Социально-экономический строй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономический строй



  Согласно законам Российской империи, в России существовал сословный строй.Сословия – это большие группы людей, имеющие особые права и обязанности. Принадлежность к сословию определяется по происхождению. Сословия были привилегированные (служилые) и податные (платящие налоги). Важнейшими сословиями русского общества были дворянство, духовенство, казачество, крестьянство, мещанство и купечество.

Однако начавшаяся в России модернизация подорвала основы сословного строя. Социальное положение россиянина в начале прошлого века лишь в незначительной степени зависело от его сословного происхождения. Так, например, лишь 12% генералов в России были дворянами.

  Самым многочисленным сословием в России были крестьяне. Сельское население составляло более 80% от общего числа жителей.

Важнейшим событием с истории России ХΙХ века стала отмена крепостного права. И хотя крестьяне после этого должны были платить огромные выкупные платежи, и какое-то время находились во временно обязанном положении – главное, они получали личную свободу - могли свободно передвигаться по стране, продавать-покупать землю, выступать в суде и т.д.

Однако свободными людьми наши крестьяне не стали. Земледельцы находились в сильнейшей зависимости от крестьянской общины или мiра, как они его сами называли. Крестьянская община – это коллектив крестьян, живущих в одной деревне.

В чём же заключалась зависимость крестьянина от коллектива его соседей?Во-первых, взрослые мужчины собирались на сельский сход и избирали мирового старосту. Староста отвечал перед начальством за порядок в деревне и за своевременную уплату налогов. Кроме того, без разрешения схода нельзя было уйти из деревни. Во-вторых, в общине была круговая порука. Если крестьянин не платил налоги – пороли всю деревню. В-третьих, в общине был кругооборот земли. Ежегодно крестьяне обменивались наделами. Это обстоятельство на корню убивало в крестьянине хозяина. Зачем засыпать овраг, если на следующий год это земля перейдёт к соседу? Зачем соблюдать правильный севооборот – пусть завтра ничего здесь не вырастет, не вырастит-то у соседа? В-четвёртых, общинники обязаны были помогать друг другу. Что же здесь плохого? В обществе всегда есть люди, которые нуждаются в помощи: вдовы, сироты, инвалиды, престарелые. В наше время им обязано помогать государство. Тогда это делало само крестьянское общество.

Но речь шла о помощи не только сирым и убогим. Любой общинник знал, что может разлениться, запить в сев, в период уборки урожая, когда «день год кормит», и знать, что не дадут помереть соседи, накормят и оденут. А с другой стороны сильный, работящий крестьянин понимал, что чем больше он будет трудиться, чем больше произведёт, тем больше «доброе» сельское общество у него заберёт для лентяя. Так зачем тогда горбатиться? Некоторые исследователи полагают, что зависимость крестьянина от общины после отмены крепостничества была сильнее, чем зависимость крестьянина от барина при крепостном праве.

Наиболее решительные советники Александра II рекомендовали императору заодно с крепостным правом ликвидировать и крестьянскую общину. Государь не пошёл на это – так легче было собирать налоги и удерживать крестьян в повиновении.    

Таким образом, мы видим, что община была серьёзным экономическим пережитком, мешавшим крестьянам почувствовать себя хозяевами земли и начать трудиться на ней с полной отдачей.

Несмотря на общинный строй, в деревне проходило расслоение крестьян.

2-3% процента крестьян были кулаками. Так называли только тех, кто сам в поле не трудился, а использовал труд батраков, которые работали за долги. Ещё примерно 12% крестьян можно отнести к категории крепких хозяев. У такого крестьянина и дом был большой, и несколько голов крупного рогатого скота в хозяйстве, и граммофон в доме, и кофемолка и сапоги модные… резиновые! Абсолютное большинство крестьян – середняки, примерно 60%. У такого крестьянина всего богатства - лошадь да 2-3 коровы. 25% были бедняками. Это те, у кого лошади не было, то есть безлошадные.

В целом, российское крестьянство жило отчаянно бедно. Сами крестьяне считали, что причина их бедности в малоземелье. Однако наш крестьянин владел земельным участком в несколько раз большим, чем его европейский коллега. Значит, истинная причина крестьянской нищеты заключалась не в малоземелье, а в технической отсталости сельского хозяйства.  

На другом полюсе сельской жизни находились дворяне-помещики. После отмены крепостного права они оказались в странном положении: денег – куча (они получали выкупные платежи), земли – много, обрабатывать землю некому.

И в этой ситуации помещики разделились на две группы. Одни быстро истратили свои деньги: проиграли в карты, прокутили, заложили и перезаложили свои имения. Некоторые из них завели отработочные хозяйства, фактически восстанавливая в них крепостнические формы организации труда крестьян. Удивительное дело – царь крепостное право отменил, а помещик с крестьянином, не зная, как жить в новых условиях, потихоньку его восстановили. Другие же землевладельцы с толком использовали полученные деньги: закупили технику и современные удобрения, начали нанимать батраков из числа бывших крепостных. Принципиальная разница между батраком и крепостным заключается в том, что батрак свободно нанимается на работу и работает за деньги. Его труд становится более производительным. Такие хозяйства назывались помещичьими капиталистическими. Успешно хозяйствуя на земле, они давали 10% товарного хлеба, т.е. хлеба, идущего на продажу.

К сожалению, таких хозяйств было не много. Огромное количество барской земли лежало в запустении, в то время как крестьяне голодали в условиях малоземелья. Сравните такие цифры: 2 десятины – средний размер крестьянского надела и 2332 десятины – барского. Таким образом, помещичье землевладение, наряду с крестьянской общиной, было важнейшим пережитком в российской деревне.

Определить уровень развития сельского хозяйства того времени сложно. С одной стороны, наша страна была крупнейшим поставщиком хлеба на мировой рынок, с другой – каждый третий год в России выдавался неурожайным, каждый третий неурожай оборачивался голодом.

Теперь перенесёмся из деревни в город и поговорим об особенностях российской индустрии.

Начало ХХ века было ознаменовано для России небывалым экономическим подъёмом. Темпы роста промышленности составили 8,1% и являлись самыми высокими в мире. Некоторые исследователи даже называют это время «Золотым веком русской промышленности». Такие темпы роста, конечно, впечатляли, однако по производительности труда, технической оснащённости предприятий и, главное, по уровню жизни Россия безнадёжно отставала от ведущих мировых держав.

Толчком к развитию всей промышленности стало бурное развитие железнодорожного транспорта и, прежде всего, строительство Транссибирской магистрали. Транссиб, соединив европейскую Россию с её бескрайними сибирскими и дальневосточными просторами, стал самой большой железной дорогой в мире. Его строительство в значительной степени стало плодом усилий графа С.Ю.Витте, бывшего в ту пору министром путей сообщения.

С.Ю.Витте по отцовской линии происходил из прибалтийских немцев, а его мать – из древнего русского рода князей Долгоруких. Будучи учеником 1-ой Кишинёвской гимназии, создал с товарищами «Священную дружину», целью которой было наблюдение за другими учениками и учителями на предмет их неблагонадёжности. Правда, впоследствии, будучи высокопоставленным чиновником, Витте ни разу не будет замечен в наушничестве.

Успешно окончив Университет в Одессе, немало удивил своих бывших преподавателей, устроившись на работу, на железную дорогу дежурным по станции. В то время многие молодые люди увлекались железнодорожным транспортом, и Витте, решив связать свою жизнь с ним, захотел посмотреть на то, как устроено транспортное хозяйство изнутри.

Карьеру делал быстро. Будучи управляющим «Общества Юго-западных железных дорог», познакомился с императором Александром III. Самодержец был большим любителем быстрой езды, а Витте не позволил нарушить правила безопасности и прикрепить к царскому вагону два паровоза. Да ещё и сказал: «Если его величеству хочется свернуть себе шею, он может сделать это на какой-нибудь другой железной дороге». Дерзкое поведение чиновника понравилось императору, и Витте был приглашён на работу в правительство. С 1892 года занимал пост министра путей сообщения, немало сделал для улучшения железнодорожного сообщения в стране и в том же году назначен министром финансов.

К этому периоду относятся серьёзные перемены в личной жизни. После смерти первой жены, женился на Матильде Ивановне Лисаневич, разведённой еврейке, что вызвало шок в высшем обществе.Впрочем, Витте всегда был занят делом и мало интересовался мнением высшего общества.

На посту министра финансов он, прежде всего, занимается финансированием ускоренного строительства Транссибирской магистрали, которая стала его любимым детищем.Ему удаётся договориться с китайским представителем о строительстве части магистрали по территории Китая, что значительно ускорило завершение работ. Цена вопроса – взятка в 500 тысяч рублей, которую Витте дал китайскому сановнику.

Другой несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы. В результате Россия на период до начала Первой Мировой войны получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом.

Накануне Русско-японской войны пытался объяснить императору, что Япония – сильная страна и воевать с ней не следует – безуспешно, к сожалению. После поражения России в этой войне был направлен императором в Портсмут для подписания мира с японцами. Сумел уговорить японцев ограничиться лишь половиной острова Сахалин и не претендовать на его северную часть. За это удостоился от императора титула графа, а от недоброжелателей – прозвища «граф Полусахалинский».

По своим политическим убеждениям был умеренным либералом – сторонником конституционной монархии. Во время революции 1905 года уговорил императора подписать «Манифест 17 октября», «даровать» народу Думу и основы гражданских свобод. Революционеров ненавидел.

Желчный мизантроп, Витте часто не ладил с другими сановниками и попадал в опалу к Николаю II. Последняя такая опала затянулась на долгие годы.

Витте был умным и талантливым человеком, но так и не смог понять, что поверхностные, технические реформы уже не способны были спасти насквозь прогнившее самодержавие.

Строительство железных дорог дало толчок к развитию всей индустрии. Для железной дороги нужны рельсы – значит, будет развиваться металлургия, нужны шпалы и вагоны – лесная промышленность, паровозы – машиностроение.

Важнейшей особенностью жизни российских предпринимателей была их сильнейшая зависимость от государства. Философ Николай Бердяев писал о том, что в России никогда не было сильной, независимой аристократии, способной стать противовесом царской власти, равно как и не выросло сильной и независимой буржуазии.

Мало того, что государство владело многими крупными предприятиями в тяжёлой промышленности (они назывались «казёнными»). Деятельность частных заводов часто контролировалась государственными ведомствами. Это явление получило название «недемократического капитала».

Давайте задумаемся, что необходимо предпринимателю, для успеха в бизнесе? Очевидно, нужен начальный капитал, экономические знания, предпринимательские способности. Однако в Росси можно было и не обладать ни первым, ни вторым, ни третьим. Важнее всего были связи, знакомства. Где? В министерстве, а ещё лучше, при дворе, а самое лучшее – в царской семье.

Как вы думаете, где – в Москве или в Петербурге – буржуазия была более зависимой от государства? Ответ кажется очевидным - в Москве. Почему? Ну, потому, что Москва – старый город, не европейский, а вот Петербург – Европа, значит, и буржуазия здесь должна была быть по-европейски независимой.

Действительно, петербургская буржуазия внешне была весьма европеизированной. Столичный предприниматель носил фрак с цилиндром или смокинг с котелком, стек (тросточку) и часы на брелоке. Он ездил на автомобиле, разговаривал по телефону, интересовался биржевыми новостями.

Его московский или поволжский коллега носил поддёвку и картуз, чай пил из блюдца в прикуску, телефону не доверял – посылал мальчишку с запиской, автомобиль не любил, предпочитал извозчика.Но именно он был более похож на европейского предпринимателя, т.к. вёл дела самостоятельно. Давайте попробуем разобраться – почему столичная буржуазия находилась под более пристальным вниманием властей.

Дело в том, что именно в Петербурге находились крупнейшие военные заводы. На фотографии – цех петербургского Путиловского завода, крупнейшего предприятия по производству артиллерийских орудий. Военное производство – вот, что более всего интересовало государство. А Москва и Поволжье специализировались на производстве тканей, одежды, продуктов питания. Это государство мало интересовало.

Конечно, промышленник, находившийся под влиянием государства, получал от этого преимущества: ему давали кредиты, продвигали его продукцию на внутреннем и внешнем рынках. Но такой предприниматель понимал, что власти, если им это будет нужно, могут грубо вмешаться в его дела и даже отобрать у него его бизнес.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.217.167 (0.011 с.)