Художники советских республик: М.С.Сарьян, У.М.Джапаридзе, М.И.Тоидзе, Ф.Г.Кричевский, А.А.Шовкуненко, В.И.Касиян, Т.Н. Яблонская, Э. Калнынь, Г. Ионубонис, Э. Окас. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художники советских республик: М.С.Сарьян, У.М.Джапаридзе, М.И.Тоидзе, Ф.Г.Кричевский, А.А.Шовкуненко, В.И.Касиян, Т.Н. Яблонская, Э. Калнынь, Г. Ионубонис, Э. Окас.



М.С.Сарьян -Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески продолживший традиции символизма. Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне - в составе Ростова-на-Дону) 16 (28) февраля 1880. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства". В 1910, 1911 и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж. До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве, с 1921 обосновался в Ереване. Примкнул к символизму еще в студенческие годы. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию "Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой, создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды и притчи. После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный характер: "сны о Востоке" превращаются в "сны об Армении". Своеобразным манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно связанное с ними красочное панно "Армения" - с величавой и в то же время символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.

В 1926-1928 годах Сарьян жил в Париже и в этот период испытал очевидное влияние французского импрессионизма. В 1930-е годы писал, в основном, портреты и яркие, праздничные по колориту натюрморты. В 1940-60 годах Сарьян пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной графики и театрально-декоративного искусства. В поздние годы мастер (удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими мотивами (музей Сарьяна). Будучи человеком-легендой, олицетворяющим "серебряный век", он неизменно притягивал к себе молодежь.Самая большая коллекция работ М.Сарьяна после музеев Армении находится в фондах Третьяковской галереи Москвы. Здесь хранится 39 живописных и 27 графических работ. Это первый музей, который приобрел работы художника еще в 1910 году, тем самым, обозначив роль художника в русской живописи начала прошлого века. Коллекция особенно богата работами первой половины 1910-ых годов, снискавшими Сарьяну мировую славу.

У.М.Джапаридзе -советский грузинский живописец и график. Народный художник СССР(1963). Лауреат Сталинской премиивторой степени (1942). Член ВКП(б) с 1944 года. Мастер создавал образы и полотна, отмеченные стремлением к романтизации и героизации образов, посвящённых революционной борьбе. Картины «Первомайская демонстрация в Тифлисе в 1901 году» (1939—1941, темпера, Грузинский филиал Института Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина в Тбилиси); «Друзья юности» (1938), «Думы матери» (1945), портрет писателя Чхеидзе (1943, пастель) — все в Музее искусств Грузинской ССР); «Напутствие» (1957), «Праздник труда» (1970—1975). Книжные иллюстрации. Грузинский живописец У. М. Джапаридзе (р. 1906) — мастер, создавший ряд интересных жанровых полотен, успешно работающий также в области портрета, историко-революционной картины, иллюстрации. Его небольшим холстам свойственно спокойно-величавое настроение. Образы людей, созданные этим художником, — колхозников и колхозниц, умудренных годами стариков, юношей и молодых женщин Советской Грузии — отличаются монументальным характером при очень внимательной и точной фиксации всех особенностей их внешнего облика. Таковы картины Джапаридзе «Думы матери» (1945; Тбилиси, Музей искусств Грузинской ССР), «Напутствие» (1957; США, частное собрание) и другие.

М.И.Тоидзе -(1902-1965) советский архитектор и живописец. Народный художник Грузинской ССР (1980). Учился усвоего отца.М. И. Тоидзе и в тбилисской АХ (окончил в 1930). Ранние картины Тоидзе ("Лампочка Ильича", 1927, МИНВсыграли значительную роль в утверждении советской темы в грузинском бытовом жанре. Большой эмоциональностью и призывной силой обладают плакаты, созданные Тоидзе в годы Великой Отечественной войны 1941-45 ("Родина-мать зовёт!", 1941). Тоидзе известен также как автор книжных иллюстраций (к поэме Шота

Руставели "Витязь в тигровой шкуре", тушь, кисть, перо. 1937). Государственная премия СССР (1941, 1948, 1949, 1951).

Ф.Г.Кричевский -(1879-1947), советский живописец. Заслуженный деятель искусств УССР (1940). Учился в МУЖВЗ(1896-1901) и петербургской АХ (1907-10). Преподавал в Киевском художественном училище (1913-17), украинской АХ (1917), Киевском художественном институте (1922-41). Работам Кричевского свойственныширокая живописная манера письма, монументализация формы ("Невеста", 1910, триптих "Жизнь", темпера, 1925-27, - обе в ГМУИИ УССР).

А.А.Шовкуненко- народный художник СССР (1944), действительный членАХ СССР (1947). Учился в Одесском художественном училище (1901-08) и в петербургской АХ (1909-17). Профессор Киевского художественного института (1936-64). Писал психологические портреты ("Б. И. Яковлев", 1944, "С. А. Ковпак", 1945, "М. Г. Лысенко", 1947, - все в ГМУИИ), индустриальные пейзажи (цикл"Днепрострой", 1930-32, ГМУИИ), сочные по колориту пейзажи Украины, Молдавии.

В.И.Касиян - (1895/1896 -1976), советский график. Народный художник СССР (1944), действительный член

АХСССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974). Председатель правления СХ УССР (1944-49 и 1962-68). Учился в пражской АХ (1920-26). Преподавал в Киевском художественном институте

(с 1927). Гравюры Касияна (серии "Днепрострой", линогравюра, 1932-34, и "В. И. Ленин и Украина", офорт, 1947; "ПлощадьБогдана Хмельницкого", гравюра на дереве, 1927, "Т. Г. Шевченко среди крестьян", литография, 1939, "В. С. Стефаник", линогравюра, 1971), плакаты, рисунки и иллюстрации к произведениям классиков украинской ирусской литературы отмечены экспрессией штриха, романтической приподнятостью образов. Автор рядаработ по вопросам украинского искусства.

Т.Н.Яблонская (р. 1917), советский живописец. Народный художник СССР (1982), действительный член АХ СССР(1975). Училась в Киевском художественном институте (1935-41); преподавала там же (1944-52 и 1966-73). Впейзажах и тематических картинах Яблонской раскрываются жизнеутверждающие поэтические образысовременников и родной природы, тема свободного, социалистического труда ("Хлеб", 1949, ГТГ; Государственная премия СССР, 1950), им свойственны правдивость образов, эмоциональнаявзволнованность и лиричность ("Весна", 1950, ГРМ; Государственная премия СССР, 1951). Широкообобщенные образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни, созданы в картинах "Безымянные высоты" (1969), "Вечер. Старая Флоренция"(1973; обе -в ГТГ),"Лён"(1977, Министерство культуры СССР; Государственная премия СССР, 1979). Живописная манера Яблонской 60-70-х гг., основана на традицияхукраинской настенной живописи, отличается насыщенностью цвета, декоративностью, острым чувствомпредметности окружающего мира, а в более поздних произведениях - тонкостью пластического и цветовогоритма. Оптимизмом, радостным отношением к окружающему близки творчеству Пластова полотна украинской художницы Татьяны Ниловны Яблонской (р. 1917). Лучшая работа Яблонской — картина «Хлеб» (1949; ГТГ). В солнечном золотистом колорите этого полотна, в исполненных здоровья и молодого задора образах девушек, ссыпающих в мешки зерно нового урожая, много светлого, яркого и праздничного. Художница утверждает жизнь, радость коллективного труда. Она любуется ловкими движениями колхозниц, их душевным здоровьем и ясным, открытым характером. Яблонская — живописец молодости, цветения жизни. По-особому праздничны ее картины «Весна» (1950; ГРМ), «Юность», серия полотен 1958 — 1960 гг., посвященных Закарпатью. Им свойственны мягкая лирика, задушевность, сердечность отношения к людям и природе. Живописный язык художницы отличается смелой декоративностью, смягченной продуманными и тонкими соотношениями звучных тонов.

Э.Калнынь (р. 1904), советский живописец. Народный художник СССР (1975), действительный член АХСССР (1970).Учился в Риге в Латвийской АХ (1923-32) у В. Пурвита. Преподаёт в АХ Латвийской ССР (с1945). Творчество Калныня сыграло большую роль в сложении латышской жанр, живописи. Картины ипейзажи Калныня, проникнутые размеренным ритмом крупных цветовых плоскостей, посвященыпреимущественно суровому труду рыбаков и красоте морской стихии ("Новые паруса", 1945,"Латышские моряки в Атлантике 1957, - оба произведения в Художественном музее Латвийской ССР, Рига).

Г.Ионубонис - (1927 — 2006) — литовский советский скульптор. Народный художник Литовской ССР (1977). Народный художник СССР (1987). Лауреат Ленинской премии (1963). Член КПСС с 1965 года. Для творчества Йокубониса характерно стремление к обобщённым лаконичным формам, выразительному силуэту, компактной композиции. К наиболее известным его произведениям относится скульптура «Мать» мемориального ансамбля в Пирчюпяй (1960; Государственная премия Литовской ССР, 1960; Ленинская премия, 1963).

Автор скульптурных памятников В. И. Ленину в Москве (1967), Клайпеде (1976), Панявежисе (1983), известному оперному певцу Кипрасу Пятраускасу в Вильнюсе у Театра оперы и балета (1974), литовскому поэту Майронису в Каунасе (1977), польскому поэту Адаму Мицкевичу в Вильнюсе (1984; архитектор В. Чеканаускас), скульптурной композиции в географическом центре Европы (в Вильнюсском районе, в 26 км от Вильнюса по направлению к Молетай, рядом с деревней Пурушкяй и Бярнотским городищем — колонна из белого гранита, верх которой опоясывает звёздная корона; 2004), а также скульптурных портретов, надгробных памятников, медалей.

К юбилею 400-летия Вильнюсского университета (1979) Йокубонис создал горельеф литовского историка Симонаса Даукантаса в Музее науки университета, ныне в костёле Святых Иоаннов. К 450-летию выхода «Катехизиса» Мартинаса Мажвидаса скульптор создал бронзовую статую литовского первопечатника, открытую 9 января 1997 года в фойе второго этажа Литовской национальной библиотеки имени Мартинаса Мажвидаса.
Микенас был талантливым педагогом, воспитавшим целую плеяду молодых ваятелей и привившим им вкус и любовь к монументальному искусству. Среди них был Гедиминас Иокубонис (р. 1927), создавший выразительный памятник жертвам фашизма в Пирчюписе (1960, архитектор В. Габрюнас). Он установлен в Литве, в бывшем партизанском крае, на месте деревни, сожженной в войну фашистами. В нем можно видеть новаторское решение монументального ансамбля, сочетающего народные традиции с современными поисками. Главенствующую роль здесь играет скульптура. Обобщенно, лаконично решена фигура матери-литовки, поставленная на невысоком постаменте, неподалеку от шоссе. Внешне статичная композиция полна огромной внутренней экспрессии. В немой скорби застыла женщина. Наброшенная на голову шаль, длинное спадающее до земли платье помогают создать простой и выразительный силуэт, подчеркивающий монолитность скульптуры, сложенной из крупных каменных блоков. Особенно запоминается ее лицо, глубоко запавшие глаза, горестно сведенные брови, скорбно и сурово сжатый рот. Сила выраженного чувства подчеркнута и сдержанным жестом, как бы дважды повторенным. Скорбный и полный человеческого достоинства образ становится символом стойкости, величия души народа, который нельзя сломить никакими невзгодами. Выразительность скульптуры усиливается общим архитектурным решением монумента, его органической связью с окружающей природой. Контраст вертикали памятника и равнинной местности несколько смягчен низкой архитектурной стенкой, расположенной позади. На стене написаны имена всех погибших и врезан рельеф, очень тактично развивающий тему памятника.

Э.Окас (р. 1915). Советский живописец и график. Народный художник СССР (1963), действительный член АХСССР (1975). Герой Социалистического Труда (1985). Учился в Высшем художественном училище в Таллине(1938-41). Преподаёт в Художественном институте Эстонской ССР в Таллине

(с 1944). Для живописи играфики Окаса характерны острота типизации, драматизм повествования, динамика композиций ("Война вМахтре", 1958, Исторический музей Эстонской ССР, Таллин; "Горящий 'Тигр'", 1973, Художественный музей Эстонской ССР, Таллин; "На стройке электростанции", 1977; серия "В. И. Ленин", сухая игла, акватинта, 1965).

Графика Б.И. Пророкова

Первые рисунки Бориса Ивановича Пророкова появились в «Комсомольской правде», затем в «Крокодиле» в начале 30-х годов. «Герой» сатирика — рвач, бюрократ, фашист — был и остается его врагом «отъявленным и давним». Вслед за своим любимым поэтом В. Маяковским Пророков стремился к тому, чтобы его искусство служило людям увеличительным стеклом событий и не походило на бесстрастно отражающее зеркало.

 

В работах Пророкова послевоенных десятилетий перед зрителем предстала жизнь, насыщенная борьбой за мир и социальную справед­ливость. В сериях рисунков «Вот она, Америка» (1949) и «Маяковский в Америке» (1951; обе в Третьяковской галерее, Москва) художник бичует циничное самодовольство мещан, бесчинство богатой и властной глупости.

Избрав материалом для своих произведений бумагу и тушь, Пророков строит образ на выразительности силуэтов, фрагментарности композиции, заостренности динамичных линий, контрастах света и тени. Графика Пророкова не забывается. Ее помнишь, как стихи с необычными и бьющими рифмами.

Героизм, страдание и человеческое достоинство художник показывает крупным планом. Он любит гиперболу, стараясь не просто пере­числять факты, а раскрывать сущность проис­ходящего. Поэтому Пророков строг в отборе ситуаций. Он сознательно ищет момент, когда облик действующего лица наиболее символичен.

Такова людская лавина, опрокидывающая стальную махину в рисунке «Танк и Трумэна — на дно!» (1950). Таков спокойный, уверенный жест скрещенных рук рабочего («С тачка. Пикет забастовщиков», 1949) или силуэтная фигура с поднятым кулаком («Митинг» из серии «В гоминдановском Китае», 1946—1947; все три в Третьяковской галерее в Москве).

Во время Великой Отечественной войны Борис Пророков сражался с фашизмом как офи­цер и художник. Он и сейчас в строю и, несмотря на тяжелую болезнь, пером и кистью продолжает борьбу с фашистами всех мастей, с поджигателями войны. Все свое мастерство, гражданственность, убежденность вложил Б. Пророков в серию «Это не должно повториться!» (1958—1960), за которую в 1961 г. был удостоен Ленинской премии. Кажется, нет предела лаконизму его графической речи. Два-три силуэта, всплеск рук — но как многоголосно звучат возникающие в этой серии образы: «У Бабьего Яра», «Налет», «Голод», «За колючей проволокой». В серии «Это не должно повториться!» художник наряду с тушью применяет карандаши и темперную краску, включая в образный строй выразительность цвета.

Одна из последних работ Пророкова — серия из трех картин под общим названием «Сыну» (1964—1965) целиком написана темперой. Стелющиеся по поваленным деревьям волосы преступно убитой женщины превращаются в языки зловещего пламени. Подобно жуткому насекомому, омерзителен и жалок нацист, опрокинутый и уничтоженный вихрем возмездия. Как огонь жизни, ярко сверкают красные молнии знамен, проносимых советскими солдатами, штурмующими рейхстаг.

На рубеже 40—50-х годов Б. Пророков еще раз вернулся к бытовой сатире в серии рисунков «За ушко да на солнышко», опубликованной в «Крокодиле». А в 1965 г. он создал серию рисунков к стихотворениям В. Маяковского. Некоторые из них были напечатаны в «Комсомольской правде». Выразителен образ шести монахинь, созданный вертикальным рядом черных и белых многоугольников, которые иронически воссоздают шествие алчных и убогих святош.

Эти последние работы художника, как и его ранние работы, ведут бой с лицемерием, насилием, мещанством. Каждую карикатуру Пророков, как и подобает мастеру, превращает в меткий снаряд разрушительной силы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.02 с.)