Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место культуросферы и религиосферы в ноосферной теории
В. И. Вернадского
Изучение трудов крупнейших представителей «культурно-исторической школы» конца XIX – начала XX веков: Ф. Ратцеля[39], Н. Я. Данилевского[40], К. Н. Леонтьева[41] и других привели к мысли о необходимости определения еще двух сфер: культуросферы и ее составной части религиосферы, в связи с тем, что они имеют существенное значение для выявления места духовной музыки в современном духовном культурном пространстве и соответственно накладывает отпечаток на специфику восприятия музыкально-духовных произведений в современных условиях. Каждая из них имеет свое информационное поле и, следовательно, их вычленение никак не противоречит общей концепции учения Вернадского. В правильности такого утверждения нас убеждает подход к сущности ноосферного учения, сформулированный Тейяром де Шарденом. «Для Тейяра путь к ноосфере – это, в сущности, развертывание некоего мирового сознания»[42]. У Тейяра в построении концепции ноосферы существенную роль играют телеологические мотивы. Подключение новых категорий к уже функционирующим требует, во-первых, определения направлений взаимосвязи человека и человечества с ними и, во-вторых, ранжирования, установления иерархии между ними. Бесспорно наличие двухсторонней связи между любой из сфер и человечеством в целом и отдельным индивидуумом. Люди не только создают каждую сферу, но и сами находятся под ее влиянием. Каждая из сфер постоянно изменяется и количественно, и качественно. Накапливаясь и обогащаясь в одни периоды, сферы могут отдавать человечеству свою энергию в другие периоды больше, чем получают. Ранжирование различных категорий сферы требует определения понятия духовность. Если определить духовность как состояние, зарождающееся «на границе биосферы и социосферы» и имеющее особое назначение в процессе формирования последней, то встает вопрос о месте в этой системе культуросферы и ее составной части религиосферы. Теоретически возможны два варианта: 1) вертикальное, соподчиненное положение сфер, при котором каждая последующая входит в предыдущую, как более объемную, и 2) горизонтальное, параллельное расположение сфер, при котором каждая сфера развивается самостоятельно, взаимопроникая только в две, рядом расположенные сферы.
В обоих случаях принципиально важным является ранжирование сфер. A priori мы предлагаем параллельное расположение сфер и следующее их ранжирование. 1. Биосфера 2. Социосфера (ноосфера) 3. Эмосфера 4. Культуросфера 5. Религиосфера «Эмосфера» - термин, предложенный В. Г. Ражниковым. По его определению эмосфера образуется из «культурной» эмоциональной энергии множества людей»[43]. По определению ученого, энергия эмоций подобна энергии разума ноосферы. По мнению авторов ноосферной и эмосферной теории, эмосфера представляет собой гигантский аккумулятор, который набирает энергию в периоды эмоционального подъема и затем отдает ее в периоды социального спада. Возможен другой подход: при параллельном расположении био - и социосфер соподчиненное отношение к последней всех остальных Становления этих сфер подчиняется той же закономерности, что и этногенез, который характеризует процесс возникновения и становления народов. Одновременно с этим происходит социогенез, то есть, процесс возникновения и становления культуро- религио- эмосферы. Возникает своеобразная культуропсихология, питающаяся и питающая все названные сферы. В основе культурологической диагностики лежит ощущение. Духовность воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт. Встает вопрос о соотношении понятий «эмосфера» и культурное пространство. Нам представляется, что второе является частью более общей категории «эмосфера». Е. А. Минаев сравнивает информационное поле музыки с магнитным полем, исходящим от «соединенного человеческого сознания»[44]. Эмосфера определяется Вернадским так же как продукт жизнедеятельности всего человечества, но распространяющийся на более широкие области, в частности, и на религию. Развитие любого народа проходит либо статическим, либо динамическим путем. При статическом (или персистентном) развитии жизненный цикл каждого предыдущего поколения повторяется в каждом последующем, хотя этот путь предполагает наличие частных изменений. При динамическом развитии всегда возникает проблема «отцов и детей». У молодого поколения меняется язык, вкусы, мировоззрение, что принимается за развитие культуры. Развитие «динамических» народов может привести к полной гибели людей, составляющих этнос»[45]. Духовная музыка может принадлежать к двум сферам:
1) духовная музыка в концертном исполнении – к культуросфере, 2) музыка для культового исполнения – к религиосфере. Как и общество в целом отдельные индивиды могут находиться в статическом и динамическом состоянии. Сравнительно просто воспринимается духовная музыка статически мыслящими людьми, но сложнее – находящимся в динамике относительно этой музыки. Здесь возможны противоположные результаты: осмысление и приятие, полное неприятие. В каждом творении искусства содержится три элемента: «ремесленная работа, мысли и пассионарность художника, «перелившего» часть своей энергии в свое произведение»[46]. Уровень восприятия во многом зависит от информационной насыщенности последней составляющей. Резюме Земля имеет несколько оболочек, возникших в определенных условиях. Наличие биосферы, ноосферы, эмосферы, социосферы, техносферы (в широком смысле слова, включая искусство, науку, литературу), антропосферы высказано в трудах Вернадского – основоположника учения о биосфере и ноосфере и его последователя И. И. Мочалова. Культуросфера и религиосфера органично вливаются в эту систему, взаимодействуя и формируя эмосферу. Вопросы и задания для самоконтроля по главе 6 «Учение В.И. Вернадского о месте культуры в ноосфере» 1. В чем сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере 2. определите место культуросферы в учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере 3. Назовите имена последователей В.И.Вернадского, развивших далее его учение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.) |