Духовная музыка в современном информационном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная музыка в современном информационном обществе



В музыкально-педагогическом процессе более чем где-либо необходимо осмысленное использование технологий, опирающихся на концепцию информационного единства мироздания. Развитие всего комплекса наук, переставших быть раздельно философскими, педагогическими или музыковедческими привело к необходимости «информационно-полевого» подхода к восприятию музыки вообще и духовной музыки в частности. Видный исследователь В.С. Кущ в этой связи пишет: «Человек и Вселенная объединены процессами обмена информации на основе Вечного Ритма»[11]. Главный смысл этого высказывания мы видим в следующем: то, что мы получаем через музыку, является не просто сочетанием звуков, ритма, содержания, но информацией. Именно духовная информация является главной составляющей духовной музыки, которая никогда не исчезала из жизненного пространства человека, из его биоэнергетического поля. К настоящему времени и у информациологов начало складываться представление о взаимосвязи категорий «информация», «духовность», и «духовная музыка».

Контакт с музыкально-информационным полем возможен и при отсутствии музыкального инструмента, так как работа внутреннего слуха, в том числе «пропевание про себя», является одной из форм музицирования. Не отказывая в справедливости выводов Минаева[12], необходимо отметить, что уровень мысленного контакта является одним из элементов восприятия музыкально-информационного поля. Усиление и изменение духовной деятельности, духовная работа опосредованно влияют и на мировоззрение человека, его мыслительную деятельность, и на культуру восприятия духовной музыки.

Представляется, что именно такой смысл вкладывали В. П. Казначеев и Е. А. Спирин в свою мысль о том, что «организм функционирует как частица беспредельной космопланетарной полевой среды»[13].

В педагогике восприятия духовной музыки, весьма важным является учение Л. Гумилева[14] о пассионарных группах. Распространение информационных потоков имеет объективно-закономерный характер. Но одни респонденты в силу особенностей частотных колебаний своего организма воспринимают их, а другие – нет. Пассионарные группы воспринимают и способны донести до восприятия других «допонятийный» (термин Е. А. Минаева) смысл духовного произведения. Этот тезис подтверждается исследованиями человеческого мозга, выполненными учеными института им. Бехтерева. Было обнаружено, что в молитвенном состоянии священника электроэнцефалограмма показывает полное отключение коры мозга при ясном сознании. Следовательно, можно говорить об особом состоянии мозга, когда он воспринимает «допонятийную» информацию. В. Б. Слезин, профессор института им Бехтерева в статье, опубликованной в журнале «Русский дом» №7 в 1999 г.[15] пишет: «молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и бодрствование, медленный или быстрый сон». Когда отсутствует это четвертое состояние мозга, то происходят какие-то «негативные процессы. Следовательно, можно утверждать, что человеческий мозг на уровне подсознания или внесознания способен вбирать информационные потоки. «Музыка и музыкальное искусство… переводят эмоциональный мир человека в такие сферы внутренней мыслительной деятельности, на которых человек может достичь эмоционального и мировоззренческого состояния, сходного с эффектом покаяния. Это важнейшая функция музыки и, особенно, церковного пения»[16]. Крайне важно, что богослужебная музыка русской православной традиции опирается не на богатство интонирования. В духовной музыке обнаруживается освобожденная от эмоций информация. Молитва и духовная музыка - это информационный посыл, отражающий, «состояние общности, константы некоей эмоциональной и мыслительной опоры в собственно информационно-полевом измерении»[17].

Если ставить вопрос о культуре восприятия духовной музыки, то следует говорить не о чисто физическом или «профессиональном» слышании, а о духовном восприятии информации, закодированной в музыкальных знаках. Применительно к произведениям духовной музыки эти составляющие следует рассматривать либо как равноправные, либо отдать предпочтение духовно-информационному восприятию. Следовательно, именно звук, определенная комбинация музыкальных звуков и информация, воплощенная в них, независимо от способа его воспроизведения является элементом, объединяющим и создающим полевое пространство. Полевое пространство содержит информацию, созданную тоном физически или внутренне слышимого звука. Осознанное преломление этого тона во многом определяется эмоциональным и духовным состоянием индивида, объемом содержащейся в нем энергии. Совокупность этих энергий образуется музыкально - информационно- полевым сообществом единомышленников. Образуется эффект, который Цымбал назвал «синергетикой» [18]. Синергетика – это сложение энергий, усилий или действий в результате которого формируется эффект больше суммы индивидуальных значений на величину совместного действия. А. Лосев в работе «Музыка как предмет логики»[19] указывал, что природные основы музыки находятся в законах, стоящих в структурных закономерностях Космоса и человеческого сознания.

Элементы информационного поля духовной музыки становятся всеобщими при акциональных формах взаимодействия. Анализ информационного поля музыки вообще и духовной музыки в частности не возможен без выяснения роли категории «жанр» в этом процессе. Сейчас мы не будем останавливаться на общих музыкальных подходах, предложенных Б. Асафьевым[20], М. Арановским[21], В. Боровским[22], М. Мазелем[23],В. Медушевским[24], Б. Яворским[25] и другими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.005 с.)