МДК. 02. 03 Теоретические и методические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МДК. 02. 03 Теоретические и методические основы



Практическая работа № 1

Тема работы

«Линейно-контурное изображение геометрических форм (круг, квадрат) в перспективном сокращении»

Цель работы: познакомится с линейно-контурным изображением форм (круг, квадрат) в перспективном сокращении

Общие сведения:

Основным этапом изучения дисциплины «Рисунок» является знание основ линейной перспективы.

Первое понятие, с которым сталкивается начинающий рисовальщик – это линия горизонта. Линия горизонта находится на уровне глаз. Если подниматься вверх или опускаться вниз, то в соответствии с изменением уровня глаз меняется и положение линии горизонта (Рис 3).                            

 

                                                               Рис.3

Горизонтальная линия, находящаяся на уровне глаз, совпадает с линией горизонта и изображается на рисунке горизонтально. Параллельные линии, находящиеся выше или ниже линии глаз, сходятся в одной точке на линии горизонта, хотя в действительности такой точки не существует (рис.4).                                       

 

                                                                                                                                                  

 

                                                                 Рис. 4

Перспектива может быть центральная (рис.5а), когда точка схода параллельных прямых одна и расположена в границах рисуемого объекта; и угловая, когда перспектива имеет две точки схода параллельных прямых (рис. 5б).

На рисунке 5в показаны закономерности изменения пропорций и углов куба в зависимости от его положения относительно точек схода и линии горизонта. Чем больше сокращается вертикальная плоскость куба, тем резче угол граней, попадающих в одну точку схода.

 

                                                                                                                                   

 

 

                                                     Рис. 5в

Основные законы линейной перспективы

1.Линия горизонта всегда находится на уровне глаз.

2. Все горизонтальные параллельные линии, удаляющиеся от нас, сходятся на линии горизонта в точке схода.  

3. Если параллельные линии идут от нас под прямым углом, то встречаются на горизонте в точке, называемой главной точкой схода.

4. Линии параллельные горизонту, остаются параллельными.

5. Вертикальные линии остаются вертикальными.

6. Горизонтальные линии, находящиеся ниже горизонта, поднимаются вверх, а те, что выше – опускаются.

7. Чем ниже или выше расположена плоскость относительно уровня зрения, тем больше ее раскрытие (Рис. 6)

                                                            Рис.6

 

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 2 листа А3, карандаш, ластик

Задание:

1) Выполните упражнения на развитие координации руки

Практическая работа № 2

Тема работы

«Линейно-контурное изображение геометрических форм (прямоугольник, треугольник)»

Цель работы: познакомится с линейно-контурным изображением форм (прямоугольник, треугольник)

Общие сведения:

 

Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

 

Линия - это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.

Штрих - это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 2 листа А3, карандаш, ластик

Задание:

Выполните штрихи и линии.

1) Рисуем каракули. Да, обычные каракули, единственное что нужно учитывать, это относительная равномерность этих каракуль, желательно выбрать какую-то форму (прямоугольник, допустим) и нарисовать его такой текстурой.  
2) Равномерное заполнение пространства короткими штрихами. Они не должны накладываться на друг друга и располагаться по возможности равномерно.
3) Вертикальные линии должны быть одинаковой длины, расположены на одном расстоянии друг от друга и по возможности прямыми.
4) Рисуем лабиринт. Правило одно: линия не должна пересекать саму себя, а в остальном может идти как угодно, но чем более поход рисунок на лабиринт, тем лучше.
5) Рисуем спирали по часовой и против часовой стрелки, рисуем, естественно, максимально ровно

 

2)Постройте линейно-контурное изображение геометрических форм (прямоугольник, треугольник)

Практическая работа № 3

Тема работы

«Конструктивный рисунок геометрических тел: конус, шар»

Цель работы: изобразить конструктивный рисунок геометрических тел

Общие сведения:

 

Конструктивный рисунок -это рисунок внешних контуров предметов, как видимых так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Линии построения, используя закономерности конструкции предмета, облегчают выполнение рисунка

Конус — это геометрическое тело, которое образовано совокупностью всех лучей, исходящих из точки и пересекающих любую плоскую поверхность. В месте пересечения образуется основание конуса.

Шар – это тело, состоящее из всех точек пространства, которые находятся на расстоянии, не большем данного от данной точки.

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 2 листа А3, карандаш, ластик

Задание:

1) Рисование конуса

При изображении конуса в горизонтальном положении, независимо от угла поворота и ракурсов, следует исходить из того, что поверхность круга основания конуса всегда должна быть перпендикулярна оси вращения. Поэтому большую ось эллипса, вписанного в квадрат основания конуса, необходимо строить на линиях, проведенных под прямым углом к оси конуса. Касаясь построения усеченного конуса, нужно отметить, что он, как и цилиндр, определяется нижним и верхним основаниями и их взаимным расположением, лишь с той разницей, что диаметры этих оснований различны, а большие оси эллипса по отношению к оси конуса располагаются по-прежнему под прямым углом, за исключением случаев, когда секущая плоскость проходит под другими углами Линейно-конструктивное построение геометрического тела - конус.

 

 

 

 

 

 

 

1 - собственная тень; 2 - полутон; 3 - рефлекс конуса 4- свет; 5 - падающая тень

2) Рисование шара самостоятельно

Практическая работа № 4

Тема работы

«Конструктивный рисунок геометрических тел: цилиндр, куб»

Цель работы: изобразить конструктивный рисунок геометрических тел

Общие сведения:  

 

Цилиндр — геометрическое тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя параллельными плоскостями, пересекающими её.

Куб — правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Все ребра куба равны.

Куб является частным случаем параллелепипеда и призмы.

2.Порядок выполнения практической работы:

Выполнить обучающимся рисование цилиндра

Материалы: 2 листа А3, карандаш, ластик

Задание:

1) Рисование цилиндра

Последовательность рисования цилиндра

Первый этап. Определение размеров цилиндра, основных пропорций (высоты и ширины). Нахождение его расположения на листе. Построение осевых линий. Для этого определяется положение вертикальной оси цилиндра. Перпендикулярно к ней строятся осевые линии верхнего и нижнего оснований цилиндра.

 

  Второй этап. Прорисовка овалов, передающих перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований цилиндра. Определение границ света и тени.

 

Третий этап. Нанесение светотени для выявления объема. Штрихи подчеркивают форму цилиндра. Обобщение и соблюдение верных тональных отношений в процессе завершения работы для достижения законченности рисунка.

2)   Рисование куба самостоятельно

 

  

 

Практическая работа № 5

Тема работы

«Упражнения по способам организации плоскости»

Цель работы: изобразить конструктивный рисунок геометрических тел

Общие сведения:

 

Пло́скость — одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии понятие плоскости обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии.

Следы плоскости - это линии пересечения (встречи) плоскости с плоскостями проекций

Рис.1 Следы плоскости

Следы плоскости обозначают и называют зависимости от того с какой плоскостью проекции происходит встреча плоскости. Например для плоскости α:
αH=α∩H - горизонтальный след плоскости α;
αV=α∩V - фронтальный след плоскости α;
αW=α∩W - профильный след плоскости α.
Следы плоскости пересекаются (сходятся) в точка ax, ay, az которых называют точками схода следов. Сопоставляя между собой пространственный чертеж и его плоскостную модель, мы видим, что для задания плоскости на чертеже можно использовать следы плоскости. Этот способ обладает рядом преимуществ перед другими вариантами: во-первых, сохраняется наглядность изображения, что позволяет легко представить положение плоскости в пространстве; во-вторых, при задании плоскости следами требуется указать только две прямые (в системе плоскостей проекций H и V) вместо четырех (параллельные прямые) или шести (треугольник).

2.Порядок выполнения практической работы:

Выполнить обучающимися построение следов плоскости

Материалы: 2 листа А3, карандаш, ластик

Построение следов плоскости бывает необходимо, когда плоскость задана прямыми, точкой и прямой и тремя точками.
Построение следов плоскости производят из условия: если прямая общего положения лежит в плоскости, то ее следы лежат на одноименных следах этой плоскости.

 

Построение следов плоскости α, заданной двумя пересекающимися прямыми

 

Построение следов плоскости

выполняют исходя из того что следы плоскости - это пересекающиеся прямые. Для проведения каждого следа на эпюре необходимы две точки:
- для горизонтального следа αH найдены bH и dH, горизонтальные следы прямых b и d соответственно;
- для фронтального следа αV найдены dV и αx, фронтальный след прямой d и точка схода следов соответственно.

 

 

Практическая работа № 6

Тема работы

«Светотеневой рисунок композиции из бытовых предметов»

Цель работы: рассмотреть виды светотеневые рисунков и изобразить самостоятельно композицию из бытовых предметов

Общие сведения:  

 

Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение света и тени, которое зависит от формы предмета.

Без светотени художник бы на смог передать объемную форму предмета на плоскости листа. Все изображаемые предметы смотрелись бы плоскими – будь то портрет человека или яблоко

Но следует знать, что светотень распределяется по поверхности предмета по своим определенным закономерностям.

Но сначала давайте запишем и запомним, какие же существуют элементы светотени:

свет — поверхность, освещённая источником света;

блик — отражение источника света;

полутень — переходная область, возникающая между областью света и собственной тенью предмета.

тень — неосвещённый или слабо освещённый участок объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное от близко лежащих предметов.

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 1 лист А3, карандаш, ластик

Задание:

1) Изобразить светотеневой рисунок композиции из бытовых предметов

Пояснение:

- изобразить светотеневой рисунок на формате А3 карандашом

- педагог предоставит бытовые предметы и соберет композицию для работы.

- передать светотень, блики и т, с помощью карандаша

Пример:  

 

 

Практическая работа № 7

Тема работы

«Тематический натюрморт в технике цветного карандаша»

Цель работы: познакомится с техникой «Цветной карандаш» и использовать знания практическом задании

Общие сведения:  

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.

 

Техника цветного карандаша

Рисование цветными карандашами отличается от рисования красками, вы не сможете просто набрать больше цвета на кончик, чтобы сделать его темнее. Поэтому, ваш главный инструмент — это сила нажима, когда вы накладываете цвет. Лучше всего начать со светлого, этим вы сохраните текстуру бумаги намного дольше. Со временем, вы разовьете механический навык менять силу нажатия на карандаш, чтобы добиться нужного эффекта.

 

Особенности и приемы использования цветных карандашей:

§ Размер рисунка – цветной карандаш лучше смотрится на небольшом формате бумаге.

§ Нажим – не вдавливайте графит, равномерный натиск убережет рисунок от расслаивания.

§ Наложение цветов – цветные карандаши обладают свойством прозрачности цвета, для создания объема и придания реалистичности используется два и больше оттенков.

§ Совмещение с простым карандашом – для создания наброска используйте простой карандаш, цветной графит почти не стирается ластиком.

§ Деталировка – важные черты наносите в конце, чтоб они не затерялись. Темные тона прорисуйте в последнюю очередь.

 

 

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 1 лист А3, карандаш,набор цветных карандашей, ластик

Задание:

1) Нарисовать тематический натюрморт в технике цветного карандаша

 

Практическая работа № 8

Тема работы

«Изображение животных с помощью геометризации»

Цель работы: рассмотреть и изобразить животных с помощью геометризации

Общие сведения:

 

Геометризация - в искусстве способ последовательного упрощения изобразительных форм путем выявления и подчеркивания их геометрической структуры: центра, вертикальных и горизонтальных осей, диагоналей

 

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 1 лист А3, карандаш,набор цветных карандашей, ластик

Задание:

Изобразить животного с помощью геометризации

 

 

 

 

 

Практическая работа № 9

Тема работы

«Упражнения по цветоведению»

Цель работы: познакомится с основами цветоведения и выполняя задания понять их принцип действия.

Общие сведения:

Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.

Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.

Цвета разделяются на:

1.Холодные – это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого.

2.Теплые – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым.

Также все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.

Ахроматические - белый, черный, и все оттенки серого.

Хроматические цвета - все спектральные и многие природные.

Полухроматические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

 

 

2.Порядок выполнения практической работы:

Задание № 1: «Виды цветов»

Перечислите цвета:

Ахроматические –___________________________________

Хроматические - ____________________________________

Задание № 2: «Качества цвета»

На заданный вопрос выберите ответ, который считаете правильным.

1. Светлота – это степень приближения к белому цвету?       

 (Да. Нет)

2. Насыщенность – это степень яркости цветового пятна?  

(Да. Нет.)

3. Цветовой тон – это цветовой признак предмета?

(Да. Нет)

4. Интенсивность – это отличие хроматического цвета от ахроматического? (Да. Нет)

Задание № 3: «Три основных волшебных цвета»

Практическая работа по смешению красок.

В 3-х стаканчиках с водой развести краски:

· Красную

· Жёлтую

· Синюю

Поочерёдно смешивать

· Красная + жёлтая = _________________________________

· Синяя + жёлтая = _________________________________

· Красная + синяя = _________________________________

Сделать вывод, записать полученные результаты.

Задание № 4: «Цвета радуги»

Записать поговорку про цвета радуги, где первая буква слова обозначает цвет радуги.

Задание № 5: «Влияние цвета на нервную систему человека»

Расставить цвета в правильные строки.

№ п.п. Цвет Характер воздействия цвета на нервную систему человека
1.   Активный, возбуждающий. При более длительном воздействии возникает утомление.
2.   Активный, способствует созданию хорошего бодрого настроения.
3.   Нейтральный, мягкий, успокаивающий.
4.   Пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов уменьшается.
5.   Резко снижает настроение.
6.   Вызывает апатию, скуку.
7.   Создаёт ощущение покоя.

Серый, красный, синий, чёрный, зелёный, белый, жёлтый

 

Практическая работа № 10

Тема работы

«Приемы и техника работы акварелью (упражнения)»

Цель работы. Знакомство с новой техникой рисования акварелью. Развитие творческих способностей, эстетический вкус, художественные умения и навыки. Расширить кругозор.

Общие сведения:

 

Акварель – клеевая водорастворимая краска. Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к профессиональным акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование.

 

  Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

1. теплые: желто-красные и желто-зеленые;

2. холодные: сине-зеленые и сине-красные;

3. теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония);

4. теплые: желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония). (рис. 3)

 

Рис. 3. Расположение родственно-контрастных групп цветов в цветовом круге В.Н. Козлова.

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 1 лист А4, акварель, карандаш, линейка, ластик, кисточки

 Задание: «Акварельная палитра».

 

Задачи: познакомиться со структурой акварельных красок (крупнозернистые и мелкозернистые), их прозрачностью и укрывистостью, приемами лессировки, терминами «акварельная капля» и «контролируемая размывка», полюбоваться красотой акварельной палитры.

Процесс: на листе акварельной бумаги (формат А3) чертим таблицу, количество вертикальных столбцов — это количество кювет в наборе красок, а горизонтальных 5 или более. Для облегчения дальнейшей работы проводим по линии графитного карандаша остро отточенным восковым мелком или любым другим воском. Используя пластиковую палитру, разводим акварельные краски до необходимой прозрачности и последовательно заполняем таблицу, постепенно насыщая тональность. В процессе работы над этим заданием учащиеся открывают для себя такие особенности акварельных красок как: их прозрачность и укрывистость. В акварели одни краски (мелкозернистые) полностью растворяются в воде и покрывают бумагу тонкой пленкой, другие (крупнозернистые) в воде находятся во взвешенном состоянии и покрывают бумагу слоем мелких крупинок. Со структурностью красок связана их прозрачность. Крупнозернистые краски — мало прозрачны; тонкие обладают значительной прозрачностью. Прозрачные, или лессировочные, краски просвечивают, под ними хорошо чувствуется светлое основание; малопрозрачные краски просвечивают плохо. Они скрывают свое основание и называются кроющими, или корпусными. Кроющие (крупнозернистые) краски хорошо воспроизводят освещенные части предметов, а прозрачные (тонкие) краски хорошо передают тени. К наиболее кроющим краскам относятся некоторые охры, зеленая хромовая, кобальт, ультрамарин и др.; к наиболее прозрачным краскам — сажа, краплак, изумрудная зелень, и др.. Так же учащиеся осваивают такие приемы как лессировка (последовательное нанесение полупрозрачных слоев краски на бумагу, первый слой может быть заложен как «по сухому», так и «по мокрому», все последующие слои кладутся на просохшие предыдущие), «контролируемая размывка» (аккуратное и ровное нанесение акварели способом размывки или же градуирования) и «акварельная капля» (это объем краски или воды, растянутый по определенной области на листе бумаги). Задание следует выполняь на листе, который должен лежать на планшете под небольшим уголом наклона относительно горизонтальной поверхности.

Практическая работа № 11

Тема работы

«Этюды плодов, ягод, цветов в технике акварели»

Цель работы: изобразить этюды плодов, ягод, цветов в технике акварели

Общие сведения:

Этюдом в живописи называют эскиз произведения, выполненный с натуры. Рисунок должен быть точен по масштабу и пропорциям отдельных элементов, но без лишней детализации картины

 

2.Порядок выполнения практической работы:

Материалы: 1 лист А3, карандаш, акварель, кисточки, ластик

Задание: «Фрукты» или «Овощи» - выполнение акварельного этюда несложной постановки в цвете.

 

Задачи: выполнить тональный и цветовой разбор постановки, передать форму, насыщенность плода, почувствовать и передать гармонию и взаимоотношения «теплого» и «холодного», используя приемы работы акварелью.

Процесс:  внимательно изучаем объект рисования, анализируем, как элементы изображения соотносятся друг с другом и на листе акварельной бумаги (формат А3) выполняем прозрачный конструктивный рисунок графитным карандашом постановки из двух предметов с натуры. Затем протираем лист мокрой губкой, что бы удалить грязь и жировые пятна, ждем пока подсохнет и выполняем живописный акварельный рисунок. Заливаем свет, тени, прорабатываем основные полутона по рисунку, где определили место каждому из них. Не забываем, что красота акварели в ее прозрачности, работаем смело, но осторожно. Используя различные приемы работы акварелью, формируем объем наполненный красочными рефлексамии, передаем светящуюся глубину цвета, взаимопроникновение теплых и холодных тонов. Писать этот этюд предпочтительнее при дневном естественном освещении и оставить лучше незаконченным, но «свежим» и «чистым», чем «замученным» и «грязным».

 

Практическая работа № 12

Тема работы

«Техника и приемы работы гуашевыми красками (упражнения)»

Цель работы: выполнить упражнения использую технику и приемы работы с гуашевыми красками

Общие сведения:

Гуашь – плотная, непрозрачная краска, после высыхания она становится бархатистой и матовой. Ею можно работать на бумаге, на грунтованном холсте, картоне или гладкой деревянной поверхности. Гуашь состоит из хорошо перетёртого пигмента, связующего вещества – гуммиарабика и пластификатора – фруктовой камеди, декстрина и глицерина. Для большей плотности в гуашевые краски обычно добавляют белила. Из-за этого после высыхания краска становится немного белесоватой. В отличие от акварели гуашь включает в себя гораздо меньше связующего и значительно большее количество пигмента. Это самая плотная, непрозрачная, «кроющая» краска Она позволяет полностью и очень чисто перекрыть неудачное место, более тёмное перекрыть более светлым цветом. Предыдущие слои сквозь неё не просвечивают, поэтому цветовые пятна очень звучны и красивы.

Для работы гуашь следует разводить до консистенции очень жидкой сметаны, но не до такой степени, чтобы краска оказалась просвечивающей. Она должна оставаться плотной, непрозрачной. Слишком жидко положенная краска при высыхании образует по границам мазков тёмные каёмки. Не следует класть гуашь и слишком густо, толстым слоем или перекрывать много раз одно и то же место – она плохо закрепится на основании и, после высыхания, будет осыпаться. Это может привести и к появлению тёмных пятен на поверхности от выступившего клея (заклеивание). Хранят гуашь при комнатной температуре в плотно закрытых банках.

Палитра – на палитру выкладывают краски из баночек, размешивают их, создают оттенки и пробуют полученные смеси. В роли палитры может быть любой плоский белый предмет, не впитывающий краску (белое блюдце, специальные палитры с углублениями, белый пластик).

Беличьи кисти слишком мягкие для гуаши, они вязнут в краске и не дают уверенного мазка. Для работы с гуашевыми красками подойдут кисти более жёсткие, чем беличьи: щетинные, колонковые, из ушного волоса. Кисти применяют круглые и плоские, разные по размеру.

Планшет – к нему крепится картон или жёсткая бумага, основа для будущей работы.

 

2.Порядок выполнения практической работы:

1.Выполнить обучающимся упражнения

 «Сухая кисть» (Рис. 1).

Для этого упражнения нужны кисти с жёсткой щетиной. Работа «сухой кистью» даёт возможность изображать много линий, проведённых в одном направлении. Это удобный приём для изображения травы, меха животных, пушистых поверхностей. На сухую кисть берётся немного краски, излишки убираются о бумагу, наносятся штрихи по гуашевому фону.

 

 

Рис. 1

«Мозаика» (Рис. 2).

Это упражнение поможет обучающимся усвоить навыки работы мазком. Каждый мазок укладывается отдельно от другого мазка, не смешиваясь с ним. Этот приём напоминает витраж или мозаику, работы, выполненные в этой технике, выглядят очень живописно.

Рис. 2.

2. Практическое применение навыков, полученных при выполнении упражнений

Рис. 3. Пушистая гуашь, сухая кисть, тонкие линии.

Рис.4. Использование трёх

основных цветов.

Практическая работа № 13

Тема работы

«Выполнение несложного пейзажа (копирование) в технике гуашевых красок»

Цель работы: выполнить несложный пейзаж в технике гуашевых красок

Практическая работа № 14

Тема работы

«Живописный этюд головы человека в технике гуашевых красок»

Цель работы: научится изображать с помощью гуашевых красок живописный этюд головы человека

Практическая работа № 15

Тема работы

«Схемы построения, мотивы и цветовое решение орнаментальных композиций»

Цель работы: создать композицию в орнаментальном стиле

Орнаментальный мотив

Фриз

Раппорт

Розетта

Линейные орнаменты - это орнаменты в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива.

Ячеистый, или раппортный, орнамент - это мотив, который повторяется и по вертикали, и по горизонтали. Это орнамент бесконечный во всех направлениях. Раппорт - элемент орнамента, его главный мотив. Обычно используют прямоугольный раппорт.

Замкнутый орнамент компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розетте). Мотив в нем или не повторяется, или повторяется с поворотом на плоскости.

Симметрия (от древнегреческого - соразмерность) - соответствие, неизменность, проявляемые при каких-либо изменениях, при повторах, при воспроизведении. Двусторонняя симметрия, например, означает, что правая и левая стороны относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.

Ось симметрии - воображаемая линия, разделяющая фигуру на две зеркально равные части. По количеству осей симметрии фигуры бывают: с одной осью симметрии, с двумя, с четырьмя, а в круге вообще бесконечное количество осей симметрии.

В изобразительном искусстве симметрия - средство создания художественной формы. Она присутствует в орнаментальной композиции и является одной из форм проявления ритма в орнаменте.

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повтора мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное свойство любой орнаментальной композиции. Характерной чертой орнамента является ритмический повтор мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты.

Ритмическое построение - это взаимное расположение мотивов в орнаментальной композиции. Ритм организует определенное движение в орнаменте: переходы от малого к большему, от простого к сложному, от светлого к темному или повторы тех же форм через определенные промежутки.

Ритм может быть:

  1. метрический (равномерный);
  2. неравномерный.

Тема работы

«Упражнения по стилизации природных форм»

Цель работы: Познакомить обучающихся с понятием «стилизация»; выполнить декоративную геометрическую стилизацию выбранного объекта (на выбор: насекомые, птицы, звери).

Практическая работа № 17

Тема работы

«История росписи дымковской игрушки»

Цель работы: изучить историю дымковской игрушки

 

1. Входной контроль:

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Наоборот, пользуется неизменным успехом и в нашей стране и далеко за ее пределами. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Легенда

 Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины.

Возникновение промысла Ежегодный спрос на глиняные свистульки и расписные шары, а также собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, предопределили судьбу Дымковской слободы. Постепенно сложились особые приемы лепки и росписи, что сделало местные игрушки узнаваемыми и востребованными.

2.Порядок выполнения практической работы:

Задание:

1) Обучающимся нужно разработать свой плакат по теме «Элементы Дымковской игрушки», формат А3

2) Обучающимся нужно изготовить заготовку для росписи Дымковской игрушки



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.195 с.)