Смысловая структура для информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысловая структура для информации



Экспериментальные исследования способности взрослых людей запоминать и воспроизводить бессмысленную информацию показывают, что эта способность ограничена так называемым "магическим числом семь плюс-минус два"(*#3) Помните ли вы имена всех двенадцати апостолов или только семи? Вероятно, это зависит от того, имеют ли для вас какое-нибудь значение эти имена. В каком разделе вашей памяти вы будете искать эти имена? В разделе "Авторы книг Нового Завета"? Или "Люди, с которыми общался Христос во время своего земного служения"? Или "История миссионерского движения и развития церкви"? Вероятно, в вашей памяти нет особого раздела "Имена апостолов", если только он не был специально заведен в ходе какой-нибудь учебной программы.(*#4) Итак, сколько имен вы можете сейчас вспомнить? А теперь вычтите из этого числа те имена, которые вы запоминали осмысленно.


#3. G. A. Miller, "The Magical Number Seven, Plus or Minus Two" Psychological Review, No. 63, 1956, стр. 81-97

#4. Перечень имен апостолов в Евангелии от Матфея (10:2-4):
Симон (Петр)!   Филипп              !       Иаков Алфеев

Андрей             !   Варфоломей     !       Леввей (Фаддей)

Иаков                !   Фома                      !       Симон Кананит

Иоанн               !   Матфей                   |        Иуда  Искариот

См. также Мк 3:16-19; Лк 6:14-16; Деян 1:13

Заучивать какие-либо сведения имеет смысл лишь тогда, когда логически связанные между собой факты вместе образуют осмысленную систему. При этом обучение наиболее эффективно в том случае, если система выстраивается самим учащимся. (#5) Отдельный факт почти обречен исчезнуть из памяти, но если включен в цепочку связанных с ним сведений, у него гораздо больше шансов задержаться в голове. И, что может быть более даже более важна, и что мы обсудим чуть позже — этот факт может внести вклад в какую-то значительную идею. При этом вы, возможно, даже не сможете сразу вспомнить его как отдельный факт, но он останется важным кирпичиком вашего мировоззрения.

#5. См. главу "The Importance of Structure" в книге Джерома Брунера (Jerome Bruner, The process of education (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1960) стр. 17-32.

Теперь представьте себе на минуту, что все факты упакованы в отдельные пачки и каждая пачка хранится в ячейке сот. Представьте также, что каждый факт вы снабжаете ярлычком, на котором указано, в какой ячейке хранится родственная ему информация. Так, капля за каплей, наполняя созданную для них конструкцию, факты образуют своеобразную колонию (*#6). Иногда они меняют свое местоположение, образуя новую ячейку, которая должна скрепить какую-то логическую цепочку или заполнить пробел в теории или концепции. Сегодня мы знаем, что если усвоение новой информации связано для вас с какими-то эмоциями, то она запомнится скорее и на более долгий срок — эмоции помогают "впечатать" информацию в мозг.


#6. Давид Осубел называет этот процесс систематизации, накопления и реорганизации массива информации "включением". "Включить" тот или иной факт — значит найти ему место в том структурированном массиве знаний, который созидается в нашем уме. См. David Ausubel, The Psychology of Meaningful Verbal Learning, (New York: Grune ans Stratton, 1963).

Принципы эффективного обучения

Знания, преподаваемые в церкви, наилучшим образом подходят для того, чтобы выстроить их в систему, наполненную глубоким смыслом и приспособленную для постоянного использования. Они по природе своей предназначены для того, чтобы подтверждать определенные концепции и несут в себе мощный эмоциональный заряд, что позволяет сделать их особенно легкими для усвоения. Той же цели служит и теплая атмосфера, в которой проходят занятия. Ниже приводятся некоторые общие принципы для всех, кто имеет какое-либо отношение к преподавательской деятельности. Если мы следуем им, мы на верном пути к осмысленному и эффективному внутрицерковному обучению.

1. Добивайтесь полного понимания структуры того, чему вы учите, и
базовой концепции. Часто учащийся не может понять чего-либо потому, что
предшествующие, основополагающие сведения были упущены или не
осмыслены. Учитель должен стремиться проникнуть в сознание ученика, чтобы
понять, какие основные ячейки "сотовой структуры", формирующейся в его
уме, еще не заполнены. Сформировать эти пропущенные ячейки — почетная
обязанность учителя; решению этой педагогической задачи способствует
атмосфера любви и внимания во время занятий.

2. Ищите способы достучаться до пассивных учеников, старайтесь
привести их сегодняшние нужды в соприкосновение с новыми сведениями,
которые могут затем сложиться в идеи, способные изменить жизнь.

3. Поддерживайте любознательность, которая помогает добывать информацию для построения важных глобальных идей. Совместное открытие чего-то нового может стать волнующим и плодотворным переживанием не только для учащихся, но и для самого опытного преподавателя.

4. Предлагайте временные вспомогательные средства для запоминания
информации. В конечном итоге ваши ученики должны создать свою
собственную систему; но для начала сами снабдите важные факты "ярлычками"
и продемонстрируйте, как факты складываются в ячейки, а из ячеек
выстраивается общая концепция.

5. Старайтесь разделить радость открытия. У нас, христиан, вся жизнь
подобна научному исследованию, мы делаем свои собственные наблюдения и
открытия и должны быть готовы поделиться своим христианским опытам с
теми, кто только начинает свой путь со Христом.


Что они запомнят?

Единственная концепция может базироваться на нескольких дюжинах фактов. Некоторые из этих фактов могут остаться в памяти учеников сами по себе, а не только в качестве составной части концепции. Например, в связи с концепцией святости кто-то может запомнить слова Иисуса о том, что ученики Господа освящаются Божьей истиной и что эта истина есть слово Божье. Он может помнить даже адрес этих слов в Писании — Евангелие от Иоанна 17:17.

Как формируются концепции? Что скрепляет "ячейки" фактов? Что позволяет отдельным фактам не раствориться в концепции? Эти вопросы являются для нас ключевыми, потому что именно формирование глобальных идей является целью нашей педагогической деятельности.

Однако, прежде чем рассматривать структуру концепций, зададимся вопросом, существуют ли факты, которые необходимо помнить сами по себе. Если да, то как удержать их в памяти? Какова роль заучивания в эффективном христианском образовании?


5 ЗАУЧИВАТЬ ИЛИ НЕТ

Более чем пятьсот человек аплодировали четырем подросткам, вышедшим на сцену. Ведущий объявил: "Леди и джентельмены, я рад представить вам команду, победившую в международном чемпионате знатоков Библии."

Команда — три основных игрока и один запаснойсостояла из ранее никому не известных жителей восточного Кентукки. Они попали на эту сцену, победив в ряде отборочных соревнований и в финале, где надо было показать виртуозное владение фактическим материалом и ответить в общей сложности более чем на тысячу вопросов, взятых из книги Деяний Апостолов.

Стоя здесь, на сцене, и получая призы — Библии с золотым тиснением и тысячедолларовые гранты, для обучения в колледжахони представляли также более чем сотню других участников международного чемпионата. Те, в свою очередь, представляли примерно тысячу участников команд, выбывших на отборочных состязаниях, вероятно, с небольшим отрывом. Эти команды набирались из территориальных групп по изучению Библии, по численности нередко в три или в четыре раза больших, чем сама команда.

Для участников подобных соревнований было обычным делом помнить наизусть по несколько глав или даже целиком ту книгу Библии, по которой проводится состязание. Часто члены команды делили книгу на части и каждый выучивал свою часть.

Все это происходило не в 1900 году, когда все члены церкви много времени посвящали заучиванию наизусть стихов из Писания, а в 1967, когда очень немногие люди были озабочены тем, чтобы выучить побольше. Библейские викторины и сегодня остаются популярной молодежной игрой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.008 с.)