47,7 20,8 21,8 6,5 21,8 13,7
13-14 лет 293 44,4 20,0 22,3 7,9 20,0 13,9
15-17 лет 87 36,3 21,9 20,7 7,2 25,8 19,5

 

Таблица №4. Средне-арифметические значения (М) и стан­дартные отклонения (s) показателей верба­льной креативности. (Американская выборка)

 

Возраст

Объем выборки

Беглость

Гибкость

Оригинальность

М s М s М s
6 лет 176 34,5 21,1 19,1 8,8 13,5 11,7
7 лет 83 34,1 15,3 16,4 6,3 12,9 10,2
8 лет 430 44,3 22,3 21,6 8,6 28,6 20,8
9 лет 870 56,1 26,3 24,3 8,7 25,9 19,4
10 лет 1032 68,8 29,0 28,5 9,5 35,2 20,7
И лет 1886 68,3 29,3 30,1 6,8 36,7 21,0
12 лет 1021 71,0 27,7 32,3 9,6 41,9 22,1
13 лет 607 79,5 29,8 34,3 9,9 34,8 24,8
14 лет 445 85,2 29,7 36,9 9,3 52,9 25,5
15 лет 295 95,4 31,9 40,9 9,5 62,9 27,7
16 лет 328 82,0 26,1 37,6 10,1 56,1 25,2
17 лет 496 80,0 30,0 40,4 10,3 51,3 29,5
Студенты (1-й курс) 1053 85,0 29,4 40,0 10,5 58,5 27,0
Студенты-выпускники 127 90,9 27,7 43,0 9,6 50,0 22,3

Вернуться к оглавлению

 

2.4. Интерпретация основных показателей вербальной креа­тивности.

Тесты на креативность дают возможность оценить творческие по­тенциальные возможности людей, которые могли бы остаться неза­меченными.

Е. Торренс отмечал, что показатель «Вербальная креативность» бо­лее стабильно и надежно отражает общую креативную энергию личности. Для того, чтобы описать качественное своеобразие креативно­сти человека, выделить ее сильные и слабые стороны, необходимо проанализировать структуру креативных способностей: уровни вы­раженности отдельных показателей — «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность». Люди с одинаково высоким уровнем Вербаль­ной креативности, но с разными пиками по отдельным ее показате­лям, будут отличаться качественным своеобразием в проявлении своих творческих способностей.

Для качественной характеристики количественных значений (в Т-баллах) Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креа­тивности Е. Торренс предлагает следующую таблицу:

 

Т-баллы

Характеристика
>70

очень высоко (превосходно)

66-70

выше нормы

61-65

несколько выше нормы

40-60

норма

35-39

несколько ниже нормы

30-34

ниже нормы

<30

очень низко

     

 

Для интерпретации качественного своеобразия креативности так­же может быть полезной следующая информация.

Вербальная беглость.

Этот показатель отражает способность человека предлагать боль­шое количество идей в вербальной форме. Если обследуемый имеет высокое значение показателя «Беглость», важно посмотреть — с вы­сокими или низкими показателями «Гибкость» и «Оригинальность» он будет сочетаться. Личность, обладающая небольшим запасом кре­ативной энергии, будет давать много однообразных, банальных отве­тов и иметь высокий балл по Беглости, но низкий по Гибкости и Ори­гинальности.

Необходимо отметить, что Беглость в различных вербальных суб­тестах связана с различными мыслительными процессами. Например, подросток постоянно попадающий в сложные ситуации в школе, скорее всего, будет демонстрировать высокую Беглость в субтестах «Улучшение игрушки» и «Необычное использование», но получит не­высокие оценки по этому показателю в субтестах «Причины» и «Следствия».

Вербальная гибкость.

Этот показатель отражает способность человека предлагать раз­нообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использо­вать различные стратеги и решения. Полезно сопоставлять данные по вербальной Гибкости и Беглости. Человек с невысокой Гибкостью дает только узки и спектр возможных ответов. Это может быть следст­вием ригидного способа мышления, недостатка опыта, ограниченной интеллектуальной энергии или низкой мотивации. Высокая Гибкость отражает обратные закономерности. Однако высокая, по сравнению с Беглостью, Гибкость может характеризовать личность, которая ска­чет от одной идее к другой и не способна сосредоточиться на одной мысли, чтобы развить ее.

Вербальная оригинальность.

Этот показатель отражает способность человека предлагать идеи, отличные от очевидных, общепринятых и банальных. Фактически оригинальные решения требуют способности воздерживаться от вы­движения первого пришедшего в голову ответа, который, как прави­ло, бывает простым и стандартным.

Люди, имеющие высокий балл по Оригинальности, как правило, обладают большим запасом интеллектуальной энергии и являются нонконформистами.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно Вербальная креативность в значительной степени чувствительна к соответству­ющим развивающим воздействиям. Как уже отмечалось, именно этот факт, скорее всего, объясняет значимые различия в уровне развития Вербальной креативности, которые наблюдаются после девяти лет между российской и американской выборками (Таблицы №№3, 4). Рост Вербальной креативности, который отмечается у американских школьников и после девяти лет, вероятно, связан со спецификой американской системы образования, в которой значительное внима­ние уделяется развитию творческих способностей учащихся.

Вернуться к оглавлению

 

Приложение №1.

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная батарея

БЛАНК ОТВЕТОВ

 

ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994  

Возраст /3 лет Класс_____ 7 ____Пол______ Ж ______

 

  0 Кат.
Субтест №1 «Вопросы»    
1. Это — мальчик, гном, домовой или кто? 1 1/6
2. Что он здесь делает? 0 11
3. Где он находится? 0 8
4. Есть ли у него друзья? 1 7
5. Почему он пришел сюда один? 1 1
6. Почему у него злое лицо? 1 5
7. Кто его обидел? 2 2
8. Почему у него такая обувь? 0 4
9. Почему у отражения лицо добрее? 0 14
10. Он ел сегодня? 2 1/12
11. Любят ли его родители? 2 7
12. Чем он занимается в свободное время? 2 12
13. Он романтик? 2 5
14. Из какого он времени? 2 15
15. Это — иллюстрация к сказке? 2 17
Субтест №2 «Причины»    
1. Он играл с друзьями и запарился. 0 12
2. Родители его не замечают и не любят. 2 7
3. У этого гномика друг — водяной. Но гномик не мо­жет жить в воде, а водяной — на земле. 2 2
4. Это — существо с другой планеты, где вещество не бывает жидким. Поэтому он никогда не видел воды. 2 8
5. Мальчик любуется на диковинных рыбок. 1 11/13
6. Он хочет искупаться. 0 11
7. Он хочет узнать, куда уходит солнце. 2 5
8. Его башмачки скользят, из-за этого он упал. 2 4
9. Его обидели друзья 1 5/12
10. Ему не нравится мир, в котором он живет. Он хочет жить под водой. 2 5
Субтест №3 «Следствия»    
1. Он напьется воды. 0 11
2. Он опять побежит играть с друзьями. 0 2
3. Он будет разговаривать с отражением до вечеря. 1 11
4. Дома никто даже не заметит его отсутствия. 2 7
5. Он станет философом. 2 10
Субтест №4 «Улучшение предмета»    
1. Раскрасить его так, чтобы он менял цвет в зависимо­сти от времени суток. 2 3
2. Сделать внутри заводной механизм, чтобы слон мог прыгать на месте и махать хвостом. 0 10
3. Вставить в хобот свистульку, чтобы он мог издавать пронзительный свист. 1 17
4. Сделать так, чтобы слон мог летать, вращая хвостом. 0 10
Субтест №5 «Необычное использование»    
1. Можно сделать красивый домик, чтобы ребенок хранил в нем игрушки. 0 4/7
2. Можно хранить любые вещи. 0 7
3. Вырезать фигурки. 0 3
4. Сделать домик для кошки. 0 1
5. Сделать туалет для кошки. 2 2
6. Сделать декорации для театра или фильма. 2 3
7. Применить картон для утепления дома. 2 6
8. Можно выкидывать в коробку мусор. 0 7
Субтест №6 «Необычные вопросы»    
1. Какая самая большая в мире картонная коробка? 0  
1 2. Удобно ли спать в картонной коробке? 1  
3. Помнят ли коробки, что в них хранилось? 4  
Субтест №7 «Необычная ситуация»    
1. Вьющиеся растения будут расти по веревкам до неба. 2  
2. Ангелы будут спускаться по веревкам. 1  
3. Люди будут соревноваться, кто быстрее доберется до облака. 1 +
4. Появится новая госслужба: служба безопасности движения по веревкам между небом и землей. 2 +
5. Огородники, чтобы полить огород, будут выбирать облако побольше и тянуть его к своему участку. 1 +
6. Ученые создадут исследовательские институты по изучению и использованию этого явления. 1 +

Вернуться к оглавлению

 

Приложение №2

ТЕСТ ТОРРЕНСА

Вербальная батарея

БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994  

Возраст /3 лет Класс_____7____Пол______ Ж ______

 

Таблица №1. Результаты первичной обработки.

 

№ ответа

Номер субтеста

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы

Причины

Следствия

Улучшение предмета

Необыч­ное испо­льзование

Необыч­ные во­просы

Необычная ситуация

0 Кат 0 Кат 0 Кат 0 Кат 0 Кат 0 0 Сдвиг
1 1 1/6 0 1? 0 11 2 3 0 4/7 0 2  
2 0 11 2 7 0 2 0 10 0 7 1 1  
3 0 8 2 2 1 11 1 17 0 3 4 1 +
4 1 7 2 8 2 7 0 10 0 1   2 +
5 1 1 1 11/13 2 10     2 2   1 +
б 1 5 0 11         2 3   1 +
7 2 2 2 5         2 б      
8 0 4 2 4         0 7      
9 0 14 1 5/12                  
10 2 1/12 2 5                  
11 2 7                      
12 2 12                      
13 2 5                      
14 2 15                      
15 2 17                      

Расчет стандартных баллов

 

 - норма       - выше нормы

 - очень высоко  - выше нормы

 

Таблица №2. Суммирование первичных результа­тов. Стандартные баллы.

 

№ субтеста Беглость Гибкость Оригинальность ВК
1 15 12 18

Вербальная креативность

2 10 8 14
3 5 4 5
4 4 3 3
5 8 6 б
6 3   5
7 б 4 8
Сумма баллов 51 37 59
Т-баллы 53,3 68,6 78,1 66,7

 

Графическое представление результатов

 

Заключение.

Вербальная креативность развита выше нормы. При этом ее структура неоднород­на: Беглость — соответствует норме. Гибкость — выше нормы, а по параметру «Ори­гинальность» девочка продемонстрировала очень высокий результат.

Таким образом, у девочки наиболее ярко выражена стержневая способность вер­бальной креативности — способность оригинально мыслить, предлагая много нео­бычных и нестандартных идей, которые отличаются также и значительным разнообразием, о чем свидетельствует показатель «Гибкость».

Важно отметить, что самые высокие баллы по Оригинальности (а также по Бегло­сти и Гибкости) девочка получила в субтестах «Вопросы» и «Причины», которые в большей степени связаны с «научным» (причинно-следственным) мышлением. Воз­можно, именно область научных исследований в будущем станет сферой реализа­ции творческого потенциала обследуемой.

В поведении девочки можно ожидать проявления независимости и нонконфор­мизма, свойственные людям с высокими оценками по показателю «Оригиналь­ность». Скорее всего, эти проявления не будут осложнить отношения обследуемой с окружающими, так как, помимо нестандартности, ее мышление отличается логично­стью и хорошим пониманием причинно-следственных связей.

Вернуться к оглавлению

 

ГЛАВА 3. ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ

Описание субтестов.

Невербальная батарея включает в себя три субтеста, направлен­ных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения.

СУБТЕСТ №1 «Создание рисунка» — является воплощением ориги­нальной идеи Е.Торренса. Обследуемым предлагается нарисовать кар­тинку, при этом в качестве отправной точки необходимо использовать определенный элемент. Этот элемент представляет собой цветное ова­льное пятно, напоминающее довольно обычные предметы.

СУБТЕСТ №2 «Незаконченные фигуры» — является адаптацией ри­суночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлага­ется дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальт-психологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздер­живаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы.

СУБТЕСТ№3 «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом дан­ного субтеста являются 30 пар параллельных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какое-либо изображение. Таким обра­зом, обследуемый должен предлагать различные идеи на основе одного и того же стимула, преодолевая ригидность мышления.

На выполнения каждого субтеста отводится 10 минут. Художест­венный уровень в рисунках не учитывается, самое важное — зало­женная в них идея. Умение писать требуется только для того, чтобы дать названия рисункам. Если ребенок не умеет писать, то придуман­ные им названия записываются психологом.

Процедура тестирования.

Условия тестирования.

Тестирование образной креативности, так же, как и вербальной, должно проходить в игровой творческой атмосфере. Обстановка ни в коем случае не должна ассоциироваться с ситуациями экзамена, вы­полнения упражнений, решения задач. Только комфортная, ненапря­женная и доброжелательная атмосфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обследуемыми. Название Тестовой тетради «Выра­зи свои идеи с помощью рисунков» помогает им понять общую суть всех заданий.

Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и по­знакомиться с нюансами тестирования, описанными в Методическом руководстве.

Каждый обследуемый должен иметь Тестовую тетрадь, простые и цветные карандаши. Образную часть методики можно проводить групповым способом с детьми любого возраста. Но не следует прово­дить тестирование в разновозрастных, а также в больших по числен­ности группах детей. Нормальное количество обследуемых в группе — 15-30 человек. В детских садах лучше работать в маленьких груп­пах по 5-10 человек или индивидуально.

Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к образным заданиям и не устают работать, поэтому тестирование чаще всего удается провести за один раз. На проведение образной батареи уходит примерно 45 минут: 30 минут — выполнение субте­стов, 10-15 минут — раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых.

Вернуться к оглавлению

Общая инструкция.

Если образная часть методики проводится после вербальной, то, прежде чем раздать Тестовые тетради с образными субтестами, психолог должен сделать небольшое вступление:

«В предыдущих заданиях ты выражал свои идеи словами. А сейчас попробуй выразить их другим способом: с помощью ри­сунков и изображений. Постарайся максимально проявить свое воображение и творческие способности. Я уверен(а), что ты хо­рошо справишься с этими заданиями и получишь при этом насто­ящее удовольствие.»

Если проводится только образная батарея, то Тестовые тетради раздаются сразу. Обследуемые записывают в них сведения о себе и вместе с психологом начинают читать общую инструкцию к образным субтестам:

«Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе потребуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисун­ков, изображений.

При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хорошо справится с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие.

Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому ста­райся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя поя­вятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.»

Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. В процессе тестирования важно постоянно под­держивать доброжелательные, теплые и непринужденные отноше­ния с обследуемыми. В ходе объяснения инструкций запрещается приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает оригина­льность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов.

При работе с маленькими детьми в детском саду или начальной школе психологу потребуются один-два ассистента для проведения тестирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.058 с.)