Место философии в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место философии в системе наук



Сегодня философия представляется многими людьми не системой знания и, уж тем более, не наукой, а скорее, «сознанием вслух», свое­образной вербализацией личного опыта. Экзистенциальное прочтение философии не вызвало бы возражений при условии осознания им соб­ственных граней и прежде всего при исключении притязаний на уни­версальность. Несомненное преимущество философии, основанной на научном объективно истинном знании заключается в осмысленном системосозидании. Смыслы, лишенные систематичности, оказывают­ся вне границ философского сознания.

Антиконцептуалистские тенденции, характерные в современных условиях для антисциентистских и сциентистских философских на­правлений, приводят их к сближению и формированию философии обыденности, ориентированной не на построение мировоззренческих «теорий» и отыскивание «смыслов», а на выработку навыков и разра­ботку технологий решения текущих проблем индивида и социума. Прикладная проблематика, экспансия сциентированной философии в сферу частнонаучного знания приводят, по существу, к утрате ею соб­ственного предмета и к инструменталистскому переосмыслению при­роды философского знания в позитивистском духе. Данная тенденция, несмотря на гуманистические мотивы «обмирщения» философии мо­жет привести к серьезным мировоззренческим потерям. Преодоление узкого горизонта философского знания — необходимое условие под­линно свободного и сознательного мировоззренческого выбора врачом. Философская эрудиция врача — это ценность, которая никогда не девальвируется. Упражнения в философии способствуют не только общекультурному росту и развитию интеллекта, но, безусловно, по­могают формированию высокого профессионального уровня. Фило­софия — арена ассоциативной гибкости ума, его способности видеть объект включенным в сеть многообразных связей и отношений.

Высокая философская культура врача как действительное проти­воядие от любых форм «духовного тоталитаризма» и манипулирования личностью имеет своим ядром интеллектуальную способность, для развития которой не существует никаких других средств, кроме поня­тийно-теоретического мышления.

Думается, что основной задачей изучения философии является формирование и развитие научно-гуманистических философских зна­ний и убеждений всесторонне развитой личности врача на основе ус­воения им законов бытия, общественного и культурного развития, достижений мировой и отечественной философской мысли.

Изучение философии обеспечивает формирование и развитие мировоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетичес­ких установок, гуманистических идеалов и ценностных ориентаций врача, с помощью которых он мог бы успешно решать экзистенциаль­ные и профессиональные задачи. Изучение философии является ап­робированной многовековым опытом человечества школой разумно­го мышления, позволяющей сформировать современное научное гуманистическое мировоззрение, философские основы клинического мышления, врачебное профессиональное поведение, основанное на профессиональной этике и общечеловеческой морали.

Важнейшим направлением формирования мировоззрения будущих врачей является профилизация содержания изучаемой ими филосо­фии. Профилизация преподавания философии в медицинском вузе предполагает раскрытие взаимовлияния философии и теоретической медицины в истории духовной культуры общества, анализ их совре­менного взаимодействия, рассмотрение мировоззренческо-методологического значения взглядов выдающихся естествоиспытателей и врачей, формирование научного представления о необходимости философии для осмысления предмета медицины и ее статуса в системе теоретичес­кого знания, рассмотрение роли философии (прежде всего, диалекти­ки) в анализе содержания общемедицинских категорий, анализ философ­ских (методологических) проблем медицины и значения современных концепций, претендующих на роль методологии медицины.

Философия, несмотря на трудности, вызванные системным кризи­сом российского общества и негативным отношением в общественном сознании к идеологизированному гуманитарному знанию недавнего прошлого, выступает важнейшим элементом духовного мира современ­ного человека. В ней содержится огромный гуманистический мировоз­зренческий потенциал, способный при востребованности превратиться в один из факторов духовного возрождения России, ее народа. Филосо­фия является важнейшим средством интеграции различных знаний в мировоззренческих системах, выступает в качестве мировоззренческо- методологического основания современной научной картины мира.

Тесная взаимосвязь философии и медицины имеет давнюю тра­дицию. Взаимообогащение философского и медицинского знания способствует духовному развитию врача и повышению качества ми­ровоззренческой культуры и эффективности врачевания. В современ­ных условиях идейно-нравственного дискомфорта научно-гуманис­тическая философия способна быть ядром мировоззрения врача. Она синтезирует в своем содержании важнейшие смысложизненные про­блемы, обосновывает смысл человеческого бытия, предлагает отве­ты на важнейшие вопросы жизни, наполняет жизнь духовностью и делает ее собственно человеческой. Философия задает мировоззрен­ческий горизонт мыслительной и практической деятельности, отве­чая на вопрос, ради чего осуществляется то или иное действие при достижении определенных целей. Именно гуманистическая филосо­фия с богатством жизнеутверждающих идей выступает духовной опо­рой человеческого существования. Приобщение к философии, овла­дение высотами философской культуры является обязательным условием мировоззренческой подготовки врачей, их профессиональ­ного становления, гуманистически направленной деятельности.

Философская методология вооружает врачей пониманием сущно­сти, принципов и методов познавательной деятельности, обеспечи­вает научно обоснованный подход к изучению и решению вопросов медицинской теории и практики. Знание и владение философской ме­тодологией открывает наиболее целесообразные пути медицинского исследования, анализа и оценки происходящих событий, помогает учесть влияние различных факторов на ход болезни, раскрыть причи­ны успехов и неудач в лечебной, профилактической и научной дея­тельности. Философская методология учит врача видеть все явления, процессы в их развитии, непрерывном изменении и в неразрывной связи с конкретными условиями. Она раскрывает сущность творчес­кого мышления, возможности и пути научного предвидения, соотно­шение творческого мышления врача и используемой им техники и тех­нологий. Философская методология, как ядро мировоззрения врача, означает признание объективного существования материального мира и закономерностей его развития, отражаемых в сознании человека, решающей роли практики в различных сферах социальной и лечеб­ной деятельности. Она признает существование сознания как субъек­тивного бытия, посредством которого определяется роль и место че­ловека в мире, специфика взаимоотношений его с окружающим миром. Решение проблемы сознания затрагивает исходные мировоззренчес­кие и методологические основания развития любого философского учения, школы, направления. Философская методология выступает логической основой законов и категорий клинического мышления врача, способствует объективному отражению существенных связей и процессов окружающего мира, определяет логический строй мысли­тельного процесса в решении теоретических и практических проблем, философская методология определяет сущность и структуру познава­тельного процесса.

Анализ тематики рефератов, подготовленных будущими врачами, показывает, что практически все области философского знания инте­ресуют студентов. Наибольший интерес у них проявляется к природе человека и смыслу его существования, проблемам сознания, личнос­ти, морали. На втором месте оказались философские проблемы есте­ствознания, медицины, культуры. На третьем месте находятся духов­ные, религиозные проблемы. На четвертом месте - исторические типы философии и их взаимосвязь с медициной. На пятом месте - пробле­матика социальной философии.

Таким образом, философия, как научно-ценностное измерение че­ловеческого существования, формирует категориальное ядро мировоз­зрения врача. Философия по причине своей силы, привлекательности и значимости для образованного человека, непрерывно подвергается давлению со стороны религии, эмпирической науки, тоталитарных ре­жимов. Критическое отношение философов к религиозным догмам, раскрытие чрезмерных амбиций научного знания, показ ущербности абсолютизации власти, насилия являются генераторами нападок на философию. Философская эрудиция является необходимым условием общекультурного развития человека, фактором его профессионализма, обретения чувства достоинства. Философская культура врача начина­ется с понимания мировоззренческого измерения культуры. Философия предлагает врачу систему ответов на мировоззренческие вопросы, кото­рые его интересуют, волнуют, мучают и составляют ядро мировоззрения.

Особое значение в формировании и развитии мировоззрения буду­щих врачей имеет русская философия. Ведущей тенденцией отече­ственной философии, раскрывающей доминанту русского мировоззре­ния, является человек, его судьба, смысл жизни, духовные искания, тесная связь с космическим и божественным. Сохранение ментальной преемственности русской философии в сознании врачей требует вос­питывать их в соответствии с доминирующими чертами отечествен­ной философии: антропоцентричностью, историософичностью, соци­альностью, целостностью, этичностью и космизмом.

Философия является методологическим основанием познаватель­ной деятельности врача, она обеспечивает научность изучения и ре­шения медико-теоретических проблем. Философия позволяет видеть процессы, явления во взаимосвязи и развитии, выступает основой творческого клинического мышления. Философия «вписывает» врача в мир и общество. Ценность философского знания в современных условиях определяется его конкретностью, практичностью и обращен­ностью к смысложизненным проблемам человека.

Итак, в философии содержится огромный мировоззренческий гу­манистический потенциал, который при востребованности в состоя­нии превратиться в один из факторов духовного возрождения России. Философия в мировоззрении врачей выступает в качестве мировоззренческо-методологической основы современной научной карти­ны мира, интеграции естественнонаучных, медицинских и гуманитар­ных знаний. Она служит методологической основой медицинской теории и практики.

Литература

Бердяев НА. Мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Мир философии. М., 1991.

Иванов В.П. Мировоззренческая культура личности. Киев, 1986.

Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

Смирнова Р.А. Социально-мировоззренческие основания научного позна­ния. Минск, 1984.

Какая философия нам нужна. Л., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место занимает философия в подготовке врачей?

2. Какова структура философского знания?

3. В чем сказалось влияние русской философии на развитие медицины?

4. Чем определяется систематизирующая роль философии в мировоззрения?

Темы докладов и рефератов

1. Приоритетные направления профилизации преподавания философии в медицинском вузе.

2. Основное содержание современной методологии медицины.

3. Русский космизм как визитная карточка отечественной философии.

4. Основные проблемы формирования мировоззренческой культуры буду­щих врачей.

РАЗДЕЛ II.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНА

 

ГЛАВА 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.012 с.)