Христианская зрелость и святость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианская зрелость и святость



В серии радиопьес, написанных Дороти Сейерс для Би-Би-Си, есть сцена, где Мария Магдалина разговаривает со своим братом и с Иисусом. Мария, которую все знали как грешницу, размышляя о своем безрассудном прошлом, говорит брату: "Ты старался усмирить мой дикий нрав. Если бы я прислушалась к тебе, я бы никогда не погрязла в грехе так глубоко. Но в моей жизни было так многотак много наслаждений и радости. Я любила красоту этого мира. Я любила огни и смех, драгоценные камни и благовония и золото, и аплодисменты восхищенных людей, когда я танцевала с гирляндами лилий в рыжих косах. "

"Ты всегда была влюблена в жизнь", — отвечает ее брат.

"Я неправильно любила неправильные вещи — но все же это была в своем роде любовь... Но потом я нашла то, что намного лучше."

Иисус прерывает ее: "Велика была твоя любовь, поэтому все грехи твои прощены".

Это слова напоминают Марии о ее первой встрече с Христом и ее обращении. (Лк 7:36-50) "Ты сказал мне так, когда я упала к Тебе в ноги в доме у Симона фарисея...Ты знал? Мы с приятелями пришли тогда посмеяться над Тобой(?). Мы думали, что Ты кислый и мрачный, ненавидишь все живое и красивое. Но увидев Тебя, я была поражена. Ты был там единственным по-настоящему живым человеком. Все остальные были мертвы наполовину,- как будто только притворялись живыми. Жизнь была не в нас, а в Тебе — мощная, сверкающая; как будто бы взошло солнце и затмило жалкие, чадящие свечки. Я зарыдала от стыда, почувствовав себя дрянью и дешевкой. Но когда Ты обратился ко мне, я почувствовала что солнце согрело и обожгло мое сердце. Я первый раз была по-настоящему живой. И я люблю жизнь еще больше, с тех пор, как поняла ее смысл. "

Христос отвечает ей словами из Евангелия: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." (Ин 10:10) (#1)

#1. Dorothy Sayers, The Man Born to Be King (New York: Harper & Row Publishers, 1943), стр. 178.

Предостережение христианам

Если церковь призвана выполнять задачу Иисуса Христа, то люди, положившие в основание своей жизни Божьи заповеди, призваны от разбросанности к цельности и от внутренней пустоты к полной жизни, жизни "с избытком". Но если вместо этого церковь занимается удовлетворением амбиций


некоторых своих эгоцентричных членов, то, вероятно, в этой церкви будут призывать людей не к полной и свободной жизни, а к жизни рабской и искаженной. Иисус сурово предостерегал тех, кто выходит на проповедь только для того, чтобы потом лепить жизнь новообращенных по собственному усмотрению и подобию: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хоть одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас."(Мф 23:15) (#2)

#2. Менсел Паттисон указывает на очевидную опасность искажения человеческой личности в так называемых "фундаменталистских" церквах. См. его популярную статью "Синдром закрытого ума" (Е. Mansell Pattison, "Closed Mind Syndrome", Christian Medical Society Journal, Spring, 1966, стр. 7-11). См. также его неопубликованное выступление на собрании Американской Ассоциации Прогресса Науки, озаглавленное "Ценности религиозной культуры и психотерапия" (American Association for the Advancement of Science, Berkeley, 1965: "The Effect of a Religious Culture's Values on Psychotherapy").

Очевидно, Христос хочет предупредить слушателей: если вы используете религию только для того, чтобы привить язычникам определенные правила поведения, сделать их похожими на себя — вы отсекаете для этих людей возможность найти свой путь к совершенству; вы также формируете у них искаженное представление о Боге и самих себе и заставляете их совершать правильные поступки из ложных побуждений. Такие люди оказываются в худшем положении даже по сравнению со своими "евангелистами" — те еще могут однажды, внезапно или после долгих поисков, открыть для себя корни той веры, которую они превратили в стандартный набор правил поведения.

 

Созданные для "жизни с избытком"

Разнообразие присуще всему во Вселенной, однако ни чем оно не проявляется с большей силой, чем в человеческом роде. Мы были созданы, чтобы расцветать в свободе, хранить этот мир и управлять им — владычествовать над всем творением (Быт 1:26-28). Нам не только была доверена полная ответственность за творческое управление миром, мы так же были призваны к приключению длиною в жизнь, чтобы стать такими, какими нас задумал Бог.

В книги Бытия первый человек описан цельным и совершенным. Корни нашего самосознания — в первоначальных близких взаимоотношениях Бога и человека, взаимоотношениях, при которых человек был одновременно и зависим от Бога, и свободен. "Адаму" была дана не только свобода, но и право управлять миром. Человек был разделен на мужской и женский пол; но мужчина и женщина жили в полноте глубоких доверительных отношений, черпая силу в общении друг с другом. Отсюда идет присущая людям потребность в интимности, участии и доверии. Символом такого доверия была


нагота; но затем доверие сменилось скрытностью и секретностью одетого общества. (#3)

#3. Donald M. Joy, The Holy Spirit and You(New York:Abingon, 1965), стр. 38.

Главная катастрофа человеческого рода разрушила как непосредственную связь человека с Богом, так и наше доверие друг ко другу. Женщина, буквально Иша, потерпела ущерб во всех ее взаимоотношениях с ближними, в том числе с собственными детьми, рождение и воспитание которых связано теперь с болью и тревогой. Мужчина, буквально Иш, был принужден к труду "в поте лица" и даже отношения с его Иша потеряли первоначальное совершенство - абсолютное взаимопонимание сменилось на отчуждение и противоречие. Он теперь должен "господствовать" над "костью от кости и плотью от плоти" своей, а она получает новое, несколько унижающее ее имя "Ева, рожающая детей" (см. Быт 3:16-20).

Стех пор всегда и везде человек пытался понять, кто он есть, познать самого себя. Часто эти поиски заводили на трудные и опасные пути. Кроме того, поведение человека определяется тем, какой ему видится сложившаяся вокруг него ситуация и тем, какие способы поведения ему доступны. Если мы примем эту модель для объяснения человеческих поступков, тогда нам удастся

принимать каждого таким, как он есть, что особенно важно для

внутрицерковного образования. Действительно принимать людей — это гораздо больше, чем просто терпеть их. Это значит постараться встать на их точку зрения. Надо попытаться понять, какими они видят самих себя и как представляют свое будущее. Тогда можно будет интерпретировать их настоящее поведение как попытку достичь своих целей с помощью тех средств, которые представляются им доступными.

          Если мы прилагаем усилия к тому, чтобы научиться понимать людей,

    перед нами открываются две блестящие возможности: (1) Можно помочь своим

  ученикам расширить и обогатить их представления о том, какими они могут

  стать. Такое расширение горизонтов побудит их ставить для себя более высокие

цели и использовать другие средства для их достижения. (2) Мы часто можем

предложить дополнительные, более эффективные средства для достижения их

целей.

Таким образом, среди всех человеческих потребностей мы нашли одну, которая движет нами всю жизнь. Нам свойственно постоянное настойчивое стремление "осуществиться как личности"(*#4) или, говоря словами Господа, "иметь жизнь с избытком"(Ин 10:10).


#4. Carl R. Rogers, On Becoming a Person (Boston: Houghton Miffin Company, 1961), стр. 166.

Как помочь людям достичь "жизни с избытком"

Теперь постарайтесь применить эту модель поведения к людям, которых вы хорошо знаете. Представьте себе, что вместо нападок и скоропалительных осуждений вы говорите себе: "Этот человек ведет себя так из-за какой-то острой скрытой потребности. Что это за потребность? Как мой друг оценивает себя самого и свое желание? Почему он действует именно таким образом для достижения своей цели?"

Может быть, никто не умеет задавать такие вопросы лучше, чем возрожденные и растущие христиане. Они на верном пути к плодотворной и светоносной жизни. Они нашли себя и нашли основной источник для удовлетворения всех своих мучительных желаний и нужд. Несомненно, вам доверили заниматься педагогической работой в церкви потому что вы — ответственный и духовно растущий христианин. Ниже приведены некоторые правила для тех, кто хочет помогать людям достигать "жизни с избытком":

1. Заботьтесь о людях, принимая их такими, какие они есть. Люди, которые нашли себя, пережив новое рождение во Христе, обычно хотят помочь другим также найти себя. Важно помнить, что Христос принял нас такими, какие мы были; Он видел больше, чем наш внешний облик или наше социальное положение. Он неустанно трудился над нами, невзирая на нашу пустоту, на нашу бесцельность и наше отчуждение от Его Отца.

Если вы действительно заботитесь о своих учениках, вы постараетесь получше узнать их. Вы будете разговаривать с ними о том, что интересует их. Во время следующей своей беседы проследите, сколько времени разговор шел о том, что интересует вас; нужно ли было столько говорить о себе — о том, что вы сделали, увидели, узнали или почувствовали? Те, кто заботится о других, должны уметь повернуть разговор так, чтобы в центре оказались точка зрения и интересы другого. Кроме того, учитесь слушать. Пытайтесь услышать не только слова, но и то более глубокое, что стоит за ними. То, что человек на самом деле хочет сказать, может не иметь никакого отношения к словам, которые вы слышите.

Если вы действительно заботитесь о людях, вы будете ободрять и поддерживать их. Вы отметите их сильные стороны и постараетесь не обращать внимание на их слабости. Иисус никогда не смущал нуждающихся людей, указывая на их прошлые неудачи или нынешние недостатки.

Если вы на самом деле заботитесь о людях, вы будете культивировать в них независимость в мыслях и поступках. Христианин, который думает и принимает решения за других, не помогает им приблизиться к полноценной жизни; вместо этого он калечит людей, делая их зависимыми. Так можно наплодить свихнувшихся "прозелитов", а не преображенных новых людей.


2.Культивируйте честность и открытость. Если вы не боитесь правды о самом себе и открыли себя Богу, вы можете быть честными и с другими людьми. Если вы пытаетесь изображать из себя не то, что вы есть да, самом деле, ваши ученики тоже останутся в масках. Вам никогда не приходилось огорчаться или огорчать Иисуса Христа? Или бороться с сомнениями? Или "проходить долиной смертной тени" (Пс 22:4)? Вас никогда не посещали еретические мысли? Признайте, что это было. В церковных учебных группах человек должен находить более теплую и более свободную атмосферу, чем где бы то ни было еще в мире. Здесь мы должны быть способны принимать себя и других людей и их точку зрения. Мы можем делать это в церкви, потому что Господь церкви есть Господь истины и Господь церкви есть Господь свободы. Он и возрожденные Им к новой жизни люди достаточно тверды и уравновешены; поэтому мы можем позволить тем, кто спотыкается и идет на ощупь, выражать вслух свои страхи, свои сомнения, свое недоверие и свои надежды. Только на основе честности можно создать братство учеников, которое развивается в атмосфере свободы, где процветает обмен мыслями и чувствами.

3. Начинайте с того места, на котором находятся ваши ученики Помните, что не может быть обучения, если насущные нужды человека — в пренебрежении. Подумайте, в чем нуждаются ваши ученики, с какими проблемами они сталкиваются: (а) индивидуальные проблемы, вытекающие из конкретной жизненной ситуации каждого; они могут различаться для разных людей и не всегда их уместно делать темой всеобщего обсуждения. Но, может быть, можно построить занятия таким образом, чтобы исподволь затронуть и эти проблемы, как бы "зайдя сбоку"; (б) проблемы, возникшие в результате общего для всех переживания. Предположим, всех потрясла чья-то безвременная смерть. Смерть — это великая тайна; большинство из нас нуждается в том, чтобы обсудить это явление и выработать здоровое христианское отношение к нему. Воспользуйтесь случаем и проведите с учениками, может быть, одну из самых важных в их жизни бесед, (в) В центр внимания могут быть вынесены проблемы и нужды, которые сами ученики еще не вполне осознали. Можно использовать драматизированное ролевое чтение соответствующих проблеме диалогов или разыграть на сцене подходящие по смыслу ситуации, с тем, чтобы помочь учащимся осознать собственные нужды и проблемы.

Эти нужды — персональные, общие и неосознанные — дают вам возможность прикоснуться к реальной жизни ваших учеников. Вы можете организовать учебный процесс так, чтобы содержание уроков пересекалось с тем, что волнует ваших слушателей. Вспомните, как Христос при разговоре с самарянкой начал с ее проблем и фактов ее жизни (Ин 4:1-26). Потом Он задел ее любопытство, заговорив о "живой воде". Он коротко поддержал начатую ею дискуссию о том, где следует поклоняться Богу. Заметьте, также, что Иисус за ее словами слышал то, что она на самом деле хотела выразить. Мы видим, что Господь искусно соединил сиюминутные интересы и истинные нужды женщины, привел их туда, где они пересеклись. Мы без сомнения называем Его Величайшим Учителем.


"Новый человек, созданный по Богу, в праведности и святости истины"(Еф 4:24)

Мы пришли к выводу, что человек был создан для полной жизни — для глубоких личностных связей с Богом и с другими людьми. Мы также приняли в качестве рабочего принципа тот факт, что каждый из нас выбирает, как ему себя вести, в зависимости от своего видения сложившейся ситуации и того, какие способы поведения ему доступны.

Теплая атмосфера общины христиан должна способствовать тому, чтобы люди могли расширить представление о пределах своего совершенства. В то же время они, вероятно, откроют для себя, каким образом можно реально продвигаться к достижению новых, высших целей. Таким образом, церковная община может служить акушеркой при новом рождении человека для Царства Божия. Но так будет только в том случае, если мы будем внимательно изучать нужды людей и заботиться о них. Никакие религиозные курсы и экзамены, сколько бы их ни было, сами по себе не приблизят рождение свыше.

Обратившийся, обновленный человек возвращается как бы в состояние до грехопадения, к тому первоначальному образу, в котором задумал его  Творец. Более того — покаяние даже лучше, чем первородная наивная невинность. Теперь мы "обновляемся в познании" в "нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины"(Кол 3:10 и Еф 4:24). Все это стало возможным благодаря примирению с Господом через Иисуса Христа. Обновленным людям Господь "предопределил быть подобными образу Сына Своего"(Рим 8:29)

Когда мы достигли этого примирения с Богом и с другими людьми, мы были воссозданы в святости. Богословы много рассуждали о "первородной святости" а также о "полной" или "духовной" святости, которая достигается только посредством очищения человеческих чувств и помышлений Святым Духом. Тогда изменяется вся наша жизнь, до самой сердцевины. Под действием Святого Духа изменяют и все наши личностные связи. Мы действительно воссозданы в праведности, а не приобрели новую личину, под которой скрывается прежний грешный человек. Изменились все наши взаимоотношения — с Богом, с другими людьми и со всем творением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.025 с.)