Как формируется система ценностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как формируется система ценностей.



Когда Дик Смит женился на девушке, принадлежащей к другой конфессии, а его сестра, Энни, развелась с мужем и фактически стала атеисткой, они поступали так в соответствии с их действительной системой ценностей (#1)

#1. См. рассказ о семье Смитов в начале главы 7.

Система ценностей была определена как "совокупность здравых и социально значимых верований и убеждений"(#*2). Действительные верования и убеждения Дика и Энни отличались от ценностей, декларированных их родителями. Похоже, что в этом случае родители декларировали одну систему ценностей, а жили на самом деле по другой, и дети усвоили реальные, а не декларируемые принципы. Можно даже сказать, что дети вели себя честнее, чем родители; их поступки были следствием нескрываемого неверия, в то время как родители номинально причисляли себя к христианам.

#2. Shirley H. Engle, стр. 301.

Мы вернулись сейчас к разговору о Дике и Энни, потому что они похожи на многих детей, проходивших различные курсы обучения в церкви. Нам важно знать, может ли церковь внести свой вклад в построение системы ценностей человека, особенно юного человека, и если может, то в какой степени. Очевидно, развитие совести у человека зависит от многих факторов; это, в частности, влияние родителей и других родственников, влияние сверстников, школьных учителей, церкви, собственные представления о том, как устроен мир, самодисциплина и сила воли. Существует не так уж много научных исследований на тему развития совести, но имеются некоторые результаты, которые послужат нам ориентирами.

Совесть: отличительный признак человека

У человека самый продолжительный период детства среди всех живых существ, за исключением слонов. Мы также единственный вид живых существ, обладающих развитым языком для общения друг с другом. Из Библии следует, что Вселенная создана словом Бога и что Бог создав человека, наделил его речью (#3). При помощи слов мы передаем следующим поколениям опыт предыдущих веков, так что каждый родившийся ребенок является наследником знаний и мудрости, накопленных в течение нескольких тысячелетий.


Складывается впечатление, что наша совесть — это следствие того, что мы усваиваем исторический опыт человечества. Чаще всего наши понятия о добре и зле складываются из того, что говорят нам значимые для нас люди. Но существует и врожденное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо, которое живет в нас независимо от того, где и какие идей мы нахватались, и влияет на наши отношения с другими людьми и со всей вселенной. Один психолог называл это нравственное чувство "супер эго" или "внутренний родитель". Другой ученый, играя в шарики с детьми на улице в Швеции, обнаружил, что им от рождения присуще определенное чувство справедливости. Еще один исследователь из Гарварда обнаружил чувство справедливости (он назвал его "привязанностью") у беременных женщин, которые решают, делать ли им аборт или сохранить жизнь ребенку.

#3. См. главу 7, раздел "Обучение, которое начинается раньше всяких уроков".

Очевидно, совесть неизменно и неотъемлемо присутствует в каждом человеке. Это зерно праведности и истиной святости, вложенное Богом в Его создания по Его великой любви. Эта концепция "образа Божьего" в человеке развита в моей книге The Holy Spirit and You {Вы и Святой дух). Так неожиданно оказывается, что христианское образование заключается во взращивании и пестовании этого Божьего образа. "Дыхание Божье" присутствует в человеке со дня его сотворения, и нам остается только почувствовать его и ответить Ему. Эта модель нравственного развития подробно рассмотрена в моей книге Moral Development Foundations {Основы нравственного роста)

Влияние сверстников

Социологи свидетельствуют о том, что в каждой социально-возрастной группе складывается определенный тип культуры. Это касается, в частности, подразделений, которые обычно присутствуют в воскресной школе: дошкольники, младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки, молодежь, взрослые. "Детская культура" каждой группы, к которой принадлежат наши потомки, представляет из себя целую систему. В такой системе каждому члену присваивается определенный статус и роль, полагается определенная доля общественного признания. Средний человек последовательно живет примерно в пяти существенно различных культурных системах, включая собственную семью и расширенный круг родственников. Мы стремимся покинуть любую систему, которая не предоставляет нам значительной роли, статуса и признания или отводит постыдное, унизительное положение.

В Корнельском Университете были проведены чрезвычайно интересные исследования влияния среды сверстников на ребенка. Их результаты опубликованы лишь отчасти. Ученые сравнивали группу из 150 американских


детей и группу из 150 русских с точки зрения их склонности к нарушению нравственных норм. Результаты исследования показали, что американские дети в среднем, "проявили гораздо большую готовность принимать участие в действиях подобного рода" (#4)

#4. Urie Bronfenbrenner, "The Split-Level American Family", Saturday Review, Vol. L., 40:60-66, October 7, 1967.

(Российские читатели вправе сделать свои выводы — об уровне достоверности социологических исследований среди школьников с участием иностранных ученых в СССР в 60-е годы — Прим. переводчика)

Когда американским детям сообщали, что их товарищам станет известно об их неблаговидных поступках (таких, как пользование шпаргалками на экзамене или отрицание своего участия в порче имущества), они проявили даже большую готовность переступить моральные нормы. Советские дети показали противоположную тенденцию. То есть "группа детей работала на поддержку ценностей взрослого общества, по крайней мере на уровне, соответствующем их возрасту" В докладе ученых сказано, что в России детский коллектив, такой, как например, школьный класс, является ответственным за поведение своих членов. В Америке, напротив, "группа детей часто существует довольно автономно и сравнительно свободно от контроля взрослых и не стремиться поддерживать — даже если не отрицает прямо — правила поведения и нравственные ценности, принятые обществом в целом." Как бы ни интерпретировались эти результаты, совершенно очевидно, что среда сверстников влияет на ребенка чрезвычайно сильно. Чем же привлекательно для юного человека общение в группе сверстников, которая, может быть, в целом деструктивно влияет на него? Очевидно тем, что она сулит ему такие важные вещи, как признание, статус, общественная роль. Мы должны помнить об этом и учиться создавать в церкви такую среду, которая могла бы отвечать соответствующим потребностям человека не хуже, чем "улица".

Некоторые авторитеты в Америке считают, что формирование системы нравственных ценностей (совести) молодых людей должно быть целиком доверено школе. Один из них, Джеймс Колмен, вообще не признает за американской семьей сколько-нибудь значительных возможностей влияния на подрастающее поколение. И это несмотря на то, что его собственные исследования показывают, что влияние семьи на 10 процентов перевешивает влияние сверстников, когда речь идет о том, чтобы удержать подростка от участия в предосудительных поступках. (#5)

#5. James S. Coleman, The Adolescent Society (New York: The Free Press, 1961), стр. 4, 173-219.


Первые выводы из экспериментов над учениками младших классов в воскресных школах говорят о том, что для детей очень важно мнение их сверстников. Когда они вместе обсуждают, как следует поступить в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором, они очень сильно поддаются влиянию друг друга, решая, что правильно, а что неправильно.(#6)

#6. Эти экспериментальные исследования по теме "Сравнение эффективности передачи нравственных ценностей подрастающему поколению в семье и на занятиях воскресной школы" проводились автором данной книги зимой 1968-1969 гг.

Родители и нравственные ценности.

Библия говорит, что родители несут ответственность как за воспитание нравственности детей, так и за их поведение. Заповеди, данные Богом народу Израиля, содержат в себе так же и указания, как эффективно передать эти заповеди детям. Господь призывает использовать для этого действие, образ и слово (#7). Откроем Второзаконие (6:1-9) Взрослые должны были "стараться исполнить" Божьи заповеди, чтобы получить материальные благословения (действие!). (6:3) Взрослые должны были навязать знак закона Божьего на руку и на лоб, написать Его заповеди на косяках домов и на воротах (6:8-9). Таким образом дети видели образ заповедей Божьих, видимое их представление, даже раньше, чем могли понять их. Учить надлежало также и словами: "И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая"(6:7). Эта обширная учебная программа, должна была выполняться людьми, хранящими Божьи заповеди в сердце и в душе, и целью всего обучения было то, чтобы дети также приняли эти драгоценные слова в свое сердце, сделали бы их частью своей натуры. "Да будут слова сии... в сердце твоем"(6:6)

#7. См. главу 7, раздел "Обучение в действии".

Большая часть ранних исследований развития совести основаны на теории психоанализа. Ученые пытались проследить, как связаны различные формы поведения детей с влиянием на них одного или обоих родителей. В частности делались попытки выяснить, как у ребенка складывается система ценностей. Например, в Станфордском Университете проводилась серия экспериментов, ставших классическими. Они был направлены на то, чтобы измерить, в какой степени маленькие дети способны сопротивляться


искусственно созданному искушению. В ходе одного из экспериментов ребенка приводили в комнату, в которой находились игрушка и блюдо с конфетами, при этом и то другое запрещалось трогать. За ребенком незаметно наблюдали с помощью системы зеркал. Измерялось, сколько времени ребенок смог удержаться от того, чтобы взять конфету.

Что касается мальчиков, все они рано или поздно уступали искушению. Но некоторые держались дольше. В следующем эксперименте в комнату помещались два мальчика, младший и старший, из тех, кто сумел продержаться особенно долго. При этом младшему мальчику, в отличие от старшего, говорили, что ему разрешено есть конфеты. Оказалось, что из старших мальчиков лучше всего противостояли искушению те, у кого наиболее теплые отношения с их отцами. Они же пытались удержать младших от нарушения правил, повторяя младшим то, что сами слышали от взрослых, и часто достигали в этом успеха.

А среди девочек были те, кто вовсе не поддался искушению, так что приходилось прервать эксперимент. Как уже было сказано выше, показателем "силы сопротивления" в этом эксперименте служила продолжительность периода времени, в течение которого ребенок мог противиться искушению нарушить правила. Полученные результаты впечатляют. Оказывается, что способность сына противиться искушению тем больше, чем сильнее связь  между ним и его отцом. Есть серьезные основания полагать, что "отцовская привязанность к сыну и его усилия, приложенные к тому, чтобы объяснить ребенку, что правильно, а что неправильно, являются важными факторами, влияющими на формировании способности сопротивляться искушению" (#8)

#8. R.R. Sears и др., Identification and Childrearing (Stanford: Stanford University Press, 1965), стр. 231.

Мертон Стромен, опросив 2952 молодых человека из лютеранских семей, нашел, что чаще вырастают верующими дети из тех семей, где крепки родственные связи.(#9) Проведя в 1960 году обширный опрос студентов методистских высших учебных заведений, я обнаружил, что среди молодых людей, родители которых регулярно практиковали совместные молитвы в кругу семьи, в семь раз больше активных христиан, чем среди тех, в чьих семьях не было общих молитв.(#10)

#9. Merton Strommen, Profiles of Church Youth (St. Louis: Concordia, 1963)

#10. См. неопубликованную диссертация автора этой книги: Donald M. Joy, "A Survey and Analysis of the Experiences, Attitudes and Problems of Senior


High Youth of the Free Metodist Church", Southern Methodist University, August, 1960.

Иисус Христос в сердцах наших детей

В народе Израиля отцы должны были позаботиться о том, чтобы Божье слово запечатлелось "в сердце" детей. Сегодня родителям-христианам точно так же следует взять на себя заботу о том, чтобы в жизни их детей была сформирована система христианских ценностей. Кроме того, практически любая церковь, сформулировавшая в письменном виде цели внутрицерковного образования, ставит эту задачу на одно из первых мест.

Однако в большой степени загадкой остается вопрос, как же, все-таки развивается совесть человека. Мы часто бываем озадачены, наблюдая двух детей из одинаково хороших семей, которые вырастают совершенно разными людьми. Как члены церкви, мы тоже нередко теряемся в догадках, думая, как можно было бы повлиять на того или иного ребенка, чтобы его жизнь изменилась к лучшему. Но мы должны признать, что даже в одной и той же семье статус, роль и доля признания для разных детей различны, следовательно, различно и влияние этой семьи на разных детей. Если мы изучим этот вопрос подробнее, мы, несомненно, лучше поймем, как формируется совесть ребенка и его убеждения.

Может подумать, что для того, чтобы привить ребенку христианские взгляды, полезно представить Бога чем-то вроде высшего начальства: "Иисус не будет тебя любить, если ты будешь так себя вести". "Бог накажет тебя, если ты не будешь слушаться".

Однако некоторые исследования показывают, что такая практика может привести к совершенно неожиданным последствиям. Ребенок может растеряться, узнав, что в семье появилась некая третья авторитетная личность — хотя и невидимая, но, по всей видимости, еще более могущественная, чем отец и мать. Ребенок может вообразить этакого супермена и пожелать сам обрести такой же статус. При этом происходит утеря реального представления о собственной роли в семье. Более того, такие дети способны действительно вообразить себя божеством, стоящим выше правил и ограничений, созданных для обычных людей. Это явление, названное "манией божественности", было предложено в качестве одного из объяснений тяжелых умственных расстройств, которые иногда случаются с людьми, воспитывавшимися в очень строгих религиозных семьях.(#11)

#11. Менсел Паттисон (Е. Mansell Pattison) обсуждал этот вопрос в своем неопубликованном выступлении на собрании Американской Ассоциации Прогресса Науки, озаглавленном "Ценности религиозной культуры и психотерапия" (American Association for the Advancement of Science, Berkeley, 1965: "The Effect of a Religious Culture's Values on Psychotherapy", стр. 21).


Очевидно, Бог создал нас таким образом, что в период, когда ребенок только начинает осознавать себя, ему нужны идеализированные образы взрослых, играющих основную роль в его жизни. "Ты должен слушаться Папу и Маму" — вот, пожалуй, самое подходящее основание для всех правил, которые внушаются малышу в первые годы его жизни. Видимо, для того, чтобы ребенок принял Иисуса Христа в качестве высшего авторитета в своей жизни, ему необходимо сначала научиться уважать своих родителей. Помимо всего прочего, "Почитай отца твоего и мать твою" — это Божья заповедь. В моей книге Parents, Kids, and Sexual Integrity {Родители, дети и половое воспитание) содержится более подробное обсуждение вопроса о значении взаимоотношений в семье, с особым упором на тему "Родители, пол и интимность — что говорит об этом Бог?"

Еще одна ценная теория, помогающая нам понять, как строится система нравственных ценностей ребенка, разработана Давидом Осубелом (#*12) В этой теории ребенок изображен в виде "спутника" вращающегося вокруг некоторых сильных центров притяжения — вокруг взрослых, которых он больше всего уважает. Прежде, чем ребенок становится взрослым, он проходит через несколько орбит. Взрослые, которым он подражает, влияют на развитие системы ценностей ребенка. Вот некоторые основные черты довольно сложной '  модели Осубела:

#12. David Ausubel, Theory and Problems of Adolescent Development (New York: Grune ans Stratton, 1954), стр. 167-216.

1. Сателлитизация.(#13) Про ребенка, который сильно привязан к родителям, идеализирует их, подражает им, гордится ими, говорят знает, что он "хорошо сателлитизирован". Весь круг ценностей сосредоточен вокруг родителей. Если они демократы или лейбористы, то ребенок тоже. Если у папы Форд, то это — единственный достойный автомобиль, и так далее. Если Христос и церковь играют большую роль в жизни родителей, то хорошо сателлитизированный ребенок начнет придавать им большое значение задолго до того, как по-настоящему поймет, что это такое.

#13. От английского слова "satellite" (спутник) — Прим. переводчика

2. Анти-сателлитизация. О ребенке, который отвергает своих родителей, старается напакостить им, избегает появляться на людях рядом с ними и не хочет быть похожим на них, говорят, что он анти-сателлитизированный ребенок. У такого ребенка нет ориентиров в жизни и внутреннего основания


для построения системы ценностей. Как предполагает Осубел, ребенок часто становится таким от того, что родители любили демонстрировать его своим знакомым, пытаясь использовать ребенка для того, чтобы заработать себе лестную репутацию. Анти-сателлитизация может быть также результатом отчужденности и враждебности со стороны одного или обоих родителей. В любом случае психика ребенка была сильно искорежена в первые годы его жизни, когда закладываются основные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Практика неопровержимо доказывает, что если такому ребенку не помочь, у него почти неизбежно возникнут проблемы социального и правового порядка. В некоторых случаях анти-сателлитизированному ребенку удается обрести временный центр притяжения — взрослого человека вне семьи, играющего важную роль в его жизни, например соседа или учителя воскресной школы.

3. Десателлитизация. Важно, чтобы по мере роста ребенка увеличивалась область его свободного выбора и вместе с тем его ответственность. Родители могут расширять сферу свободы ребенка постепенно и планомерно, или нет, но в конце концов тем или иным способом он обретет независимость. Родители утеряют прежнее значение в жизни ребенка. Надо реально осознавать свой статус, роль и меру своего влияния. Молодой человек теперь имеет свои собственные убеждения. Но если он усвоил систему нравственных ценностей, он сам сможет принимать верные решения. Выросший ребенок больше не нуждается в том, чтобы кто-то думал за него.

4. Ресателлитизация. Некоторые подростки, "сходя с орбиты", центром которой являются родители и их ценности, попадают на временную орбиту, имеющую другой центр притяжения. Часто этим центром притяжения является компания подростков, их мир. Четырнадцати- и пятнадцати- летние нередко с такой же силой поклоняются принятым в их среде ценностям и кумирам, с какой малыши обожают своих родителей и стремятся походить на них. Разочаровавшись в своих родителях как в безукоризненных образцах для подражания, или обнаружив, что родители имеют неадекватное представление о жизни и о самих себе, подросток может быстро "поменять орбиту". Тут церковь может сыграть важную роль. Пастор, учитель воскресной школы или другой располагающий к себе взрослый христианин может заполнить пробел, образовавшийся в жизни подростка, сошедшего с родительской орбиты в погоне за независимостью.

Став окончательно независимым, взрослый человек устанавливает свою собственную орбиту. Если он в детстве был сильно сателлитизирован и прошел через десателлитизацию нормальным, хотя может быть, иногда шатким путем, в центре его орбиты скорее всего будет почти тот же набор ценностей, что был у его родителей. Каждый из нас сначала подражает родителям; позже мы хотим попробовать собственные силы. В конце концов, соединяя идеалы и жизненный опыт, мы выстраиваем то, что называем своей совестью и убеждениями.

Конечно, этот набросок модели Осубела несколько схематичен. Однако он вполне подтверждается нашими житейскими наблюдениями; более того, он


соответствует старой библейской истине: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится" (Прит 22:6)

Роль церкви

Нам нужно теперь задаться вопросом о том, какую роль может сыграть церковь в становлении системы ценностей растущей личности. Но, прежде чем предложить некоторые способы, посредством которых церковь может повлиять на развитие системы ценностей ребенка, нам следует указать на некоторые возможные заблуждения, которых следует избегать.

Мы не должны претендовать на то, чтобы церковь была большим авторитетом для ребенка, чем его родители. Сам Создатель вручил родителям власть над детьми и ответственность за них. "Почитай отца твоего и мать твою" (Исх 20:12) — это не только цитата из Писания; на этом принципе держится вся ткань человеческих взаимоотношений.

Мы не должны считать, что церковь имеет право часто или постоянно оспаривать сомнительные ценности, которые дети усвоили от родителей, как в случае с Диком и Энни Смит.

Мы не должны недооценивать влияние сверстников. Бог, установивший родительскую власть над детьми, создал нас для того, чтобы мы имели общение со многими людьми. Поэтому любые установившиеся человеческие связи оказывают существенное влияние на людей, которые участвуют в них. Наша культура устроена так, что дети близкого возраста проводят много часов в день в одной комнате со сверстниками — с детского сада до окончания школы. Так что не приходится удивляться, что влияние ровесников друг на друга очень сильно. Работая с детьми в церкви, мы прежде всего должны постараться понять, какими хочет нас видеть Бог; потом надо попробовать докопаться до "семени Божьего", которое есть в каждом человеке, и начать усердный труд над этим семенем, стараясь, чтобы наши ученики ощутили присутствие Христа и впитали в себя христианские ценности.

- Мы не должны считать бунтом стремление подростков к независимости. Рано или поздно они должны будут начать жить самостоятельно. Церковь должна помочь и детям и родителям сделать так, чтобы вхождение во взрослую жизнь было закономерным и прекрасным.

- Мы не должны пытаться преподать ученикам такой же объем материала, какой преподается в общеобразовательной школе. Общеобразовательная школа располагает большим количеством времени и имеет больше рычагов воздействия на детей. Вместо этого нам надо определить, какие основополагающие темы должны быть включены в нашу программу, и какие стратегии обучения следует применять, чтобы максимально эффективно использовать отведенное нам ограниченное время. Для церковного обучения очень важны теплые дружеские отношения между членами нашей учебной группы и вообще в церкви.


Помня об этих предостережениях, давайте теперь обратимся к главному вопросу: что может сделать церковь, чтобы помочь людям обрести и развить ценности, которыми они будут руководствоваться в жизни. Практическое решение этого вопроса потребует от нас творческого подхода.

Церковь может помочь родителям осознать их главенствующую роль в формировании ценностей у их детей и помочь им выполнить эту роль наиболее эффективно. Современная семья сталкивается с такими проблемами, каких не бывало прежде в истории рода человеческого. Из-за высокого темпа нашей жизни, прежде всего из-за частой смены места работы и постоянных переездов, перестали существовать большие родственные кланы, включавшие бабушек, дедушек, дядь, теток, двоюродных братьев и сестер. Семья, состоящая из нескольких поколений, обеспечивала молодому человеку более постепенное вхождение во взрослую жизнь. Изолированная семья редко способна поддерживать и развивать чувство традиции, чувство связи с предшествующими поколениями; в то же время родители ребенка имеют больше возможностей и несут большую ответственность за формирование характера ребенка, чем когда семья была только частью клана.

Сегодня бабушки, дедушки и другие родственники нередко живут в другом конце страны, и мы лишь изредка ездим навестить их. Может быть, в этом есть определенные преимущества, но таким образом сокращается круг авторитетных для ребенка людей, носителей семейных традиций и ценностей. В то же время резко сократилась рождаемость, семьи стали меньше; из-за этого также уменьшилось количество родственников, имеющих непосредственное влияние на ребенка, еще уменьшилось.

Более того, общественная жизнь в Америке устроена так, что она способствует разделению членов семьи. Раньше общественные мероприятия ориентировались на семью в целом, а теперь есть тенденция развести всех по возрастным группам. У родителей свои друзья, клубы и развлечения. Подростки тоже вращаются почти исключительно в кругу сверстников. Даже у младших школьников часто собственное, отдельное от семьи расписание жизни.(#14)

#14. Замечательное объяснение такого разделения членов семьи см. в цитированной выше статье Бронфенбреннера (Urie Bronfenbrenner).

Церковь должна поддерживать библейскую точку зрения на значение семьи. Семья — это структура, в которой человек рождается и растет, в которой человеческие взаимоотношения находят свое высшее выражение. Есть мнение, что церковная община может в некоторой степени восполнить ту пустоту, которая образовалась с исчезновением "больших семей", куда входили бабушки, дедушки, дяди, тети, двоюродные братья и сестры. Она может даже в некоторой степени заменить общение родных братьев и сестер, которых так не хватает детям в маленьких семьях. Члены церкви объединены общими


взглядами и общей системой ценностей, и могут стать важным источником положительного влияния для наших детей.

Церковь должна помогать родителям понять важность их роли в формировании совести детей. Надо не только предоставлять родителям соответствующую информацию, но и всячески поддерживать их на пути к такой семье, и такому семейному воспитанию, которое отвечало бы Божьему замыслу. На сегодняшний день церковь не слишком далеко продвинулась в том, чтобы сделать семью своей союзницей в христианском образовании детей. Организуя многочисленные воскресные школы и другие формы учебной деятельности, она как бы говорит родителям: "Мы можем сделать ваших детей христианами; предоставьте это нам". Одной из наших неотложных задач становится возвращение семье ее главенствующей роли в воспитании христианских ценностей у детей.

Церковь должна также стремиться организовать свою деятельность так, чтобы помочь сплочению семьи. Нередко церковь предлагает разные программы для людей разного возраста; в результате отрываются драгоценные часы от внутрисемейного общения. Это разъединяет членов семьи. Стремясь усовершенствовать христианское образование, мы разделили детей и молодежь на многочисленные возрастные группы, и теперь особой, неповторимой атмосфере любви и братства в церкви может быть нанесен большой урон. Церковь сегодня без сомнения нуждается в реформах, которые положили бы конец чрезмерному разбиению общины на возрастные и иные группы и подразделения. Нам нужны программы, которые предусматривали бы как специальные занятия для разных возрастных групп, так и общие мероприятия для людей различного возраста; тогда церковное образование будет действительно образованием — и действительно церковным.

Церковь должна также работать над тем, чтобы найти способы направить естественное стремление подростков к независимости в правильное русло. Мы должны обдумать такую организацию работы, чтобы молодые люди могли найти применение своим творческим способностям и получить за это свою долю уважения и признания. Надо также обеспечить взаимодействие и взаимопонимание между пасторами церкви и теми, кто работает с молодежью.

Общение со сверстниками-христианами может быть чрезвычайно полезно для подростка в те годы, когда он ищет авторитеты вне стен родительского дома. Так же, как церковь признает данную Богом главенствующую роль родителей в воспитании детей, она должна признать и естественную потребность ребенка общаться с себе подобными и обрести определенный статус в их среде. Надо спланировать деятельность церкви таким образом, чтобы молодые люди извлекали максимум пользы из общения друг с другом. Возникающие между ними крепкие дружеские связи помогут им сохранять и распространять общую веру.

Во все времена истории христианства в церкви образовывались некие ядра духовного притяжения, образцы для подражания, привлекающие к себе молодых людей в период становления их независимости и самостоятельности. Вероятно, таким образцом был Апостол Павел для христиан Коринфа, только


начинавших свой путь со Христом. Он дважды в своем послании призывал их следовать своему примеру (1 Кор 11:1 и 4:16). Нам важно помнить, как помнили это святые всех времен, что человек не может достичь духовной зрелости, пока не обретет свою собственную жизненную орбиту, сосредоточенную вокруг ценностей, принятых им от Самого Христа, живущего в его сердце. Чем лучше нам удастся понять жажду самоопределения, которая сильна в юности, как ни в каком другом возрасте, тем более плодотворной будет наша работа с подростками и молодежью в церкви.

Церковь, также как и общеобразовательная школа, может использовать преимущества обучения детей, объединенных в группы по возрасту. Хотя в воскресной школе ребенок или подросток проводит почти в сорок раз меньше времени, чем в общеобразовательной школе, тут тоже может царить дух познания и открытия. Не всегда количество часов, отведенных тому или иному учебному курсу может служить мерой того вклада, который этот курс внес в жизненный опыт учащегося. Вспомните свои школьные годы! Не правда ли, самые живые воспоминания остались не всегда от тех предметов, изучению которых было отведено наибольшее количество часов? Из студенческой жизни нередко остаются в памяти семинары, которые были раз в неделю, а не ежедневные лекции. Урок в воскресной школе может быть задуман как семинар, где преобладают дискуссии, обсуждение спорных вопросов и обмен мнениями, а сообщению фактических сведений и повторению пройденного отводится лишь минимум времени. Или класс может быть превращен в лабораторию, где всеми движет жажда познания и открытий.

Нам следует помнить,- что церковь, в отличие от большинства других общественных институтов, имеет дело не только с группами людей близкого возраста, но и с семьями. Есть мнение, что сегодняшняя американская семья не в состоянии воспитать новое поколение. Часто такое приходится слышать из уст школьных учителей, и их слова имеют под собой некоторое основание. Но тут возникает закономерный вопрос: сможет ли человечество выжить и просуществовать сколько-нибудь долго, если семья вообще исчезнет. Церковь, однако, занимает исключительную позицию по отношению к семье. У нас есть на что опереться в нашей работе по поддержке и укреплению семей; мы знаем библейские слова о том, что Бог сотворил "человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" и заповедал им "владычествовать" над остальными Его творениями, "плодиться и размножаться и наполнять землю" (см Быт 1:27-28). Значит, церковь должна обеспечивать психологическую, духовную и информационную поддержку семьям, с тем, чтобы помочь им выполнить это поручение Создателя.

И, наконец, церковь должна стремиться донести до каждого призыв Господа к ученичеству. В конце концов вся деятельность церкви направлена на то, чтобы каждый человек мог испытать обновляющую и преобразующую силу Иисуса Христа. Тогда жизнь человека обретает новую орбиту, в центре которой — Царь Царей и Господь Господствующих.


ВЗГЛЯД В ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ

Того, кто сегодня попытается делать какие-либо предсказания, подстерегает серьезная опасность. Некоторые считают, что история повторяется и поэтому, зная прошлое, легко предсказать будущее. Но это утверждение, может быть, отчасти верное в течение предыдущих столетий человеческой истории, вряд ли имеет силу сегодня. История не может повториться, ибо исходные данные сегодня совсем другие. Настали новые времена. Мы знаем самих себя лучше, чем любое предшествующее поколение. Мы лучше знаем окружающую нас природу. Хотя в последнее время человечество изобрело множество новых способов причинять боль и страдания, но оно также создало и новые инструменты для того, чтобы определить свои проблемы и понять их сущность. Хочется надеяться, что мы также приблизились и к решению этих проблем. Это, конечно, не значит, что нам гарантировано безоблачное будущее; действительно, завтра может разразиться ядерная катастрофа. Завтра мир может быть повергнут в хаос новой, невиданной по масштабам, вспышкой терроризма или национальной вражды. Но что бы ни случилось, это не будет иметь аналогов в прошлом — поэтому делать предсказания нелегко.

Хотя мы привыкли считать, что наибольшие изменения в современную жизнь внесли достижения в области ядерной физики и освоения космоса, может случиться, что в историю войдут изменения, вызванные гораздо менее заметными открытиями. Например, сегодня происходят быстрые изменения в технологиях образования благодаря тому, что мы узнали много нового о природе человека и границах его возможностей. Не всем суждено побывать на Луне, и не каждый стремиться к этому. Ряд серьезных ученых сегодня ломают голову над проблемами, которые касаются гораздо большего числа людей:

Как поднять ценность человеческой жизни и защитить жертвы нашей жадности, нашего эгоизма и нашей неуемной жажды потребления?

Как ввести человеческую сексуальность в рамки гармоничных взаимоотношений, длящихся всю жизнь?

Как выявить вечные ценности в условиях, когда представители рода человеческого приобретают мудрость очень медленно? Нередко люди становятся мудрыми в столь пожилом возрасте, что бывают уже не в состоянии призвать к благоразумию молодое поколение, одержимое страстными желаниями.

Как передать эти вечные ценности нашим детям?

Делая краткий обзор содержимого предыдущих девяти глав, я постараюсь сказать о том, как, по моему мнению, написанное мной может быть применено в сфере внутрицерковного образования в ближайшем будущем. Я не буду предсказывать, какие формы примет обучение в церкви в ближайшие двадцать пять лет. Вместо этого я напишу, какого рода изменения кажутся мне возможными и желательными.


"Концептуальная программа"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.049 с.)