История стран Азиатско-Тихоокеанского региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История стран Азиатско-Тихоокеанского региона



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет

Е.К. Прилуцкая

История стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Учебное пособие

Владивосток

Дальрыбвтуз

2020


УДК 93 (075.8)

ББК 63.3 (2) я 73

П 763

Рецензент:

Канд. ист. наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета (Дальрыбвтуз) – Черная Екатерина Васильевна

 

Прилуцкая Е.К.

История стран Азиатско-Тихоокеанского региона: учеб. пособие/Е.К. Прилуцкая. Издание 2-е, доп. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2020. – 191 с.

 

Печатается в авторской редакции.

 

© Дальневосточный государственный

технический рыбохозяйственный

университет, 2020

 

Содержание

Введение

Тема 1. Общая характеристика Азиатско-тихоокеанского региона

1. Истоки развития государств Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

2. Основные направления современного развития региона

 

Тема 2. Древний Китай (2 тыс. до н.э. - 220 г. н.э.) – создание фундамента для современного Китая

1. Формирование национальной идеи китайской цивилизации.

2. Образование Китайской империи.

 

Тема 3. Традиционный Китай (220 г. н.э. – середина XIX в.)

1. Особенности жизнедеятельности китайской империи.

2. Основные этапы истории традиционного Китая.

 

Тема 4. Китай в период колониализма (середина XIX в. -1912 г.)

1. Вступление Китая в период колониализма. Укрепление позиций западных держав.

2. Раздел Китая на сферы влияния.

3. Формирование национального самосознания.Борьба против колониального порабощения Китая.

 

Тема 5. Современный Китай (1912-2017 гг.)

Синьхайская революция 1911 г., противостояние КПК и Гоминьдана.

2. Китай в 1949-1976 гг. Социалистический эксперимент.

3. Реформы Дэн Сяопина. Экономическое возрождение Китая.

 

Тема 6. История Японии

1. От образования государства до революции Мэйдзи

2. Революция Мэйдзи (1868 г.). Японская империя.

3.Японская модель современного экономического развития

 

Тема 7. История Корея ( III в.н.э. -1953 г.)

1. Корея в эпоху средневековья (III в.н.э. – середина XIX в.)

2.Корея в период колониализма (середина XIX в. – 1945 г.)

3. Раздел Кореи на два независимых государства.

 

Тема 8. История государств Юго-Восточной Азии от первых веков нашей эры – до второй мировой войны.

1. Страны Индокитая

2. Островной мир Юго-восточной Азии

 

Тема 9. Вторая мировая война и падение колониализма в Юго-восточной Азии (1939 – 1949 гг.)

1. Японская агрессия в странах Дальнего Востока и Юго-восточной Азии

 2. Падение колониальной системы в Юго-Восточной Азии

Тема 10. Страны социалистической ориентации

   1. Социалистический эксперимент в странах конфуцианской традиции.

   2. Социалистический эксперимент в странах буддистской традиции.

 

Тема 11. Капиталистический путь развития стран АТР

1. Страны первого эшелона капиталистического развития.

2. Страны второго эшелона капиталистического развития.

 

Список использованной литературы

 


ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины - изучение студентами основных законо­мерностей исторического развития, привитие им навыков исторического мышления.

Задачи дисциплины - знакомство студентов с социальными, этническими, конфессиональными и культурными различиями, основными фактами, событиями, процессами и закономерностями исторического процесса, протекающими в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дисциплина «История и культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона» федеральному ком­поненту дисциплин и имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами основной образова­тельной программы.

Изучаемая дисциплина состоит их двух частей: «История стран Азиатско-тихоокеанского региона» и «Культура стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Данное пособие посвящено первой части изучаемой дисциплины.

Студент Дальрыбвтуза, прошедший курс Истории и культуры стран АТР (Азиатско-тихоокеанского региона), согласно Рабочим учебным планам, должен овладеть следующими компетенциями:

- способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции и осознания социальной значимости своей деятельности;

- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, демонстрируя уважение к историческому наследию и культурным традициям, толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей, способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества;

- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию икультурным традициям;

- способностью к эстетическому развитию и самосовершенствованию;

- умением работать с информацией из различных источников.

Вопрос 2. Образование Китайской империи.

Период Борющихся царств  длился 200 лет (475-256 гг. до н.э.) и сопровождался восстаниями, разбоями и т.д. Города-государства поглощались крупными царствами. Правитель самого сильного государства Цинь - Ин Чжэн завоевал соседние царства и провозгласил себя императором Ши-Хуанди ("Первый священный император"). Ши-Хуанди стал основателем китайской империи Цинь (221-201 гг. до н.э.) - самого могущественного государства Азии.

Образование единого государства привело к перемене всего образа жизни местного населения. Чтобы истребить память о прежних царствах, Ши-Хуанди уничтожил границы ранее самостоятельных семи государств, разделил завоеванные земли на 36 провинций, назначил в них наместников, которые подчинялись лично ему. Он велел разрушить городские стены, срыть оборонительные укрепления и устранить все преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог для быстрого сообщения между различными частями империи.

Политическая деятельность Ши-Хуанди и его сановников основывалась только на логике закона. Невыполнение закона по соображениям гуманности считалось недозволенной слабостью. Ши-хуанди имел железную волю и не терпел никакого неподчинения.

Ближайший советник императора Хань Фэй-цзы разработал законодательство по управлению империей (в историю оно вошло под названием легизм):

Основа государства - культ закона и распоряжений вана.

Основной метод управления - хорошо налаженная бюрократическая машина. Равенство всех перед законом.

Средства поддержания авторитета власти - четкие предписания. За выполнение - вознаграждение. За невыполнение - суровое наказание. Система наказаний отличалась крайней жестокостью: за особо тяжкие преступления - уничтожались все родственники преступника по трем линиям родства - отца, матери, жены. За менее тяжкие преступления предусматривалось калечение, каторга, закапывание жильем в землю, а самой легкой казнью считалось обезглавливание.

Противниками власти объявлялись аристократы и частные собственники. Над ними устанавливался контроль государства. Тем самым, в стране была установлена единоличная деспотическая власть.

 Ши-Хуанди ввел единую денежную единицу, единицы измерения, общегосударственную письменность, имущественные и социальные гарантии населения, военно-бюрократический аппарат. Вся страна была приведена к однообразию. Даже колея на дорогах была одного размера, так как у всех повозок между колесами было одинаковое расстояние.

 Хань Фэй-цзы убедил императора, что последователи Конфуция своими рассуждениями о гуманности и справедливости сбивают людей с толку и подрывают авторитет императора. Ши-Хуанди приказал уничтожить все труды Конфуция. Изучение древней литературы было запрещено (кроме книг по сельскому хозяйству, медицине и гаданию). Сотни видных представителей гуманитарной интеллигенции были казнены. Насильственные действия встретили возмущение в китайском обществе, но 460 видных оппозиционеров были живыми закопаны в землю.

Умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. Император прогнал воинственных сюнну (гуннов) с территории Китая и повелел строить Великую стену в качестве заслона от кочевников.

Располагая благодаря жесткому законодательству, большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул крупномасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство – главный залог процветания его империи.

Ши-Хуанди не выносил разговоров о смерти, и приближенные эту тему не трогали. Он расходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Задолго до смерти стала сооружаться его гробница и наполняться драгоценностями и произведениями искусств. Когда император умер, вместе с ним захоронили всех бездетных наложниц, заживо замуровали всех мастеров и тех, кто заполнял гробницу драгоценностями. Затем гробницу окружили рвом из ртути. В 1974 г. вблизи гробницы Ши Хуанди была обнаружена терракотовая армия: 520 воинов и 24 лошади в натуральную величину. Предполагается, что здесь находилось до 6 тысяч глиняных статуй. Каждая статуя воплощала человека с индивидуальными чертами лица.

Попытка создать империю на фундаменте жестоких законов провалилась: осенью 209 г. до н.э. группа бедных молодых людей направлялась к границе отбывать воинскую повинность. Дорога была очень трудной, и новобранцы не смогли прибыть в пункт назначения в указанный срок, их ждала смертная казнь. Призывники подняла восстание, которое поддержали все слои населения. Восставшие захватывали города и убивали чиновников. Вооруженные выступления продолжались 3 года, и в 206 г. до н.э. руководитель восстания - староста небольшой деревушки Лю Бан - основал новую династию – Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.).

Лю Бану досталось тяжелое наследство. Страна лежала в руинах. Руководители повстанческих от­рядов требовали своей доли власти. На северной границе активизировались гунны. Стремясь возродить государство, Лю Бан отменил наиболее жестокие наказания, практиковавшиеся в империи Цинь. Смертная казнь стала исключительной мерой: только для убийц и грабителей.

 Была объявлена широкая амнистия, изгнанные и беглецы от прежнего режима вернулись домой, им были возвращены земли и имущество. Лю Банво многом унаследовал старую легистскую систему управления, но одновременно опирался на советников из числа последователей Конфуция.

Император снизил налоги с крестьян, обложил высоким налогом богатых торговцев, санкционировал ирригационные работы. Большая часть земель и подданных по-прежнему оставалась под властью императора, однако часть земель была роздана родственникам и приближенным императора. Со временем новоявленные ваны стали полноправными хозяевами «своих» территорий. Они начали отливать монету, занялись добычей соли. Когда же правительство попыталось несколько ограничить своевластие местных правителей, то в ответ на это в 154 г. до н. э. вспыхнул мятеж ванов.

Сепаратистские тенденции местных ванов окончательно были пресечены лишь при императоре У Ди (140-87 гг. до н. э.), который издал указ о разделе пожалованных территорий между всеми наследниками владельца и, тем самым, ослабил влияние сильных домов. Кроме того, У Ди конфисковал у крупных земельных собственников сотни тысяч му (китайская мера площади, равная 1/15 га) земли и десятки тысяч рабов.

 У Ди восстановил циньскую государственную структуру управления с сильной центральной властью и огромным административ­ным аппаратом.

У Ди возобновил государственную монополию на добычу и производство железа, соли, отливку монет и ввел монополию на вино.

Централизованное государство нуждалось в единой господствующей идеологии. Императоры династии Хань бороться с конфуцианством не стали. Указ Ши-Хуанди о запрете конфуцианства был отменен. Книги Конфуция были восстановлены по памяти. Аристократы стали придерживаться ритуалов, расписанных Конфуцием. Последователи Конфуция приняли тезисы легистов, оправдывающие авторитарную власть в интересах сильного государства, и стали утверждать, что хорошее правление возможно лишь там, где имеются законы.Новые законы основывались на законодательстве Ши-Хуанди.

Произошел синтез конфуцианства и легизма. Конфуцианство обращается к самосознанию человека (пряник), легизм - заставляет исполнять законы (кнут). В Китае и кнут и пряник применяли во имя общей цели - сильного государства.

Социальная справедливость

Отнять излишки у богатых

В последние годы жизни Мао сильно болел, а за его спиной шла борьбы за власть. Умер Мао в 1976 г. В настоящее время имя Мао стало коммерческим брендом. В КНР стоит немало памятников Мао Цзэдуну, ежегодно продаются десятки миллионов сувениров с изображениями бывшего коммунистического лидера страны, он – самый знаменитый человек Китая.

Тема 6. История Японии

1.От образования государства до революции Мэйдзи

2. Революция Мэйдзи. Японская империя.

3.Японская модель современного экономического развития

Вопрос 1. От образования государства до революции Мэйдзи

Развитие Японии определяется следующими факторами:

Во-первых, островным положением страны, в результате чего Япония не подвергалась вплоть до XIX в. иностранной агрессии и могла развивать свою уникальную культуру, одновременно обогащая её китайскими и корейскими культурными достижениями.

Во-вторых, длительностью правления сёгуната Токугавы и самоизоляцией от всего мира на протяжении долгого времени.

В-третьих, кардинальными реформами в эпоху Мэйдзи.

В-четвертых, кардинальными реформами, предпринятыми оккупационным режимом после поражения Японии во второй мировой войне.

Название «Нихон», как называют свою страну японцы, означает Страна восходящего солнца. История зарождения государства основана на мифах.

Основополагающим является миф о том, что Япония создана богами. Первый император Дзимму является прямым потомком богини Солнца Аматэрасу, и с небес спустился на священном олене в Нару, первую столицу государства Ямато.

Подлинного происхождения японского государства и народа, населяющую Японию неизвестно. Есть несколько предположений:

Во-первых, японцы всегда жили на японских островах.

Во-вторых, они переселились из Азии, покорили и ассимилировали коренных жителей островов -айну.

В-третьих, японская раса появилась в результате смешения азиатских кочевников (маньчжуро-тунгусских племен) с местными племенами кумасо и эбису, а также корейцами, народами Индокитая и Меланезии. И на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и вызывает много споров.

В III - V вв. на территории современной Японии появились первые государственные образования. С VI в. Япония, совсем недавно вступившая на путь формирования цивилизации, начала развиваться исключительно быстрыми темпами. Эта необычная для Востока динамичность во многом была связана с тем, что Япония активно использовала опыт других стран и аборигенов (коренных народов). У аборигенов островов – айнов (европеоиды) складывающаяся японская нация восприняла религию синто и харакири. В VI в. из Китая на острова проникли буддизм, даосизм и конфуцианство. Буддизм принес с собой идею закона, культ знаний и грамотности. Согласно буддизму, японец сам должен заботиться о своем спасении, отсюда происхождение культа труда. Конфуцианство проповедовало идею упорядоченности социальных отношений и идею заслуг. Даосизм в Японии был переработан в натурфилософское учение, где главным понятием стала гармония.

В 604-605 гг. принц Сётоку-тайси, сторонник китайской модели развития, создал первый свод японских законов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. По инициативе принца в Японию стали приезжать ремесленники, монахи и ученые из Китая и Кореи, а молодые японцы отправлялись учиться в эти страны.

Еще более последовательным реформатором был принц Кару, пришедший к власти в результате государственного переворота в середине VII в. В его правление вся жизнь японского общества стала активно преобразовываться по китайскому образцу. Процесс китаизации был настолько обширен, что некоторые исследователи отказывают японской цивилизации в самостоятельности, считая ее вторичной по отношению к китайской.

Государство реформировалось по китайской модели:

1. Вся деловая переписка велась китайскими иероглифами.

2. Аппарат власти – департаменты, провинции, уезды во главе с губернаторами.

3. Крестьяне – свободные, получали от государства надел и платили налоги.

4. Чиновники занимали государственные должности и за службу получали в условное землевладение поместье.

Во многом заимствовав китайскую модель, Япония переняла от Китая идею сильной централизованной власти. Но Япония отличалась от Китая и всех неевропейских обществ:

Во-первых, во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная Мэн-цзы (философом древнего Китая) теория «мандата Неба», по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за ошибки и аморальные поступки правителей. Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению копировала китайскую, в Японии доктрину «небесного Мандата» не признавали.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать земные корни династии Ямато. Поиски эти безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не правил бы японскими племенами. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию. Японская правящая династия является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно, положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как верховного жреца традиционной японской религии Синто («путь богов») отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью.

Во-вторых, система власти в Японии была непрочна. Император, по китайскому образцу провозгласивший себя Сыном Неба(тэнно, микадо), царствовал, а не правил страной. Элиты чиновников вокруг него не сложилось (не было воспроизводства чиновников с экзаменами на конкурсной основе). Вакуум власти заполнил аристократический клан Фудзивара, который в VII-XI вв. фактически правил страной. Фудзивара женили императоров на девушках из своего клана, после рождения наследника престола императора подстригали в буддистский монастырь, а сами правили от имени следующего малолетнего императора. Эти обстоятельства, естественно, препятствовали созданию сильного централизованного государства.

Древней столицей Японии был город Киото.

В-третьих, посты губернаторов и уездных начальников захватывали и передавали по наследству местные знатные дома (князья – дайме). Таким образом, власть в провинциях оказалась в руках знатных домов.

В-четвертых, в IX в. начался процесс приватизации земли. Государственные наделы крестьян превращаются в наследственные. А совокупность нескольких деревень – становилась собственностью знатного дома. Это порождало междоусобные войны знатных домов за передел собственности.

Процесс приватизации земли болезненно сказывался на крестьянах: они поднимали восстания; уходили к новым владельцам земли. Но крестьяне кормили знатные дома, поэтому их уход был нежелателен. Знатные дома создают отряды воинов-профессионалов – сословие самураев, которые стали грозным оружием в борьбе с неповиновением крестьян, в феодальных войнах за власть и землю. Отныне оружие могли носить только самураи, за нарушение этого запрета грозила смертная казнь.

Постепенно вырабатывался Кодекс чести самурая (Бусидо). В его основу лег конфуцианский принцип - верность господину до смерти. От айнов самураи переняли харакири (сеппуку) - ритуальное самоубийство по определенному ритуалу.

В итоге, власть в Японии опиралась не на чиновничью бюрократию, зависящую от императора, а на рыцарей-самураев, преданных своему и только своему господину.

В XII в. дом Фудзивараослабел и в 1192 г. власть захватил глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома Минамото Еритомо, который объявил себя верховным военным правителем с титулом Сегун. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура.

В Японии сложилось 3 династии сегунов:

1.Минамото (1192-1335)

2. Асикага (1338-1573)

3. Токугава (1603-1868)

Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже процветание городов было связано с регулярной торговлей с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269.

С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора, но основной формой землевладения становится мелкое самурайское землевладение.

В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

При сёгунах императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Император – божество, он совершал культ синто в храме в Киото.

Сёгунат Асикага (1338-1573) был временем феодальных междоусобиц. Против Асикага восставали то один, то другой из влиятельных домов, а в 1467 - 1477 гг. в стране разгорелась настоящая война. Усилился экономический кризис, резко возросло количество крестьянских восстаний, к которым нередко примыкали разорившиеся самураи или странствующие рыцари - самураи-ронины (не имевшие господина), а порой и городская беднота. В середине XVI в. страна распалась на несколько частей. В этих сложных условиях вновь встал вопрос об объединении страны.

Реализация этой задачи связана с именами известных исторических деятелей Японии - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. В обстановке всеобщих усобиц честолюбивый Ода сумел одного за другим одолеть нескольких знатных домов (даймё) и в 1573 г. свергнуть последнего сегуна из дома Асикага. Одним из наиболее ожесточенных противников Ода в этой борьбе оказались буддийские монастыри, что сыграло немалую роль в поддержке христианства некоторыми сторонниками Ода.

В 80-х годах XVI в. Ода овладел уже половиной провинций страны, включая столицу Киото, и провел ряд реформ, направленных на ликвидацию политической и экономической раздробленности, на развитие городов и торговли. После убийства Ода в 1582 г. власть перешла в руки его помощника Тоётоми Хидэёси, выходца из крестьян. Хидэёси сумел завершить дело объединения страны. Были усилены централизованная власть, контроль над городами и торговлей, проведена земельная реформа, целью которой было закрепление земли за крестьянами, способными исправно платить налоги в казну государства. В отличие от Ода новый правитель выступил против чрезмерно усилившихся, по его мнению, иезуитов и вообще христиан. В 1587 г. он издал указ об изгнании иностранных миссионеров, португальцев и испанцев, и организовал преследование японцев-христиан, включая уничтожение церквей и издававших церковную литературу типографий. Но успеха это не дало, ибо преследуемые укрывались под надежной защитой принявших христианство мятежных южных даймё.

После смерти Тоетоми Хидэёси в 1598 г. власть оказалась в руках одного из его сподвижников, аристократа, имевшего отдаленные родственные связи с императором Токугава Изясу, который сумел одолеть соперников и в 1603 г. провозгласил себя сегуном. Эпоха третьего по счету после Минамото и Асикага, сёгуната, получившая название «период Эдо», продолжалась вплоть до 1867 г.

Токугава Изясу распространил на всю страну систему заложников. Знатные дома (дайме) сохранили привилегии, но должны были признать власть сегуна (каждый 2-ой год дайме с семьей жил в Эдо (Токио) в заложниках у сегуна).

Иэясу Токугава наладил систему полицейского надзора в стране (каждый следил друг за другом). Города перешли в подчинение к сегуну, что подорвало мощь знатных домов.

В 1638 г. было объявлено о закрытии Японии от внешнего мира. Из страны выслали всех европейцев и запретили христианство. В 1640 г. из Макао прибыла португальская миссия (португальцы поставляли в Японию огнестрельное оружие в обмен на золото), чтобы убедить затрет снять. Но большинство членов миссии было казнено, остальных отправили обратно с письмом «не надо больше думать о нас, как будто нас нет больше на свете». Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японских островов, подлежал уничтожению, его экипаж – смертной казни. Исключение было предоставлено только голландцам, которым разрешалось торговать в порту Нагасаки. Поэтому, все европейские достижения считались в Японии голландскими (голландская наука, книги и т.д.).

Японцам под страхом смерти запрещалось покидать страну. Ни торгового, ни военного флота Япония не имела, только небольшие рыбацкие шхуны и лодки.

В XVII в. на Курилах появились русские моряки. Коренные жители островов айны стали поданными Российской империи. В 1739 г. на островах побывал командор Беринг. В 1804 г. – Крузенштерн.

Часть историков считает, что сегунат Токугава затормозил развитие страны. Согласно второй точки зрения, страна к революции 1868 г. подошла подготовленной (инфраструктура, банки, интеллигенция, идеология, сложение нации) и эти предпосылки оформились именно в период сёгуната Токугава.

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония оставалась отсталой феодальной страной. Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась с начала XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в., в результате которого от голода умерло около 1 млн. человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали Японию. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей за военную службу мизерные пайки риса. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к существованию. При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты.

Наступил кризис сегуната.

В этих условиях формировалась антисегунская оппозиция. Все большую враждебность к сегуну и симпатию к императору стали проявлять князья и высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией страны. Особенно активными в этом стремлении были США и Россия.

СШАнуждались в японских гаванях как базах для китобойного флота и угле для пароходов на пути в Азию. У берегов Японии появилась военная эскадра под командой командора Перри. Угрожая артиллерийским обстрелом Токио, он потребовал отяпонского правительстваоткрыть гавани американским судам. Правительство не могло сопротивляться, потому что у Японии не было собственного военного флота. Пришлось открыть гавани и для других стран. Кроме того, Япония была вынуждена допустить почти беспошлинный ввоз иностранных товаров. Усиленный приток фабричной продукции, естественно, послужил препятствием для развития собственной промышленности. Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и сырец шелка, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

В японских портах были созданы сеттльменты, посёлки иностранцев, на которые не распространялась власть японского правительства.

Прорыв изоляции показал бессилие правительства сегуна и послужил толчком к буржуазной революции. Расстановка сил в ней была необычной.

Против сегуната в революции выступило по разным причинам большинство самураев. Одни считали сегунов Токугава узурпаторами и боролись за возвращение власти императору; другие считали правительство виновным в экономической катастрофе; третьи, наиболее дальновидные, понимали, что без ликвидации режима сегуната, без буржуазных преобразований будет невозможно сохранить экономическую и политическую самостоятельность Японии. Поэтому вреволюции участвовали самураи всоюзе с буржуазией, которая была малочисленна, слаба, паразитировала на ростовщичестве. Вэтом союзе буржуазия играла второстепенную роль.

Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, самураи объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. Давно позабытый, но заботливо почитаемый император превратился в национально-патриотический символ Японии. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. вистории Японии произошло важнейшее событие — был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование. Страну возглавил император Муцухито.

Вопрос 2.   Революция Мэйдзи. Японская империя.

Революция Мэйдзи. Становление основ японского капитализма.

Восстановление власти императора вошло в историю под названием «революции Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868—1912).

Во время инаугурации 6 апреля 1868 г. император произнес речь, написанную им самим, в которой говорил о пяти принципах, определивших судьбу Японии вплоть до сегодняшнего дня и положивших начало целой серии значимых изменений в истории страны:

1. Обещание создать совещательное собрание для решения всех государственных дел в соответствии с общественным мнением.

2. Обещание привести страну к процветанию, объединив для достижения этой цели усилия правителей и управляемых.

3. Всем людям будет дозволено осуществлять свои законные устремления, и развивать свою деятельность.

4. Постепенное устранение всех традиций и обычаев, признанных «бессмысленными». Справедливость и беспристрастность, как они понимаются всеми, должны стать основами всякого действия.

5. Поиск знаний во всем мире, для того чтобы они служили укреплению основ государства.

С этого времени одна реформа следовала за другой.

Революция Мейдзи, во-первых, буржуазная.

Проведены буржуазные реформы:

Во-первых, ликвидированы феодальные уделы и наследственные привилегии князей-дайме. Страна разделена на губернии и префектуры во главе с чиновниками из центра, которые получали жалование из государственной казны. Отменены сословные различия. Молодые японцы получили право учиться за границей. С 1871 г. все японцы, какой бы ни была их социальная принадлежность, должны были платить национальный налог, который стал взиматься наличными, а не натуральными продуктами, как это было раньше. 

Япония пришла к равенству не через народную революцию, как это случилось во Франции в 1789 г., а, напротив, по воле одного человека - императора.

Во-вторых, самурайское войско было заменено регулярной армией, которая комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Офицерский корпус этой армии состоял из самураев, но офицерами могла стать, конечно, только часть самураев.

Оставшимся не у дел самураям в 1873 г. единовременно были выданы крупные денежные суммы. Полученные деньги самураи использовали для покупки земли на льготных условиях, или вкладывали в национальные банки, которые появлялись после революции как грибы. В 1880 г. 76% капитала этих банков принадлежало самураям.

Отныне о феодальной эпохе напоминали лишь сабли, которые носили некоторые представители самурайского сословия, но указ 1876 г., разрешал надевать их только служащим императорской армии.

В-третьих, аграрная реформа 1872-1873 гг. ликвидировала государственную собственность на землю. Собственниками земли объявлялись крестьяне.При новых порядках крестьяне должны были платить налог государству не рисом, а деньгами. Это увеличило их зависимость отростовщиков: чтобы получить деньги для уплаты налога, необходимо было продать рис скупщику, который был и ростовщиком, а чтобы заплатить налог вовремя, приходилось брать деньги в долг у того же ростовщика. Земля за долги переходила к новым помещикам. Процесс ростовщического закабаления и обезземеливания крестьян ускорился.

К началу первой мировой войны в собственность помещиков перешло 45% земли, а 70% крестьян стали арендаторами. Земля обрабатывалась в основном вручную, мотыгой. Преобладало грядковое земледелие, требовавшее огромных затрат ручного труда. Однако новые условия стимулировали рост производства чая и шелка - главных экспортных культур.

Принципиальное значение аграрной реформы заключалось в том, что была введена частная собственность на землю, а Япония перешла на европейский путь развития.

В-четверты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.077 с.)