Ориентировка слепоглухонемого ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировка слепоглухонемого ребенка



Прежде всего ребенок должен:

1) ознакомиться с тем помещением, где он прово­дит большую часть времени, и уметь различать в ком­нате дверь, окно, стены, пол;

2) ознакомиться со спальней, столовой, классной комнатой, коридором, лестницей, кухней, уборной и двором, знать их назначение.

3) знать расположение мебели в каждой комнате;

4) уметь по заданию педагога-воспитателя, преодо­левая сравнительно небольшое расстояние, отнести на место стул, переставить игрушки и т. д.;

5) уметь положить нужную вещь в шкаф, буфет, тумбочку и достать ее оттуда.

6) знать место своей кровати в спальне, за столом в столовой, знать, где лежат вещи, необходимые для утреннего и вечернего туалета;

7) знать, где находится посуда, таз для мытья по­суды, посудное полотенце и тряпки;

8) знать расположение мусорных корзин;

9) знать местонахождение своего горшка в горшеч­ной;

10) научиться самостоятельно ходить в знакомом помещении;

11) уметь спускаться по лестнице, держась за пе­рила и без них;

12) уметь определять местонахождение педагога по его сигналу.

III. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Слепоглухонемой ребенок является полностью не­мым, т. е. абсолютно лишенным каких бы то ни было средств общения с окружающими. Он останется на всю жизнь в таком состоянии, если не прийти ему на по­мощь средствами специальной педагогики.

Изначальным средством общения у слепоглухоне­мого являются жесты, которые он усваивает от окру­жающих людей путем подражания. Жесты возникают в процессе живого, контактного ознакомления ребенка с людьми и предметами в его повседневном быту.

Постепенно жесты заменяются дактильными слова­ми — знаками. «Дактильное слово» в данном случае надо понимать условно. Фактически эти слова-знаки все еще являются «дактильными жестами». Ребенок еще не знаком с дактильными буквами, он целостно произносит (дактилирует) пальцами «мама», «папа».

Вначале жестами обозначается только то, с чем ре­бенок постоянно сталкивается при удовлетворении своих потребностей, то, что хорошо ему знакомо и по­нятно, например ложка, чашка и т. д.

Постепенно, по мере накопления образов конкретной действительности, растет и количество жестов. Они ме­няются не только по количеству, но и по содержанию. Если вначале одним жестом ребенок обозначал воду, чашку, процесс питья, то в дальнейшем жест диффе­ренцированно отражает действительность. Разные пред­меты и разные процессы обозначаются соответствен­ными жестами. Общаясь со взрослыми, дети запоми­нают жестовое обозначение каждого из них. Важно дать каждому ребенку единое обозначение каждого взрослого, чтобы все дети одинаково обозначали опре­деленного учителя, воспитателя, няню. Постепенно на смену жестам приходят дактильные слова. Ребенок бу­дет называть каждого взрослого по имени, а в дальней­шем и отчеству.

К концу данного периода дети должны обозначать жестами и отчасти дактильными словами предметы, указанные в разделе «Ознакомление с окружающей жизнью», т. е. должны:

1) знать жестовое обозначение одежды, обуви, мебели, постельных принадлежностей, пищи, ово­щей, фруктов, животных, птиц, рыб, насекомых, рас­тений;

2) обозначать различные явления природы;

3) выражать в жестах свои желания, просьбы;

4) благодарить, выходя из-за стола после завтрака, обеда, ужина;

5) благодарить взрослых и своих товарищей за ока­занную услугу;

6) здороваться и прощаться.

7) отвечать на вопросы, правильно называть пред­меты и действия, элементарно рассказывать о «виден­ном» и пережитом.

В этот период жестовая речь является не только средством общения со слепоглухонемым ребенком, но и средством регулирования его поведения.

В режиме надо предусмотреть время для индивиду­ального общения воспитателя или педагога с каждым ребенком.

Со временем у ребенка развивается умение «слу­шать» жестовую или дактильную речь педагога.

Разговаривая с ребенком, надо всегда помнить, что рука человека обладает огромными выразительными возможностями.

Соответственным характером движений руки педагог должен передать свое отношение к ребенку. Обычно педагог должен дактилировать или жестикулировать спокойными ровными движениями. Если педагог хочет придать своему приказанию большую требовательность, то и движения пальцев должны быть более уверен­ными, отточенными.

Надо помнить, что ребенок будет подражать манере педагога.

IV. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Нормальный ребенок к дошкольному возрасту при­ходит уже с развитым двигательным анализатором. Ему доступны движения, требующие довольно сложной координации.

Совсем иная картина у слепоглухонемого. Родители из-за боязни ушибов ограничивают его в движениях, выполняя все за него сами (одевают, кормят, пере­носят).

Вялость моторного аппарата влияет и на умственное развитие слепоглухонемого. Как правило, в домашних условиях в ранний период такой ребенок малоподвижен, безразличен ко всему окружающему. В нем трудно пробудить интерес к деятельности. Постоянное ограни­чение в движении приводит и к физическому недораз­витию (к ослаблению костей, связок, мышц).

Период детства характеризуется потребностью в движении.

Вынужденное бездействие не заглушает этой потреб­ности. У слепоглухонемого начинают появляться неже­лательные движения: он бесконечно трет свои глаза, раскачивается из стороны в сторону, кружится на одном месте. Задача педагога — научить его обслуживать себя, трудиться, т. е. сделать движения целесообраз­ными.

При обучении движениям необходимо создать такие условия, при которых ребенок не мог бы ушибиться, иначе страх удвоится и надолго задержит развитие дви­гательной сферы.

Движения у слепоглухонемого ребенка должны вы­зывать не боязнь, а радость. Преодоление страха перед движением — основная задача педагога на первом этапе обучения. В этот период ребенок должен овладеть пространством, двигаться в нем свободно. Одежда не должна стеснять его движений.

Обучение движениям происходит как в режимные моменты, так и на специальных занятиях.

Слепоглухонемого ребенка надо учить правильно подниматься на ноги, правильно стоять, ходить, лазать, бросать, бегать, прыгать.

Все действия и движения расчленяются на десятки бесконечно малых процессов. Это кропотливая работа, требующая огромного терпения.

Профессор И. А. Соколянский писал, что недели и месяцы уходят на то, чтобы новичок стал цепляться не двумя, а одной рукой, потом освободил вторую и спокойно вел себя, когда чувствует рядом знакомый запах.

При подборе упражнений и их дозировке необходи­мо учитывать физическое развитие ребенка, состояние его здоровья, предварительную подготовленность.

Педагог должен выбирать простые, жизненно необ­ходимые, понятные детям движения. Необходимо созда­вать обстановку, побуждающую ребенка к действию, движению. Например, при кормлении только слегка до­трагиваться ложкой до губ ребенка, а не вливать пищу в рот. Постепенно ребенок сам будет тянуться к ложке, активно захватывать пищу.

Зрячий ребенок расходует избыток своей физической энергии в играх. Слепоглухонемой лишен этой возмож­ности. Он не умеет играть, не может сам выдумать игры. Педагогу приходится специально обучать его игре и направлять ее ход.

Игры — это не просто развлечения. Они воспиты­вают, развивают, организуют.

Подвижные игры проводятся в помещении и на воз­духе. Эти игры усиливают процессы дыхания, кровооб­ращения, повышают обмен веществ, положительно вли­яют на физическое развитие детей.

Не следует долго производить однообразных движений. Нужна смена движений, переход от спокой­ных движений к более оживленным.

Полезны всевозможные игры с водой, например пускание плавающих игрушек, совместные игры в ку­бики с разделением обязанностей. Они приучают детей к коллективной игре. В первоначальный период взрослые непосредственно принимают участие в играх детей, пока­зывая как нужно пользоваться той или иной игрушкой.

Оборудование комнаты, участка, набор игрушек должны способствовать развитию движений.

Для развития движений нужны следующие пред­меты: разнообразные игрушки (шары, пирамиды), об­ручи, мячи разных размеров, тележки, каталки, легкие предметы для переноса (мешочки, набитые опилками, корзинки), горки с лесенкой и скатом, доски разной ширины, бревна, стремянки.

Наряду с физическими упражнениями надо прово­дить и закаливание организма. Детей приучают нахо­диться в помещении при открытых форточках (фраму­гах), а в теплые дни и при открытых окнах.

В помещении дети закатывают чулочки в любое время года. Ежедневно по вечерам моют ноги холодной водой.

Слепоглухонемого надо постепенно приучать к про­гулкам в любую погоду.;В летнее время проводятся, ежедневные обливания. На прогулке чередуют пребы­вание детей на солнце и в тени.

Гимнастические упражнения включают в себя дви­жения, имеющие наибольшее значение для физического развития слепоглухонемого.

С детьми ежедневно после подъема проводится ут­ренняя зарядка.

Благодаря гимнастике налаживается дыхание (у слепоглухонемого часто впалая грудь), повышается процесс обмена в тканях.

Занятия проводятся в хорошо проветренном поме­щении. Упражнения должны быть просты и доступны детям, активно воздействовать на все основные группы мышц. Следует чередовать работу и отдых отдельных мышечных групп.

Характер упражнений, темп их выполнения, количе­ство повторений будут совершенно различны в комп­лексах для   разных детей.

Смену комплексов следует производить постепенно.

Утренняя зарядка должна проводиться в соответ­ствующем костюме (в майке, трусах, тапочках).

По сигналу педагога дети делают различные движе­ния руками, ногами, корпусом.

Предварительно с каждым ребенком в отдельности разучивается весь комплекс упражнений.

В начале каждого занятия проводится ходьба — для разогревания организма, втягивания его в работу. За­тем проводятся следующие упражнения:

1) упражнение в потягивании, улучшающее крово­обращение в мышцах верхних конечностей и плечевого пояса, углубляющее дыхание и выпрямляющее позво­ночник;                 

2) упражнение (для мышц нижних конечностей), укрепляющее мышцы, увеличивающее подвижность в суставах нижних конечностей и перераспределяющее кровь в организме;

3) упражнения (для мышц туловища), которые ук­репляют мышцы передней стенки брюшного пресса, тазового дна и спины, увеличивают подвижность позво­ночника и улучшают деятельность органов брюшной по­лости (эти упражнения выполняются главным обра­зом лежа на спине и сидя);

4) упражнения (для мышц рук и туловища), укре­пляющие мышцы рук и плечевого пояса;

5) упражнения в растягивании (для мышц рук и ног), увеличивающие подвижность в суставах верх­них и нижних конечностей и повышающие общий обмен веществ в организме;

6) скоростные упражнения, повышающие общий об­мен веществ в связи с усилением деятельности органов дыхания и кровообращения.

После шестого упражнения (бега, прыжков) прово­дится ходьба с постепенным ее замедлением. Делается это с целью снизить общее физиологическое возбужде­ние организма, успокоить дыхание и деятельность сердца.

На этой основе составляются различные комплексы упражнений.

Для закаливания организма очень полезно заканчи­вать зарядку обтиранием, с последующим растиранием тела сухим полотенцем. Для первых обтираний берут тепловатую воду, затем постепенно снижают темпера­туру.

Специальные занятия по развитию моторики имеют своей целью изжить недостатки в физическом развитии ребенка, развить координацию, ловкость, четкость дви­жений, укрепить кости и мышцы.

С этой целью могут быть применены следующие упражнения:

1) в положении лежа упираться ногами в ладони, подставленные педагогом;

2) садиться самостоятельно и удерживать туловище в сидячем положении (на кроватке, за столом во время еды, спустив ноги со стула);

3) производить разнохарактерные повороты и на­клоны головы;

4) расслаблять мышцы (педагог ставит ребенка на ножки, ребенок самостоятельно садится);

5) самостоятельно стоять, правильно держа голову;

6) правильно подниматься на ноги;

7) брать и класть различные вещи (используются различные коробки, пирамидки, разборные игрушки);

8) собирать и переносить мелкие вещи;

9) выполнять простейшие поручения;

10) выполнять простейшие движения с флажками, платочками, погремушками (поднять, помахать, посту­чать);

11) ходить с поддержкой взрослого;

12) ходить с опорой (держась за колясочку);

13) самостоятельно ходить по прямой и наклонной ограниченной поверхности (по ковру, дорожке, по доске (25—30 см), положенной на земле);

14) ходить, преодолевая естественные препятствия (бугорки, канавки, трава);

15) перешагивать через лежащие на полу предметы (веревочка, палка, доска);

16) легко пружинить ногами, слегка приседая;

17) подниматься и опускаться по лестнице (держась, за перила и без них);

18) подходить к педагогу по сигналу;

19) ходить по кругу, взявшись за руки;

20) ходить на некотором расстоянии друг от друга (гуськом), держась за общую веревку;

21) ходить умеренно, медленно, не шаркая ногами, не опуская головы, с естественными движениями рук;

22) ходить между специально расставленными пред­метами, не задевая их (весной и летом — катание на трехколесном велосипеде; зимой — катание на санках с горы);

23) подлезать под веревку, натянутую на высоте 50—40 см (вперед головой, опираясь на руки и не ка­саясь руками пола);

24) влезать на скамейку;

25) пролезать через обруч;

26) влезать и спускаться с гимнастической стенки приставным шагом;

27) всходить на скамейку высотой 10—15 см (боком, пятясь, кружась);

28) катать мяч по прямой (по желобу и без него);

29) катать мячи, шары от воспитателя к ребенку и обратно сидя на полу;

30) бросать мяч вверх, вниз, вдаль, в цель, в стенку;

31) бросать мяч двумя и одной рукой;

32) бросать легкие мешочки с опилками (100— 150 г).

Когда ребенок начинает уверенно и свободно ходить, можно переходить и к более сложным движениям, тре­бующим согласованной работы многих мышц и доста­точной крепости костей конечностей;

33) бежать по прямой линии с опорой (бежать, держась за веревку);

34) бежать по 'направлению к воспитателю (для бега надо создавать такие условия, чтобы ребенок мог уверенно передвигаться в пространстве,, чтобы он не мог наткнуться на предмет и причинить себе боль);

35) прыгать на месте;

36) спрыгивать с невысоких предметов (10—15 см). (Прыгать мягко, опускаясь   на полусогнутые ноги. В прыжках для слепых особенно труден отрыв от почвы. Прыгая, слепоглухонемой преодолевает чувство страха.)

Надо уделить особенно большое внимание упраж­нениям, развивающим выправку, правильную ходьбу, чувство равновесия при разных положениях конечно­стей.

V. ВОСПИТАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ КУЛЬТУРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В первоначальный период слепоглухонемой ребенок должен научиться:

1) пользоваться уборной (горшком);

2) правильно вести себя в спальне и на прогулке (спокойно сидеть во время одевания и переодевания); в столовой (знать свое место за столом, не лезть ру­ками в чужую тарелку, не трогать руками все, что сто­ит на столе, не бросать посуду на пол; знать, где лежит салфетка);

3) пользоваться мусорной корзиной;

4) сдерживать себя;

5) чутко относиться к другим детям и старшим;

6) охотно подчиняться требованиям взрослого и вы­полнять их;

7) аккуратно обращаться с игрушками и вещами;

8) эмоционально реагировать на хорошие и плохие поступки;

9) не вмешиваться в разговор старших, не переби­вать говорящего;

10) благодарить старших и своих товарищей за ока­занные услуги;

11) быть настойчивым, преодолевая препятствия..

 

ЛИТЕРАТУРА

Владимирский А. В..Содержание душевных переживаний при отсутствии зрительных и слуховых восприятий. Киев, 1910.

Грачева Е.K. Он слеп, он глух, он нем, 1909.

Ларе В. О. О работе группы слепоглухонемых. «Жизнь глухо­немых», 1935, № 17.

Лесгафт П. Ф. Лора Бриджмен. «Известия С.-Петербургской биологической лаборатории», 1910, IV, 1—3.

Мареева Р. А. Фарширование представлений основных гео­метрических форм у слепоглухонемых. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 6.

Мареева Р. А. Некоторые этапы формирования представле­ний основных геометрических форм у 'слепоглухонемых. «Доклады АПН РСФСР», 1962, № 1.

Мещеряков А. И. Некоторые проблемы образа в связи с особенностями формирования психики слепоглухонемого ребенка. «'Вопросы психологии», 1960, № 4.

Мещеряков А. И. Некоторые особенности обучения и воспи­тания слепоглухонемых детей. «Доклады АПН РСФСР», 1961, № 3.

Мещеряков А. И. Слепоглухонемота. Ст. в Большой ме­дицинской энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1963.

Попов И. С. О работе со слепоглухонемыми. «Начальная школа», 1946, № 9.

Розенфельд Ф. С. Материалы к психологии слепоглухонемых, «Труды Ленинградского Педагогического института им. А. И Гер­цена». Л., 1941.

Розенфельд Ф. С. K развитию представлений слепоглухо­немых и обучении. «Труды Ленинградского института 'слуха и речи», 1947, VII.

Рубинштейн С. Л. Несколько замечаний к психологии сле­поглухонемых. «Труды Ленинградского педагогического института ям. А. И. -Герцена», 1941, XXXV.

Скороходова О. И. Письма М. Горькому. «Жизнь глухо­немых», 1940, № 7.

Скороходова О. И. Неустанно работать над собой. «Жизнь глухонемых», 1941, № 3.

С к о р о х о д о в а О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

Соколянский И.А.  Методика цепных звеньев. «Вопросы рефлексологии», 1926, №1.

С о к о л я н с к и й И. А. Слепоглухонемые. «Друг детей», 1927, 9. Соколянский И.А. Учреждение для слепоглухонемых. «Всесвита», 1927, 1.

С о к о л янск и й И. А. О пальцевой речи глухонемых. «Жизнь глухонемых, 1941, №

Со ко л я н ск и й И. А. Формирование личности при отсутствии зрительных и слуховых впечатлений. В сб.: «К 30-летию Октябрь­ской революции». М., Изд-во АН СССР, 1947.

С око ля нский И. А. Несколько замечаний о слепоглухоне­мых. В кн.: О. И. Скороходова. Как я воспринимаю и пред­ставляю окружающий мир. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

С о к о л я я с к и й И. А. Начальный период воспитания слепо­глухонемых детей. В сб.: «Питания психологии навчання и вихо-вання». Киев, 1960.

С о к о л я нс к и й И. А. и Мещеряков А. И. (ред.) Об. «Обучение и воспитание слепоглухонемых». «Известия АПН" РСФСР». Вып. 121, 1962.

Шкловский М. Л. Тактильно-вибрационная чувствительность у детей с расстройствами слуха, речи я зрения. «Труды Ленинград­ского института слуха и речи», 1940, III.

Якимова Ю. А. Опыт работы.со слепоглухонемыми детьми. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1939, III.

Якимова Ю. А. Методика первоначального образования сле­поглухонемых. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1947, VII.

Якимова Ю. А. Работа со слепоглухонемыми. «Жизнь глу­хонемых», 1940, № 8.

Ярмоленко А. В. 'К вопросу о формах речи у слепоглухо­немых. «Труды Ленинградского института слуха и речи», 1939, III.

Ярмоленко А. В. Психология слепоглухонемых до обучения. «Советская невропсихиатрия», 1941, VI.

Ярмоленко А. В. Вопросы психологии речи слепоглухонемых детей. «Труды Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена»,  1946, 53.

Ярмоленко А. В. Представления времени у слепоглухонемых. «Труды Ленинградского института мозга им, В. М. Бехтерева», 1947, XVIII.

Ярмоленко А. В. Классификация слепоглухонемоты. «Тру­ды Ленинградского института слуха и речи», 1947, VII.

Ярмоленко А. В. Сон и сновидения слепоглухонемых «Труды Ленинградского института мозга им. В. М. Бехтерева», 1949, XV.

Ярмоленко А. В. Развитие обоняния при потере слуха и зре­ния, «Ученые записки ЛГУ», 1948, 109..

Ярмоленко А. В. Формирование пространственных представ­лений на ограниченной сенсорной основе. Проблемы психологии. Изд. Л'ГУ, 1948.

Ярмоленко А. В. Вкусовое чувство и ротовое осязание у слепоглухонемых. Проблемы психологии. Изд. ЛГУ, 11948.

 

Ярмоленко А. В. Тактально-вибраторная чувствительность при потере слуха и зрения. «Ученые записки ЛГУ», 1949, 119.

Ярмоленко А. В. Развитие сознания при крайнем ограниче­нии сенсорики». «Ученые записки ЛГУ», 1949, 119.

Ярмоленко А. В. Начальный период обучения слепоглухоне­мых. В сб.: «Питания психологии навчання и виховання». Киев, 1961.

Ярмоленко А. В. Очерки психологии слепоглухонемых. Д., 1991.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цредисловие.............. 3

Часть первая. Первоначальное обучение и развитие

слепоглухонемого ребенка  .........  5

1. Определение слепоглухонемоты.......  5

2. Своеобразие обучения слепоглухонемых....  6

3. Слепоглухонемой ребенок до обучения.....  8

4. Первоначальное развитие слепоглухонемого... 10

5. Примеры работы со слепоглухонемой девочкой четы­рех лет............. 16

6. Периоды (этапы) первоначального обучения слепо­глухонемого ребенка.......... 23

Часть вторая. Материалы К программе и методике пер­воначального обучения слепоглухонемых..... 27

I. Трудовое воспитание........... 29

1. Формирование навыков самообслуживания.... 30

2. Бытовой труд............ 33

3. Ручной труд............ 34

II. Ознакомление с окружающей жизнью...... 38

il. Знакомство с предметами и явлениями природы.. 40 2. Ориентировка слепоглухонемого ребенка....43

III. Средства Общения........... 43

IV. Физическое воспитание..........45

V. Воспитание элементарных навыкав культурного поведения 51. Литература............... 52

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.08 с.)