Структура, санитарно-гигиенический режим отделений новорожденных родидьного дома 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура, санитарно-гигиенический режим отделений новорожденных родидьного дома



Родовспомогательное учреждение имеет физиологическое и обсервационное отделения (либо палаты) для новорожденных.

В физиологическое отделение принимают детей от матерей с физиологически протекавшей беременностью и родами. Физиологическое отделение наряду с постами для здоровых новорожденных имеет пост для недоношенных детей, а также детей, родившихся от переношенной беременности, после оперативных родов и перенесших родовую травму. В составе поста организуют палату интенсивного ухода.

В обсервационном отделении находятся новорожденные, родившиеся в этом отделении или после родов, происшедших вне родовспомогательного учреждения; новорожденные с клиникой врожденной инфекции или переведенные из физиологического отделения в связи с заболеванием матери; «отказные» дети, подлежащие усыновлению или переводу в лечебные стационары и дома ребенка. В случае перевода новорожденного в обсервационное отделение вместе с ним переводят и мать.

Отделение обсервации должно быть полностью изолировано от других детских отделений. Палаты обслуживаются постоянным медицинским персоналом, который не должен общаться с персоналом физиологического отделения новорожденных и родильного блока. Перевод новорожденного из обсервационного в физиологическое отделение недопустим.

Основными структурными подразделениями каждого отделения являются палаты (боксы или полубоксы), процедурный кабинет, молочная комната, комната иммунопрофилактики, комната для выписки новорожденных, подсобные помещения.

Палаты должны быть боксированными с сестринским постом в боксе или в ближайшем помещении. С общим коридором детские палаты сообщаются через шлюз. Каждый медицинский пост имеет разгрузочную палату для детей, матери которых задерживаются на 1-3 дня после выписки основного числа детей и родильниц.

В физиологическом отделении блок-отсек состоит из трех боксов, в обсервационном - из двух. Кроме традиционной структуры физиологического отделения, организуются отделения совместного пребывания матери и ребенка. Подобная структура способствует более тесному психологическому контакту, дает возможность осуществить кормление по требованию, матери быстрее приобретают навыки ухода за новорожденными, снижается инфицирование новорожденных из-за отсутствия контакта с другими детьми, создаются благоприятные условия для заселения организма новорожденного микрофлорой матери.

Противопоказаниями к совместному пребыванию матери и ребенка являются гестозы беременных, экстрагенитальные заболевания в стадии декомпенсации, острые инфекционные заболевания, состояния ребенка, требующие наблюдения и ухода медицинского персонала. Совместное пребывание матери и ребенка после хирургического вмешательства в родах организуется с учетом состояния здоровья родильницы.

 

Санитарно-гигиенический режим детских отделений родильного дома

Здоровье и жизнь новорожденного полностью зависят от того, насколько строго и тщательно весь персонал родильного дома выполняет требования санитарно-гигиенического режима.

Санитарно-гигиенический режим роддома поддерживается путем тщательного выполнения требований, которые условно можно разделить на три группы: 1) требования, предъявляемые к персоналу; 2) требования, предъявляемые к оснащению и содер­жанию помещений; 3) требования, предъявляемые к уходу за новорожденным.

Требования к персоналу. Лица, поступившие на работу в роддом, и в дальнейшем процессе работы проходят полный медицинский осмотр специалистами, флюорографическое исследование грудной клетки, бактериологическое обследование на кишечную группу, золотистый стафилококк, исследование крови на сифилис и ВИЧ-инфекцию. Персонал должен быть привит против дифтерии.

Помимо плановых обследований, медицинская сестра отделения, приступая к дежурству, должна измерить температуру тела и пройти контроль врача либо старшей медицинской сестры с осмотром ротоглотки и кожных покровов на выявление гнойничков, инфицированных ссадин, сыпи и т.п. Данные осмотра фиксируются в специальном журнале. Больной персонал к работе не допускается. Ежедневная санация носоглотки проводится только в случае эпидемического неблагополучия.

После осмотра медицинская сестра надевает санитарную одежду (ежедневно сменяемый халат, легкое хлопчатобумажное платье-рубашку, носки, кожаную обувь). Кольца, браслеты и наручные часы во время работы рекомендуется снимать. Ногти должны быть коротко острижены и закруглены пилкой. Особое внимание уделяется мытью рук: тщательно до локтя их моют теплой водой с мылом, обсушивают чистой пеленкой, обрабатывают дезинфектантом. С целью профилактики дерматитов от многократного применения антисептиков рекомендуется работа в хирургических перчатках, обеззараживаемых перед контактом с кожными покровами каждого ребенка.

Медицинский персонал использует маски в отделении новорожденных при инвазивных вмешательствах (пункции магистральных сосудов, люмбальной пункции и т. п.), постоянно при эпидемии гриппа и другом эпидемическом неблагополучии.

Требования к оснащению и содержанию палат. В физиологическом отделении для здоровых доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м2 на одну койку, в обсервационном - 4,5 м2. На каждом посту устанавливают детские кроватки, пеленальные столы с обогревом, медицинские весы для взвешивания новорожденных, столик для медикаментов, необходимых для ухода за ребенком, встроенные шкафы для белья. Переносить оборудование и предметы ухода из одной палаты в другую недопустимо.

Кроватки для новорожденных нумеруются, в них вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами. Во время кормления детей чехлы протирают ветошью, смоченной дезинфектантом. Матрацы застилают простынками, подушки не используют. При применении гамачков их меняют не реже одного раза в сутки.

Пеленальный стол накрывают матрацем. Он должен легко мыться и дезинфицироваться. В палатах целесообразно установить дополнительный пеленальный стол, на котором выполняется только распеленание ребенка. Рядом с пеленальным столом на тумбочке размещают детские весы.

Палаты обеспечивают подводом теплой и холодной воды, детской ванной. При отсутствии централизованной подачи воды для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Рядом с раковиной помещают мыло (жидкое или в индивидуальной фасовке), емкость-дозатор с антисептическим средством.

За каждым постом физиологического отделения при раздельном размещении матерей и новорожденных закрепляют каталки с перегородками-ячейками на одного ребенка. После кормления каталки обрабатывают дезинфектантом и кварцуют в течение 30 мин. Дети недоношенные, травмированные и находящиеся в обсервационном отделении при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию подаются на кормление матерям на руках.

Палаты для интенсивного ухода обеспечивают централизованной подводкой кислорода, кувезами, специальным оборудованием и оснащением для экстренной помощи при неотложных состояниях.

В течение всего периода пребывания новорожденных в родильном доме используется только стерильное белье. Его суточный запас на одного новорожденного составляет не менее 48 пеленок, 10 распашонок для 5-7-кратной смены. На все время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют один матрац, два одеяла, три конверта. Чистое белье хранят на полках шкафов в комплекте по 30-50 штук в двойной упаковке из хлопчатобумажных мешков. Срок хранения белья - не более двух суток с момента стерилизации. Не использованное во время пеленания белье передается в стерилизационную. В шкафу, в специально выделенном месте, хранят постельные принадлежности, доставленные после дезинфекции.

Для сбора грязного белья служит тканевой мешок (бак) с крышкой и педальным устройством. Внутрь его вкладывают клеенчатый или полиэтиленовый мешок.

Для ухода за новорожденными необходимо иметь набор медицинских инструментов, перевязочных материалов, предметов ухода. Они должны соответствовать количеству детских коек, быть однократного использования и храниться в медицинском шкафу. Перед каждым пеленанием сестра готовит рабочий столик со стерильным материалом, средствами ухода и инструментами.

Баллончики, катетеры, газоотводные трубки, клизмы, медицинский инструмент после использования погружают в отдельные емкости с раствором дезинфектанта, затем подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации. Обеззараженные предметы ухода хранят в отдельной маркированной сухой стерильной таре. Глазные пипетки, шпатели и другие инструменты подлежат стерилизации. Стерильный пинцет (корнцанг), используемый для забора обеззараженных изделий медицинского назначения, во время каждого пеленания хранится в емкости с дезинфектантом. Пинцет (корнцанг) и дезраствор меняют один раз в сутки. Медицинские термометры полностью погружают в дезинфектант, промывают в кипяченой воде, просушивают в пеленке и хранят в сухом виде. Использованные соски моют под горячей проточной водой, кипятят 30 мин в специально выделенной эмалированной кастрюле. Затем, не снимая крышки, сливают воду и хранят в этой же посуде.

Для ухода за остатком пуповины и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми используют только стерильные ватно-марлевые тампоны, шовно-перевязочный материал, инструменты. Стерильный материал помещают в бикс, меняют его один раз в сутки. Медицинская сестра отвечает за правильную укладку и своевременную сдачу биксов. Неиспользованный стерильный материал из укладок подлежит повторной стерилизации.

Медикаменты для ухода за новорожденными (мази, масла, водные растворы и др.) должны быть стерильными. Их готовят в разовой упаковке или фасуют в количестве, не превышающем суточную потребность на одного ребенка.

Лекарственные средства, применяемые для лечения ново­рожденных, на постах физиологического отделения не хранят. Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. В комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят трех- и десятидневные запасы медикаментов и стерильного материала. Срок хранения стерильных растворов для инъекций, приготовленных в условиях аптеки и укупоренных под обкатку алюминиевым колпачком, составляет 1 месяц, без обкатки - 2 дня. Срок хранения мазей, порошков, присыпок - 10 дней.

Палаты для новорожденных заполняются строго циклически с разницей в сроке рождения детей до трех суток. В палатах поддерживается температура воздуха +22 °С (для недоношенных +24 °С). Относительная влажность воздуха контролируется показаниями психрометра и должна составлять 60%. Воздух обеззараживается бактерицидными лампами. Для снижения микробной обсемененности и очистки от пыли целесообразно использовать кондиционеры. Палаты проветриваются 6 раз в сутки, когда новорожденные находятся на кормлении в палатах матерей или выносятся в соседнее помещение.

Уборка палат (боксов), процедурной и других помещений проводится младшим медицинским персоналом. Их работу контролирует старшая медсестра отделения и сестра-хозяйка, в ночное время - ответственная дежурная медсестра. Уборочный инвентарь строго маркируется, ветошь для обработки твердого инвентаря ежедневно кипятят и хранят, как и посуду, в которой ее кипятят, в подсобном помещении.

В палатах проводят влажную уборку не реже трех раз в сутки: один раз с использованием дезинфицирующего средства (после третьего кормления), два раза (утром и вечером) с моющим раствором. После уборки включают на 30 мин бактерицидные лампы и проветривают помещение. В присутствии детей можно использовать только экранированные лампы.

Заключительную дезинфекцию палат проводят после выписки новорожденных, но не реже одного раза в 7-10 дней. Все белье из палаты сдают в прачечную, одеяла и матрацы - для камерной дезинфекции. По возможности всю мебель выносят. Стеклянные перегородки, шкаф, окно моют с нашатырным спиртом. Кальцинированной содой чистят умывальники и ванночку. Тщательно обрабатывают моющим раствором кроватки, столы, тумбочки, весы, перегородки, стены, лампы дневного света, бактерицидные облучатели, плинтуса, батареи. Затем их протирают дезинфектантом, в последнюю очередь моют пол. Палату закрывают на 1 ч. После дезинфекции все поверхности промывают горячей водой и включают на 1 ч бактерицидные лампы. Затем персонал меняет санитарную одежду и раскладывает матрацы, одеяла, полученные из дезкамеры. Укомплектовав палаты, вновь включают бактерицидные лампы на 1 ч и проветривают помещение. Кроватки заправляют постельным бельем перед поступлением новорожденного. Генеральную уборку проводят поочередно во всех палатах новорожденных в соответствии с графиком их заполнения. Помимо этого 2 раза в год отделение новорожденных вместе со всем родильным стационаром закрывают для расширенной санитарной обработки и косметического ремонта.

В обсервационном отделении новорожденных уборку палат проводят не реже трех раз в сутки, при этом один раз (утром) - с использованием моющего раствора, а после третьего и пятого кормлений - дезинфицирующими средствами. После каждой уборки проводят облучение воздуха бактерицидными лампами в течение 60 мин и проветривание палат. При переходе в обсервационное отделение медицинский персонал других отделений меняет спецодежду.

Для текущей и заключительной обработки палат и инвентаря могут применяться импортные дезинфицирующие средства. Они используются в соответствии с прилагаемыми инструкциями.

Требования, предъявляемые к уходу за новорожденными. Новорожденные дети должны находиться под постоянным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет текст медальона с аналогичной информацией, указанной на браслетках и в истории развития новорожденного (фамилия, имя, отчество матери, масса и пол ребенка, дата и час рождения, номер истории родов), расписывается в истории развития новорожденного (ф. № 97) о приеме новорожденного в детскую палату, регистрирует его в журнале отделения (ф. № 102).

При осмотре ребенка медицинская сестра обращает особое внимание на характер крика ребенка, цвет кожных покровов, состояние пуповинного остатка, отхождение мочи и мекония, проводит вторичную обработку новорожденного. В случае раннего перевода из родзала (например, в палату интенсивной терапии) новорожденному через 2 ч после рождения проводится вторичная профилактика гонобленнореи 30% раствором сульфацила натрия. О проведенной профилактике медсестра делает запись в истории развития новорожденного, в дальнейшем вносит в нее данные наблюдения и вскармливания.

Утром, перед кормлением, медсестра подмывает детей, измеряет температуру, взвешивает их, проводит утренний туалет.

Обработку пуповинного остатка и пупочной ранки проводят при ежедневном осмотре детей, по показаниям - чаще. По назначению врача пуповинный остаток и пупочную ранку ведут открытым способом или под пленкой аэрозольного антисептика. Для ускорения мумифицирования пуповинного остатка у его основания накладывают дополнительную шелковую лигатуру. Пуповинный остаток отпадает на 3-5-й день жизни. Эпителизация пупочной ранки наступает через несколько дней, у недоношенных детей - позже.

Перед каждым кормлением медсестра проводит смену пеленок. Распашонки меняются ежедневно, при загрязнении - по потребности. Доношенным детям покрывают голову и пеленают вместе с руками только в первые дни жизни, затем применяют открытый способ пеленания. В холодное время года ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, в жаркое - только в пеленки. В случае задержки выписки по назначению врача новорожденных купают.

При совместном пребывании матери и ребенка уход за новорожденным в первые сутки осуществляет медсестра. Она обязана обратить внимание матери на необходимость соблюдения правил личной гигиены, последовательность обработки кожи и слизистых оболочек, обучить мать пользоваться стерильным материалом и дезинфицирующими средствами.

Противоэпидемический режим родильного дома

Профилактика внутрибольничной инфекции у новорожденных и родильниц чрезвычайно актуальна. Новорожденные дети (особенно недоношенные) имеют неполноценный иммунитет, а роженицы, ослабленные родами, весьма чувствительны к патогенным микроорганизмам. Особое значение в качестве внутрибольничной инфекции приобретают острые респираторные, стафилококковые и кишечные заболевания. В последние годы в акушерских стационарах при неблагополучной эпидемиологической обстановке выявляют грамотрицательные микроорганизмы (синегнойная палочка, клебсиелла, протей, энтеробактер, кишечная палочка и др.). Первоисточником инфекции являются роженицы и медицинский персонал, вторичными источниками - новорожденные. Распространение возбудителей инфекции происходит воздушно-капельным, контактным и пищевым путями.

Наиболее существенными мерами профилактики внутрибольничной инфекции являются строжайшее соблюдение санитарно-гигиенического режима, раннее заселение новорожденных материнскими микроорганизмами, создание надежной защиты от инфекции в месте ее входных ворот (в пуповинном остатке, пупочной ранке, конъюнктиве, на кожных покровах, кишечнике), а в палатах интенсивной терапии - профилактика «катетерного» сепсиса.

Особое внимание медицинская сестра должна уделять выполнению правил личной гигиены, соблюдению правильности приготовления и использования растворов бактерицидных препаратов, санитарно-гигиенической обработке палат и подсобных помещений, выполнению правил сбора и хранения использованного белья, содержанию стерилизационной, буфетной и молочной комнаты.

Выявление даже одного клинически выраженного случая гнойно-воспалительного заболевания расценивается как эпи­демическое неблагополучие. Появлению эпидемического неблагополучия способствуют аварийные ситуации в водо-, энерго- и теплоснабжении, перебои в работе дезинфекционных камер, технических средств обеззараживания воздуха, заниженные концентрации дезинфектантов, нарушение доставки белья, перегрузка палат, нарушения графика цикличности заполнения и заключительной дезинфекции палат. Предпосылками эпидемического неблагополучия служат обнаружение микрофлоры на медицинских инструментах, в растворах для инъекций, превышение допустимых уровней бактериальной обсемененности объектов внешней среды, появление определенных видов грамотрицательных бактерий.

Противоэпидемические мероприятия направлены на ликвидацию эпидемического неблагополучия. В случае выявления у новорожденного гнойно-воспалительного заболевания он переводится в тот же день в специализированное лечебное учреждение; новорожденные, контактировавшие с больным, остаются в палате до выписки. Поступление в карантинную палату вновь родившихся детей запрещается. В отделении осуществляется внеплановое бактериологическое обследование объектов внешней среды и медицинского персонала. После выписки всех контактных в палате проводится заключительная дезинфекция. На контактных с больным гнойно-воспалительной инфекцией акушерский стационар передает информацию в территориальную детскую поликлинику. Поликлиника устанавливает ежедневный врачебный или сестринский осмотр детей сроком не менее 10 суток. Особое внимание уделяется осмотру кожных покровов, слизистых оболочек, пупочной ранки. Выявленные больные госпитализируются.

При групповом заболевании (у двух и более новорожденных или родильниц с общим источником и (или) факторами передачи инфекции во время одновременного пребывания в родовспомо­гательном учреждении) прекращают прием рожениц, проводят дезинфекцию палат новорожденных, послеродового и родильного отделений с последующим бактериологическим контролем.

 

Обязанности детской палатной сестры

Участком работы палатной сестры является палата или медицинский пост. В вечернее время, выходные и праздничные дни за ней закрепляются дополнительные участки работы: процедурный кабинет и молочная комната.

Палатная сестра проводит утренний и текущий туалет детей, взвешивание, измерение температуры тела, пеленание, выполняет врачебные назначения, при необходимости обеспечивает лабораторно-инструментальное обследование. Сестра принимает новорожденных, поступивших из родильного зала, проводит им вторичную обработку. В течение дежурства она наблюдает за состоянием детей и сообщает врачу об его изменениях. При необходимости оказывает экстренную помощь больным, сопровождает заболевших новорожденных в приемный покой детского стационара.

Палатная сестра обучает матерей технике кормления грудью и уходу за новорожденным, по назначению врача кормит детей и проводит контрольные кормления. При необходимости оказывает медико-психологическую помощь матерям.

Обязанностями палатной сестры являются обработка предметов ухода и медицинского оборудования, подготовка материалов для стерилизации, своевременная смена дезинфицирующих растворов, контроль за проведением текущих и генеральных уборок, соблюдением режима проветривания и кварцевания. Сестра следит за рабочим состоянием, сохранностью медицинских инструментов, оборудования и предметов ухода, их своевременной маркировкой и заменой пришедшего в негодность, подачей заявок на ремонт.

Палатная сестра оформляет медицинскую документацию: температурный лист, сестринский лист питания, лист назначений, лист инфузионной терапии, подклеивает в истории бланки с результатами анализов, выписывает из листов назначения направления для обследования детей, отвечает за сохранность медицинской документации, после выписки (или перевода) ребенка подклеивает листы назначений и сдает оформленные истории старшей сестре, в конце смены составляет сводку движения новорожденных.

 

Особенности работы процедурной сестры по иммунопрофилактике

В комнате иммунопрофилактики работает сестра, обученная правилам организации и технике проведения профилактических прививок, имеющая допуск к работе. Процедурная сестра получает и регистрирует вакцины, обеспечивает температурный режим хранения (в холодильнике), контролирует сроки реализации вакцины и соблюдает санитарно-гигиенический режим при работе с ней, ведет медицинскую документацию (журнал вакцинации, историю развития новорожденного, обменную карту ф. № 113/у), где регистрирует данные о вакцинации, а также журнал учета бактерийных препаратов.

Процедурная сестра готовит вакцину для иммунизации и проводит вакцинацию новорожденных в детской палате после осмотра и разрешения педиатра.

 

Организация работы молочной комнаты

Молочная комната - помещение для стерилизации посуды и приготовления молочных смесей. Сестра молочной комнаты стерелизует посуду, готовит молочные смеси, проводит генеральную и текущую уборку молочной комнаты.

Молочная комната должна быть оборудована: электрической или газовой плитой, двумя столами для чистой и использованной посуды, двумя холодильниками, посудой (молочные бутылочки, стеклянные воронки, молокоотсосы), банками и ведрами для сбора и кипячения посуды, воздушным стерилизатором, шкафом для хранения обработанной посуды, биксами со стерильными салфетками (полотенцами) и колпачками для закрытия бутылочек.

Молочная комната состоит из трех отсеков. В первом находится оборудование и оснащение для мытья посуды. Во втором происходит стерилизация посуды. Здесь устанавливают стол для подготовки посуды к стерилизации, холодильник. В третьем помещают стол для охлаждения молочных смесей и холодильник для их хранения.

После каждого цикла стерилизации посуды во всех отсеках включают на 30 мин бактерицидные лампы.

Нативное молоко, адаптированные молочные смеси, питьевые растворы используются для новорожденных строго по назначению врача. Сцеживание грудного молока может стать необходимым для поддержания его выработки, когда мать изолирована от ребенка или ребенок очень слаб и не может сосать, при застое (лактостазе) в молочных железах, для кормления ребенка во время отсутствия матери.

Медицинская сестра выдает матерям перед каждым кормлением стерильную посуду и собирает ее со сцеженным молоком.

Нативное молоко хранению не подлежит. Оно сцеживается непосредственно перед кормлением ребенка.

Использованная посуда (банки для сбора молока, молоко­отсосы, бутылочки) доставляется в специальной емкости в молочную комнату, где промывается горячей проточной водой и обезжиривается погружением в горячий (+50 °С) раствор питьевой соды (из расчета 100 г на 10 л воды) на 10-15 мин, затем моется ершом, промывается проточной водой снаружи и изнутри, ополаскивается. Чистые бутылочки горлышком вниз помещают в металлические сетки. Когда стекут остатки воды, их стерилизуют в воздушном стерилизаторе при 180-182 °С в течение 60 мин с момента достижения указанной температуры. Хранят стерильные бутылочки с горловинами, закрытыми стерильными колпачками.

Посуда из обсервационного отделения предварительно замачивается на 15 мин в 2% растворе питьевой соды, кипятится в специальной кастрюле не менее 15 мин непосредственно в отделении, затем передается в молочную комнату.

 

Выписка новорожденных

Выписная комната находится вне детского отделения и имеет выход непосредственно в холл акушерского стационара. При наличии одной выписной комнаты сначала производят выписку детей из физиологического отделения, а затем на другом пеленальном столе - из обсервационного отделения.

В палате перед выпиской дежурная сестра обрабатывает новорожденного. В выписной комнате ребенок пеленается в принесенное домашнее белье. Сестра обращает внимание матери на запись данных на браслетках и медальоне, состояние слизистых оболочек, кожных покровов и пупочной ранки, сообщает ей о выполненной прививке против туберкулеза и вирусного гепатита В и предупреждает о местной постпрививочной реакции, при необходимости останавливается на особенностях ухода за новорожденными в домашних условиях. В истории развития новорожденного сестра отмечает время выписки, состояние кожных покровов и слизистых оболочек. Запись удостоверяется подписями сестры и матери. Сестра выдает матери обменную карту родильного дома или родильного отделения больницы со сведениями о новорожденном. После выписки детей проводят дезинфекцию помещения. Старшая сестра отделения новорожденных сообщает по телефону в детскую поликлинику основные сведения о выписанном ребенке для выполнения первого патронажа на дому, отмечает в журнале отделения (палаты) для новорожденных детей дату выписки и фамилию сотрудника поликлиники, принявшего телефонограмму.

 

Группы здоровья новорожденных

Различают три группы здоровья новорожденных детей. К 1-й группе относятся здоровые дети от здоровых родителей, с нормальным течением беременности и родов, с оценкой по шкале Апгар 8-9 баллов; 2А группа включает здоровых детей, которые не болели в роддоме, родились от матерей с отягощенным биологическим анамнезом, а также недоношенные 1-й степени; 2Б группу составляют здоровые дети, имеющие несколько групп риска, и дети, переболевшие в роддоме. К 3-й группе здоровья относятся больные дети с хроническими врожденными заболеваниями и пороками развития.

 

Уход за новорожденными в домашних условиях

В комнате новорожденного необходимо поддерживать температуру воздуха 22-24 °С. Влажную уборку помещения следует проводить 1-2 раза в день, проветривать комнату не менее 3-4 раз в день в отсутствие малыша. Кроватку следует установить подальше от окон, дверей, источников обогрева. Нежелательны ковры, тяжелые шторы, подушки, мягкие игрушки. В период новорожденности следует ограничить посещения родственников и знакомых.

При контакте с ребенком родители должны соблюдать правила личной гигиены: регулярно принимать душ, мыть руки, часто менять одежду. Особые требования должны предъявляться к качеству детских одежды и белья, их хранению и стирке. Следует контролировать умение матери правильно выполнять туалет, пеленание, купание ребенка. Рекомендовать часто менять положение ребенка, выкладывать на живот не ранее чем через 40 мин после еды, вызывать положительные эмоции, использовать дополнительный обогрев при охлаждении, регулярно гулять с малышом на свежем воздухе.

Медико-психологические проблемы в неонатологии

В роддоме роженицы и медицинский персонал находятся в сложной, необычной, порой нервозной ситуации. Этот короткий период жизни может в значительной мере повлиять на отношение матери к ребенку. Эмоциональное напряжение предродового периода, родов и первых дней жизни ребенка обязывает медперсонал бережно относиться к женщине. Усилия медицинских работников должны быть направлены на развитие чувства любви к ребенку со стороны матери и других членов семьи.

В настоящее время является, скорее, правилом, а не исклю­чением, обеспечение непрерывного общения матери с ребенком с момента рождения. Матери предоставляется возможность физического присутствия, но оно не гарантирует установления психологической близости между матерью и ребенком, возникновения привязанности между ними.

Роль медицинской сестры в адаптации матери к ребенку велика и качеств хорошего «исполнителя» крайне недостаточно для работы в таком отделении. Наряду с профессиональными знаниями, дисциплиной сестра должна быть практическим психологом - уметь создавать и поддерживать оптимальный психологический климат. Она обязана знать психологическое состояние матери, ее адаптацию к новорожденному и условиям отделения, реакцию семьи на рождение ребенка.

Присутствие в отделении матерей, на которых возложен уход за детьми, значительно видоизменяет стереотип работы. Постоянная смена контингента матерей, обучение их правилам ухода, часто наблюдаемая психологическая неподготовленность к материнству и некоторые другие проблемы, отсутствующие в обычном стационаре, требуют навыка, такта, терпения и ответственного выполнения персоналом и матерями своих обязанностей.

Общение с матерями является неотъемлемой частью работы медицинской сестры. Необходимо четко, доступно и добро­желательно разъяснить основные обязанности матери по уходу за ребенком и соблюдению режима отделения. Следует ответить на все вопросы матери в том объеме, который диктуется ее психологическим состоянием. Главная психологическая цель этих бесед - снижение стрессового напряжения у матери и формирование отношения доверия к персоналу отделения. Это не всегда легко, так как женщина поступает в отделение, не будучи достаточно подготовленной к выполнению материнских функций и в состоянии психологического стресса от родов. Рекомендации в проводимых беседах должны быть реальны и легко выполнимы.

Сестра в своей работе должна учитывать сроки усвоения матерями комплекса навыков по уходу за ребенком в зависимости от ее возраста и наличия старших детей. Первородящие интересуются занятиями, но приобретение первого опыта дается им труднее. В работе с ними необходимо исходить из того, что они только формируют опыт общения с ребенком; установки такого общения не конфликтуют с ранее выработанными, как это бывает при рождении второго ребенка.

Повторнородящие овладевают навыками ухода быстрее, но усваивают знания санитарно-эпидемического режима, микроклиматических требований и даже навыки правильного купания не в полной мере. Это говорит о том, что опыт материнства не возмещает пробелов в организованной подготовке к материнству. Повторнородящие переоценивают имеющийся у них опыт. Матери этой группы также требуют особого медико-психологического внимания. Их приходится больше заинтересовывать беседами и занятиями, и не столько формировать, сколько доказательно корректировать имеющиеся знания и навыки.

Особой заботы и внимания требуют другие контингенты матерей: «пожилые», подростки и женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка. «Пожилые» матери всего боятся (тип «встревоженной наседки»); школьницы-матери больше озабочены собственной судьбой; женщины, намеревающиеся отказаться от ребенка, нередко держатся воинственно-настороженно, как бы заранее отрицая возможность переубедить их. При появлении установок, затрудняющих и блокирующих чувство материнства, сестра обязана сделать все возможное для создания условий, закрепляющих биологические и инстинктивные формы отношения матери к ребенку. В работе не должно быть обыденных стереотипов. Психологическая атмосфера вокруг этого контингента матерей должна быть предметом постоянного ненавязчивого внимания персонала отделения. При первом знакомстве сестра должна избегать каких бы то ни было дискуссий на эти темы, предоставить матери возможность побыть дольше с ребенком и формировать у нее только позитивное отношение к нему.

Наиболее частые ошибки персонала в отношении родителей - это спешка, важный разговор «в дверях», бесчувственный, стереотипный подход к матери и ребенку, отсутствие внимания к ее просьбам. Сестра обязана контролировать свои высказывания матери. В беседах нельзя выражать горькое удивление, страх, сострадание, бурную радость, внушать ложный оптимизм.

Взаимоотношения между сестрой и ребенком устанавливаются с помощью тактильной чувствительности, зрительного и слухового контакта. Когда ребенок бодрствует, к нему следует периодически наклоняться и спокойно, медленно с ним разговаривать, нежно прикасаясь рукой к его лицу и телу. Если же у сестры формируются состояние иммунитета к детям и равнодушие, такая сестра не должна работать с новорожденными.

 

 


 

НЕДОНОШЕННЫЙ РЕБЕНОК И УХОД ЗА НИМ

 

План лекции

1. Определение недонешенного ребенка. Связь зрелости ребенка со сроком гестации

2. Причины преждевременного рождения

3. Морфологические и функциональные признаки недоношенности

4. Организация медицинской помощи, этапы выхаживания

5. Особенности ухода за недоношенным ребенком.

6. Особенности вскармливания

7. Выхаживание в домашних условиях

8. Особенности развития недоношенных детей. Прогноз

9. Медико-психологичесие проблемы в  работе с недоношенными детьми. Профилактика преждевременного рождения

 

1. Определение недонешенного ребенка. Связь зрелости ребенка со сроком гестации

Особенности выхаживания недоношенного ребенка

Новорожденный ребенок независимо от массы тела при рождении считается недоношенным, если родился с 22-й по 37-ю неделю внутриутробного развития.

Степень зрелости новорожденного зависит от его способ­ности жить внеутробно и адаптироваться к условиям внешней среды. Наиболее тесно понятие зрелости связано с гестацион­ным возрастом (сроком внутриутробного развития). Новорож­денные дети, доношенные и недоношенные, по сроку геста­ции и массе тела делятся на три группы: большие к сроку гестации, соответствующие сроку гестации и малые к сроку гестации.

Маловесные дети по массе подразделяются на детей с низ­кой массой тела при рождении (2500-1500 г), с очень низкой массой (1500-1000 г) и чрезвычайно низкой массой тела (менее 1000 г) (рис. 17).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.081 с.)