Равно ли знание добродетели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равно ли знание добродетели.



Мы давно подозревали, что христианская вера заразительна, то есть "ею легче заразиться, чем обучиться". В воскресной школе мы имеем несравненные возможности "заражать" людей нашей верой. Действительно, тут глубоко верующие, возросшие в Господе, христиане рассеяны по детским и взрослым учебным группам, а группы эти достаточно малы для того, чтобы каждый мог принять участие в разговоре о христианской вере.

Это "заражение", которое приводит людей ко Христу и к рождению свыше по благодати Господа, — не только наиболее эффективный способ спасения погибающих и роста церкви; вероятно, это единственный способ. Христианам никогда не удавалось добиться успеха в благовестии посредством одних лишь учебных программ. Вспомните, что христиане первого века распространяли Благую Весть, открывая людям три силы, способные изменить их жизнь:

1. Личность Иисуса Христа

2. Новое рождение, преображающее человека (рождение свыше)

3. Священное Писание

Однако реально текст Нового Завета не был доступен нескольким поколениям. Проповедь Евангелия была, вероятно, эквивалентом Священного Писания, но она сосредотачивалась на том, чтобы сразу привести человека ко Христу, к покаянию и вере в ответ на прощение и милость Бога.

Сегодня церковь открывает людям те же три силы. Однако,обычно человек знакомится с ними в другом порядке:

1. Священное писание

2. Рождение свыше

3. Тело Иисуса Христа — Церковь.

Когда христиане первого века обращали язычников, они, наверное, сначала старались,- чтобы язычники испытали благодать личного общения с Иисусом. Знакомство со Христом приводило затем к рождению свыше. И наконец, новообращенный знакомился с христианским вероучением и принимал его — для этого использовалось Священное Писание.

А мы, наоборот, воображаем, что можно обратить человека, начав с поучений. И только потом мы готовы допустить новообращенного в общение членов Церкви — Тела Христова. Мы работаем в противоположном, по сравнению с первыми христианами, порядке. Мы забываем, что Церковь, если она действительно есть Тело Христово, является самой чудесной и могущественной силой на Земле, к которой можно привести одинокого и потерявшего опору в жизни человека — так же, как раньше приводили людей к нашему Господу. Тогда можно надеяться, что человек будет рожден свыше.


Часто не наблюдается никакой зависимости между тем, насколько искренне обращение человека и тем, насколько долго его обучали. Можно даже видеть, что некоторые люди пропускают тот момент, когда они могли бы откликнуться на благодать Христову, а их обучение все тянется и тянется. Ученичество отличается от евангелизации, и если мы начнем бомбардировать наших детей и всех, кто недавно пришел в церковь, фактами и выводами, предназначенными для учеников Христа, раньше, чем они действительно обратятся к Господу — мы только помешаем им обратиться ко Христу. Работая с неверующими, мы должны обращаться к их нуждам и интересам, не уделяя чрезмерного внимания формам богослужения, духовной дисциплине и другим вопросам, важным для зрелых верующих. Серьезной ошибкой будет считать, что просвещение само по себе может выполнить работу церкви. Если нам удалось привести человека в воскресную школу, это еще не значит, что он попал на волшебный ковер-самолет, который непременно доставит его в конечный пункт — к исповеданию спасительной веры и членству в церкви.

Наша вера убедительна для наших детей и для вновь пришедших в церковь только в том случае, если выполняется закон "знать — значит исполнять". Ужасающий и очевидный для всех факт состоит в том, что не всегда есть корреляция между знанием и добродетелью. Рассказывают, что Никита Хрущев, бывший одно время главой Советского государства, в детстве как-то раз выучил наизусть все четыре Евангелия и без остановки отбарабанил их перед священником. Затем, получив в награду конфету, он повернулся, выскочил из церкви, перелез через забор в огород и там немедленно слопал свой приз.

Дар новой жизни

Итак, может ли церковь, выполняя свою просветительскую миссию или, по крайней мере, с помощью нее, вдохнуть "дыхание жизни" в детей или в тех, кто только начал посещать церковь? Какова связь между миссией церкви как общины свидетелей Господа и ее просветительской миссией? Какова связь между библейскими и историческими фактами и высокой идеей, которая вдохновляет, 'поддерживает и остается даже после того, как частные факты забываются? Как формируются убеждения? Как люди учатся? Как можно научиться принимать верные решения?

Мы должны рассмотреть все эти вопросы не только потому, что от их успешного решения зависит, сможет ли церковь исполнить свою миссию в мире, но и потому, мы стоим на пороге открытия — только сегодня мы начинаем понимать суть процесса обучения.


В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ - ЛЮДИ

Взгляните на группу воскресной школы в вашей церкви. Вот они сидят перед вами. Что привело их в церковь сегодня? Какие мысли у них в голове? Например:

Как хочется спать. Почему я не лег пораньше вчера? Интересно, почему Сьюзи еще не пришла. Воскресная школа...это как витамины...полезно Он крутой!

Каждое воскресение я прихожу сюда. Мне хорошо тут. После церкви мы отправимся на озеро

Папе было бы приятно, что я здесь. Пусть он покоится в мире. У меня болит нога.

Хорошо бы мне подняли зарплату на следующей неделе! Стоит ли мне пойти на вечернее занятие? Интересно, папа еще дома?

Что со мной происходит? Жизнь как-то не складывается... Ему следовало бы поправить свой галстук. Господь Иисус, направь мои мысли, освети мою жизнь. Мне так одиноко. Хоть бы кто-нибудь заговорил со мной!

В центре внимания — Библия?

Иногда происходят дебаты на тему должно ли обучение в церкви быть сфокусировано на Библии или на учащихся. Этим спорам можно, наверное, положить конец, задав ключевой вопрос: Что было в центре внимания, когда учил Иисус? Даже имея ответ на этот ключевой вопрос, не всегда удается подражать Самому Иисусу Христа. Многим из нас кажется, что мы знаем, что делает христианское образование действительно христианским.

Если полистать страницы Евангелия в поисках тех методов, которыми пользовался Иисус, можно найти рассказ о некоторых характерных для Него поступках, Корень этих действий — в Его превосходном понимании людей; Иисус знал каждого человека лично. Иисус видел огромную ценность каждого человека, знал, что каждый заслуживает Его внимания и участия, чувствовал


Свою персональную ответственность за этого человека. Если мы собираемся преподавать, мы должны знать людей, знать, как они отзываются на идеи и концепции — иными словами, как они учатся. Если мы воспринимаем их как толпу безличных и безымянных существ, которые должны быть учтены в нашей церкви и на небесах, то у нас не может получиться настоящего контакта с ними. Если мы пытаемся имитировать методы Иисуса Христа, не стараясь научиться у Него также и глубокому пониманию людей, то мы окажемся вовлеченными в "христианское образование", которое не является на самом деле христианским..

С другой стороны, имея личную связь со Христом и неся на себе отблеск его света, мы можем быть ведомы глубокой и искренней любовью к ближнему. Но если мы не понимаем, как проявить_эту любовь и заботу — если мы не дали себе труда изучить основные человеческие нужды — тогда нет надежды, что нам удастся приблизиться к совершенству в нашей педагогической деятельности. Мы будем заниматься "христианским образованием", которое, на самом деле, не является образованием.

Чтобы христианское образование было действительно христианским и действительно образованием, мы должны учиться у Иисуса как любви к ближнему, так и пониманию человеческой натуры. Он знал людей как никто другой. Это как если бы главный конструктор, создатель машин, неожиданно пришел в мастерскую и нашел там свои изделия в расплющенном и покореженном виде, с разболтанными и поломанными частями. Но, зная нас с момента творения, Христос также знает, как найти контакт с нами; как "починить" нас, вернуть нас к нашему истинному облику — к образу и подобию Божьему.

Христос как учитель

Одно из поразительных качеств Иисуса Христа — это то, что он был способен видеть вещи с точки зрения любого человека. Благодаря такому пониманию Он мог встретить душу на том уровне, на котором она находится в данный момент, на уровне сиюминутных потребностей (даже прихотей) и шаг за шагом подвести ее к тому, чтобы она могла осознать главные в своей жизни задачи и справиться с ними (#1). Приведем некоторые доказательства того, что именно такой подход к обучению является христианским:

#1. Lois E. Le Bar в своей книге Education That is Christian (Westwood, New Jersey: Fleming H. Revell Company, 1958) глубоко исследовала этот педагогический принцип Иисуса. В своей последней работе Focus on People (Westwood, New Jersey: Fleming H. Revell Company, 1968) она указывает на проблемы, подобные тем, что мы затрагиваем в этой книге, обращая особое внимание на правильную организацию служения внутрицерковного образования с учетом нужд людей. Я же хотел бы в первую очередь исследовать природу человеческих нужд; это, на мой взгляд, важнейший богословский вопрос,


который необходимо решить для того, чтобы христианское образование действительно было образованием.

Христос понимал, что такое физические страдания или дискомфорт и никогда не приставал к людям с поучениями, если они были голодны или страдали от боли.

Христос понимал, что такое чувство страха и действовал так, чтобы устранить причину страха — бурю на море или психическую болезнь ребенка.

Христос понимал одиноких и покинутых. Вся Его жизнь была образцом истинной любви. "Иди в дом твой" (Мф 9:6) — это слова милосердия, ибо дом есть место, где тебя, ждут и любят.

Христос понимал изгнанных и отверженных. Вспомните, как Он защитил женщину, взятую в прелюбодеянии, или как Он разговаривал с самарянкой. Не то чтобы Господа не волновало, что эти люди нарушили моральные и социальные нормы; но Он все равно считал их людьми огромной ценности. Кажется, Он хотел защитить их в этот момент, спасти остатки их самоуважения и человеческого достоинства, чтобы они не были окончательно раздавлены.

Христос понимал человеческое стремление к самосовершенствованию и самореализации. Он объяснил свою миссию одной фразой — "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." (Ин 10:10) Однажды Иисус разговаривал с юношей, который стремился к совершенной жизни. Иисус сказал, что помимо соблюдения моральных заповедей ему нужно сделать нечто экстраординарное - раздать все свое имение и последовать за Христом, то есть отдать и самого себя (Мк 10:17-22).

Христос отвечал и тем, кто жаждал знания и понимания. Он объяснял древние традиции, очищая их от наросшей шелухи пустых обычаев и открывая их духовную сущность. Он терпеливо придумывал притчи и сравнения, чтобы головы обычных людей смогли вместить понятия о Царствии Небесном и о пути спасения. Он всегда мог найти естественные слова для объяснения сверхъестественных истин.

Иисус был также чуток к человеческому стремлению к красоте и гармонии. В его словах и его делах была логика и гармония, и вся его жизнь излучала и продолжает излучать необыкновенную красоту. Он тонко чувствовал прекрасное в окружающем его мире.

Было бы ошибкой считать, что такой подход к людям развивал в них эгоцентризм, ибо Иисус всегда ставил Своей задачей помочь человеку установить живую и плодотворную связь с Богом и с ближними. Ясно, однако, что Христос пришел не с набором проповедей, составленных из готовых инструкций, на тему "как быть хорошим". Он не пытался вовлечь людей в новую жизнь посредством лекций о правилах поведения. Конечно, он имел что


сказать, но не это было главной Его заботой.,, Его главной заботой была личность — он пришел ради людей. Он, знал, что если знать сегодняшние нужды человека, то можно помочь ему справиться с этими нуждами, а затем вместе с ним обратиться к более важным жизненным задачам.

Если мы работаем в области церковного образования и хотим быть добрыми христианами, нам следует попытаться изучить человеческие потребности. Существует теория, которая предлагает рассматривать общие для всех нас потребности в виде лестницы(#2). Эта лестница состоит из семи ступенек, которые соответствуют семи типам потребностей. Ступеньки устроены так, что человек сначала сталкивается с потребностями низшего типа и лишь после этого может осознать более высокие потребности и начать действовать, чтобы удовлетворить их. Рассмотрим подробнее эту лестницу потребностей:

#2.,Abraham H.JMaslow, Motivation and Personality (New York Harper
& Row Publishers, 1954), глава 5.                                                                                          ~

1. Физические потребности

Голод, жажда и боль — вот примеры проявления физических  потребностей. Есть и другие. Все они составляют первую ступень нашей лестницы. Большинство из жителей Северной Америки никогда не испытывали действительно сильного голода или жажды, но если такое случается со средним человеком, он обычно не в состоянии думать ни о чем другом. Любой нормальный учитель заметит, если его ученик страдает от переутомления или от перегрузки или болен — вообще, испытывает какой-то физический дискомфорт. Совсем нетрудно понять, что наш Господь Сам был часто движим состраданием к больным и голодным. Нетрудно также представить, какие ситуации Он имеет ввиду, говоря:"...ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня" (Мф 25:42). Церковь — если она заботится о человеке в целом — должна быть внимательна к физическим нуждам людей. Иаков, брат Господа, направляет стрелу прямо нам в сердце, говоря: "Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?"(Иак 2:15-16)

Потребность в безопасности

Человеку нужно чувствовать себя защищенным от опасностей и угроз. Соответствующие потребности находятся на второй ступеньке нашей лестницы. Тот, кто испытывает сильную физическую боль, не имеет сил, времени и интереса думать о чем-то еще, что может угрожать жизни. Действительно, отчаявшийся человек может пить зараженную воду или есть испорченную пищу. Но когда жажда или голод немного отпустят, мысли, скорее всего, обратятся к безопасности.


Все люди нуждаются в такой окружающей среде, которая была бы упорядочена, предсказуема и надежна; в таком случае они могут думать о более высоких потребностях. Когда мысли ребенка все время находятся во власти какого-то страха, когда взрослый обнаруживает, что у него выбита почва из-под ног, когда смерть уносит одного из членов семьи, никакие идеи не могут завоевать внимание человека, которое целиком направлено на то, чтобы справиться с навалившейся бедой. "Извините, я не слышала, что Вы сказали. Папа вчера ушел из дома, и сказал, что не придет назад."... Да и как она могла бы услышать то, чему мы хотели научить ее? Человек может номинально присутствовать в воскресной школе, но если его существование отравляет страх или если ревность (которая представляет собой особую форму страха) съедает сердце, он очень мало сможет усвоить раньше, чем чудовище страха будет побеждено.

 

                              3. Потребность быть принятым (принадлежность, кто я)

За физическими нуждами и потребностями в безопасности следует потребность быть любимым и принятым. Нам всем хорошо бы прийти к уверенности в собственной неизмеримой ценности. Обычно люди склонны судить о себе в соответствии с оценкой, которую дают им те из окружающих, которые играют важную роль в их жизни. Хорошо, когда человек видит, что в церкви больше щедрой любви и заботы, чем где-либо еще за стенами его дома. Многие из нас на самом деле сформировали понятие о самих себе под непосредственным влиянием тех, кто о нас заботился.

Два обстоятельства могут, однако, помешать воскресной школе служить удовлетворению этой человеческой потребности. (1) Сушествует тенденция непреднамеренно ограничивать круг любви и заботы, включая в него только тех, кто давно входит в компанию. Новенькие, которые могут быстро отпасть, отчаявшись установить значимые человеческие связи, чувствуют себя как незваные гости на чужой вечеринке и ищут случая ускользнуть и вернуться в свое одиночестве и к своим проблемам. (2) Мы не всегда принимаем людей такими, какие они есть, когда они приходят к нам учиться. Мы не следуем Христу в Его непредвзятой любви ко всем людям во всех обстоятельствах, если отталкиваем их презрительными взглядами или безразличием. Если мы не будем уделять внимания человеческой потребности в любви и участии, то вряд ли сможем быть достойными представителями Христа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.025 с.)