Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почему учение Конфуция сохранилось в Китае на протяжении двух с половиной тысячелетий, проникло в корею, японию, вьетнам и отразило наступление такого мощного соперника, как буддизм.
Ответ дан в книге «Лунь юй" (Беседы и суждения), в которой ученики Конфуция собрали его высказывания. Учение Конфуция было основано на желании человека жить в гармонии и счастье. Главный этический постулат учения "Не делай человеку того, чего не желаешь себе" стал ценностным ориентиром для многих поколений. Конфуций высоко ценил традиции, которые накапливаются и передаются из поколения в поколение. С уважением к традициям всегда связано почтение к тем, кто эти традиции передает – к старшим, и в первую очередь к собственным родителям. Поэтому первостепенное значение Конфуций придавал с ыновьей почтительности (сяо) - послушание при жизни родителей, после их смерти - достойно похоронить и приносить жертвы на их могилах. Сыновья почтительность пронизывает все виды деятельности китайского народа. В книге "Лунь юй" постоянно присутствует мысль, что те, кто в семье слушается отца, в государстве повинуется правителю. Призыв к покорности и послушанию со временем обеспечил конфуцианству положение официальной идеологии Китая. Кроме идеала покорности, Конфуций создал идеал благородного человека (цзюнь-цзы). Конфуций учил, что настоящее благородство зависит не от происхождения, а от нравственных качеств, и поэтому доступно каждому. Благородный человек должен обладать высокими нравственными качествами: Гуманность, человечность (жень) - выражается в образе жизни, словах, мыслях, любви к людям. В книге "Лунь Юй" наряду с проповедью покорности обнаруживается проповедь непокорности: «Не надо государя обманывать, надо ему сопротивляться». Будучи гармоничной и самостоятельной личностью, цзюнь-цзы не должен выполнять любой приказ правителя. Напротив, он должен сопротивляться, когда находит поведение правителя безнравственным. Если наставления цзюнь-цзы не оказывают воздействия, если в государстве утверждается беспринципность и погоня за наживой, благородному человеку следует отказаться от службы, ибо не к лицу ему почести и богатства, полученные нечестным путем. Цзюнь-цзы неприхотлив в еде и одежде. Следуя за Конфуцием, китайцы оценивают людей не по внешнему облику, а по поступкам и образу мыслей. Долг и верность (и) - перед родителями и государством.
Соблюдать китайский церемониал (ли) - религиозный ритуал, ритуал дипломатии, управления, правила вежливости, чайную церемонию, представления о добре и зле. Эти традиции передавались из поколения в поколение - от отца к сыну, от матери к дочери и цементировали единство китайского народа. Благодаря ритуалу каждый знал свое место в социальной иерархии общества. Социальный статус устанавливался точно: допустимое количество жен, скота и рабов, высота дома, форма колесницы или лодки, покрой и цвет одежды, характер пищи и т.д. Значительно позднее, когда конфуцианство стало государственной идеологией, оно существенно отличалось от действительной проповеди Конфуция: если Конфуций первенство в государстве отдавал народу, в императорском конфуцианстве основой государства признавался правитель. Трансформировался идеал цзюнь-цзы: из благородного рыцаря он превратился в образцового чиновника, готового к слепому и беспрекословному повиновению указаниям начальства. Но конфуцианский тезис, согласно которому те, кто принимает участие в управлении, должны быть образованными людьми, был принят правящей элитой во все времена и обеспечил устойчивость китайской империи. Вопрос 2. Образование Китайской империи. Период Борющихся царств длился 200 лет (475-256 гг. до н.э.) и сопровождался восстаниями, разбоями и т.д. Города-государства поглощались крупными царствами. Правитель самого сильного государства Цинь - Ин Чжэн завоевал соседние царства и провозгласил себя императором Ши-Хуанди ("Первый священный император"). Ши-Хуанди стал основателем китайской империи Цинь (221-201 гг. до н.э.) - самого могущественного государства Азии. Образование единого государства привело к перемене всего образа жизни местного населения. Чтобы истребить память о прежних царствах, Ши-Хуанди уничтожил границы ранее самостоятельных семи государств, разделил завоеванные земли на 36 провинций, назначил в них наместников, которые подчинялись лично ему. Он велел разрушить городские стены, срыть оборонительные укрепления и устранить все преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог для быстрого сообщения между различными частями империи.
Политическая деятельность Ши-Хуанди и его сановников основывалась только на логике закона. Невыполнение закона по соображениям гуманности считалось недозволенной слабостью. Ши-хуанди имел железную волю и не терпел никакого неподчинения. Ближайший советник императора Хань Фэй-цзы разработал законодательство по управлению империей (в историю оно вошло под названием легизм): Основа государства - культ закона и распоряжений вана. Основной метод управления - хорошо налаженная бюрократическая машина. Равенство всех перед законом. Средства поддержания авторитета власти - четкие предписания. За выполнение - вознаграждение. За невыполнение - суровое наказание. Система наказаний отличалась крайней жестокостью: за особо тяжкие преступления - уничтожались все родственники преступника по трем линиям родства - отца, матери, жены. За менее тяжкие преступления предусматривалось калечение, каторга, закапывание жильем в землю, а самой легкой казнью считалось обезглавливание. Противниками власти объявлялись аристократы и частные собственники. Над ними устанавливался контроль государства. Тем самым, в стране была установлена единоличная деспотическая власть. Ши-Хуанди ввел единую денежную единицу, единицы измерения, общегосударственную письменность, имущественные и социальные гарантии населения, военно-бюрократический аппарат. Вся страна была приведена к однообразию. Даже колея на дорогах была одного размера, так как у всех повозок между колесами было одинаковое расстояние. Хань Фэй-цзы убедил императора, что последователи Конфуция своими рассуждениями о гуманности и справедливости сбивают людей с толку и подрывают авторитет императора. Ши-Хуанди приказал уничтожить все труды Конфуция. Изучение древней литературы было запрещено (кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и гаданию). Сотни видных представителей гуманитарной интеллигенции были казнены. Насильственные действия встретили возмущение в китайском обществе, но 460 видных оппозиционеров были живыми закопаны в землю. Умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. Император прогнал воинственных сюнну (гуннов) с территории Китая и повелел строить Великую стену в качестве заслона от кочевников. Располагая благодаря жесткому законодательству, большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул крупномасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство – главный залог процветания его империи. Ши-Хуанди не выносил разговоров о смерти, и приближенные эту тему не трогали. Он расходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Задолго до смерти стала сооружаться его гробница и наполняться драгоценностями и произведениями искусств. Когда император умер, вместе с ним захоронили всех бездетных наложниц, заживо замуровали всех мастеров и тех, кто заполнял гробницу драгоценностями. Затем гробницу окружили рвом из ртути. В 1974 г. вблизи гробницы Ши Хуанди была обнаружена терракотовая армия: 520 воинов и 24 лошади в натуральную величину. Предполагается, что здесь находилось до 6 тысяч глиняных статуй. Каждая статуя воплощала человека с индивидуальными чертами лица.
Попытка создать империю на фундаменте жестоких законов провалилась: осенью 209 г. до н.э. группа бедных молодых людей направлялась к границе отбывать воинскую повинность. Дорога была очень трудной, и новобранцы не смогли прибыть в пункт назначения в указанный срок, их ждала смертная казнь. Призывники подняла восстание, которое поддержали все слои населения. Восставшие захватывали города и убивали чиновников. Вооруженные выступления продолжались 3 года, и в 206 г. до н.э. руководитель восстания - староста небольшой деревушки Лю Бан - основал новую династию – Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Лю Бану досталось тяжелое наследство. Страна лежала в руинах. Руководители повстанческих отрядов требовали своей доли власти. На северной границе активизировались гунны. Стремясь возродить государство, Лю Бан отменил наиболее жестокие наказания, практиковавшиеся в империи Цинь. Смертная казнь стала исключительной мерой: только для убийц и грабителей. Была объявлена широкая амнистия, изгнанные и беглецы от прежнего режима вернулись домой, им были возвращены земли и имущество. Лю Банво многом унаследовал старую легистскую систему управления, но одновременно опирался на советников из числа последователей Конфуция. Император снизил налоги с крестьян, обложил высоким налогом богатых торговцев, санкционировал ирригационные работы. Большая часть земель и подданных по-прежнему оставалась под властью императора, однако часть земель была роздана родственникам и приближенным императора. Со временем новоявленные ваны стали полноправными хозяевами «своих» территорий. Они начали отливать монету, занялись добычей соли. Когда же правительство попыталось несколько ограничить своевластие местных правителей, то в ответ на это в 154 г. до н. э. вспыхнул мятеж ванов. Сепаратистские тенденции местных ванов окончательно были пресечены лишь при императоре У Ди (140-87 гг. до н. э.), который издал указ о разделе пожалованных территорий между всеми наследниками владельца и, тем самым, ослабил влияние сильных домов. Кроме того, У Ди конфисковал у крупных земельных собственников сотни тысяч му (китайская мера площади, равная 1/15 га) земли и десятки тысяч рабов.
У Ди восстановил циньскую государственную структуру управления с сильной центральной властью и огромным административным аппаратом. У Ди возобновил государственную монополию на добычу и производство железа, соли, отливку монет и ввел монополию на вино. Централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии. Императоры династии Хань бороться с конфуцианством не стали. Указ Ши-Хуанди о запрете конфуцианства был отменен. Книги Конфуция были восстановлены по памяти. Аристократы стали придерживаться ритуалов, расписанных Конфуцием. Последователи Конфуция приняли тезисы легистов, оправдывающие авторитарную власть в интересах сильного государства, и стали утверждать, что хорошее правление возможно лишь там, где имеются законы.Новые законы основывались на законодательстве Ши-Хуанди. Произошел синтез конфуцианства и легизма. Конфуцианство обращается к самосознанию человека (пряник), легизм - заставляет исполнять законы (кнут). В Китае и кнут и пряник применяли во имя общей цели - сильного государства.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.013 с.) |