Затруднения при вскармливании грудью со стороны ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Затруднения при вскармливании грудью со стороны ребенка



Грудное вскармливание может затрудняться в следующих ситуациях. 1. Отказ ребенка от груди. Причинами отказа могут быть: а) болезнь ребенка, боль, действие седативных средств; б) кормление из бутылочки, использование пустышек, накладок; в) недостаточное или слишком большое количество молока, неправильная поддержка ребенка за голову (давление сзади) или движение грудью во время кормления, ограничение его продолжительности, нарушение координации сосания;

г) разлука с матерью, частая смена или большое число «нянек», болезнь, изменение запаха матери.

Кажущийся отказ от груди возникает у новорожденного в период приспособления к кормлению, у ребенка 4-8 месяцев, если он отвлекается во время сосания.

Тактика помощи матери: устранить причину отказа от груди. Рекомендовать матери постоянно находиться с ребенком, обеспечивать контакт кожа к коже, кормить ребенка по требованию. Помочь ему взять грудь - в начале кормления сцедить молоко в рот, затем приложить к груди, при необходимости докормить ребенка из чашки, не пользоваться соской, пустышкой. При кормлении «ленивых сосунов» стимулировать рефлекс сосания.

2. Доношенные близнецы. У большинства матерей молока достаточно. Для стимуляции лактации оба близнеца должны эффективно сосать грудь.

Тактика помощи матери: убедить, что она может кормить обоих детей. Помочь матери найти наиболее приемлемое для нее и детей положение при кормлении. Близнецы могут сосать грудь одновременно или поочередно (рис. 16). Особое внимание надо уделять наиболее слабому ребенку, при необходимости сцеживать для него молоко.

Рис. 16. Два способа кормления близнецов грудью


 

3. Слабососущие дети. Чаще слабососущими являются дети с перинатальным повреждением центральной нервной системы и маловесные новорожденные с массой тела при рождении менее 2500 г.

Тактика помощи матери: в зависимости от выраженности рефлексов сосания и глотания ребенка прикладывают к груди или кормят сцеженным молоком (с помощью зонда, чашки, из ложки). Для сохранения лактации следует рекомендовать частое, не менее 8 раз в сутки, днем и ночью, сцеживание молока. Если ребенка кормят грудью, особое внимание уделяют правильному прикладыванию. Предпочтительными положениями являются горизонтальное, когда мать держит ребенка на руке, противоположной той груди, из которой кормит, положение из-под руки и вертикальное («поза кенгуру»). Рекомендуют длительно, иногда до часа, оставлять младенца у груди.

4. Расщелина губы и нёба. Дефект затрудняет возможность создать отрицательное давление в полости рта и прижать ареолу языком к нёбу. Особые затруднения возникают, если расщелина губы переходит в расщелину нёба или порок с двух сторон. Ребенок во время кормления захлебывается, молоко течет через нос.

Тактика помощи матери: при незначительном дефекте приспособить ребенка к кормлению, помочь обеспечить достаточный захват груди. Грудью закрывается расщелина, и ребенок успешно сможет сосать.

При выраженном дефекте нёба детям приходится учиться сосать грудь. Рекомендуется кормление ребенка в вертикальном положении. До тех пор пока он не научится сосать грудь, его следует кормить сцеженным молоком из чашки (ложкой), по показаниям через зонд (до изготовления обтуратора, закрывающего дефект). Оказывать матери психологическую поддержку. С целью коррекции порока в дальнейшем показано оперативное вмешательство.

5. Короткая уздечка языка. Эффективное сосание затруднено, так как ребенок не в состоянии достаточно выдвинуть язык. При выраженном затруднении сосания производят разрез уздечки языка.

Противопоказания к кормлению грудью. Постоянными противопоказаниями к кормлению грудью являются некоторые врожденные и наследственные нарушения обмена веществ (галактоземия, болезнь «кленового сиропа»). Временные противопоказания чаще обусловлены тяжелой родовой травмой ребенка с нарушением мозгового кровообращения, выраженными расстройствами дыхания, сердечной деятельности и др. В этих случаях ребенка кормят сцеженным молоком. По мере улучшения состояния его прикладывают к груди, постепенно увеличивая число грудных кормлений.

Кормление грудью может быть противопоказано при целом ряде тяжелых заболеваний матери: сердечная, легочная, печеночная и почечная недостаточность, тяжелые формы болезней крови, выраженные формы гипертиреоза, злокачественные опухоли, острые психические заболевания, а также открытая форма туберкулеза, ВИЧ-инфицирование, герпетические высыпания на соске (до их вылечивания), острый гепатит А. При обнаружении в грудном молоке золотистого стафилококка или грамотрицательной флоры в количестве более 1000 бакте­рий в 1 мл, при приеме некоторых лекарств (цитостатики, радиоизотопные контрастные вещества, противогельминтные препараты и др.) кормление грудью прекращается.


 

ВСКАРМЛИВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

 

План лекции

1. Прикорм, определение, цели. Понятие о продуктах прикорма и блоюдах прикорма

2. Признакиготовности ребенка к введению прикорма

3. Правила введения прикорма

4. Сроки и схема введения прикорма

5. Сухие и консервированные продукты промышленного производства

6. Отлучение ребенка от груди

 

1. Прикорм, определение, цели. Понятие о продуктах прикорма и блоюдах прикорма

Грудное молоко обеспечивает оптимальные условия развития ребенка до 4-6 месяцев жизни. В дальнейшем дети нуждаются во введении в пищевой рацион дополнительных продуктов питания.

Прикорм представляет собой введение в пищевой рацион ребенка первого года жизни дополнительной пищи животного или растительного происхождения, постепенно и последовательно заменяющей кормление грудью. В настоящее время в мировой практике и странах СНГ к прикорму относят все продукты, кроме грудного молока и смесей.

Выделяют продукты прикорма (соки, творог, яичный желток, сливочное и растительное масло) и блюда прикорма (фруктовые и овощные пюре, каши, мясные, мясо-, и рыборастительные, растительно-мясные и растительно-рыбные пюре).

Прикорм вводится независимо от количества молока у матери. С прикормом в организм ребенка поступают минеральные соли, сложные углеводы, клетчатка и другие пищевые вещества, которых нет в грудном молоке. Он необходим для дальнейшего роста и развития ребенка, улучшения функционирования желудочно-кишечного тракта. Прикорм способствует освоению навыков приема густой пищи и жевания, пользования ложкой, чашкой, вырабатывает правильную вкусовую ориентацию. Он способствует переводу ребенка на питание «взрослого типа».

 

 

2. Признаки готовности ребенка к введению прикорма

Признаками готовности ребенка к введению прикорма являются: угасание рефлекса «выталкивания» пищи языком, скоординированность рефлекса проглатывания пищи. Ребенок готов к жеванию, у него прорезываются зубы, малыш самостоятельно или с небольшой поддержкой сидит; умеет показать головой (рукой) эмоциональное отношение к пище; небольшое количество прикорма не вызывает расстройств пищеварения и аллергических реакций.

 

3. Правила введения прикорма

Правила введения прикорма: 1) новые продукты прикорма следует вводить только здоровому ребенку. Нельзя вводить прикорм при заболеваниях, проведении прививок, в жаркое время года, переезде, смене ухаживающих лиц; 2) прикорм дается перед кормлением грудью при наиболее сильном пищевом возбуждении ребенка; 3) вначале вводят прикорм из одного вида продуктов (монокомпонентный), после привыкания к ним - из нескольких видов продуктов (поликомпонентные);

4) не следует давать кашу 2 раза в день и более; 5) введение каждого нового продукта начинают с небольшого количества, постепенно и за 5-7 дней увеличивают до необходимого объема; 6) новые прикормы лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребенка (поведение, характер стула, состояние кожных покровов); 7) блюда прикорма должны быть гомогенными для ребенка до 6-7 месяцев, пюреобразными - до 9-10 месяцев, крупноизмельченными - старше 9-10 месяцев. Постепенно с увеличением возраста ребенка переходят к более густой пище, приучая ребенка к жеванию; 8) густой прикорм дают с ложки, жидкий - из чашки; 9) прикорм должен быть свежеприготовленным и подаваться в красивой посуде; желательно, чтобы ребенок сидел во время еды за специальным детским столом; 10) ранний вкусовой и обонятельный опыт влияет на пищевые привычки в детском и взрослом возрасте. Приучать к новому вкусу следует терпеливо, настойчиво предлагая ребенку сначала попробовать, затем съесть новые продукты разнообразного вкуса и состава. Для «принятия» нового вкуса может потребоваться до 8-15 попыток введения нового блюда.

 

4. Сроки и схема введения прикорма

Сроки введения прикорма. Они индивидуальны и опре­деляются зрелостью иммунной системы и желудочно-кишечного тракта, зависят от состояния здоровья ребенка и готовности к восприятию новой пищи, условий окружающей среды (загрязнения радионуклидами, солями тяжелых металлов). Сроки введения прикорма детям, находящимся на грудном вскармливании и получающим адаптированные молочные смеси, одинаковые.

Большинству детей прикорм начинают вводить с возраста не ранее 4 месяцев и не позже 6 месяцев (табл. 3). Более раннее введение прикорма приводит к уменьшению объема лактации, увеличивает риск аллергии, срыгиваний, запоров, диареи, вызывает манифестацию целиакии.

Позднее введение прикорма может привести к дефициту в рационе белка, микронутриентов, особенно железа, цинка, и вызвать анемию, задержку созревания органов желудочно­кишечного тракта, развития навыка жевания и глотания густой пищи, задержку роста, запоры. Быстрое введение большого ряда продуктов приводит к высокой антигенной нагрузке.

Детям, находящимся на исключительно грудном вскармливании, рекомендуется продолжать его до 6 месяцев и, следовательно, вводить прикорм с этого возраста. Это возможно только в отношении здоровых детей, родившихся с нормальной массой тела при полноценном питании матери с использованием специализированных обогащенных продуктов или комплексных

Наименование продук-

Возраст, месяцы

тов и блюд, г, мл 5 6 7 8 9 9-12
Каша 50-100 150 150 150 180 200
Овощное пюре 10-100 150 150 170 180 200
Мясное пюре - 30 30 50 60-70 60-70
Рыбное пюре - - - - 5-30 30-60
Фруктовые соки и пюре - 50 60 60 60 60
Желток - - 1/4 1/2 1/2 1/2
Адаптированная «последующая» молочная смесь, кис­ломолочные продук­ты детского питания       200 200 200
Творог (только при дефиците белка) - 10-30 40 40 50 50
Печенье или сухарик из белого хлеба - - 3-5 5 10 10-15
Хлеб пшеничный (несдобный) - - - 5 10 10
Растительное масло 1-3 5 5 5 6 6
Сливочное масло 1-4 4 4 5 6 6
Овощной суп - - - - 10-20 30

витаминно-минеральных препаратов.

Схема введения прикорма. Первый прикорм - каша промышленного производства, обогащенная железом, кальцием, цинком, йодом и витаминами. Вводится в рацион не ранее 4,5

месяцев и не позднее 6 месяцев жизни. Кашей заменяют одно кормление грудью (чаще второе по счету при 5-разовом кормлении) месяцев и не позднее 6 месяцев жизни. Кашей заменяют одно кормление грудью (чаще второе по счету при 5-разовом кормлении)

Второй прикорм - овощное пюре. Включают в рацион через 2 недели после каши. Овощным пюре заменяют еще одно кормление грудью (чаще третье по счету при 5-разовом кормлении).

Третий прикорм - мясные продукты. В последние годы через 2 недели после введения второго прикорма стали добавлять мясной фарш.

Последовательность введения трех основных прикормов может меняться. Детям возбудимым, со сниженной массой тела, частым стулом в качестве первого прикорма отдается предпочтение каше, при избыточной массе тела, запорах - овощному пюре. Если сначала вводится овощное пюре, то затем рекомендуется давать мясо, а третьим прикормом - кашу. Детям с уровнем гемоглобина ниже 115 г/л мясо вводится в рацион в качестве второго прикорма после каши, затем дают овощное пюре.

Фруктовые соки рекомендуются после введения основных энергоемких прикормов (каша, овощное пюре, мясо). Согласно современным представлениям их целесообразно вводить не ранее 6 месяцев жизни. Более раннее введение нежелательно, так как это не дает значительного вклада в удовлетворение потребности детей в витаминах и минеральных веществах и в то же время нередко приводит к возникновению аллергических реакций и желудочно-кишечных нарушений. Фруктовое пюре вводят через две недели после введения соков.

Творог показан только при наличии дефицита белка в рационе. Ориентировочный срок его введения - не ранее 6,5 месяцев. В настоящее время использование творога в питании гармонично развивающихся детей первого года жизни признается необоснованным.

Желток дают с 7-8 месяцев жизни. Печенье или сухарик из белого хлеба рекомендуют в возрасте 7 месяцев. Хлеб пшеничный (несдобный) рекомендуется с 8 месяцев.

Адаптированную «последующую» молочную смесь как прикорм назначают с 8 месяцев с сухариком или печеньем. Смесью заменяют еще одно кормление грудью. Использование цельного коровьего (козьего) молока не рекомендуется в питании детей первого года жизни в качестве самостоятельного продукта из-за низкого содержания железа и возможного развития анемии. Оно вызывает аллергию и провоцирует кишечные кровоизлияния. Цельное молоко может входить в состав других блюд и использоваться для приготовления каш.

Кисломолочные продукты детского питания (детский кефир, бификефир, детский йогурт и др.) в рацион ребенка можно вводить не ранее 8-месячного возраста в количестве не более 200 мл/сут. Если у кормящей матери вырабатывается достаточное количество молока, эти продукты можно рекомендовать в более позднем возрасте.

Овощной суп можно давать после 9 месяцев. Используется как первое блюдо, когда у ребенка уже формируется обед.

 

5. Сухие и консервированные продукты промышленного производства

В питании ребенка могут быть использованы продукты и блюда, приготовленные в домашних и промышленных условиях. Последние предпочтительнее: для их приготовления используется экологически чистое сырье, они имеют гарантированный химический состав, степень измельчения, обогащены витаминами и минеральными элементами, не требуют варки, что обеспечивает сохранность витаминно-минерального компонента. Консервированные продукты промышленного производства имеют достаточно высокую пищевую ценность, отличаются хорошей усвояемостью.

Для детского питания промышленностью выпускаются продукты: овощные, мясные, из субпродуктов (печени, языка, мозгов), рыбные, фруктовые, а также комбинированные (фруктово­овощные, овоще-крупяные, мясо-рыбно-овощные, мясо-рыбно-крупяные), сухие овощные смеси и сухие каши, сухие молочные каши и овоще-крупяные смеси, соки фруктовые, овощные, фруктово-овощные. Для сохранения полезной микрофлоры во время введения прикорма предпочтительны продукты, в состав которых входят пробиотики и / или пребиотики.

Фруктовые, овощные и мясные продукты хранятся в закупо­ренной таре не более 2 лет, после вскрытия они используются сразу либо допускается их хранение в холодильнике не более суток.

Каши и продукты прикорма на зерновой основе. Каши являются важным источником углеводов, содержат растительные белки, жиры, витамины и минеральные вещества, пищевые волокна. Предпочтительны инстантные каши, которые нуждаются только в разведении и готовы к употреблению без варки. Безмолочные каши разводят грудным молоком или смесью, которую получает ребенок.

Первая каша, которую рекомендуется вводить в рацион, - монокомпонентная безглютеновая гречневая или рисовая, несколько позже (с 5,5 месяцев) - из кукурузы.

Каши из круп, содержащих белок глютен, - манная, овсяная (толокно), пшеничная - могут провоцировать диапедезные кровоизлияния в слизистой желудка. Манная крупа бедна витаминами, минеральными солями, жирами, содержит фитиновую кислоту, связывающую железо, кальций. Частое ее употребление способствует возникновению анемии и рахита. Глютенсодержащие каши вводят в рацион с 6,5-7 месяцев.

После привыкания к каше из одной крупы (1-я ступень питания) можно вводить каши из двух, затем из трех круп, к которым уже привык ребенок (с 7-7,5 месяцев). Каши могут иметь фруктовые (чернослив, абрикос, яблоко, груша, банан) или овощные (тыква) добавки. Консистенция этих каш позволяет ребенку научиться есть с ложки (2-я ступень питания). С 8 месяцев жизни используются поликомпонентные каши, содержащие небольшие фруктовые твердые кусочки и добавки (мед, шоколад, ванилин и др.), каши типа мюсли, содержащие орехи, сухофрукты, хлопья из круп. Это позволяет ребенку научиться жевать (3-я ступень питания).

При склонности к диарее дают рисовую кашу, при запорах - гречневую или кукурузную каши, которые более богаты пище­выми волокнами.

Углеводы каш и пищевые волокна дольше задерживаются в желудке, поэтому с введением прикорма число кормлений уменьшается: вместо 6 ребенок ест 5 раз в день.

Каши домашнего приготовления имеют более высокие органолептические свойства (вкус, аромат), витаминную ценность. Но при варке каш часть витаминов, минеральных веществ разрушается, может измениться качество белка.

Для приготовления каш в домашних условиях применяют крупу или муку злаков. Для приготовления 5% молочной каши крупу разводят теплой кипяченой водой (или овощным отваром) и варят до готовности, затем добавляют молоко. Через 2 недели готовят 10% кашу на цельном молоке. Молоко готовят из адаптированной молочной смеси. Если кашу готовят из муки, ее разводят в холодной воде, вливают в кипящую смесь и варят 3-5 мин. В готовую кашу добавляют сливочное масло (1-6 г к 1 году). Одновременно с кашей в дальнейшем можно давать фруктовое пюре (сок), творог.

В кашу не вводятся соль, сахар. Если подсаливать пищу, формируется привычка к подсоленной пище. Излишнее употребление соли задерживает жидкость в организме, увеличивает нагрузку на почки, затрудняет работу сердечно-сосудистой системы, имеет отдаленные последствия - риск развития гипертонической болезни. Избыточное количество сахара - фактор риска развития кариеса, избыточной массы тела, сахарного диабета.

Овощное пюре. По степени измельчения овощные пюре промышленного производства подразделяют на гомогенизированные (вводят с 4, 5 месяцев) и протертые (старше 9 месяцев). Сначала вводят в рацион монокомпонентное пюре из кабачков, цветной капусты, моркови, картофеля. Затем дают ребенку поликомпонентные пюре с расширением ассортимента за счет тыквы, капусты, в дальнейшем - свеклы, томатов. С 7 месяцев добавляют зеленый горошек, с 8 месяцев - лук, чеснок, с 9 месяцев - специи (белый перец, лавровый лист), пряные овощи (укроп, сельдерей).

Кабачок, тыква, капуста содержат меньше углеводов, чем другие овощи, и могут использоваться в питании детей с излишним весом. В капусте много кальция, кобальта, цинка. С морковью поступают каротин, соли калия. Свекла богата кобальтом. В томатах много солей железа, меди, кобальта, мар­ганца. Картофель не должен составлять более 1/2 объема, так как он беден кальцием и содержит много крахмала.

Томаты способны вызвать аллергию, бобовые могут усилить газообразование, эфирные масла лука и чеснока - вызвать раздражение слизистой желудка и кишечника, почек.

При приготовлении овощного пюре в домашних условиях овощи варят на пару или в небольшом количестве воды до готовности. В готовое блюдо добавляют 1-6 г растительного масла (к 1 году). Соль в пюре лучше не класть, чтобы сформировать правильные вкусовые привычки. В дальнейшем овощое пюре, овощные супы хорошо давать вместе с мясным фаршем и желтком. В зимне-весенний период можно использовать замороженные овощи.

Мясные продукты. Мясные консервы для детского питания делят на чисто мясные, мясо-растительные и консервы на растительной основе с добавлением мяса. Различают три степени измельчения мясных продуктов: гомогенизированные, пюреобразные, крупноизмельченные (часто содержат мясо и овощи в виде мелких кусочков). Используют консервы для детей до 6 месяцев (1-я стадия развития), от 6 до 9 месяцев (2-я стадия развития), для детей старше 9 месяцев (3-я стадия развития). В пюре и крупноизмельченные консервы добавляют укроп, петрушку, сельдерей, лук, чеснок, кориандр, гвоздику, лавровый лист.

Сначала в рацион вводят монокомпонентное пюре из говядины, телятины, курицы или индейки. С 8 месяцев ребенку полезно давать 1 раз в неделю печень, язык, мозги. С 8-9 месяцев - растительно-рыбные консервы из нежирных сортов морской рыбы (хек, минтай, треска) один-два раза в неделю вместо мяса, а к концу первого года - дополнительно к мясным блюдам, например, в обед - мясное блюдо, на ужин – растительно-рыбные консервы. Рыбные продукты используют осторожно в связи с возможностью возникновения аллергических реакций.

Выбирая консервы, нужно учитывать содержание в них мясного компонента, чтобы обеспечить ребенку нужное его количество в рационе: в отечественных консервах содержание мяса - около 60%, за рубежом в мясо-растительных консервах - 30%, в растительных - 10-15%.

Крупяной компонент мясных продуктов включает овся­ную, кукурузную, пшеничную, рисовую, манную муку, мака­роны, протертые сухари, овощной - морковь, капусту, зеле­ный горошек, картофель, шпинат, брюкву, бобовые, лук. Многие виды мясных и мясо-растительных консервов обога­щены железом.

При приготовлении в домашних условиях мясное пюре с 8-9 месяцев заменяют фрикадельками, к году - паровыми кот­летами. Мясо животных или птицы добавляют к основному прикорму и дают ежедневно 5-30 г в день, увеличивая к году его количество до 60-70 г.

Фруктово-ягодные соки. Соки содержат природные сахара (глюкозу, фруктозу, сахарозу и др.), органические кислоты (яблочную, лимонную), минеральные соли и биоэлементы, витамины, пектин. Природные сахара являются источником энергии. Органические кислоты способствуют пищеварению. Минеральные соли, биоэлементы, витамины, пектин имеют большое значение для профилактики анемии, рахита, дис­функции пищеварительного тракта, способствуют связыванию радионуклидов.

Фруктовые соки промышленного изготовления подразделя­ются на моносоки (из одного вида) и купажированные (из нескольких видов фруктов, ягод). Выпускаются осветленные соки и соки с мякотью. Соки с добавлением воды и сахара называются нектарами. Содержание фруктовой, ягодной части в них должно быть не менее 50%. Пищевая ценность нектаров ниже соков.

Первым в рацион питания вводят монокомпонентный осветленный сок - яблочный. Он малоаллергенен и имеет низ­кую кислотность. Затем вводятся грушевый, сливовый, позд­нее - абрикосовый, персиковый, морковный, тыквенный, черносмородиновый, вишневый, малиновый соки. После привы­кания соки разнообразят, дают многокомпонентные мякотные соки - из яблок и тыквы, персиков, груш, черной смородины и вишни.

Осторожно вводят цитрусовые, клубничный, гранатовый, томатный и малиновый соки, а также соки из ананасов, маракуйи, гуавы и манго. Они способны вызвать аллергические реакции. Эти соки следует назначать с учетом аллергоанамне­за и не ранее 6-9 месяцев. При появлении аллергической реак­ции, дисфункции кишечника нужно отказаться от данного сока и заменить его (например, яблочный сок грушевым). До 1 года не рекомендуется вводить виноградный сок, усиливающий в кишечнике процессы брожения. Он разрешается в составе смешанных соков.

Очень кислые и терпкие соки разводят кипяченой водой и подслащивают. Соки не должны подвергаться термической обработке, разрушающей витамины. Детям с неустойчивым стулом полезны вишневый, черносмородиновый, гранато­вый и черничный соки. При склонности к запору использу­ют абрикосовый, сливовый, морковный, свекольный соки. Соки с мякотью полезнее осветленных, но давать их нужно позже, после того как ребенок привыкнет к осветленным сокам.

Соки начинают давать с капель, постепенно увеличивая их количество до 50-60 мл в день.

Фруктовое пюре. Клетчатка, пектины фруктов оказывают благоприятное действие на микрофлору и моторику кишечни­ка, связывают радионуклиды.

Производят пюре различной степени измельчения: гомогенизированные и протертые. Пюре может быть монокомпонентным или поликомпонентным (из яблок, персиков, абри­косов, бананов, вишни, сливы), а также комбинированным, когда в состав входят добавки молочные (творог, йогурт), зерновые (кукурузная, рисовая мука), овощные. Комбинированные продукты можно использовать с 7 месяцев жизни и старше.

Фруктовое пюре начинают давать с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивая до 50-60 г в день.

Яичный желток. Содержит витамины D, А, РР, В, соли железа, кальция, фосфора, меди, легкоусвояемый белок. Варят вкрутую, начинают давать с 1/4 части, доводя к 8 месяцам до 1/2. Желток растирают и добавляют к молоку, пюре или каше. Но он может вызвать аллергию, поэтому его применяют с осто­рожностью.

Печенье или сухарик из белого хлеба. Можно использовать растворимое печенье, близкое по свойствам к кашам.

Овощной суп. Используется как первое блюдо. Дается в небольшом количестве (30-50 мл) с целью стимуляции желудочного сока и выделения ферментов пищеварительных желез, повышения аппетита.

Вода. Для питья, приготовления смесей и блюд прикорма рекомендуют использовать специальную бутилированную воду для детского питания. Она безопасна в бактериологиче­ском отношении, не содержит вредных химических и бактериологических веществ, обладает хорошими органолептическими свойствами, не требует кипячения, имеет низкую мине­рализацию.

При отказе ребенка от груди и беспокойстве рекомендуется предложить ему питьевую детскую воду из ложки. Допаивание грудных детей обязательно при заболеваниях, сопровожда­ющихся высокой лихорадкой, диареей, рвотой, выраженной гипербилирубинемией. В дополнительном введении жидкости дети нуждаются при высокой температуре окружающей среды, низкой относительной влажности воздуха в жилом помеще­нии, в случае приема матерью накануне кормления грудью жирной пищи.

Детские травяные чаи промышленного производства.

Гранулированные порошки содержат экстракты трав, расте­ний, плодов (ромашка, укроп, фенхель, мелисса, мята, анис и др.). Гранулированные чаи на основе сахаров (сахарозы, глю­козы и др.) назначаются детям не ранее 4 месяцев жизни.

 

6. Отлучение ребенка от груди

Рекомендуется максимально долго (до 1,5 лет) сохранять грудное вскармливание. Более позднее кормление грудью не оправданно из-за задержки раз­вития личности ребенка.

Для сохранения лактации в период введения прикорма необходимо после каждого кормления прикладывать ребенка к груди. При угасании лактации утреннее кормление, а позже и вечернее заменяют адаптированной молочной смесью.

Для экстренного подавления лактации по медицинским показаниям рекомендуют давящую повязку на грудь, ограни­чение употребления жидкости в течение 2 дней, прием чая с мятой и настоя листьев шалфея (в разведении 1: 20 по 2 сто­ловые ложки 3-4 раза в день), исключение продуктов, усили­вающих продуцирование молока (грецких орехов, укропа, чая с молоком), использование диуретиков, слабительных средств, иногда - препаратов спорыньи, эстрогенов, препа­рата «Парлодел» («Бромкриптин»), угнетающих синтез пролактина.

Отлучение от груди должно проходить мягко и постепенно, в обстановке радостного сотрудничества. Оно нежелательно при стрессовых ситуациях для ребенка (заболеваниях, в жар­кое время года, при проведении прививок, переезде на новое место жительства, смене климатических условий, проблемах в семье).

 


Смешанное и искусственнон вскармливание

 

План лекции

1. Определение смешанного и искусственного вскармливания. Показания. Опасности искусственного питания

2. Виды современных молочных смесей

3. Выбор молочной смеси

4.Правила введения докорма, смешанного и искусственного вскармливания

5. Алгоритм составления меню детям грудного возраста

 

1. Определение смешанного и искусственного вскармливания.

Показания. Опасности искусственного питания

Частичное грудное (смешанное) вскармливание - это

сочетание кормления ребенка первого года жизни грудным молоком (не менее 150-200 мл/сут) и адаптированными дет­скими молочными смесями. Перевод ребенка на частичное грудное вскармливание чаще связан с развивающейся у матери гипогалактией.

Искусственное вскармливание - вскармливание ребенка, при котором грудное молоко полностью отсутствует или его доля составляет менее 150 мл/сут.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери, не позволяющее кормить ребенка грудью, отсутствие у нее молока, а также заболевания ребенка, которые требуют введения лечебной смеси.

Нередко к переводу ребенка на вскармливание молочными смесями приводят несоблюдение правил и техники кормления грудью и введения прикорма (ребенку предоставляется возможность получения пищи более легким путем - из бутылоч­ки), нежелание матери кормить ребенка грудью, возможность пользоваться молочными смесями. Такие причины, как заболевания матери, ее выход на работу, необходимость продолжать учебу, наступление новой беременности, не являются убеди­тельной причиной для перевода ребенка на искусственное вскармливание.

Искусственное питание способствует более частым заболеваниям ребенка - диарее, респираторным инфекциям, аллер­гии, сахарному диабету. Возможно развитие паратрофии, дефи­цита витамина А. Увеличивается риск снижения интеллектуального развития вследствие недостатка аминокислот, необхо­димых растущему мозгу ребенка. У женщин, не кормящих грудью, выше риск развития анемии, рака яичников и молочной железы, большая вероятность наступления новой беременно­сти из-за более быстрого восстановления фертильности.

Докорм - это введение молочной смеси при недостатке грудного молока. Все смеси для вскармливания детей подразделяются на три группы: базовые смеси для здоровых детей, лечебно-профилактические и лечебные смеси.

Базовые детские молочные смеси подразделяются: 1) по возрасту - начальные или стартовые (высокоадаптированные) смеси от 0 до 4-6 месяцев, «последующие смеси» от 4-6 меся­цев до 1 года, смеси от 0 до 1 года, смеси от 1 года до 3 лет; 2) по рН - пресные и кисломолочные; 3) по консистенции - сухие и жидкие; 4) по белковому компоненту - с преобладанием сыво­роточных белков, казеина; 5) по содержанию биологически активных компонентов - без добавления или с добавлением (например, нуклеотидов, олигосахаридов, длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислот, пре- и пробиотиков и др.).

Расширение ассортимента и повышение качества молочных смесей - это прогресс в области питания детей, лишенных материнского молока, но не замена грудного вскармливания. Самые идеальные по своему составу молочные смеси не могут заме­нить материнское молоко. Это связано с тем, что в искусствен­ных смесях нельзя воспроизвести некоторые составные компо­ненты женского молока (например, макрофаги и лейкоциты).

 

2. Виды современных молочных смесей

Виды молочных смесей
Адаптированные молочные смеси

1. Высокоадаптированные смеси (начальные, стартовые, маркированные цифрой 1 - для детей первого полугодия жизни): пресные - «Беллакт-1 +», «Нан-1», «Нестожен-1», «Нутрилак-0-6», «Нутрилон Комфорт1», «Симилак Формула Плюс», «Хипп-1», «Беби-милк», «Фрисолок-1 с нуклеотидами», «Хумана-1», «Энфамил-1», «Хайнц», «Беби Сэмп-1», «Агуша GOLD 1» и др.; кисломолочные - «Нан кисломолочный-1 с бифидобактериями», «Галлия Лактофидус-1» и др.

2. «Последующие смеси» с меньшей адаптацией (маркированные цифрой 2 - для детей второго полугодия жизни и цифрой 3 - от 1 года до 3 лет): пресные - «Беллакт-2 +», «Беллакт-бифидо-3 +», «Нан 6-12», «Нан-3», «Нестожен-2», «Фрисолак-2», «Нутрилон Комфорт 2», «Хипп-2», «Хумана Фогельмильх-2», «Галлия-2», ««Беби Сэмп-2», «Фрисо-3», «Агуша GOLD 2» и др.; кисломолоч­ные - «Нан кисломолочный 6-12 с бифидобактериями», «Нутрилак-Бифи», «Нутрилак кисломолочный», «Галлия Лактофидус-2» и др.

Неадаптированные молочные смеси

1. Пресные: молоко стерилизованное, молоко витаминизированное и др.

2. Кисломолочные: биокефир, бифидокефир, бифитат, биолакт, ацидолакт, «Эвита», «Нарине» и др.

Диетические продукты лечебного питания

1. Смеси для недоношенных и новорожденных с малой массой тела:

«Беллакт-ПРЕ», «ПреНАН», «Ненатал», «Пре-Нутрилак», «Пре-Туттели», «Фрисопре», «Энфамил прематуре», «Хумана 0», «Пре-Нутрилон» и др.

2. Смеси для детей с функциональными нарушениями желудочно­кишечного тракта (синдром срыгиваний, кишечные колики, запоры): «Бел- лакт АР+»; «Бабушкино лукошко Антирефлюкс БИО», «Нутрилак АР», «Нутрилон АР», «Фрисовом-1, 2», «Хумана АР», «Сэмпер Лемолак», «Сэм- пер Бифидус», «Энфамил АР», «Нан кисломолочный-1, 2» и др.

3. Смеси для детей, страдающих аллергией к белкам коровьего моло­ка: а) на основе изолята соевого белка («Беллакт-Соя», «НАН Соя», «Хумана SL», «Нутрилон-соя», «Фрисосой», «Энфамил-соя», «Нутрилак-Соя», «Симилак-Изомил», «Хайнц», «Соя Туттели», «Галлия соя», «Соя Семп»);

б) гидролизаты молочного белка: казеиновые («Нутрамиген» и «Преге- стемил», «Алиментум»); сывороточные («Альфаре», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Хипп», «Фрисопеп», «НАН ГА-1, 2», «Пептиди Туттели», «Хумана ГА-1, 2»); соевые («Галлия-соя»); смешанные («Аптамил», «Прегомин»). По степени гидролиза различают: а) высокогидролизные («Альфаре», «Преге- стемил», «Нутрамиген», «Алиментум», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Пептиди Туттели», «Хипп ГА 1, 2»; б) частичные гидролизаты («Фрисопеп-1, 2», «НАН ГА», «Хумана ГА-1, 2» и др.).

4. Смеси для детей с анемиями: обогащенные железом «Симилак», «Нан-Нан» и др.

5. Смеси для детей с лактазной недостаточностью: безлактозные смеси («НАН Безлактозный», «Бабушкино лукошко без лактозы», «Нутрилак безлактозный», «Энфамил Лактофри»); низколактозные («Беллакт-НЛ», «Нутрилак низколактозный», «Нутрилон низколактозный», «Хумана-ЛП», «Хумана-ЛП+СЦТ» и др.).

6. Смеси для детей с фенилкетонурией: «Апонти-40», «Лофеналак», «Фенилдон», «Афенилак»; для детей старшего возраста - «Фенил-фри», «Апонти-80».

7. Смеси, каши для детей с целиакией: а) на основе гидролизатов белка: «Альфаре», а также «Нутрамиген», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Алиментум», «Прегестимил»; б) специальные каши: рисовая «Нестле», овощная, банановая «Данон», гречневая, рисовая «Хайнц», «Хумана».

8. Смеси для детей с муковисцидозом: «Хумана-ЛП+СЦТ», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Прегестимил», «Хипп ХА», «Алфаре».

Адаптированные молочные смеси. Удовлетворительное развитие детей, получающих искусственное питание, может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Они сбалансированы по составу и готовятся из высококачественного молока и немолочного сырья (растительного масла, ди- и полисахаридов, витаминов, минеральных веществ).

Высокоадаптированные молочные смеси максимально приближены к составу женского молока и приспособлены к особенностям пищеварения детей первых 6 месяцев жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.082 с.)