Тема 4.2. Психология межличностных и межгрупповых взаимоотношений Практическое занятие №8 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2. Психология межличностных и межгрупповых взаимоотношений Практическое занятие №8



 

Тема: Социальные статусы и роли.

 

Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных теоретических знаний для выполнения практических заданий при составлении статусного портрета человека.

 

Практические задания:

Задание №1

Укажите принадлежность перечисленных персонажей к тому или иному статусу:

 

учитель, принц, дворянин, отец, профессор, россиянин, сын, флегматик, сестра, богатый, англичанин, гений, горожанин, Папа Римский, мужчина, раб, король, студент, спортсмен

 

Предписанный статус Достигнутый статус
   
   

 

Задание №2

Содержание социального статуса.

 

Статус требует от человека определенного поведения. Социологи говорят о существовании статусных прав и обязанностей.

 

Определите, какими правами и обязанностями наделены:

 

Президент, глава администрации, врач, педагог, продавец, библиотекарь, спортсмен, адвокат, парикмахер, студент, родитель, прокурор.

 

Каждому студенту педагог определяет для анализа 2 социальные роли.

 

Например: Шофер.

 

Права: может водить машины каких-либо категорий, может сдавать экзамены на новую категорию, менять место работы, заключать контракты с работодателем, увольняться, уходить в отпуск.

 

Обязанности: обязан знать правила дорожного движения, соблюдать их, содержать машину в идеальном состоянии, вовремя ремонтировать технику, проводить техосмотры, проходить медкомиссии, соблюдать технику безопасности, выполнять указания вышестоящих.

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

 

51


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №3

Статусный портрет членов Вашей семьи.

 

Составить статусный портрет членов Вашей семьи в соответствии с предлагаемой таблицей:

 

Статус                              «Я»

 

Пол

 

Возраст

 

Раса

 

Национальность

 

Здоровье

 

Брачно-семейно-

родственный

 

Экономический

 

 

Профессиональный

 

 

Политический

 

 

Религия

 

Территориальный


 

 

52


Задание №4

Проблемные вопросы:

 

1. Может ли человек на протяжении всей своей жизни менять свой социальный статус? От чего зависит смена статуса и как он повлияет на дальнейшую деятельность человека?

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Кем Вы представляете себя в будущем? Какого социального статуса вы хотите добиться

и почему? Обозначьте свою социальную роль, перечислив права и обязанности.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

53


Практическое занятие №9

 

Тема: Конфликты и способы их разрешения.

 

Цель: Формирование у студентов системы умений и навыков использования полученных

теоретических знаний для выполнения практических заданий по конфликтологии.

 

Тестовые задания:

Задание №1

Тест «Конфликтная ли Вы личность?»

 

Инструкция:

 

В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению:

 

1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю участия;

 

б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

 

2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой? а) нет; б) только если для этого имею веские обстоятельства;

 

в) критикую по любому поводу.

3. Часто ли спорите с друзьями?

а) только если это люди необидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры — моя стихия.

 

4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от замечаний.

 

5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

 

6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

 

в) устрою скандал.

7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?

 

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

 

б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

 

Оценка результатов:

Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0.

Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

 

Запишите ответы в таблицу:

 

Вопросы 1 2 3 4 5 6 7

 

Ответы

 

Баллы

 

Итого баллов:


 

54


От 20—28 баллов -Вы тактичны и миролюбивы,уходите от конфликтов и споров,избегаетекритических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.

 

От 10—18 баллов -Вы слывете человеком конфликтным.Но на самом деле конфликтуетелишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.

 

До 8 баллов -конфликты и споры—это Ваша стихия.Любите критиковать других,но невыносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

 

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Задание №2

 

Тест «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению» (по К. Томасу) Цель: Определить стили поведения в конфликтной ситуации.

 

Инструкция:

 

Выберите то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики Вашего поведения.

 

Текст опросника:

 

1.     А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность зарешение спорного вопроса.

 

Б. Чем обсуждать то,в чем мы расходимся,я стараюсь обратить внимание на то,с чеммы оба не согласны.

 

2.     А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

 

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

 

3.     А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

 

4.     А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

 

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другогочеловека.

 

5.     А. Улаживая спорную ситуацию,я все время стараюсь найти поддержку у другого.

 

Б. Я стараюсь сделать все,чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

6.     А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

 

Б. Я стараюсь добиться своего.

 

7.     А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,чтобы со временем решитьего окончательно.

 

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить,чтобы добиться другого.

 

8.     А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

 

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то,в чем состоят все затронутые интересыи вопросы.


 

55


9. А. Думаю,что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

 

Б. Я предпринимаю усилия,чтобы добиться своего.

 

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то,в чем состоят все затронутыеинтересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию,которая может вызвать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении,если он также идетмне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю,чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. Б. Я стараюсь сделать все необходимое,чтобы избежать напряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все,чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым,я дам ему возможность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении,если он также идетмне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то,в чем состоят все затронутыеинтересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,чтобы со временем решитьего окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры,я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию,которая находится посредине между моей позицией иточкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило,я озабочен тем,чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решениеспорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной,я постараюсь пойти навстречу егожеланиям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. Б. Ведя переговоры,я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем,чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию,которая может вызвать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым,я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию,я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю,что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе,чтобы мы совместно с другимзаинтересованным человеком могли добиться успеха.


 

56


Ключ к опроснику:

 

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

 

вопроса

 
           
1       а б  
2   б а      
3 а       б  
4     а   б  
5   а   б    
6 б     а    
7     б а    
8 а б        
9 б     а    
10 а   б      
11   а     б  
12     б а    
13 б   а      
14 б          
15       б а  
16 б       а  
17 а     б    
18     б   а  
19   а   б    
20   а б      
21   б   а    
22 б   а      
23   а   б    
24     б   а  
25 а       б  
26   б     а  
27       а б  
28 а б        
29     а б    
30   б     а  

 

Соперничество -наименее эффективный способ поведения,выражается в стремлениидобиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

 

Сотрудничество -участники ситуации приходят к альтернативе,полностьюудовлетворяющей интересы обоих сторон;

 

Компромисс -соглашение между участниками ситуации,достигнутое путем взаимныхуступок;

 

Избегание -(уход),для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации,так иотсутствие тенденции к достижению собственных целей;

 

Приспособление –означает принесение в жертву собственных интересов ради другого.

 

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

 

По результатам тестирования запишите общий вывод: ____________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

57


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

Практические задания:

Задание №1

По перечисленным поведенческим характеристикам определите тип конфликтной личности:

 

· не может грамотно планировать свою деятельность; импульсивен; не контролирует себя; непредсказуем, агрессивен; в неудачах склонен обвинять других - ______________________

_______________________________________________________________________________

 

· избегает кропотливой, систематической работы; любит хорошо выглядеть в глазах других, хочет быть в центре внимания; ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью - _______________________________________________

 

_______________________________________________________________________________

 

· склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих, обладает повышенной тревожностью; скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях - ______

 

_______________________________________________________________________________

 

· малокритичен по отношению к своим поступкам, болезненно обидчив; у него завышенная самооценка, он прямолинеен и не гибок; не считается с мнениями окружающих;

подозрителен - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

· не обладает достаточной силой воли, не задумывается глубоко над последствиями своих поступков; легко внушаем, внутренне противоречив; неустойчив в оценках и мнениях;

излишне стремится к компромиссу - _______________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Задание №2

Вам предлагается конкретная ситуация. Прочитайте и письменно ответьте на поставленные

 

вопросы.

 

В коллективе отдела одного НИИ газовой промышленности за годы совместной работы сложились хорошие отношения между всеми членами коллектива. Отдел успешно справлялся с порученными заданиями.

В связи с переводом на другую работу старого начальника отдела на его должность был назначен молодой ученый, известный своими новаторскими разработками. Свою деятельность новый руководитель начал с укрепления трудовой дисциплины: была установлена регистрация времени прихода на работу и ухода с работы, внутренних командировок, установлено время приемов по личным вопросам. Он значительно расширил тематику научных исследований отдела, заключив договоры с производственными организациями в соответствии со своей научной специализацией. Задания подчиненным старался давать как можно более подробно, считая, что сотрудники недостаточно компетентны в данных вопросах и что они строго должны придерживаться инструкций.

Через некоторое время заказчики отметили ухудшение качества научных разработок отдела. В коллективе ухудшились взаимоотношения, повысилась раздражительность, начались конфликты.

Решив, что нужно оздоровить коллектив, начальник отдела предложил уйти на пенсию нескольким сотрудникам, взяв на их место молодых специалистов. Однако положение не улучшилось.


 

 

58


Вопросы:

Ваше мнение относительно возникшей ситуации и направлений ее исправления?

Определите:

 

· тип конфликта;

· состав конфликтующих сторон;

· поводы и истинные причины возникновения конфликтной ситуации;

· методы и конкретные пути разрешения конфликта.

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

59


Задание №3

Вспомните конфликтную ситуацию, свидетелем которой Вы были и проанализируйте ее,

 

ответив на следующие вопросы:

1. Определите вид конфликта.

2. Кто был инициатором конфликта?

3. Какая, по Вашему мнению, была причина конфликтной ситуации?

4. Как разрешился данный конфликт?

4. Можно было бы избежать этого конфликта и, каким образом?

 

Выполнение задания:

Описание конфликтной ситуации: __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Ответы на поставленные вопросы: __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


 

60



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 10699; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.303 с.)