Общественно-политические движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политические движения.



 

Давайте сразу определим три основные идейно-политические лагеря, которые сложились в России ещё даже не в начале ХХ, а в середине ХIХ века. Это консерваторы или, как их называли в России, охранители, которые стояли на страже устоев самодержавия и исповедовали идеологию русского национализма, либералы – сторонники реформ, сторонники западного пути развития и радикалы – те, кто мечтал революционным путём установить в России идеально справедливый с их точки зрения порядок – социализм.

Социальной базой наших либералов, как и либералов во всём мире, были люди интеллектуального труда. Слова «либерал» и «интеллигент» звучали тогда почти как синонимы. На этой фотографии вы видите типичных представителей либерального движения. Полем деятельности либералов стали земства – органы местного самоуправления, введённые Александром II. Именно в земских собраниях обсуждали либералы свои программы, составляли обращения к власти и т.д. После отмены крепостного права в России важнейшим требованиям либералов стало требование введения конституции и парламента. Отсутствие конституции и парламента – вот что в первую очередь отличает Россию от запада – были уверены либералы.

Характерно, что если в конце ХIХ века у либералов появляется лозунг «Увенчать земское здание шапкой!», т.е. создать некое избранное народное представительство в масштабах всей России, то в начале ХХ века всё чаще звучит гораздо более радикальный призыв к созыву Учредительного собрания. Идея Учредительного собрания заключалась в том, что каждый россиянин, достигший 18 лет, получает право голоса и принимает участие в выборах собрания, которое учредит Конституцию и ответит ей на все важнейшие русские вопросы: что есть Россия – монархия или республика, кому принадлежит земля и т.д. Вы конечно понимаете, что подобное требование никогда не могло быть принято царскими властями, и само упоминание Учредительного собрания вызывало у них резкое раздражение.

Либеральное движение не было однородным. Так «шиповцы», получившие своё название по имени своего лидера Шипова, считали, что с властью надо не бороться, а договариваться, а «освобожденцы», сплотившиеся вокруг издаваемого за границей журнала «Освобождение», намерены были вырвать Конституцию у царя. В 1904 году «освобожденцы» нелегально создали первую в России либеральную партию «Союз освобождения». Перед вами на фотографии лидеры союза: Петрункевич, Вернадский и Шаховской. Однако все либералы в борьбе за демократические ценности готовы были использовать лишь мирные методы борьбы, революционное насилие было для них неприемлемо.

В августе 1904 года министром внутренних дел был назначен Пётр Святополк-Мирский, чиновник умеренно-либеральных взглядов. Проводимый им курс некоторого смягчения внутренней политики получил ироничное название Осенней весны Святополк-Мирского. Земцам-либералам сначала разрешили провести всероссийский земский съезд, затем запретили, а когда съезд начал работать никого не арестовали и не разогнали. В ноябре 1904 года состоялась знаменитая «Банкетная кампания». По случаю сорокалетнего юбилея судебной реформы Александра II представители либеральной интеллигенции Петербурга, Москвы и других крупных городов снимали лучшие рестораны и в ходе банкетов произносили пылкие тосты «За свободу!», «За Конституцию!», и даже «За Учредительное собрание!». В один прекрасный вечер участники кампании высыпали из ресторанов на Невский проспект и перекрыли движение трамваев по главной магистрали столицы, заявив о том, что не пустят трамваи до тех пор, пока не будет принята Конституция. Удивительно, но были привлечены лишь к административной ответственности за хулиганство – власти «не увидели» политического смысла в их действиях.

  С началом Первой русской революции либеральная весна приказала долго жить.

Среди участников либерального движения было немало честных, прекрасно образованных людей, искренне веривших в идеалы демократии и мечтавших увидеть Россию, занимающую достойное место среди других европейских стран. Однако общий недостаток движения может быть выражен словами русской поговорки: «Много слов – мало дела!»

Революционное движение в России не представляло из себя единого целого. Здесь можно выделить два важнейших направления: социал-революционеров – последователей русских революционеров-народников ХIХ века и социал-демократов, называвших себя приверженцами учения немецкого революционера Карла Маркса.

После отмены крепостного права в России происходило бурное развитие идей русского социализма и движения народников. Представители городской интеллигенции, измученные комплексом вины перед своим несчастным, нищим, бесправным народом, считали, что только крестьянская революция откроет путь к светлому и справедливому будущему – социализму. После долгих и трудных исканий, народники пришли к выводу, что только революционный террор, т.е. убийства наиболее высокопоставленных правителей России сможет разбудить крестьянина и толкнуть его на борьбу за светлое будущее. В 1881 году им удаётся убить Александра II, того самого, который отменил крепостное право. Но за этим не только не последовало крестьянской революции, народ проклял убийц царя-освободителя. Движение сошло на нет.

Однако примерно через 20 лет, когда в общественную жизнь России пришло новое поколение молодых фанатиков, формируется движение социал-революционеров, которые в чистом виде берут на вооружение и идеологию, и практику революционного народничества.

Давайте разберёмся, в чём же заключалась эта идеология.

Во-первых, вслед за народниками, эсеры (так сокращённо называли себя социал-революционеры) считали, что Россия перейдёт к социализму, минуя стадию капитализма. Капитализм, основанный на индивидуализме – это не наше – были уверены они, это нечто занесённое к нам чуждым западным ветром. Это там у них, на Западе, где с 15 века каждый крестьянин владеет куском земли, утвердился эгоизм. У нас – не так. У нас – крестьянская община, где все братья, все друг другу помогают. Вот почему и социализм (в переводе «общий») у нас наступит раньше, чем у них. Теория общинного социализма стала основой эсеровской идеологии. При этом эсеры упорно не хотели замечать двух важных обстоятельств. Во-первых, очевидных недостатков общины, которая была не окном в светлое будущее, а пережитком мрачного прошлого. Во-вторых, того, что капитализм, индустриальное общество уже пустили в России глубокие корни.

Поднимать народ на социалистическую революцию эсеры, подобно своим предшественникам народовольцам, собирались по средствам революционного террора. В терроре для них важным был элемент самопожертвования. После совершения теракта они часто не скрывались с места преступления, дерзко вели себя на судах, добиваясь самых жестоких приговоров. Верили, что вот увидит народ их мучения и… держись самодержавие! После революции планировали прежде всего произвести социализацию земли, то есть передачу её крестьянам по принципу «каждой семье столько, сколько она сможет заработать».

Партия эсеров была сформирована в году, естественно в глубоком подполье. Её бессменным лидером стал Виктор Чернов. Ещё годом ранее была создана «Боевая организация партии эсеров» (БО) специально для совершения терактов.

Боевая организация находилась на положении глубоко законспирированной организации внутри другой глубоко законспирированной организации. Молодые люди, вступавшие в партию эсеров для того, чтобы заниматься террористической деятельностью, вначале должны были хорошо зарекомендовать себя на ведении «массовой работы», на составлении и распространении листовок и прочем. И уж потом им могли предложить вступить в Боевую организацию, и готовится к «подвигу самопожертвования». Вступая в БО, эсер как бы становился в очередь на убийство. Вначале он участвовал в изготовлении бомб, сборе информации о будущей жертве. И лишь по прошествии времени, если не подрывался на бомбе в тайной лаборатории и не был арестован полицией, подходил к тому, что считал главным делом своей жизни и высшим служением народу. Боевая организация обладала большой степенью самоуправления. Собственно, ЦК партии лишь выносил приговор губернатору, министру или генералу и указывал желаемые сроки его проведения. Всё остальное делала сама организация.

Подготовка каждого теракта производилась долго и тщательно. Террористы нанимались на работу извозчиками, что позволяло им длительное время находиться перед домом будущей жертвы не вызывая подозрений, якобы поджидая клиента. Так собиралась информация об охране приговорённого, о его распорядке дня, привычках и т.д.

Во главе Боевой организации длительное время находились Евно Азеф и Борис Савинков.Евно Азеф – самый пылкий, самый убеждённый и пламенный революционер, пользовавшийся огромным авторитетом у своих товарищей, на самом деле был самым высокооплачиваемым агентом полиции, внедрённым в руководство партии. Ему удалось предотвратить ряд тщательно подготовленных терактов. Разоблачить Азефа было очень сложно, поскольку члены БО, уже осознавшие, что среди них ест враг, могли заподозрить кого угодно, но только не своего лидера. Они даже казнили двух своих товарищей, которые выдвигали против Азефа обвинения. Когда же это разоблачение состоялось, Азефу чудом удалось бежать за границу. Но прожил он там не долго – умер от инфаркта, от сильного нервного напряжения – знал, что у его бывших друзей «длинные руки».

После Азефа БО возглавил Борис Савинков – аристократ, автор романов «Конь бледный» и «Конь вороной» и интереснейших «Записок террориста». Вообще, все лидеры эсеров были очень колоритными фигурами.

Самым дерзким терактом, произведённым эсерами, принято считать убийство министра внутренних дел Плеве, человека, который в течении длительного времени вёл жестокую борьбу со всеми оппозиционными движениями в России. Ряд попыток убить министра сорвались по разным причинам. Однако 28 июля 1904 года план эсеров был реализован. Несколько террористов, вооружившись бомбами, дождались карету министра на площади у Варшавского вокзала. При виде кареты Егор Созонов сошёл с тротуара и кинул в неё бомбу. Плеве был убит с первого раза. Террорист Созонов получил тяжёлые увечья. Вылечившись в тюремной больнице от увечий, Созонов написал удивительное письмо своим родителям, в котором признаёт, что принёс им огромное несчастье, но не представляет себе, как могут быть счастливы в мире отдельные люди, когда вокруг сколько горя. А вот революция, которой он служит, которой отдаёт свою жизнь, принесёт счастье всему народу. Задумайтесь в связи с этим, можно ли говорить о морали террориста-убийцы. Суд лишил Созонова всех прав и определил на пожизненное заключение в каторжной тюрьме. В 1910 году, протестуя против произвольных наказаний заключённых и желая привлечь к ним общественное внимание, Созонов принял яд.

В начале Первой русской революции эсеры убили дядю императора московского губернатора Сергея Александровича. 2 февраля 1905 назначенный для совершения убийства Иван Каляев выбежал на Красную площадь на перерез карете губернатора, но увидел, что в карете помимо великого князя находятся его жена и малолетние племянники, которым, естественно, эсеры приговор не выносили. Рука с бомбой опустилась, Каляев бежал с Красной площади и был уверен, что его товарищи жестоко покарают его. Ведь он поставил под удар всю подпольную организации. Однако собравшийся на следующий день ЦК эсеровской партии признал действия Каляева правильными и даже не вычеркнул его из очереди. 4 февраля Каляев повторил попытку покушения и на сей раз успешно – великий князь был в карете один.

По решению суда был приговорён к смертной казне. Вдова Сергея Александровича добилась свидания с убийцей мужа и, поблагодарив за сохранения жизней племянников, подарила нашейную икону, уверяя, что на казнь нужно идти непременно в ней. Казнён в Шлиссельбургской крепости.

Так есть ли мораль у террориста? Сложный вопрос. Очевидным является то, что террор, убийство человека никогда не может быть оправдан, какими бы высокими мотивами не руководствовались те, кто его вершит.

Эсеровский террор – явление чисто русское по своей сути. Прекраснодушные молодые люди, среди которых было, кстати сказать, немало девушек, воспитанные в условиях жесткого самодержавия, не ради себя шли на верную гибель. Они верили, что их кровавая деятельность – единственный путь к счастью народа. Добились ли они счастья народного? Ни в коей мере!

Но в этой трагедии было две виновные стороны – террористы-убийцы и власти, которые не давали возможности реализоваться молодым людям, желавшим изменить порядки в России, озабоченным судьбой своей страны, реализоваться каким-нибудь другим способом. Сами эсеры писали в «Обращении к общественному мнению Европы», что считают террор варварским и недопустимым методом борьбы везде, кроме России, так как у нас другие методы борьбы были просто невозможны.

В ходе революции 1905 года эсеры отошли от террористической практики и начали действовать как парламентская партия.

Индустриальное общество только начало развиваться, и удельный вес рабочих в России был гораздо меньше, чем на Западе. Из 120 миллионного населения страны лишь 13 миллионов человек могло быть причислено к промышленным и транспортным рабочим. Положение российских рабочих было несравнимо хуже, чем в Европе и Америке. Большинство пролетариев проживало в квартирах коечно-каморочного типа, где семья занимала даже не комнату, а клетушку, отгороженную фанерной перегородкой. Зарплата нашего рабочего была в 2 раза ниже, чем у немецкого, в 4 раза ниже, чем у бельгийского и в 11 раз ниже, чем у американского рабочего. До половины зарплаты съедали штрафы, которые накладывались произвольно. За что угодно, даже за дерзкий взгляд на начальника. Рабочее законодательство в европейском понимании этого термина отсутствовало. Рабочий день был ограничен законом 11,5 часами, но длился 13-14 часов. Когда русские учёные-социологи обследовали петербургских рабочих, они были потрясены тем, что половина взрослых рабочих-мужчин не имеют семей, и почти каждый такой рабочий, отвечая на вопрос, почему у него нет семьи, сказал, что у него нет средств на её содержание.

Были, конечно, в России и квалифицированные рабочие, у которых была высокая зарплата, возможность культурно проводить досуг. Хорошие жилищные условия – квартира до 8 комнат. Но доля таких рабочих у нас по сравнению с Западом была ничтожно мала.

Понятно, при такой жизни рабочее движение в России носило весьма активный характер. Основной формой борьбы пролетариата была стачка – прекращение работы с выдвижением требований. Стачки или забастовки носили либо экономический характер (выдвигались требования повысить зарплату, сократить рабочий день пр.), либо политический (в России это чаще всего «Долой самодержавие!»). Мы думаем, что вы сами легко сможете определить, какие забастовки были опаснее для власти.

Если 90-ые годы ХIХ века были ознаменованы волной экономических забастовок, то начало ХХ века – забастовками политическими, что свидетельствует о возросшем уровне самосознания рабочих. Ростов, Сормово, Москва, Орехово-Зуево, Баку – вот не полный перечень промышленных центров, взорвавшихся политическими выступлениями рабочих в первые годы ХХ века. Особым днём в году становиться 1 мая. В этот день рабочие традиционно выступали с политическими требованиями. 1 мая 1901 года рабочие Обуховского завода в Петербурге начали стачку под лозунгом «Долой самодержавие», захватили завод и сутки удерживали его под огнём полиции и войск.

Борьба рабочих за свои права становится явлением, которое не может уже игнорировать никакая политическая сила. И не удивительно, что именно в это время в России начинается бурное распространение идей марксизма среди интеллигенции – идей пролетарской революции и диктатуры пролетариата.

Теперь познакомимся с движением социал-демократов, участники которого стремились выражать интересы рабочих. Социал-демократами называли себя в то время сторонники идей Маркса. Марксизм в то время получил необыкновенно быстрое развитие среди интеллигенции. Чем можно объяснить такую популярность произведений немецкого автора в России, где жизнь людей была столь не похожа на жизнь в Европе? Во-первых, тем, что это учение давало простой и ясный ответ на самый злободневный вопрос, который так мучил интеллигенцию: как помочь своему народу? Делать пролетарскую революцию! Во-вторых, книги Маркса в Европе издавались свободно, а в России были запрещены. Запретный плот всегда сладок!

Теперь мы должны, хотя бы в самых общих чертах познакомится с основными идеями учения Маркса. Маркс полагал, что человечество движется от одной ступени (формации) к следующей, более высокой, и переход на новый уровень возможен только тогда, когда возможность развития на прежнем уровне уже исчерпана. После феодализма будет капитализм, основанный на частной собственности и на эксплуатации капиталистами труда рабочих. Потом, когда капитализм себя исчерпает, человечество перейдёт к социализму или коммунизму, идеально справедливому порядку, основанному на общественной собственности. Народники и эсеры, как мы помним, представляли себе будущее иначе. Они были уверены, что, когда на Западе, где люди эгоистичны, ещё будут существовать капитализм, в России, с её общинными традициями уже установятся социалистические порядки.

Во-вторых, Маркс исключал возможность мирного перехода от одной формации к другой. Если от феодализма к капитализму путь лежит через революцию буржуазную, то от капитализма к социализму – через пролетарскую. А народники и эсеры видели главную революционную силу в России в крестьянстве.

Ещё одним важным положением в марксизме является теория диктатуры пролетариата, которая будет установлена после победы пролетарской революции.

 В России образовалось большое количество тайных марксистских школ и кружков, действовавших независимо друг от друга. Большую роль по объединению их в революционную партию сыграл Владимир Ильич Ленин (Ульянов), брат казнённого революционера-народника, неудавшийся адвокат, заинтересовавшийся марксизмом ещё в 80-ые годы ХIХ века, за свою политическую деятельность исключённый из Университета, год проведший в тюрьме и три года в сибирской ссылке. В 1900 году он уезжает в Европу, где вместе с первым русским марксистом Г. В. Плехановым начинает готовить учредительный съезд партии социал-демократов.

В 1903 году в Лондоне прошёл II съезд РСДРП – Российской социал-демократической партии, на котором были представлены почти все российские марксисты. Однако так получилось, что съезд фактически создал не одну, а две марксистские партии – большевиков и меньшевиков. Делегатам съезда было предложено для принятия две программы партии. Первая называлась программа-минимум. Её автором был Г. В. Плеханов. Она предусматривала установление в России демократической республики, всех гражданских свобод, ликвидацию помещичьего землевладения, установления на предприятиях 8-часового рабочего дня и рабочего контроля. По сути, эта программа была программой буржуазно-демократической революции. Её приняли единогласно, поскольку все делегаты съезда были марксистами, а с марксистской точки зрения на повестке дня в России стояла именно буржуазная революция. Другая называлась программа-максимум. Её автором был В. И. Ленин. Она предусматривала установление диктатуры пролетариата и национализацию собственности. Это была программа пролетарской социалистической революции. За неё голосовали только сторонники Ленина.

Так российское социал-демократическое движение, едва успев сформироваться, раскололось на два направления – меньшевистское, умеренное, идейным создателем которого был Г. В. Плеханов, а организационным лидером Э. О. Мартов и большевистское, радикальное во главе с В. И. Лениным. Важнейшее расхождение между ними заключалось в том, что меньшевики, как истинные марксисты, утверждали, что в России после буржуазной революции наступит длительный период развития капитализма, и только когда капитализм себя исчерпает, возможна революция социалистическая. «История ещё не перемолола той муки, из которой будет испечён пирог русского социализма», - писал по этому поводу Плеханов. Большевики выдвигали теорию перманентной, т.е. непрерывной революции. После революции буржуазной, которая только уничтожит пережитки феодализма, произойдёт победоносная социалистическая революция. Главное, считал Ленин, чтобы политическая власть оказалась бы в руках у пролетариата. Эта теория носила антимарксистский характер и, в какой-то мере, сближала большевиков с народниками и эсерами, которые тоже верили, что социализм в Россию придет, минуя капитализм.

Вторая дискуссия на съезде развернулась в связи с принятием устава. Проект устава, предложенный Мартовым, предусматривал, что членом партии может быть любой, разделяющий её идеологию. Ленин же задумал создать партию принципиально нового типа, которую видел, как глубоко законспирированную организацию профессиональных революционеров. В его проекте устава говорилось о том, что в партии может состоять только тот, кто ведёт революционную работу в первичной подпольной организации. Плеханов высказался по этому поводу в том духе, что Мартов создаёт думающую партию, а Ленин – дисциплинированную.

Очень быстро оба движения оформились в отдельные партии – РСДРП(б) и РСДРП(м). У каждой из них были свои программы, уставы, ЦК и газеты. Названия «большевики» и «меньшевики» нужно понимать, как условные. Партия большевиков состояла из профессиональных революционеров. Что значит быть профессиональным революционером? Это значит не иметь нормальной семьи, постоянной работы и места жительства, всё время находиться на грани между свободой и тюрьмой. Немногие людей готовы были идти на такие жертвы ради революции. Не удивительно, что в рядах меньшевиков насчитывалось большее число участников, чем в рядах большевиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.018 с.)