Общественно-политический строй 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политический строй



В конце 19 века Россия оставалась последней абсолютной монархией в Европе. Это означало, что в нашей стране отсутствовал Парламент – народное представительство, Конституция – основной закон, гарантирующий права и свободы граждан. Вся полнота власти принадлежала императору и передавалась им по наследству.

В экономическом отношении Россия того времени не была столь отсталой, в сфере научного и художественного творчества наша страна всегда занимала самые передовые позиции в мире.

Таким образом, важнейшим для модернизации страны было проведение именно политических преобразований. Модернизация - процесс перехода от традиционного, сельского общества к обществу индустриальному, которому свойственен высокий уровень развития машинной промышленности, грамотность населения и демократия.

Давайте задумаемся, когда впервые в России была проведена попытка модернизации? Очевидно, это происходило при правлении Петра Великого. Пётр мечтал уже в течение своей жизни превратить Россию в европейское государство. Удалось ли ему это? Ответ отрицательный. Впоследствии проводились и другие модернизационные попытки. Вспомним хотя бы отмену крепостного права.Но и после неё Россия не встала вровень с передовыми странами. Поэтому применительно к России и ещё целому ряду стран – Германии, Австрии, Италии – принято говорить о догоняющем типе модернизации. Мы отставали от наиболее развитых стран – Англии, Франции, США и безуспешно пытались их догнать.

Теперь рассмотрим важнейшие особенности системы политического управления России и важнейшие органы государственной власти.

Как уже было сказано, вся полнота государственной власти была сосредоточена в руках у Государя-императора. Последним императором суждено было стать Николаю II, занявшему престол в 1894 году после смерти его отца Александра III.Во время венчания на царство император становился «помазанником Божьим», официально провозглашалось, что власть самодержца идёт от Бога.

Совещательным органом при императоре был Государственный совет, члены которого назначались царём. Государственный совет не ограничивал власть императора, а лишь имел право «подавать ему мнения».

Зимний дворец в Петербурге был главной резиденции императора и местом собраний правительства. Правительство России – Комитет министров – было ответственно только перед государём. И только он мог назначать и смещать министров. Среди прочих, особую роль играл министр внутренних дел, главный полицейский России. В начале века этот пост занимал Вячеслав Константинович Плеве. До последних сил он боролся с революционерами и сам стал жертвой революционного террора.Полиция играла важную роль в жизни российского государства.Как известно в России всегда было две полиции - уголовная и политическая. Функции политического сыска выполняли Жандармерия и Охранный Департамент. Поскольку в стране происходил постоянный рост оппозиционных движений, дел у Охранки было предостаточно.

Велико было значение Правительствующего Сената и Священного Синода. Сенат, созданный Петром и им же названный «оком государевым», выполнял контролирующие функции.

Синод был главным церковным ведомством. Как мы помним, ещё в начале 18 века РПЦ стала государственной. Православие официально считалось «господствующей» религией. Для многоконфессиональной России это означало, прежде всего, ущемление прав представителей иных религий. Они оказывались в положении людей второго сорта. Долгое время во главе Синода находился обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев, воспитатель двух последних императоров, человек крайне реакционных взглядов, лидер консервативного лагеря.

На местах правили назначаемые губернаторы.

Система государственного управления была бюрократической – начальство назначалось «сверху» и никак не контролировалось «снизу». К этому необходимо добавить, что россияне были полностью лишены гражданских прав: свободы слова, совести и т.д. Поэтому митинги и шествия в России нещадно разгонялись полицией и даже войсками, а первые политические партии возникли в глубоком подполье.

 Наша страна всегда была многонациональной. В начале ХХ века её население разговаривало на 146 языках. Те не менее, даже весьма многочисленные народы России не пользовались никакими правами самоуправления. С юридической точки зрения не было Грузии, а были Тифлисская и Кутаисская губернии, не было Украины. Губернаторы, назначаемые русским царём, были русскими по национальности. Царское правительство проводило политику насильственной русификации, особенно в области культуры и образования.

Исключением из этого общего правила было Великое княжество Финляндское, получившее широкие права самоуправления (автономии) ещё в начале ХIХ века при Александре I. Финны избирали Сейм (парламент), который принимал законы; все налоги, собранные в Финляндии, шли на нужды её населения; в княжестве имела хождение собственная денежная единица – финская марка; горячих финских парней не призывали в российскую армию – они служили в финских вооружённых силах.

 В России жили представители всех мировых религий.Однако лишь православные считались полноправными подданными русского царя. Многие неправославные вынуждены были отказываться от веры своих предков и принимать крещение. Таких людей называли выкрестами. Следовательно, в России существовало не национальное, а именно национально-религиозное неравенство.

Из всех народов в России в наиболее бесправном положении находились евреи. Антисемитизм – нетерпимое отношение к евреям – не является исключительно российским явлением. Однако с переходом к индустриальному обществу западные нации преодолели этот пережиток. В России же антисемитизм исходил как от «верхов», так и от «низов». В России сохранялась черта оседлости, за пределами которой евреи (а, точнее сказать, иудеи, т.к. дискриминация проходила по конфессиональному, а не по этническому признаку) не могли находиться более 24 часов. Так царские власти пытались создать некий «этнически чистый район», некую «внутреннюю Русь». Поступление в высшие учебные заведения для евреев было затруднено - 5 человек на 100 поступающих, и 3 в Петербурге и в Москве. Евреи не могли занимать некоторые должности и покупать-продавать землю.

Самым страшным проявлением антисемитизма стали еврейские погромы, прокатившиеся по стране в первые годы ХХ века и, с особой силой, в годы Первой русской революции. Участниками погромов были черносотенцы, организованные в боевые отряды. Как правило, это были представители самых низших, самых бедных и некультурных слоёв русского населения.

Погромщики нападали на еврейские районы городов, убивали, грабили, насиловали евреев. За что? За то, «что распяли Христа», за то, что не русские, а живут на русской земле лучше русских. Да мало ли за что… Во время одного из погромов в Москве был убит большевик Николай Бауман. Его убили не за то, что он был революционером, а за то, что, имея семитские черты, вышел на улицу во время погрома. Черносотенцы били его затылком о булыжную мостовую до тех пор, пока череп не раскололся и не обнажился мозг. До какого же исступления должен был довести себя человек, чтобы не застрелить, не зарезать, а – вот так убить ближнего своего!

Похороны Баумана превратились в многотысячную антиправительственную демонстрацию, которую использовали большевики для того, чтобы поднять своих сторонников на восстание в Москве – в истории часто одно зло порождает другое.

Может показаться, что погромы проводились исключительно нищим и бесправным населением России, были вымещением злобы низов общества. Однако мы обладаем фактами, красноречиво доказывающими, что власти непосредственно причастны к организации этих преступлений. Так, граф С. Ю. Витте, особа, приближённая к императору и весьма информированная, указывает, какое денежное вознаграждение получал каждый погромщик от правительства. Получал через подставных лиц, разумеется. Давайте задумаемся, зачем властям нужны были погромы. В простых людях зрела злоба на нищую и бесправную жизнь. И, либо это злоба выльется на головы власть предержащих, либо для неё будет найден громоотвод. К несчастью своему, евреи были удобным громоотводом – их уровень жизни и образования ощутимо превышал средний уровень русских.

Немногие уголовные дела, возбуждённые по фактам погромов, были доведены до суда. Примерно половина осуждённых по ним была помилована царём. «Милую преданных,» - говорил он. Когда в разгар революции императору поднесли папку с описаниями погромов, он оставил на ней резолюцию: «Горжусь вами, герои русской земли».  

Но совсем не так называли погромщиков представители русской интеллигенции – «героями вонючей помойки». Для настоящего русского интеллигента антисемит был руконеподаваем. Само слово черносотенец имело ещё и второй смысл. Так называли не только участников, но организаторов погромов. Солидные господа: профессора, писатели, издатели – они не оскверняли руки топорами и ножами, не пачкали их кровью. Но их роль в провоцировании погромов была огромной.

Вот что стало толчком к первому в России Кишинёвскому погрому 1903 года. В небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток. Единственная ежедневная кишинёвская газета, возглавляемая известным антисемитом П. А. Крушеваном, утверждала, что было совершено ритуальное убийство невинного православного мальчика злобными евреями… А через два месяца в Кишинёве грянул погром!

Теперь, когда мы познакомились с тем положением, в котором находились нерусские, и, особенно, евреи в России начала прошлого века, нас вряд ли удивит тот факт, что в революционных движениях именно они составляли большинство.

100 с лишним лет тому назад Россия находилась на стыке двух эпох. Пережитки в политической сфере мешали её движению вперёд и должны были быть ликвидированы. Каким способом? Очевидно, одним из двух – реформами, которые проводятся сверху, постепенно и бескровно, либо революцией, кровавой и непредсказуемой. Теперь давайте задумаемся, от чего зависит выбор метода? Видимо, главную роль здесь играет личность главы государства, его способность или неспособность провести назревшие преобразования.

Разговор о личности Николая Александровича мы должны начать с личности его отца – столь велико было влияние родителя на последнего самодержца.

Александр III был человеком очень сильным – и морально, и физически. Вот эту силу и пытался показать скульптор Паоло Трубецкой, автор памятника Александру, который украшал когда-то Знаменскую площадь Петербурга. Однажды, когда во время путешествия на юг, телеграфный столб упал на крышу царского вагона, государь удерживал тяжёлые балки на плечах и на спине до тех пор, пока его жена и дети не покинули поезд.

Убеждённый консерватор, проводивший реакционные контрреформы, он и сыну своему пытался внушить мысль о необходимости сохранения устоев Российской империи. Умирая, со смертного одра, он завещает Николаю «сохранить моё самодержавие без изменений». Разве мог любящий сын ослушаться предсмертной воли отца?

Пройдут годы, и революция заставит Николая II нарушить отцовское завещание. В 1905 году он даст России подобие Конституции – Манифест 17 октября, и подобие парламента – Государственную думу. Но вот что характерно – в день открытия Думы царь поехал в Петропавловскую крепость и 2 часа на коленях перед могилою отца молился – просил прощения.

В молодости наследник Николай был ветреным повесой. Одной из его любовниц была знаменитая балерина Матильда Кшесинская. Совершая путешествие по Японии в компании легкомысленных друзей, Николай, будучи пьян, зашёл в синтоистский храм и попытался справить малую нужду на святыню храма. Японский полицейский, увидев это, выхватил саблю и нанёс Николаю удар по голове, но один из друзей наследника успел подставить трость под удар и клинок пришёлся по голове не остриём, а плашмя. Тем не менее, рана оказалась серьёзная, шрам у самодержца сохранился на всю жизнь и в плохую погоду болел, напоминая государю о прегрешениях юности.  

Но жизнь наследника разом переменилась в день, когда он познакомился со своей будущей женой – немецкой принцессой Алисой фон Гессенской. Молодые люди полюбили друг друга, и Николай немедленно попросил благословения на брак у своих родителей. Последовал решительный отказ – родители боялись, что волевая Алиса быстро подчинит своей воли слабого цесаревича. Впервые в отношениях между отцом и сыном возникла конфликтная ситуация. Николай заявил, что он вообще никогда не вступит в брак и оставит Россию без наследника.

И только находясь на смертной одре, Александр даёт согласие на бракосочетание. Впервые в российской истории свадьбу наследника играют в дни траура по умершему императору. Дело в том, что Николай мог взойти на престол холостым, но сделав это, так и должен был холостым оставаться.

Воцарению императора сопутствовало появление в обществе надежд на либеральные реформы и вообще на перемены к лучшему. Такое у нас всегда происходит после смены власти. Поданные готовы были усмотреть намёки на эти перемены во всём. Вот прибрёл Николай для Александры Фёдоровны (так в православии нарекли принцессу Алису) перчатки за наличный расчёт в Пассаже – вот ведь какой демократ… Страна с нетерпением ожидала первую тронную речь.

И вот в парадный зал Зимнего дворца входит император. В его руке бумага с заранее написанным текстом – а все думали, что говорить будет без бумажки. Впоследствии стало известно, то текст писал не император. А его воспитатель, обер-прокурор Синода Победоносцев, завзятый консерватор. Он садиться на трон (а думали – будет говорить стоя) и тихим голосом читает: «Преждевременные надежды на преобразования должны быть отпрянуты. Моё самодержавие останется как при батюшке, без изменений». Ну, а дальше можно было и не читать…

Императрица Александра Фёдоровна родила Николаю четырёх очаровательных дочек. Но стране нужен был наследник! И вот – свершилось! В царской семье родился мальчик! Цесаревича нарекли Алексеем. Однако на смену великой радости приходит великая тревога – у Алексея гемофилия, несвёртывание крови, неизлечимая болезнь. Теперь любое падение будет грозить ему смертью. Но как может мальчик расти, не бегая, не лазая по деревьям, не шаля? Ежечасно, ежеминутно император и императрица будут находиться в состоянии тревоги за своего сына. Что, конечно же, скажется на состоянии их здоровья. КАДР 25.  

Перед вами портрет Николая II кисти выдающегося художника Валентина Серова. Современники говорили, что у этого портрета говорящие глаза. Может быть, поэтому в 17-м году пьяные «революционные матросы», ворвавшиеся в Зимний дворец, разорвали картину штыками. С холста смотрит на нас умный интеллигентный человек, абсолютно не злой и немного печальный. Николаю II были свойственны многие положительные качества. Он был хорошо образован, умел совладать со своими эмоциями и никогда не был груб с подчинёнными, любил свою семью – жену и пятерых детей. «Он очень воспитанный человек. Он самый воспитанный человек из всех, кого я знаю, -- писал о нём граф С. Ю. Витте. -- Он очень хороший человек и очень плохой…» Ну, догадались? «…очень плохой правитель».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.017 с.)