Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анкета по оценке уровня школьной⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
МОТИВАЦИИ Н.Г. ЛУСКАНОВОЙ Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Для возможности дифференцированию детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок: ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов; Различия между выделенными группами детей оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации: 1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. 2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой. 3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонним делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. 5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка. Вопросы анкеты. 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? - не знаю - остался бы дома - пошел бы в школу 4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? - не нравится - бывает по-разному - нравится 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы - не хотел бы - не знаю 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю - не хотел бы - хотел бы 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто - редко - не рассказываю 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? - точно не знаю - хотел бы - не хотел бы 9. У тебя в классе много друзей?
- мало - много - нет друзей 10. Тебе нравятся твои одноклассники? -нравятся -не очень -не нравятся. Следующая методика направлена на изучение учебной мотивации: МЕТОДИКА "ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ И К УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ" Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения. Инструкция. Необходимо выполнить нижеследующие указания. I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые а) любимые____________________________________________________ б) нелюбимые__________________________________________________ II. Подчеркни доводы, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие.
Таблица 14.
Выбор следующих номеров: 1, 2, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 16, 17, 21 характеризует познавательные мотивы; 14, 15 – социальные мотивы (в узком смысле слова); 4, 7, 9, 18 – практически значимые; 19, 20 – мировоззренческие; 11, 13 – стимульные. III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ и допиши недостающий. 1. Это мой долг. 2. Хочу быть грамотным. 3. Хочу быть полезным гражданином. 4. Не хочу подводить свой класс. 5. Хочу быть умным и эрудированным. 6. Хочу получить полные глубокие знания. 7. Хочу научиться самостоятельно работать. 8. Все учатся, и я тоже. 9. Родители заставляют. 10. Нравится получать хорошие оценки. 11. Чтобы похвалил учитель. 12. Чтобы товарищи со мной дружили. 13. Для расширения умственного кругозора. 14. Классный руководитель заставляет. 15. Хочу учиться. Анализ результатов и выводы. В соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения и предпочтении тех или иных учебных предметов. Выбор следующих номеров:
2, 5, 6, 15 характеризует познавательные мотивы; 1, 3, 13 – мировоззренческие; 4, 10, 11, 12 – социальные мотивы (в узком смысле слова); 7 – практически значимые; 8, 9, 14 – стимульные; Контрольные вопросы 1. Какие методики, направленные на изучение мотивации в дошкольном возрасте Вы знаете? 2. Какие методики, направленные на изучение мотивации в школьном возрасте Вы знаете? 3. Существует ли возрастная специфика при выборе методик в программу исследования (обследования) детей? В чем она заключается? CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. 2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. 3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 5. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. СПб., 1998. 6. Корнилова Т.В., Парамей Г.В., Ениколопов С.Н. Апробация методики Эдвардса "Список личностных предпочтений" на российских выборках/ Психологический журнал т.16, №2, 1995. 7. Методы изучения личности школьника. Методические рекомендации для студентов-практикантов и классных руководителей. Составитель: Г.Н. Казанцева. Устинов, 1985. 8. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. СПб., 2000. 9. Попов А.Л. Методика диагностики направленности личности. Учебно-методическое руководство для студентов. КГПИ, 1985. 10. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М., 1992. 11. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988. 12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1999. 13. Проективная психология. М., 2000. 14. Современная психология. Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2000. 15. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995. 16. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. Вузов. М., Ростов-на-Дону, 1996. 17. Ядов В.А. Социологическое исследование (методология, программы, методы). М., 1972. [1] М.Ш.Магомед-Эминов 6.1. Объект и методы (раздел 6. Психодиагностика мотивации) с.219-232 в книге "Общая психодиагностика", СПб., 2000. [2] Необходимо различать между собой методы и методики изучения. Метод - широкий класс методик, обладает родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется "техникой".
Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования) [16 с. 489]. [3] Конкретные методики можно найти в литературе (Матюхина М.В., 1976; Прогнозирование социальных потребностей молодежи. М., 1978) [8]. [4] Необходимо помнить, что психодиагностическое обследование должно быть системным, т.е. опираться на данные как параллельных методов, так и на данные дополнительно-информативных методов изучения личности. Это позволяет получить более полную информацию об объекте изучения (на основе анализа, сопоставления результатов по разным методикам), а значит, и иметь более высокую вероятность прогноза поведения. [5] Конкретное описание шкал см. в работах: Анастази А.[1], Ядов В.А.[17] [цит по: 8]. · См. с. 58-59. [6] От лат. projectio - выбрасывание вперед [13]. [7] Существует разница между психоаналитическим и психодиагностическим пониманием этого феномена. В психоанализе проекция - это, в первую очередь, механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств. В психодиагностике же проекция (в 1939 г. Л.Франк впервые использовал это понятие для обозначения целого ряда тестов, которое закрепилось и сохранилось по сегодняшний день) понимается как процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом ("пятна", " неопределенные ситуации" и т.п.), в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, т.е. наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятельности испытуемого (рисунки, истории и т.д.) несут на себе отпечаток его личности [13]. [8] В начале 40-х г.г. "проективное движение" в западной психологии набирает значительную силу. Проективный метод становится едва ли не самым популярным в психодиагностике, оттеснив на второй план традиционные психометрические тесты. Ныне они занимают лидирующее положение в зарубежных исследованиях личности, прежде всего в области клинической психодиагностики [13]. [9] Диагностика мотивации достижения с помощью проективной техники. · Высказывание «До войны я…» мы заменили. [10] М.Ш.Магомед-Эминов относит ТЮФ к методам диагностики мотивов посредством когнитивных оценок: "Мотивация влияет на когнитивные оценки, что детерминирует структурирование и организацию материала (критерий 4)". [8, с.162]. [11] Методики взяты из кн.: Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995 [15]. [12] Здесь в основном методики взяты из кн.: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000 г. [4] и Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. – СПб., 1998г [5].
[13] Мотивационная готовность к школьному обучению обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнать то, чему учат в школе. [14] Готовность ребенка к обучению в школе предполагает наличие у него способностей к обучению, познавательной мотивации и ряда других поведенческих и личностных характеристик, необходимых для освоения школьной программы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 3190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.033 с.) |