Раздел 2. О некоторых мировоззренческих подходах к восприятию духовной музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. О некоторых мировоззренческих подходах к восприятию духовной музыки



Раздел 2. О некоторых мировоззренческих подходах к восприятию духовной музыки

Глава 5. О культуре восприятия духовной музыки в современном информационном обществе

В этой главе Вы:

Ø узнаете концепцию «религии» И. В. Вернадского;

Ø определите логику информациогенного закона;

Ø проанализируете информациологический подход к изучению духовной музыки;

Ø узнаете, что такое Код Вселенной;

Ø проанализируете специфику проявления категории «жанр» духовной музыки во взглядах информациологов;

Ø познакомитесь с категориями микро- и макромира в педагогике восприятия произведений духовной музыки;

        

Толковый                                                    словарь   Принцип информациологического подхода заключается в том, что сначала изучаются не признаки, характеристики или свойства изучаемого объекта, а его соотношение с внешним окружающим миром, т.е. с внешней информацией.  

 

Толковый                                                    словарь   Нотная грамота - это логико-формальный язык идентификации (отражения) гармонии информационно-кодовых процессов природы, частью которых является человек. (Юзвишин И. И.Основы информациологии. – М.: Международное издательство «Информация»,2000. – С.279)

 

Толковый                                                    словарь   Синергетика – это сложение энергий, усилий или действий в результате которого формируется эффект больше суммы индивидуальных значений на величину совместного действия.

 

Информациологический подход в педагогике восприятия

Духовной музыки

Предмет научной дисциплины - педагогика восприятия духовной музыки таков, что невозможно оставить без внимания современные концепции общенаучного порядка, фундаментальные понятия, относящиеся к области информациологии и глобально-космических обобщений.

Еще И. В. Вернадский вкладывал в понятие «религия» неоднозначный смысл. У И. В. Вернадского[1] религия определяется как что-то высшее, как «существующая душа человека и человечества». Для Вернадского в совокупности категорий “religio” и “re-ligo” выражается чувство планетарной, космической связи.

В концепции Вернадского о религии выделяются три части:

1) космическая духовность и космическая религиозность;

2) ноосфера и ноосферная цивилизация;

3) неконфессионная духовность.

Эти три понятия как единое целое образуют одну из составляющих и современного информациологического подхода. Миропонимание сущности информации базируется на следующем информациогенном законе: «Вся Вселенная заполнена универсальной… информационно-вакуумной средой»[2]. По мнению информациологов, все в природе и во Вселенной обладает единой информационно-кодовой основой. Все явления имеют информационные излучения, называемые полями, которыми заполнена вся Вселенная. Информациология, опираясь на исследования Г. Галилея, И. Ньютона, М. Борна[3], Н. Винера, Л.Ландау[4], И. Пригожина[5], Е. Велихова[6], А. Шилейко[7], Э. Евреинова[8] ввела понятие Код Вселенной. И. И. Юзвишин следующим образом трактует сущность Кода. Вся информация закодирована так, что можно определить элемент Кода и его структуру в любом организме, т. к. существуют один или несколько ключевых элементов. Далее действуют два основных закона: Закон вечности информации и Закон постоянного информационного кодирования и декодирования. Из сказанного информациологи делают следующие выводы:

1) во Вселенной кодируются все процессы, относящиеся как к биолого-физическим сферам, так и к социальным;

2) закодированная информация, во-первых, является вечной, и, во-вторых, постоянно окружая нас, способна к декодированию.

До появления информациологической науки все серьезные исследования выполнялись по методике системного подхода, который задавал жесткие рамки исследования в пределах одной или двух-трех смежных наук. При информациологическом подходе внимание переносится на рассмотрение соотношений явлений микро- и макромира в их взаимосвязи. При таком подходе исследование осуществляется не только с традиционных, но и с информациологических позиций. Они не исключают друг друга. Они просто находятся в разных плоскостях. Принцип информациологического подхода заключается в том, что сначала изучаются не признаки, характеристики или свойства изучаемого объекта, а его соотношение с внешним окружающим миром, т.е. с внешней информацией.

Все информационные потоки окружают нас постоянно. Почему же некоторые чувствуют, познают, воспринимают информацию, пришедшую к нам, а другие нет. Притяжение информации к реципиенту происходит в том случае, когда частота колебаний биологического тела и информационного поля одинакова. Важнейшим информационным полем и информационными потоками являются музыкально-информационное поле и музыкально-информационные потоки. И. И. Юзвишин так характеризует нотную грамоту: «Это логико-формальный язык идентификации (отражения) гармонии информационно-кодовых процессов природы, частью которых является человек»[9]. Каждый звук имеет свою частоту и каждая клетка живого организма настроена на соответствующие частоты. Каждый человек – это «своеобразный информациогенный генератор, в котором возникают излучения и непрерывно рождаются информационные и другие, пока не изученные поля»[10].


Резюме

Педагогика формирования восприятия произведений духовной музыки опирается как на исторически сложившуюся мировоззренческую систему, так и на современные концепции мировоззренческого характера. Эта система берет свое начало от исследований Г. Галилея, И. Ньютона, М. Борна, Н. Винера, Л. Ландау, затем И. Пригожина, Е. Велихова, А. Шилейко, Э. Евреинова, И. И. Юзвишина. Одной из основополагающих концепций, сформулированных названными исследователями, является концепция «Кода Вселенной». Основой современных теорий мировоззренческого характера, разработанных, например, Международной Академией Информациологии или Институтом ноосфер и естествознания ВНИИ экологии и окружающей среды являются учения Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. В состав мировоззренческих концепций восприятия произведений духовной музыки включается современное музыкально-семиотическое учение.

 

Вопросы и задания для самоконтроля по главе 5 «О культуре восприятия духовной музыки в современном информационном обществе»

1. В чем специфика концепции религии, изложенной И.В. Вернадским. Какие составные части этой концепции

2. Рассмотрите логику информациогенного закона и его проявления при восприятии произведений духовной музыки.

3. Охарактеризуйте информационно – полевой подход восприятия произведений духовной музыки, предложенный В. С. Кущ

4. Раскройте, что такое Код Вселенной.

5. Подумайте, имеются ли в Вашем окружении пассионарные группы

6. В чем специфика проявления Категория «жанр» духовной музыки во взглядах информациологов

 

В. И. Вернадского

 

Изучение трудов крупнейших представителей «культурно-исторической школы» конца XIX – начала XX веков: Ф. Ратцеля[39], Н. Я. Данилевского[40], К. Н. Леонтьева[41] и других привели к мысли о необходимости определения еще двух сфер: культуросферы и ее составной части религиосферы, в связи с тем, что они имеют существенное значение для выявления места духовной музыки в современном духовном культурном пространстве и соответственно накладывает отпечаток на специфику восприятия музыкально-духовных произведений в современных условиях. 

 Каждая из них имеет свое информационное поле и, следовательно, их вычленение никак не противоречит общей концепции учения Вернадского. В правильности такого утверждения нас убеждает подход к сущности ноосферного учения, сформулированный Тейяром де Шарденом. «Для Тейяра путь к ноосфере – это, в сущности, развертывание некоего мирового сознания»[42]. У Тейяра в построении концепции ноосферы существенную роль играют телеологические мотивы.

Подключение новых категорий к уже функционирующим требует, во-первых, определения направлений взаимосвязи человека и человечества с ними и, во-вторых, ранжирования, установления иерархии между ними.

Бесспорно наличие двухсторонней связи между любой из сфер и человечеством в целом и отдельным индивидуумом. Люди не только создают каждую сферу, но и сами находятся под ее влиянием. Каждая из сфер постоянно изменяется и количественно, и качественно. Накапливаясь и обогащаясь в одни периоды, сферы могут отдавать человечеству свою энергию в другие периоды больше, чем получают.

Ранжирование различных категорий сферы требует определения понятия духовность. Если определить духовность как состояние, зарождающееся «на границе биосферы и социосферы» и имеющее особое назначение в процессе формирования последней, то встает вопрос о месте в этой системе культуросферы и ее составной части религиосферы. Теоретически возможны два варианта:

1) вертикальное, соподчиненное положение сфер, при котором каждая последующая входит в предыдущую, как более объемную, и

2) горизонтальное, параллельное расположение сфер, при котором каждая сфера развивается самостоятельно, взаимопроникая только в две, рядом расположенные сферы. 

В обоих случаях принципиально важным является ранжирование сфер.   A priori мы предлагаем параллельное расположение сфер и следующее их ранжирование.

1. Биосфера

2. Социосфера (ноосфера)

3. Эмосфера

4. Культуросфера

5. Религиосфера

«Эмосфера» - термин, предложенный В. Г. Ражниковым. По его определению эмосфера образуется из «культурной» эмоциональной энергии множества людей»[43]. По определению ученого, энергия эмоций подобна энергии разума ноосферы. По мнению авторов ноосферной и эмосферной теории, эмосфера представляет собой гигантский аккумулятор, который набирает энергию в периоды эмоционального подъема и затем отдает ее в периоды социального спада.

Возможен другой подход: при параллельном расположении био - и социосфер соподчиненное отношение к последней всех остальных

Становления этих сфер подчиняется той же закономерности, что и этногенез, который характеризует процесс возникновения и становления народов. Одновременно с этим происходит социогенез, то есть, процесс возникновения и становления культуро- религио- эмосферы. Возникает своеобразная культуропсихология, питающаяся и питающая все названные сферы.

В основе культурологической диагностики лежит ощущение. Духовность воспринимается самим субъектом непосредственно, а окружающими констатируется как факт. Встает вопрос о соотношении понятий «эмосфера» и культурное пространство. Нам представляется, что второе является частью более общей категории «эмосфера». Е. А. Минаев сравнивает информационное поле музыки с магнитным полем, исходящим от «соединенного человеческого сознания»[44]. Эмосфера определяется Вернадским так же как продукт жизнедеятельности всего человечества, но распространяющийся на более широкие области, в частности, и на религию.

Развитие любого народа проходит либо статическим, либо динамическим путем. При статическом (или персистентном) развитии жизненный цикл каждого предыдущего поколения повторяется в каждом последующем, хотя этот путь предполагает наличие частных изменений. При динамическом развитии всегда возникает проблема «отцов и детей». У молодого поколения меняется язык, вкусы, мировоззрение, что принимается за развитие культуры. Развитие «динамических» народов может привести к полной гибели людей, составляющих этнос»[45]. Духовная музыка может принадлежать к двум сферам:

1) духовная музыка в концертном исполнении – к культуросфере,

2) музыка для культового исполнения – к религиосфере.

Как и общество в целом отдельные индивиды могут находиться в статическом и динамическом состоянии. Сравнительно просто воспринимается духовная музыка статически мыслящими людьми, но сложнее – находящимся в динамике относительно этой музыки. Здесь возможны противоположные результаты: осмысление и приятие, полное неприятие.

В каждом творении искусства содержится три элемента: «ремесленная работа, мысли и пассионарность художника, «перелившего» часть своей энергии в свое произведение»[46]. Уровень восприятия во многом зависит от информационной насыщенности последней составляющей.

Резюме

Земля имеет несколько оболочек, возникших в определенных условиях. Наличие биосферы, ноосферы, эмосферы, социосферы, техносферы (в широком смысле слова, включая искусство, науку, литературу), антропосферы высказано в трудах Вернадского – основоположника учения о биосфере и ноосфере и его последователя И. И. Мочалова. Культуросфера и религиосфера органично вливаются в эту систему, взаимодействуя и формируя эмосферу.


Вопросы и задания для самоконтроля по главе 6 «Учение В.И. Вернадского о месте культуры в ноосфере»

1. В чем сущность учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

2. определите место культуросферы в учении В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

3. Назовите имена последователей В.И.Вернадского, развивших далее его учение.

  1. Определите свое мнение по вопросу о наличии и функционировании культуросферы и религиосферы.

 

Раздел 2. О некоторых мировоззренческих подходах к восприятию духовной музыки



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.152 (0.033 с.)