Философия и медицина эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и медицина эпохи Возрождения



 

Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода явля­ется ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрож­дения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а чело­век. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Поворот к антропоцентризму нельзя понимать упрощенно, как ут­верждение человека главным объектом любого познания или как не­кое выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гума­низм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от внешней «институциональной» божьей, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловлен­ным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии. Реализация гуманизма предполагает освоение дос­тижений культурного богатства прошлого, поэтому вновь пробужда­ется интерес к многоликому богатству древней философии. Вновь и по-новому «открывается» Платон, Аристотель, ряд других философов и школ античности (см. схему).

Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий: теории централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Воден), теории естественного права (Г. Гроций), концепции утопического со­циализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие черты: 1) тесная связь с развитием естествознания; 2) широкое использо­вание античного культурного и собственно философского наследия; 3) художественные формы изложения философских взглядов; 4) по­ворот интереса философии к проблемам гуманизма и антропоцентриз­ма; 5) отрицание и критика схоластики.

Рассмотрим, как проявлялись эти общие черты в философских воззрениях конкретных представителей Возрождения.

В творчестве великого поэта Данте Алигьери (1265—1320) впер­вые появляются элементы нового мировоззрения. Данте пытается пе­реосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что божественное и человеческое существуют в единстве. Бога нельзя про­тивопоставить творческим возможностям человека. Существование че­ловека обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой — природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек — продукт реализации воз­можностей собственного разума, которые осуществляются в его прак­тической деятельности.

Франческо Петрарка (1304-1374) главной мировоззренческой за­дачей считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрар­ки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не толь­ко в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка разносторонне характеризует достоинство человеческой лич­ности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, пе­реживаниями, тревогами.

 

Центральное место в философской мысли Возрождения занимали взгляды Николая Кузанского (1401—1464). Философская и обществен­ная деятельность мыслителя, несмотря на его религиозный сан, ак­тивно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Философу были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.

Значительную роль в философии Кузанского играет учение о Боге. В согласии со средневековой схоластической традицией он утвержда­ет, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако философ отходит от ортодоксаль­ных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близ­кие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выс­тупает у него как «бытие-возможность», «сама возможность», а чаще всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Ку-занский приходит к мысли о противоречивости Бога, которая обус­ловлена тем, что абсолютный максимум, являясь бесконечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Диалектическое понимание Бога как единства противоположностей ослабляет творящие личност­ные функции Бога, сближает бесконечного Бога и конечный мир, при­водит к отходу от принципа креационизма (от лат. сгеаге — создавать). Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной и философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мир духовный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского на­шли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфилософии.

Ограничивая абсолютность Бога в природе, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве.

Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено уче­нию о человеке. Кузанский возвращается к идеям античности, рассмат­ривающим человека натуралистически, как своеобразный микрокосм. Если философия Средневековья мыслила человека как подобие Бога, а античных мыслителей интересовала прежде всего взаимосвязь мик­рокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. В философию человека он вводит понятие «малого мира», т.е. мира самого человека, «большого мира» как уни­версума и «максимального мира» - божественного абсолюта. Соглас­но Кузанскому, малый мир — подобие большого, а большой - подобие максимального. Данное утверждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек не только воспроизводит, «стягивает» окру­жающий его многогранный природный мир, но и является подо­бием мира максимального — Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если Бог как Абсолют, есть творчество, то человек, подобно Богу, также являет­ся абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает свободой воли.

Возрождение дало оригинальную политическую философию в трак­тате Никколо Макиавелли (1469—1527) «Государь». Под впечатлением недавнего падения во Флоренции владычества Савонаролы Макиа­велли заметил: «Все вооруженные пророки победили, а невооружен­ные погибли». Цель «Государя» — раскрыть, как завоевывается власть, как она удерживается и как теряется; научить государей правилам до­стижения политического успеха. Политическая философия Макиавел­ли основана на анализе римской истории, собственном деловом опы­те и на политической биографии Чезаре Борджа. Сын Папы, Чезаре Борджа искусно добивался достижения сложных политических целей: убить брата, чтобы стать единственным потомком династии; силой оружия завоевать от имени Папы земли, чтобы сделать их впоследствии своей собственностью; обработать коллегию кардиналов, чтобы сле­дующим Папой стал его ставленник. Макиавелли расточает высочай­шие похвалы искусству Чезаре Борджа, а советы «Государя» отлича­ются предельной откровенностью.

Государю, завоевавшему власть, советует Макиавелли, не следует опираться на тех, кто вместе с ним возглавлял политический пере­ворот: они считают себя равными государю и никогда не станут хо­рошими слугами. Не следует приближать к себе и допускать к влас­ти тех, кто когда-либо в прошлом был обижен тобой, и тех, кто будет бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат. Даже новые благодеяния не способны изгнать страх или па­мять о старых обидах. Государь может смело приблизить к себе то­го, кто раньше считался врагом: он захочет делами доказать преврат­ность прежнего мнения о себе. Избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать (ей все равно не угодишь), а на на­род. Народу нужно немного — достаточно время от времени «бросать кость», чтобы народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше. Государю, желающему долго удерживать власть, необходи­мо заботиться о регулярной ротации (замещении) высших поли­тических кадров: люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле чувствуют себя равными ему, что чревато дур­ным служением или переворотом. О государе судят по советникам. Они должны быть людьми авторитетными, но не специалистами в области политики. Тогда государь сможет купаться в лучах их славы у народа, в то же время они не смогут влиять на принятие политичес­ких решений.

Как пользоваться насилием и благодеяниями? Насилие нужно применять сразу и единовременно. При завоевании, например, со все­ми врагами надо покончить разом. Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, небольшими порциями, чтобы облагодетельствованные «распробовали» их как можно лучше. Как обращаться с народом? На­род должен время от времени служить государю: люди более привязы­ваются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое окончание бедствий, напоминать народу, что враг беспощаден, осаживать излиш­не строптивых. Мудрость государя состоит также и в том, чтобы, ког­да позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных вра­гов и одерживать над ними верх, являясь, таким образом, в еще большем величии. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли заряжена ренессансным оптимизмом. Человек может все, и ниспровергнутые государи долж­ны пенять не на фортуну, а на собственную нерадивость. В политике, как и всюду, важна сильная личность. Но если личность, как правило, противостоит обстоятельствам, то политическая личность умеет при­спосабливаться к обстоятельствам. Интеллектуально честная филосо­фия политической бесчестности ужасает читателей работ Макиавел­ли. «Макиавеллизм» стал синонимом политической доктрины, которая ради успеха попирает нравственность.

Философия Ренессанса подготовила фундамент бурного развития философской науки Нового времени.

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История диалектики XV—XVIII вв. М., 1974.

История философии в кратком изложении. М., 1974.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Соколов В.В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «антропоцентризм»?

2. Что такое «реформация»?

3. Что такое «утопия»?

4. Что такое «макиавеллизм»?

Темы докладов и рефератов

1. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возроз дения.

2. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

3. Пантеизм и диалектика Николая Кузанского.

4. Натурфилософия эпохи Возрождения.

5. Политическая концепция Н. Макиавелли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.14 (0.009 с.)