Восстановление связи между поколениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление связи между поколениями



Если верны результаты исследований Корнельского университета (#3) и американское общество действительно распалось на возрастные слои, каждый с собственной субкультурой, то именно церковь могла бы найти способы преодолеть разрыв между поколениями. Представление о главенствующей роли семьи в хранении и передаче нравственных и духовных ценностей, правил поведения в обществе и национальных традиций является отличительной чертой иудео-христианского наследия. Исследования Корнельского университета показали, что в России детский коллектив работает на формирование социальных ценностей, принятых обществом в целом. Такой социалистический подход к воспитанию совести у детей хорошо подходит обществу, которое поставило перед собой задачу в короткий срок изменить мировоззрение масс. Наша национальная история — результат как иудео-христианского так и демократического мировоззрения. Мы всегда имели ввиду, что пренебрежение вечными ценностями и вымывание их из сознания людей никогда не проходит безнаказанным для будущего нации и человечества в целом. Поэтому семья была в почете, учитывалось ее значение для сохранения и передачи вечных ценностей. Другие социальные институты, будь то правительственные ведомства или политические партии, признавались более подходящими для различных экспериментов. Государственные чиновники и лидеры различных движений нередко пропагандировали иные, якобы новые и прогрессивные системы ценностей, используя при этом политические, экономические и психологические рычаги давления, исходя из своих интересов и действуя иногда на грани безумия.

#3. См. главу 9, раздел "Подбор верного ответа". См. также статью Бронфенбреннера: Urie Bronfenbrenner, "The Split-Level American Family", Saturday Review, Vol. L., 40:60-66, October 7, 1967.

Вернуть семье ее ведущую роль в формировании нравственности подрастающего поколения — важнейшая для нас задача. Тут мы прежде всего


сталкиваемся с тем, что традиционная модель семьи — "отец, мать и дети" — переживает упадок. Нам придется проявлять гибкость, имея дело не только с традиционными семьями, которые раньше составляли большинство, но и с неполными семьями, разведенными семьями и так далее. Я могу предложить два направления действий, которые мы можем предпринимать в надежде восстановить связи между поколениями и укрепить семью.

Одно из потенциальных решений состоит в создании и распространении различных форм совместного семейного досуга. Для тех, кто возьмется за это дело, будет полезно иметь некоторый "фонд" игр, викторин, психологических приемов общения — всего, что можно собрать в результате обмена опытом. Может быть, сначала на это начинание откликнутся только родители, очень сильно заинтересованные в христианском воспитании своих детей, но затем эти родители, поддерживаемые церковью, смогут вовлечь и тех, кто пока равнодушен к христианству, а лишь хочет наилучшим образом выполнять свои родительские обязанности. Всякие упоминания о Библии так долго и так тщательно вымарывались из школьных программ, что к сегодняшнему дню выросло поколение взрослых, не имеющих представления о Библии, не слышавших библейских историй и сюжетов. Нельзя надеяться, что дома у таких людей найдутся библейские материалы для воспитания детей. "Мне надо идти в класс вместе с Дженни" — сказала одна молодая мама. — "Мне стыдно идти в группу со взрослыми, я там, наверное, буду чувствовать себя очень глупой. Я ничего не знаю."

Тщательно продуманная "циклическая программа", предусматривающая периодическое возвращение к наиболее важным темам, в сочетании со специальной программой для домашних занятий может значительно способствовать укреплению семьи и христианскому воспитанию детей в семье. Можно так спланировать работу различных учебных групп в церкви, чтобы учащиеся всех возрастов в одно время изучали вопросы приблизительно одного круга. В результате дома, в семьях, скорее всего продолжится обсуждение этих тем. Сразу видны по крайней мере два преимущества такого подхода: (1) Родители, самые важные люди в жизни детей, получат еще одну возможность поговорить о самых важных жизненных вопросах в присутствии своих детей. Многие родители хотели бы этого, но не у всех хватает организованности для того, чтобы создать собственную программу религиозного воспитания. Получается, что в спешке и разобщенности современной жизни многие дети так никогда и не слышат от своих родителях ничего о важнейших вопросах веры и жизни. (2) Дети тоже приобщаются к педагогической деятельности, участвуя в беседах о вере со своими ровесниками и с младшими братьями и сестрами. Не секрет, что часто двенадцатилетний может отлично  объяснить шестилетнему то, что отчаялись объяснить родители. Видимо, дети имеют некий общий код, утерянный взрослыми. Более того, часто старший брат или сестра становится кумиром для младших детей в семье, и убеждения старшего оказывают чрезвычайно сильное влияние на младших. Программа домашних занятий может направить все эти положительные влияния в единое русло. Может стать семейной традицией посвящать беседам о вере время после ужина, или полчаса вечером перед отходом ко сну, или вторую половину дня в воскресенье.


Однако родители должны понимать, что формального выполнения программы домашнего религиозного воспитания недостаточно. В укладе каждого дома просматривается также "невидимая программа", которая проявляется в том, как ведут себя родители в повседневной жизни, какие мнения и оценки они высказывают. Вероятно, если родители будут иметь методические разработки по домашнему религиозному воспитанию, это поможет им лучше осознать содержание "невидимой программы", реально действующей в их доме. Возможно, они увидят, как сильно могут повлиять на детей родительские высказывания по различным вопросам нравственности, их поведение в стрессовых ситуациях, их отношение к людям, как к близким, так и к посторонним.

Теперь несколько слов о втором способе, который может быть использован церковью для того, чтобы преодолеть разобщенность поколений. Хорошо, когда установленный порядок обучения в церкви, при котором учащиеся разных возрастов расходятся по разным группам, время от времени нарушается. На базе концептуальной программы, циклически организованной во времени, мы можем предоставить возможность свободного обмена идеями для различных групп людей. Например, некоторые подростки могут помочь в работе с младшими в течении двух-трех занятий. Так они получат возможность попрактиковаться в объяснении и обсуждении темы, которой заняты в этот период все учебные группы в церкви. Или можно пригласить несколько семей на общий семинар, посвященный обмену мнениями и расширенному изучению данной темы. Учебный процесс в церкви не пострадает, если обычные занятия на три недели прервутся. Вместо них можно планомерно привлечь всех членов церкви к участию в семейных семинарах, к занятиям с малышами, или к работе разновозрастной группы, специально собранной для интенсивного изучения избранных вопросов. Такая временная перетасовка групп может ознаменовать собой итог некоторого периода в учебной деятельности церкви и оставить после себя яркие воспоминания у всех участников. С другой стороны, если среди членов церкви всех возрастов витают общие идеи и обсуждаются общие темы, это способствует единству всей общины. Можно организовать "диалог поколений", во время которого молодежь и взрослые расскажут друг другу о том, как Бог действует в их жизни. Связь поколений имеет решающую важность для нас, так как она дает возможность соединить мудрость старших и энергию молодых. Роль проповедника в образовательной деятельности церкви, основанной на общей циклической программе, вероятно, тоже требует творческого переосмысления и открытости новым идеям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.007 с.)