Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перевод в шкальные значения.
Обобщенный показатель «Вербальная креативность». В качестве шкальных значений Е. Торренс предложил использовать Т-стандартные баллы. Т-шкала имеет М = 50 и s = 10. Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по Беглости, Гибкости и Оригинальности. Для перевода сырых значений Беглости, Гибкости и Оригинальности в Т-стандартные баллы используется формула: , где i — порядковый номер обследуемого; Ti — шкальное значение показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность) у данного обследуемого; Xi — сырая оценка показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность) у данного обследуемого; М — среднее арифметическое значение показателя (Беглость, Гибкость или Оригинальность), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №3); s — стандартное отклонение значений показателя (Беглость, Гибкость, или Оригинальность), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №3). Нормативные данные (М и s), необходимые для получения Т-баллов, представлены в Таблице №3 (стр. 112). В выборку вошли дошкольники и учащиеся школ Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Якутска и Воркуты. Общий объем выборки 969 человек в возрасте от 6 до 17 лет. Объем выборки по возрастам указан в таблице. В Таблице №4 представлены нормативные данные, полученные Е. Торренсом. В выборку вошли учащиеся школ и колледжей различных штатов США, представители различных рас и этнических групп. В обе выборки не включались умственно отсталые, слепые, глухие, социально дезадаптированные учащиеся. Для получения обощенного показателя «Вербальная креативность» (Твк) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (Тв), Гибкости (Тг) и Оригинальности (То) и поделить сумму на три:
Пример полной обработки вербальной батареи с расчетом Т-бал-лов по Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности приведен в Приложениях №№1,2. Внимание: При оценке Оригинальности в Приложениях №№1 и 2 использовались списки ответов для российской обобщенной выборки 5-16 лет. Природа творческого мышления еще до конца не изучена, поэтому следует очень осторожно подходить к понятию нормы. Так как известно, что нормативные данные сильно зависят от объема и состава выборки, необходимо дальнейшее уточнение данных, приведенных в Таблице №3, по мере увеличения числа обследованных по тесту Е. Торренса. Если объем изучаемой Вами выборки достаточно велик, можно подсчитать значения М и а для данной группы и пользоваться этими внутригрупповыми стандартами при переходе к стандартным Т-баллам.
Таблица № 3. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности. (Российская выборка)
Таблица №4. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения (s) показателей вербальной креативности. (Американская выборка)
Вернуться к оглавлению
2.4. Интерпретация основных показателей вербальной креативности. Тесты на креативность дают возможность оценить творческие потенциальные возможности людей, которые могли бы остаться незамеченными. Е. Торренс отмечал, что показатель «Вербальная креативность» более стабильно и надежно отражает общую креативную энергию личности. Для того, чтобы описать качественное своеобразие креативности человека, выделить ее сильные и слабые стороны, необходимо проанализировать структуру креативных способностей: уровни выраженности отдельных показателей — «Беглость», «Гибкость» и «Оригинальность». Люди с одинаково высоким уровнем Вербальной креативности, но с разными пиками по отдельным ее показателям, будут отличаться качественным своеобразием в проявлении своих творческих способностей.
Для качественной характеристики количественных значений (в Т-баллах) Беглости, Гибкости, Оригинальности и Вербальной креативности Е. Торренс предлагает следующую таблицу:
Для интерпретации качественного своеобразия креативности также может быть полезной следующая информация. Вербальная беглость. Этот показатель отражает способность человека предлагать большое количество идей в вербальной форме. Если обследуемый имеет высокое значение показателя «Беглость», важно посмотреть — с высокими или низкими показателями «Гибкость» и «Оригинальность» он будет сочетаться. Личность, обладающая небольшим запасом креативной энергии, будет давать много однообразных, банальных ответов и иметь высокий балл по Беглости, но низкий по Гибкости и Оригинальности. Необходимо отметить, что Беглость в различных вербальных субтестах связана с различными мыслительными процессами. Например, подросток постоянно попадающий в сложные ситуации в школе, скорее всего, будет демонстрировать высокую Беглость в субтестах «Улучшение игрушки» и «Необычное использование», но получит невысокие оценки по этому показателю в субтестах «Причины» и «Следствия». Вербальная гибкость. Этот показатель отражает способность человека предлагать разнообразные идеи, подходить к проблеме с разных сторон, использовать различные стратеги и решения. Полезно сопоставлять данные по вербальной Гибкости и Беглости. Человек с невысокой Гибкостью дает только узки и спектр возможных ответов. Это может быть следствием ригидного способа мышления, недостатка опыта, ограниченной интеллектуальной энергии или низкой мотивации. Высокая Гибкость отражает обратные закономерности. Однако высокая, по сравнению с Беглостью, Гибкость может характеризовать личность, которая скачет от одной идее к другой и не способна сосредоточиться на одной мысли, чтобы развить ее. Вербальная оригинальность. Этот показатель отражает способность человека предлагать идеи, отличные от очевидных, общепринятых и банальных. Фактически оригинальные решения требуют способности воздерживаться от выдвижения первого пришедшего в голову ответа, который, как правило, бывает простым и стандартным. Люди, имеющие высокий балл по Оригинальности, как правило, обладают большим запасом интеллектуальной энергии и являются нонконформистами. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно Вербальная креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Как уже отмечалось, именно этот факт, скорее всего, объясняет значимые различия в уровне развития Вербальной креативности, которые наблюдаются после девяти лет между российской и американской выборками (Таблицы №№3, 4). Рост Вербальной креативности, который отмечается у американских школьников и после девяти лет, вероятно, связан со спецификой американской системы образования, в которой значительное внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся.
Вернуться к оглавлению
Приложение №1. ТЕСТ ТОРРЕНСА Вербальная батарея БЛАНК ОТВЕТОВ
ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994 Возраст /3 лет Класс_____ 7 ____Пол______ Ж ______
Вернуться к оглавлению
Приложение №2 ТЕСТ ТОРРЕНСА Вербальная батарея БЛАНК ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ФИО___________ Светлана Ц. __________Дата 14.04.1994 Возраст /3 лет Класс_____7____Пол______ Ж ______
Таблица №1. Результаты первичной обработки.
Расчет стандартных баллов
- норма - выше нормы - очень высоко - выше нормы
Таблица №2. Суммирование первичных результатов. Стандартные баллы.
Графическое представление результатов
Заключение. Вербальная креативность развита выше нормы. При этом ее структура неоднородна: Беглость — соответствует норме. Гибкость — выше нормы, а по параметру «Оригинальность» девочка продемонстрировала очень высокий результат. Таким образом, у девочки наиболее ярко выражена стержневая способность вербальной креативности — способность оригинально мыслить, предлагая много необычных и нестандартных идей, которые отличаются также и значительным разнообразием, о чем свидетельствует показатель «Гибкость».
Важно отметить, что самые высокие баллы по Оригинальности (а также по Беглости и Гибкости) девочка получила в субтестах «Вопросы» и «Причины», которые в большей степени связаны с «научным» (причинно-следственным) мышлением. Возможно, именно область научных исследований в будущем станет сферой реализации творческого потенциала обследуемой. В поведении девочки можно ожидать проявления независимости и нонконформизма, свойственные людям с высокими оценками по показателю «Оригинальность». Скорее всего, эти проявления не будут осложнить отношения обследуемой с окружающими, так как, помимо нестандартности, ее мышление отличается логичностью и хорошим пониманием причинно-следственных связей. Вернуться к оглавлению
ГЛАВА 3. ОБРАЗНАЯ БАТАРЕЯ Описание субтестов. Невербальная батарея включает в себя три субтеста, направленных на измерение разных аспектов образной креативности. Во всех субтестах задания требуют ответов в форме некоторого рисунка, изображения. СУБТЕСТ №1 «Создание рисунка» — является воплощением оригинальной идеи Е.Торренса. Обследуемым предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве отправной точки необходимо использовать определенный элемент. Этот элемент представляет собой цветное овальное пятно, напоминающее довольно обычные предметы. СУБТЕСТ №2 «Незаконченные фигуры» — является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим путем согласно законам гештальт-психологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые образы. СУБТЕСТ№3 «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом данного субтеста являются 30 пар параллельных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какое-либо изображение. Таким образом, обследуемый должен предлагать различные идеи на основе одного и того же стимула, преодолевая ригидность мышления. На выполнения каждого субтеста отводится 10 минут. Художественный уровень в рисунках не учитывается, самое важное — заложенная в них идея. Умение писать требуется только для того, чтобы дать названия рисункам. Если ребенок не умеет писать, то придуманные им названия записываются психологом. Процедура тестирования. Условия тестирования. Тестирование образной креативности, так же, как и вербальной, должно проходить в игровой творческой атмосфере. Обстановка ни в коем случае не должна ассоциироваться с ситуациями экзамена, выполнения упражнений, решения задач. Только комфортная, ненапряженная и доброжелательная атмосфера, стимулирующая творчество, позволяет получить надежные и валидные результаты тестирования. Слова «тест», «субтест», «тестовая тетрадь», «упражнения» не следует произносить перед обследуемыми. Название Тестовой тетради «Вырази свои идеи с помощью рисунков» помогает им понять общую суть всех заданий. Психологу необходимо предварительно изучить инструкции и познакомиться с нюансами тестирования, описанными в Методическом руководстве. Каждый обследуемый должен иметь Тестовую тетрадь, простые и цветные карандаши. Образную часть методики можно проводить групповым способом с детьми любого возраста. Но не следует проводить тестирование в разновозрастных, а также в больших по численности группах детей. Нормальное количество обследуемых в группе — 15-30 человек. В детских садах лучше работать в маленьких группах по 5-10 человек или индивидуально. Обычно обследуемые (даже маленькие дети) проявляют интерес к образным заданиям и не устают работать, поэтому тестирование чаще всего удается провести за один раз. На проведение образной батареи уходит примерно 45 минут: 30 минут — выполнение субтестов, 10-15 минут — раздача необходимых материалов, знакомство с инструкциями, ответы на вопросы обследуемых. Вернуться к оглавлению Общая инструкция. Если образная часть методики проводится после вербальной, то, прежде чем раздать Тестовые тетради с образными субтестами, психолог должен сделать небольшое вступление: «В предыдущих заданиях ты выражал свои идеи словами. А сейчас попробуй выразить их другим способом: с помощью рисунков и изображений. Постарайся максимально проявить свое воображение и творческие способности. Я уверен(а), что ты хорошо справишься с этими заданиями и получишь при этом настоящее удовольствие.» Если проводится только образная батарея, то Тестовые тетради раздаются сразу. Обследуемые записывают в них сведения о себе и вместе с психологом начинают читать общую инструкцию к образным субтестам: «Тебе предстоит выполнить три увлекательных задания. Тебе потребуются воображение и творческие способности для того, чтобы придумать новые идеи и выразить их с помощью рисунков, изображений. При выполнении каждого задания попробуй придумать что-то интересное и необычное, чего бы не смог придумать никто другой, кроме тебя. Постарайся дополнить и развить свои идеи так, чтобы у тебя получились интересные рассказы-картинки. Ты сможешь хорошо справится с этими заданиями. Но главное, что ты получишь при этом настоящее удовольствие. Время выполнения заданий будет ограничено, поэтому старайся работать быстро, но без лишней спешки. Если у тебя появятся вопросы во время выполнения заданий, не задавай их с места. Подними руку и ведущий к тебе подойдет.» Если у обследуемых нет вопросов, можно переходить к работе над первым субтестом. В процессе тестирования важно постоянно поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с обследуемыми. В ходе объяснения инструкций запрещается приводить примеры возможных ответов. Это уменьшает оригинальность и, в некоторых случаях, снижает общее количество ответов. При работе с маленькими детьми в детском саду или начальной школе психологу потребуются один-два ассистента для проведения тестирования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.058 с.) |