Тест тематической апперцепции (тат) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест тематической апперцепции (тат)



(Thematic Apperception Test, TAT)

Методика создана Х. Морган и Г. Мюрреем в 1935 г. Стимульный материал ТАТ - стандартный набор из 31 таблицы: 30 черно-белых картин (рис.1) и одна пустая таблица, на которой обследуемый может вообразить любую картину. В используемых изображениях представлены относительно неопределенные ситуации, допускающие их неоднозначную интерпретацию. В то же время каждый из рисунков обладает особой стимулирующей силой, провоцируя, например, агрессивные реакции или способствуя проявлению установок обследуемого в сфере семейных отношений. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста. Обычно обследование проводится в два этапа, по 10 картин за один сеанс  с интервалом между сеансами не более чем один день. Испытуемому предлагают придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, что происходит в настоящее время, о чем думают, что чувствуют действующие лица, чем эта ситуация закончится. Рассказы обследуемого записываются дословно, с фиксацией пауз, интонации, выразительных движений, других особенностей. При групповом обследовании допускается самостоятельная запись рассказа или выбор одного из множества предлагаемых вариантов. Отмечается время с момента предъявления картины до начала рассказа и общее время, затраченное на рассказ по каждой картине. Завершает обследование опрос, основная задача которого - получение дополнительных данных об обследуемом, а также уточнение источников тех или иных сюжетов, разбор всех обнаруженных в рассказах логических неувязок, оговорок, ошибок восприятия и т.д. Интерпретируя рассказы, полученные в тесте, экспериментатор, в первую очередь, определяет, кто является “героем”, выявляет пол персонажа, с которым испытуемый, скорее всего, идентифицирует себя. Затем на основе Перечня потребностей и угнетающих обстоятельств Мюррея (табл.1) анализируется содержание рассказов.

Таблица 10. 

Перечень потребностей (needs; n) по Г. Мюррею

(в порядке латинского алфавита)

1 n. Abasement (n Aba) Унижения
2 n. Achievement (n Ach) Достижения
3 n. Affiliation (n Aff) Аффилиации
4 n. Aggression (n Agg) Агрессии
5 n. Autonomi (n Auto) Независимости
6 n. Counteraction (n Cnt) Противодействия
7 n. Deference (n Def) Уважения
8 n. Defendance (n Dfd) Защиты
9 n. Dominance (n Dom) Доминирования
10 n. Exhibition (n Exh) Привлечения внимания к себе
11 n. Harmavoidance (n Harm) Избегания вреда
12 n. Infavoidance (n Inf) Избегания неудач
13 n. Nurtrance (n Nur) Покровительства
14 n. Order (n Ord) Порядка
15 n. Play (n Play) Игры
16 n. Rejection (n Rej) Неприятия
17 n. Sentience (n Sen) Осмысления
18 n. Sex (n Sex) Сексуальных отношений
19 n. Succorance (n Suc) Поиска помощи (зависимости)
20 n. Understanding (n Und) Понимания

Следующие потребности были постулированы,

но систематически не исследовались

21 n. Acquisition (n Acq) Приобретения
22 n. Blamavoidance (n Blam) Избегания обвинений
23 n. Cjgnizance (n Cog) Познания
24 n. Construction (n Cons) Созидания
25 n. Exposition (n Exp) Разъяснения (обучения)
26 n. Recognition (n Rec) Признания
27 n. Retention (n Ret) Сохранения (бережливости)

 

Анализ рассказов, записанных при использовании ТАТ, строится следующим образом:

1) Нахождение "героя", с которым обследуемый идентифицирует себя. Разработан ряд критериев, облегчающих поиск "героя" (например, подробное описание мыслей и чувств какого-либо из персонажей; совпадение с ними по полу и возрасту, социальному статусу, употребление прямой речи и др.);

2) определение важнейших характеристик "героя" - его чувств, желаний, стремлений, или, по терминологии Г.Мюррея, "потребностей" (см. табл.1). Также выявляются "давления" среды, т.е. силы, воздействующие на "героя" извне. Как "потребности", так и "давления" среды оцениваются по пятибалльной шкале в зависимости от интенсивности, длительности, частоты и значения их в сюжете рассказа. Сумма оценок по каждой переменной сравнивается со стандартной для определенной группы обследуемых;

3) сравнительная оценка сил, исходящих от "героя", и сил, исходящих из среды. Сочетание этих переменных образует "тему" (отсюда - Тематический апперцепции тест), или динамическую структуру взаимодействия личности и среды. По Г. Мюррею, содержание "тем" составляет: а) то, что обследуемый реально совершает; б) то, к чему он стремится; в) то, что им не осознается, проявляясь в фантазиях; г) то, что он испытывает в настоящий момент; д) то, каким ему представляется будущее. В итоге исследователь получает сведения об основных стремлениях, потребностях обследуемого, воздействиях, оказываемых на него, конфликтах, возникающих во взаимодействии с другими людьми, и способах их разрешения, другую информацию.

Осуществляется также формальный анализ рассказов, включающий в себя расчет длительности рассказов, их стилевых особенностей и др. Этот аспект анализа может быть полезен для обнаружения патологических тенденций. Диагностическая ценность ТАТ основывается на признании существования в человеческой психике двух ярко проявляющихся тенденций. Первая из них выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии со своим прошлым опытом. Вторая тенденция состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается, прежде всего, на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей. В завершенном виде теория личности, разработанная Г. Мюрреем, названная им "персонологией" и сформировавшаяся под сильным воздействием психоанализа, носит достаточно эклектический характер. Она была критически рассмотрена в работах отечественных психологов (Л.Ф. Бурлачук и В.М. Блейхер, 1978; Е.Т. Соколова, 1980 и др.).

Надежность ТАТ неоднократно изучалась различными исследователями. В большинстве работ обсуждается проблема повторяемости тем рассказов по истечении определенного периода времени. Согласно С. Томкинсу, корреляция при повторе теста через два месяца была равна 0,80, через шесть месяцев - 0,60, а через десять месяцев составила 0,50. Валидность ТАТ, несмотря на то, что в случае проективных методик этот вопрос не может быть решен традиционно психометрически, подтверждается многочисленными исследованиями.

Известны различные подходы к анализу и интерпретации данных (подробнее см.: Л.Ф. Бурлачук и В.М. Блейхер, 1978; Е.Т. Соколова, 1980). Существует множество модификаций ТАТ (для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.), а также основанных на тех же исходных принципах методик, которые могут считаться оригинальными (картинки “Блекки”, тест детской апперцепции, тест Руки, тест “Четыре картины”, тест тематической апперцепции Хекхаузена и др.). В отечественных исследованиях ТАТ впервые был использован в начале 60-х г.г. в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева для выявления значимых, прежде всего патогенных, отношений личности, дифференциальной диагностики неврозов, психозов и пограничных состояний        (И.Н. Гильяшева, 1983). Позднее ТАТ начинают применять в общепсихологических исследованиях (В.Г. Норакидзе, 1975 и др.) [2].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.005 с.)