Компетентностный подход в обучении иностранному языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентностный подход в обучении иностранному языку



 

В модернизации образования получил широкое признание новый подход к процессу обучения в современной школе, так известный «компетентностный подход», как одно из главнейших концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов отбора содержания образования, определения целей обучения, организации образовательного процесса, а также оценки образовательных результатов.

В процессе обучения компетентностным подходом можно назвать подход, который соответствует следующим особенностям:

· смыслом процесса обучения является развитие у учащихся способностей решать проблемы самостоятельно в различных видах и сферах деятельности, основываясь на использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· смыслом организации процесса обучения является создание условий для формирования опыта самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, организационных, нравственных и других проблем, которые составляют содержание образования, у учащихся;

· оценка образовательных результатов базируется на анализе уровней образованности и обученности, которые учащимися достигнуты на определённом этапе обучения.

В компетентностном подходе выделяются два базовых понятия "компетенция" и "компетентность". Данные термины довольно часто рассматриваются в психолого- педагогической теории и практике обучения иностранным языкам как синонимы.

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова «compete», которое переводится на русский язык, как «соответствую», «добиваюсь, «подхожу». Этот термин широко используется в педагогической и психологической литературе. Однако в последнее время к данному термину появился ещё более повышенный интерес.

В современном мире компетентность понимается, как способность, развитую в результате образовательной практики и познавательной деятельности, которая основана на приобретённых знаниях учащегося, а также его жизненном и интеллектуальном опыте, наклонностях и ценностях.

Компетентностью является категория, принадлежащая сфере отношений между практической деятельностью и знанием человека. Б.Ю. Эльконин полагает, что «компетентность – это квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность [1]».

Компетентность включает в себя мотивационную, когнитивную, этическую, операционно - технологическую, поведенческую и социальную составляющие. Она всегда личностно окрашена качествами определённого человека.

Термин «компетенция» произошёл от латинского слова «competentis», что значит «способный». Данный термин широко используется в различных сферах практической и научной деятельности.

Проанализировав методическую литературу, можно проследить, что компетенция понимается комплексно. Однако в обучении иностранным языках под термином «компетенция» может пониматься узко - как совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения иностранному языку, и широко - как практико-ориентированное владение речевыми умениями, языковыми знаниями и навыками. В целом компетенция трактуется как компонент иноязычных навыков и знаний, которые обеспечивают комплексное развитие определённых умений.

Новая компетентностная модель процесса образования предполагает создание определённых условий для формирования лингвистических компетенций, «отрефлексированных обучающимися знаний и опыта коммуникации на иностранном языке, которые служат формированию профессиональной языковой личности».

Компетенции реализовывает определенные функции, выделенные на базе анализа их места и роли в обучении:

· быть условием воплощения в обучении личностных смыслов ученика и средством преодоления отчуждения ученика от образования;

· отражать социальную востребованность на молодых граждан, которые подготовлены к участию в повседневной жизни;

· задавать опыт предметной деятельности ученика, который необходим для формирования у него практической подготовленности и способности в отношении к реальным объектам действительности;

· задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения умений, знаний и способов деятельности;

· быть частью содержания разных учебных предметов и образовательных областей как метапредметных элементов содержания образования;

· соотносить теоретические знания с их практическим использованием при решении конкретных задач;

· представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.

Вероятно, что одни компетенции являются более значимыми и общими, чем другие. Появляется проблема типологии компетенций, а также их иерархии. С разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, выстраиваются три уровня:

· ключевые компетенции относятся к метапредметному содержанию образования;

· общепредметные компетенции относятся к определенному кругу образовательных областей и учебных предметов;

· предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, которые имеют определённое описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Акцентируем внимание на понятии "ключевые компетенции" [20]. Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый человек в обществе и которые могли бы применяться в различных ситуациях. Таким образом, ключевые компетенции характеризуются, как универсальные и применимые в разных ситуациях компетенции. Перечень ключевых компетенций, прежде всего, основывается на структурном представлении опыта личности и социального опыта, главных целях общего образования, а также основных видах деятельности ученика, которые позволяют ему овладевать социальным опытом, получать навыки практической деятельности в современном обществе. Учитывая данных позиции, определены следующие группы ключевых компетенций:

· Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, которое связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностями видеть и понимать окружающий его мир, ориентироваться в этом мире, осознавать своё предназначение и роль, уметь выбирать смысловые и целевые установки для своих поступков и действий, принимать решения. Такие компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит программа жизнедеятельности ученика в целом и его индивидуальная образовательная траектория.

· Общекультурные компетенции. Опыт и познание деятельности в области общечеловеческой и национальной культуры; духовно-нравственные основы человечества, жизни человека и отдельных народов; культурологические основы социальных, семейных, общественных традиций и явлений; роль религии и науки в жизни человека; компетенции в культурно - досуговой и бытовой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

· Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, которая включает элементы общеучебной, логической, методологической, деятельности. В них входят способы организации планирования, целеполагания, анализа, рефлексии и самооценки. В рамках данных компетенций определяются требования функциональной грамотности: владение измерительными навыками, умение отличать домыслы от фактов, использование статистических, вероятностных и других методов познания.

· Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в образовательных областях и учебных предметах, а также в окружающем мире. Владение современными информационными технологиями (Интернет, СМИ, аудио - видеозапись, электронная почта); средствами информации (компьютер, телефон, факс, телевизор, магнитофон, принтер, модем и т.п.); поиск, анализ и отбор необходимой информации, а также её сохранение, преобразование и передача.

· Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли клиента, гражданина, наблюдателя, члена семьи, избирателя, представителя, покупателя, потребителя, производителя. Права и обязанности в вопросах права и экономики, в области профессионального самоопределения.

· Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного, физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной самоподдержки и саморегуляции. Ученик овладевает способами деятельности в своих собственных возмоностях и интересах. Это выражаются в развитии личностных качеств, непрерывном самопознании, формировании психологической грамотности, культуры поведения и мышления. К данным компетенциям относятся забота о собственном здоровье, правила личной гигиены, внутренняя экологическая культура, половая грамотность, способы безопасной жизнедеятельности.

· Коммуникативные компетенции. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется достаточное и необходимое количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в каждом изучаемом предмета или образовательной области.

Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой в связи с модернизацией отечественного образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.01 с.)