Теория бесконфликтности 1940-1950-х гг. Творчество Ф.П.Решетникова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория бесконфликтности 1940-1950-х гг. Творчество Ф.П.Решетникова.



В годы войны появились значительные произведения станковой графики: быстрые, документально-точные фронтовые зарисовки, портретные рисунки бойцов, партизан, моряков, санитарок, пейзажи войны, а также серии графических листов на одну тему (например, графическая серия Д. Шмаринова "Не забудем, не простим!", 1942).

После войны основной темой стал мирный труд. Классикой советского искусства стали жизнерадостные по цвету, полнозвучные живописные произведения А. Пластова "Сенокос" (1945), Т.Н. Яблонской "Хлеб" (1949), A.A. Мыльникова "На мирных полях" (1953), "Ужин тракториста" (1951). В пейзажном жанре образ земли, исковерканной войной, сменяется изображением природы, находящейся в гармонии с человеком (С.А. Чуйков "Утро", 1947). Эпическое начало характерно для творчества М. Сарьяна. Развивается и портрет. В этом жанре работают П. Корин, И. Грабарь, М. Сарьян.

Идут поиски новых выразительных средств в каждом из видов изобразительного искусства. Художники разрабатывают новый, так называемый суровый стиль (А. Каменский) - для воссоздания действительности без обычной для 1940-1950-х гг. парадности и бесконфликтности. Художники Н. Андронов, П. Никонов, В. Попков и другие обратились к сдержанной, обобщенной форме, композиции их картин лапидарны, рисунок жесток и лаконичен, цвет условен.

Ф. П. Решетников известен в основном как автор жанровых картин конца 1940-х — начала 1950-х годов: «Прибыл на каникулы» (1948), «Опять двойка» (1952) и др. Но начинал он свой творческий путь не только как живописец, но и как мастер сатирических карикатур на попов, кулаков, нэпманов в журналах «Искусство в массы», «Безбожник» и др. Работа в периодических изданиях отточила наблюдательность Решетникова, приучила его находить темы и сюжеты для своих произведений в современной ему действительности. Она и определила участие художника, тогда еще студента III курса Вхутеина, в двух знаменитых арктических экспедициях на ледоколе «Сибиряков» (1932) и ледоколе «Челюскин» (1933— 1934). За первую из них Решетников был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Шаржи на папанинцев и челюскинцев, зарисовки сценок их героического быта, помещавшиеся в стенгазетах и газете «Ледовитый крокодил», отмечены теплым дружеским юмором, талантом заинтересованного наблюдателя и бытописателя. Все это заставляет говорить о названных работах и как о важных исторических документах, и как о примечательных художественных свидетельствах того времени. Не случайно рисунки, созданные за время челюскинской эпопеи, были зачтены Решетникову как дипломная работа.

Большую роль в становлении Решетникова как живописца сыграли живописная система Н. П. Крымова, а также то общее увлечение наследием русского реалистического искусства XIX века, которое было характерно для 1930-х годов. Во время Великой Отечественной войны художник работает в качестве военного корреспондента в Севастополе, выступая в газете «Красный черноморец» как карикатурист-сатирик. Он создает несколько политических плакатов, в 1942—1943-х годах на основе военных впечатлений и зарисовок пишет ряд больших картин «Керченский десант», «Возвращение на Родину» и др.

Повествовательное начало присуще и картинам Ф. П. Решетникова (р. 1906). Но этот художник более склонен к подчеркнуто юмористической, хотя и очень сердечной характеристике действующих лиц. Эта черта свойственна получившим большую популярность картинам Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) и «Опять двойка» (1952; обе — в ГТГ). Решетникова все более привлекает бытовая картина, где в полную меру раскрывается его дар рассказчика о мимолетных, но неповторимых приметах своего времени. Одной из первых и удачных работ в этом жанре стала картина «Прибыл на каникулы» (1948). Это небольшое полотно привлекало зрителей не только тем, что делало их участником маленького семейного праздника, и не только юмористической игровой стороной сценки встречи (вытянувшийся полушутя, полусерьезно по стойке смирно дед, принимающий у внука рапорт). В нем была удивительно точно передана атмосфера тех существенных перемен в жизни страны, которые были вызваны переходом к мирной жизни.  Художник любовно и подробно изображает житейские мелочи, элементы праздничного, предновогоднего убранства — эти подробности позволяют создать ощущение прихода новой лучшей жизни, заразить зрителя уверенностью в том, что с войной покончено навсегда, что мир и счастье пришли в каждую советскую семью. Картина «Прибыл на каникулы» стала заметной вехой в истории советской жанровой живописи рубежа 1950-х и была отмечена Государственной премией СССР (1949).

В 1952 году на Всесоюзной художественной выставке Решетников демонстрирует картину «Опять двойка», сразу же полюбившуюся массовому зрителю. Последнее полотно весьма типично для жанровой живописи 40-х — начала 50-х гг. С любовью изображает художник «главного героя» картины — мальчугана, уже в который раз отдавшего конькам предпочтение перед школьными уроками; Занимательная сценка, изображенная Решетниковым, лишена пустого анекдотизма. Своим отношением к людям художник утверждает мирную жизнь, уют домашнего очага, то здоровое, что определяет существование и помыслы советских людей. Интересно, что на левой от дверного проема стене, за отрывным календарем мастер помещает репродукцию своего полотна «Прибыл на каникулы», вводя тем самым дополнительный элемент, помогающий уяснить авторскую точку зрения. Впрочем, Решетников может быть и саркастически-гневным художником. Об этом говорит его триптих «Защитники абстракционизма» (1957), проникнутый сатирической злостью, бичующий шарлатанство, выдаваемое за последние откровения современного буржуазного искусства

Из работ Решетникова последующего периода можно отметить ряд дружеских графических (1956) и скульптурных (1962) шаржей на членов Академии художеств: Б. В. Иогансона, Н. М. Ромадина, И. Э. Грабаря и других, а также сатирические скульптурные «иллюстрации» к «Ревизору» Н. В. Гоголя.

Творчество Вл. Серова.

Последователь и пропагандист передвижников, социального содержания искусства. Дважды лауреат Сталинской премии (1948 и 1951), действительный член Академии художеств (1954), народный художник СССР (1958), депутат Верховного Совета РСФСР (1958), первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960 – 1968), президент Академии художеств СССР (1962 – 1968), член-корреспондент Академии искусств ГДР. В 1927 – 1931 учился в ленинградском ВХУТЕНе – ИНПИ (Высший художественно-технический интистут (1922 – 1930) – Институт пролетарского изобразительного искусства (1930 – 1932); б. ИАХ) в мастерской В.Е. Савинского. По окончании ИНПИ присвоено звание художника массово-бытовой живописи, продолжает обучение в аспирантуре института у И.И. Бродского.

Участник выставок с 1932.

*Автор ряда политических плакатов.

*Писал в основном произведения на историко-революционную тему, был мастером портрета, пейзажа, натюрморта. Создал большое количество работ, посвящённых В.И. Ленину («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят» и др.).

*Исторические события интерпретировал в духе официальной советской историографии 1940 – 1960.

*Создал иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948 – 1949), к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (1951 – 1953), к сочинениям А.С. Пушкина, М. Горького, к другим произведениям отечественной литературы.Возглавляя Академию художеств, боролся с проявлениями «сурового стиля».

Крупным вкладом в советскую историко-революционную живопись 40 — 60-х гг. явились произведения В. А. Серова. Большую известность приобрела его картина «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947, второй вариант выполнен в 1962 г.; ГТГ), в которой ярко воплощена идея единства Коммунистической партии и народа. Художник мастерски объединил большое число действующих лиц, акцентировав внимание на фигуре В. И. Ленина, и сумел сообщить своему полотну ликующе-победное звучание. Новым явлением в советской живописи стали его историко-революционные полотна жанрового характера. Картина Серова «Ходоки у В. И. Ленина» (1950; ГТГ), явившись своеобразной реакцией на пышные и помпезные композиции конца 40-х — начала 50-х гг., наметила новый путь решения большой исторической темы. Композиция из четырех фигур отличается предельной естественностью и простотой. Внимательно отмечает художник мельчайшие подробности в облике Ленина и ходоков, пришедших к вождю за советом и объяснением. Но не точность деталей и обстоятельность рассказа являются самой сильной стороной картины. Они лишь помогают передаче волнующей сердечности отношений между Лениным и простыми крестьянами, глубокого чувства уважения вождя к этим, быть может, даже неграмотным людям.

Жанровый принцип решения исторической картины при обстоятельности характеристики образов людей свойствен и другим работам Серова. Таковы «Зимний взят» (1954), «Декрет о мире» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Ждут сигнала! (Перед штурмом)» (1957; все — в ГТГ). Последнее полотно особенно примечательно в смысле глубины раскрытия важной исторической темы. Хорошо передана здесь настороженная тишина перед началом штурма. Немногими деталями намечено место действия — набережная Невы близ Зимнего дворца. Но особенно обращают на себя внимание изображенные люди — рабочий, возглавляющий группу, истощенный солдат, горящий взгляд которого словно хочет пронизать ночную тьму, девушка, исполненная чуткого ожидания. Герои картины показаны не изолированно от массы народа. За ними видится огромная толпа, ожидающая сигнала, чтобы двинуться на штурм Зимнего. Значительностью образов, монолитностью изображенной группы людей, обобщенным характером ночного пейзажа, который оживлен беспокойным холодным лучом прожектора, художник словно говорит, что замершая в ожидании толпа готова к штурму всего старого мира несправедливости, нищеты и угнетения.

Серов — художник, не останавливающийся на достигнутом. Об этом свидетельствует его картина «С Лениным» (1961; ГТГ), где жанровый принцип решения исторической темы уступает место стремлению создать символический образ. Художник изобразил В. И. Ленина среди революционного народа. Основоположник Советского государства выступает здесь как вождь, зовущий трудящихся к борьбе. Картина полна динамики, ей свойственны романтическая окрыленность, порыв.

В. А. Серов — мастер многостороннего дарования, он работает в области жанровой живописи и портрета. Интересны циклы его иллюстраций к произведениям русской классики (поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо...», 1955; роману Л. Н. Толстого «Война и мир», 1951 — 1953; повести М. Горького «Фома Гордеев», 1945 — 1950, и др.)- В этих красочных иллюстрациях художник акцентирует узловые, главные моменты литературного повествования, уделяя особое внимание психологической характеристике действующих лиц.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.009 с.)