Технологический век и память 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологический век и память



Современный западный мир производит больше литературы, чем человек может прочитать; мы вовлечены в большее количество событий, как личных, так и политических, чем мы в состоянии осознать и понять. Кроме того, мы принадлежим к поколению, которое колоссально увеличило объем научных и технических знаний.. Поэтому обычно мы стремимся специализироваться в какой-нибудь узкой области, выучить "все о немногом" и стать членами большого коллектива узких специалистов-профессионалов. Тем самым мы вносим дальнейший вклад в накопление новых знаний и в практическое приложение уже накопленных. Есть мнение, что если произойдет глобальная катастрофа, которая разрушит все материальные достижения культуры, то мы окажемся отброшенными на много тысячелетий назад. Но если бы профессиональные знания хранились только в головах специалистов и нигде не были записаны, нас отделяло бы не больше шага от нового каменного века.

Когда посещаешь древние памятники Египта или цивилизации ацтеков, бросаются в глаза признаки высокоразвитой культуры, существовавшей в те времена. Высокое мастерство древних людей неизменно приводит в трепет. В те времена важнейшие секреты строительства, медицины и науки были достоянием небольшой группы людей, наделенных необыкновенной проницательностью или очень удачливых. Единственным способом сохранить секрет было хранить его в голове, то есть запомнить. Родители, например, могли передавать секреты детям. Но если болезнь или несчастный случай уносили мудреца раньше, чем он успевал передать тайные знания, культура оказывалась отброшенной во тьму неведения. Знания могли быть утеряны навсегда.

Быстрое развитие культуры в Европе и Северной Америке произошло во многом благодаря снятию покрова секретности с профессиональных знаний. Практика врачебных консилиумов и ведения записей истории болезни положила начало накоплению фонда медицинских знаний. Платой за открытие перед коллегами профессиональных секретов была утрата специалистами репутации незаменимых чародеев; но они приобрели нечто гораздо большее — общий объем знаний стал неуклонно увеличиваться.

Сегодняшняя культура основана в основном на доступности знаний. Для хранения накопленной информации мы основали постоянно растущие библиотеки. Мы развили новые технологии для хранения информации — микрофильмы, магнитные диски, компьютерные сети и многое другое. Мы несомненно наблюдаем ускоренное развитие в области хранения, воспроизведения и передачи информации. Сегодня любая информация с фотографической точностью может быть передана в любую точку земного шара за считанные минуты (например, по факсу).


В такой ситуации не так важно держать весь запас профессиональных знаний в голове, как знать, где добыть информацию, необходимую в данный момент. Физик-экспериментатор, к примеру, не стремится запомнить все детали эксперимента, который проводился в течение двенадцати недель. Мы стали меньше запоминать; поэтому ученые теперь стремятся не только представить свои результаты в такой форме, чтобы желающие коллеги могли повторить эксперимент; они стремятся составить компактные формулы, которые можно было бы легко удержать в голове. В наши дни мы запоминаем наизусть в основном то, чем приходится пользоваться наиболее часто и что может пригодится в разных обстоятельствах (или то, что заучили для собственного удовольствия).

Роль заучивания наизусть в христианском образовании

В области религии и богословия происходит такой же информационный бум. Популярные статьи и серьезные богословские исследования выпускаются в свет в невиданных ранее количествах. Если раньше можно было ожидать, что прилежный христианин, кроме отдельных стихов из Библии, помнит наизусть так же цитаты из Мильтона, Августина и Иеронима, то сегодня серьезный ученик скорее будет стремиться познакомиться с возможно большим количеством книг, без намерения выучить что-либо наизусть.

Сегодня можно ожидать от христиан заучивания следующих материалов: Избранные стихи Библии Апостольский символ веры Датехизис

Названия книг Библии Несколько десятков наиболее часто исполняемых гимнов

Принципы, которые действуют в культуре технологического века, применимы и в сфере христианского образования: Запоминать наизусть следует только то, что может пригодится во множестве разнообразных обстоятельств и применяться в различных жизненных ситуациях. Учителя, методисты и родители продолжают споры о том, что должны учить наизусть дети, молодежь и взрослые (в том числе и сами учителя).

Повторение

Невозможно выучить материал, не повторив его десятки а то и сотни раз. Учитель должен самостоятельно решить, в каком случае заучивание настолько важно, что следует потратить драгоценное время урока на повторение и проверку. Если на занятии времени на это недостаточно, нужно постараться организовать учащихся так, чтобы они самостоятельно упражнялись в повторении перед уроком и дома.


Поскольку нас больше волнует содержание того, что мы изучаем и понимание основных идеи и концепций, мы не делаем сильного упора на повторение заученного во время уроков. Семьдесят пять лет назад программы воскресных школ в большинстве церквей были почти целиком основаны на заучивании определенных вопросов, ответов на них и повторении. Для этого были разработаны целые систем. Вот фрагмент из рекомендуемого плана урока, относящийся к 1919 году.

Учитель: Прочтите золотой стих.

Ученики: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" — Мф.6:33

Практический вывод: Нет ничего лучше того, что приготовил Бог в своем Царстве для верующих в Него.

Тема: Всеобщность Царства Божьего. Время: Притча рассказана в 28 году н.э. Место: Капернаум (#1)

#1. David S. Warner, ed., Arnold 's Practical Sunday School Commentary, 1919 (Chicago: Fleming H. Revell Company., 1918), стр. 160

Такой формальный блок прокручивался каждую неделю. Для удобства обычным шрифтом было напечатано то, что надлежит читать учителю, а жирным — то, что должны читать ученики. Кроме того цитаты из Писания выделялись особым шрифтом.

Сегодня такая жесткая регламентация сменилась более свободным изучением христианской истины и христианских идей. Кажется, чем больше у нас появляется источников информации, тем более свободно мы подходим к рассмотрению множества идей, фактов и свидетельств. Предполагается, что заучиванием и повторением ученики больше занимаются дома, где это более оправдано. При этом время уроков остается свободным — для дискуссий, обмена мнениями и совместных исследований.

Сцепливание

Еще один полезный прием для эффективного запоминания иногда называют "сцепливанием". Сцепливание — это такое связывание двух звуков или двух событий, что при упоминании первого немедленно вспоминается и второй. Большинство из нас, например, быстрее запоминают то, что произносится вслух. Когда последовательность слов произносится вслух, каждое слово с большей силой "тянет" за собой следующее. Потом, конечно, можно и мысленно пробегать всю цепочку слов от начала до конца.


Если вы в детстве заучивали названия всех книг Библии, вы вероятно, делали это раньше, чем все названия приобрели для вас смысл то есть вы воспринимали их просто как неосмысленную последовательность звуков. Наверняка вы восхищали старших, по первой просьбе выпаливая весь список. Даже теперь, если вы, скажем, забудете, какая книга следует за Эсфирью, вы скорее всего начнете с начала списка: Бытие-Исход-Левит-Числа..., и так далее. Возможно, вы лишь со второй или третьей попытки сможете пробежать всю цепочку до Эсфири, и тогда вы, скорее всего, вспомните следующее звено — Иов — и сможете пойти дальше, к концу списка.

Еще лучше, если удается составить несколько параллельных цепочек, проложить несколько параллельных следов. Например, если материал представлен в поэтической форме, то к смысловой цепочке добавляются цепочка ритма и, может быть, рифмы. Если возможно положить материал на музыку, то добавляется еще и цепочка мелодии. В таком случае материал запоминается легче и на более долгий срок.

Может быть, когда вы учили список книг Библии, вы вставляли какие-нибудь фразы, чтобы получилась рифма и напевали все это на какую-то простую мелодию? Тогда вам, скорее всего, трудно удержаться от того, чтобы почти автоматически повторить про себя всю рифмовку и даже начать напевать ее, когда пастор объявит, например, чтение отрывка из послания Филимону.

В опросе по американской истории, о вы читали в первой главе этой книги, был задан вопрос: "Назовите имя американского патриота, прискакавшего в Конкорд, чтобы предупредить жителей о наступлении британских войск". Восемь из девяти опрошенных ответили "Пол Ривир". Этот ответ "выскакивает" автоматически, так как многие из нас учили наизусть стихотворение Лонгфелло: "Я хочу, чтоб ведал мир, как отважный Пол Ривир поскакал в глухую ночь, чтоб товарищам помочь". Благодаря размеру и рифме имя "Пол Ривир" прочно засело в памяти. К сожалению, Лонгфелло был менее внимателен к исторической точности, чем к рифме и размеру. Первого посланца патриотов, достигшего Лексингтона и Конкорда, звали Самуэл Прескот. Ривир был захвачен в плен; его спутник, Дейвз, несмотря на множество препятствий добравшийся до Конкорда пешком, обнаружил, что весть опередила его.

Награды и поощрения

Психологи напоминают, что запоминание происходит наиболее эффективно, когда оно чем-то поощряется. Поощрением для ученика может служить:

Похвала уважаемого человека

Восхищение и аплодисменты соучеников

Письменное свидетельство об успехах

Запись об успехах в постоянно ведущийся список


Диплом Подарок

Фотография в газету Приз Помните, как Никита Хрущев выучил четыре Евангелия за конфету?

Поощрения подобного рода могут весьма широко использоваться при работе с детьми и молодежью. Конечно, вид поощрения надо выбирать в соответствии с возрастом и интересами человека. Маленьким детям не обязательно дарить ручку с золотым пером за то, что они выучили названия книг Ветхого Завета или Десять Заповедей. Однако семнадцатилетние победители Библейских Соревнований, о которых писалось в начале этой главы, получили все виды поощрений из приведенного списка.

Когда взрослые хотят что-то выучить наизусть, они делают это по своим внутренним побуждениям — не для того, чтобы получить от кого-то награду. Взрослые часто жалуются, что "память стала уж не та". Однако причина трудностей скорее в том, что взрослым не хватает времени для повторения, и с тем, что они не догадываются придумать для себя систему стимулов типа: "Я останусь без сладкого сегодня вечером, если не выучу слово в слово 14 главу Евангелия от Иоанна. Я буду штрафовать себя на доллар в пользу церковной кассы каждый день, когда я не смогу повторить эту главу дословно." Многим взрослым такой подход кажется неприемлемым; поэтому способность к запоминанию считается чудесным даром, который Бог дает детям, но отнимает у взрослых.

А что в будущем?

Надо полагать, что и дальше христианам необходимо будет помнить наизусть некоторые блоки информации, чтобы можно было воспользоваться ими в любой момент. Прежде всего это отрывки из Библии, которые ободряют нас и укрепляют нашу веру. В Библии есть так же ряд стихов, которые неоценимы, когда мы хотим поделиться нашей верой с другими людьми.

Неизменным останется и наше убеждение, что кое-что нужно заучить даже раньше, чем будет полностью понятно значение всех слов. Это, например, названия всех книг Библии, Десять Заповедей 'Молитва Господня. Эти и другие драгоценные знания сослужат неоценимую службу в течении всей жизни. Поэтому приобретать их нужно в годы, когда память и способность к обучению максимальны.

Тем не менее на занятиях, когда время ограничено, мы должны направлять усилия в основном в на то, чтобы мы и наши дети глубоко постигли смысл нашей веры. А заучивание наизусть не гарантирует понимания.


6

УСВОЕНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ПОНЯТИЙ

" Конечно, Ной был христианином!"

"Нет, " — возражает кто-то; "он не мог быть христианином. Иисус
еще не был рожден во времена Ноя."

"Да, верно. Но если бы он жил после рождения Иисуса, он был бы
христианином"

Четырех-, пяти- и шестиклассники на занятии в воскресной школе пытаются сформулировать определение "кто является христианином". Сначала все были, уверены, что Ной был христианином. Его имя было записано на доске в числе пяти имен библейских персонажей, подлежащих обсуждению. Когда они дошли до Савла Тарсянина, который впоследствии стал апостолом Павлом, они сделали открытие, что в определении христианина самое главное — это личный отклик человека на призыв Xjnicma. Поэтому Ноя им пришлось вычеркнуть из списка.

Когда они записали определение, которое удовлетворило всех в классе, учитель поставил еще одну задачу.

"Теперь у меня есть для вас очень трудный вопрос." Он заколебался: "Может быть, он даже слишком труден для вас". Дети настаивали, чтобы учитель задал им этот вопрос.

"Хорошо. Был ли христианином Иисус?"

На несколько секунд воцарилась полная тишина. Дети не были шокированы; просто им нужно было время для того, чтобы применить только что полученное определение и проверить, был ли Иисус христианином, и не нуждается ли определение в дальнейшем уточнении. Наконец один из мальчиков сказал:

— "Нет. Иисус Сам был Богом; Он не нуждался в Спасителе. У Него
не было грехов".

Так происходило формирование основных понятий и путеводных принципов, которые будут с этими детьми всю жизнь. Такая стратегия обучения особенно полезна для родителей, для учителей и для всех взрослых, которые уверены, что молодых людей надо учить большему, чем просто фактам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.017 с.)