Суммирование первичных результатов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суммирование первичных результатов



Первичная обработка результатов в соответствии с правилами, описанными в предыдущих разделах (п.п. 3.3.2.-3.3.6.) осуществля­ется в Тестовой тетради (см. Цветное приложение). Рисунки, которые при подсчете показателя «Беглость» были признаны неадекватными, вычеркиваются. Рядом с адекватными рисунками записываются буквенные обозначения тех показателей, которые оцениваются в данном субтесте, и подсчитанное количество сырых баллов: Б — Беглость, 0 — Оригинальность, Н — Абстрактность названия, Р — Разработанность, 3 — Сопротивление замыканию.

Далее следует переходить к суммированию результатов. Для это­го необходимо заполнить Таблицу №1 «Суммирование первичных ре­зультатов» на Бланке фиксации результатов (Приложение №3).

Для получения суммы баллов по показателям «Беглость», «Оригина­льность», «Разработанность», «Абстрактность названий», «Сопротивле­ние замыканию» в каждом субтесте необходимо сложить баллы, кото­рые получил по этим показателям каждый рисунок. Баллы за Разработанность, полученные обследуемым в каждом из образных суб­тестов, переводятся в обобщенные сырые баллы по Таблице №2 на Бланке фиксации результатов и затем уже заносятся в Таблицу №1.

Для получения суммы баллов по всем показателям для образной батареи в целом следует сложить баллы во всех колонках Табли­цы №1. Следует напомнить, что некоторые показатели образной кре­ативности подсчитываются не во всех субтестах. Например, для по­лучения сырых баллов по Беглости суммируются данные второго и третьего субтестов. Сопротивление замыканию подсчитывается толь­ко во втором субтесте. А вот для получения сырых баллов по Ориги­нальности суммируются данные во всех трех субтестах плюс возмож­ный бонус за объединение во втором и третьем субтестах и т. д.

Для подсчета обобщенного показателя Образная креативность, для сравнения Беглости, Оригинальности, Абстрактности назва­ния, Разработанности, Сопротивления замыканию и Образной креа­тивности в целом у разных людей, а также для понимания сильных и слабых сторон образного креативного мышления полученные суммы баллов (сырые оценки по всем показателям) необходимо перевести в шкальные значения.

3.3.8. Перевод в шкальные значения. Обобщенный показа­тель «Образная креативность».

В качестве шкальных значений в образной батарее также исполь­зуются Т-стандартные баллы (М=50 и а=10).

Переход к Т-баллам осуществляется отдельно по каждому показа­телю («Беглость», «Оригинальность», «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию»). Для перевода сы­рых значений в Т-баллы используется формула:

, где

I — порядковый номер обследуемого;

Ti — шкальное значение показателя (Беглость, Оригинальность, Раз­работанность, Название, Замыкание) у данного обследуемого;

Xi — сырая оценка показателя (Беглость, Оригинальность, Разрабо­танность, Название, Замыкание) у данного обследуемого;

М — среднее арифметическое значение показателя (Беглость, Ориги­нальность, Разработанность, Название, Замыкание), полученное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №7);

s — стандартное отклонение значений показателя (Беглость, Ориги­нальность, Разработанность, Название, Замыкание), получен­ное на соответствующей возрастной выборке (Таблица №7).

 

Нормативные данные (М и s), необходимые для получения Т-баллов, представлены в Таблице №7. В выборку вошли дошкольники и учащиеся школ Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Воркуты. Общий объ­ем выборки 606 человек от 6 до 15 лет. Объем выборок по возрастам указан в таблице. Выборка включала детей с различным уровнем подготовки (от гимназических классов до классов выравнивания), с различной направленностью способностей (классы с различной спе­циализацией).

В таблице №8 представлены нормативные данные, полученные Е. Торренсом. В выборку вошли учащиеся школ и колледжей различ­ных штатов США, представители различных рас и этнических групп.

Анализ тенденций изменения М и а в зависимости от возраста по обеим таблицам позволил нам прийти к выводу, что статистически зна­чимые различия между российскими и американскими данными отсут­ствуют. Наши данные близки данным Е. Торренса и по уровневым ха­рактеристикам, и с точки зрения прослеживающихся в них тенденций (по всем показателям, кроме «Абстрактности названий», нет роста средних значений в зависимости от возраста). Поэтому в образной ба­тарее нормативные данные Е. Торренса могут быть использованы и для российской выборки как более достоверные с учетом большого объема американской выборки.

 

Таблица №7. редне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения ( s ) показателей Образной креативности (Российская выборка).

 

Возраст

Объем выборки

Беглость

Оригинальность

Разработанность названий

Абстрактность

Сопротивление замыканию

    М s М s М s М s М s
6-7 лет 97 21,0 73 15,9 11,0 9,2 5,3 3,9 3,6 5,6 3,5
8-9 лет 81 20,3 6,6 12,6 7,6 4,7 1,9 4,1 4,0 7,7 3,6
10 лет 54 22,6 6,5 17,8 9,0 9,4 3,6 5,1 3,4 7,8 4,1
11-12 лет 190 21,5 8,2 14,6 9,5 7,6 3,3 5,4 3,6 8,6 3,8
13-15 лет 184 22,0 8,8 13,9 7,1 7,7 3,0 3,9 3,6 9,4 3,7

Таблица №8. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения показателей Образной креативности (Американская выборка).

 

Возраст

Объем выборки

Беглость

Оригиналь­ность

Разработан­ность

Абстрактность названия

Сопротивление замыканию

                     
5 лет 4863 23,7 8,7 14,9 6,8 5,7 2,9 4,3 2,9 8,9 3,9
6 лет 7603 22,9 8,3 13,4 6,1 6,1 2,0 4,4 3,0 9,6 4,0
7 лет 10095 23,3 8,0 14,2 6,0 6,4 2,1 5,4 3,3 10,1 3,9
8 лет 11697 23,4 7,8 14,7 5,9 6,9 2,2 6,2 3,3 10,6 3,8
9 лет 8873 23,1 8,0 15,5 6,1 7,3 2,4 6,7 3,2 10,5 3,7
10 лет 7995 22,8 8,1 15,9 6,3 7,6 2,5 7,0 3,2 10,8 3,8
11 лет 5052 22,1 8,0 15,7 6,2 7,3 2,4 7,0 3,2 10,5 3,6
12 лет 3338 19,0 7,3 14,0 5,8 7,6 2,5 7,0 3,2 9,7 3,7
13 лет 2288 19,5 7,6 14,2 5,8 7,7 2,5 7,7 3,5 10,3 3,8
14 лет 1376 19,7 7,8 14,3 6,2 7,7 2,5 7,2 3,4 10,0 3,6
15 лет 921 18,4 6,7 13,3 5,2 7,4 2,3 7,6 3,4 9,8 3,6
16 лет 805 18,2 7,1 13,3 5,3 7,4 2,4 7,7 3,7 9,7 3,6
17 лет 787 18,4 6,6 14,7 5,8 7,5 2,4 8,7 3,8 10,2 3,5

Для получения обобщенного показателя «Образная креативно­сть» (ТОК) необходимо просуммировать Т-баллы по Беглости (ТБ), Оригинальности (ТО), Разработанности (ТР), Абстрактности названий (ТН), Замыканию (ТЗ) и поделить эту сумму на пять:

Пример полной обработки образной батареи с расчетом Т-баллов по всем показателям Образной креативности приведен в Цветном приложении (начало обработки результатов) и Приложении №3. При оценке Оригинальности использовались списки ответов для обоб­щенной выборки 6-15 лет. При переводе сырых значений показате­лей Образной креативности в Т-баллы использовались российские нормативные данные (Таблица №7).

Вернуться к оглавлению

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.008 с.)