Кафедра организации и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра организации и управления



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра организации и управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:                             Теория менеджмента                                          .

 

Тема работы: Маркетинг как одно из главных направлений менеджмента на примере ПАО «Газпром»

Выполнил: студент гр. МП-18-2                   _______________        М.А. Бабенко

                                      (шифр группы)                                     (подпись)                                     (Ф.И.О.)             

Оценка:                                

Дата:                                     

Проверил:

руководитель работы д оцент                    _______________    А.Ю. Никулина

                               (должность)                                   (подпись)                              (Ф.И.О)


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра организации и управления

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой ОиУ

проф. А.Е.Череповицын

___________________

"20" февраля 2019 г.

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

по дисциплине «Теория менеджмента»

Студент группы   МП-18-2               /М.А. Бабенко/

                       (шифр группы)                                (Ф.И.О.)     

 

1. Тема работы: Маркетинг как одно из главных направлений менеджмента на примере на примере ПАО «Газпром»

2. Исходные данные к работе: открытые данные компании ПАО «Газпром»

3. Содержание пояснительной записки: в соответствии с методическими указаниями по выполнению курсовой работы.

4. Срок сдачи законченной работы: 06 мая 2019 г.

 

Руководитель работы: доцент  _____________     /А.Ю. Никулина/

Дата выдачи задания: 20 февраля 2019 г.


Аннотация

В данном проекте рассмотрен маркетинг как одно из главных направлений менеджмента на примере ПАО «Газпром».

В теоретической части работы рассмотрены цели, задачи, сущность, концепции и принципы современного маркетинга, составляющие внешней и внутренней среды организации и возможные маркетинговые риски для организации и способы борьбы с ними.

В расчетно-аналитической части работы произведен анализ внешней и внутренней среды организации, основных стейкхолдеров, устойчивого развития (экономика, экология и социальная ответственность), описывается реализуемая стратегия, организационная структура компании, диагностика проблем, а также разработка управленческого решения и направления развития маркетинга компании на примере ПАО «Газпром».

Работа содержит пояснительную записку объемом 44 стр., вкл. 4 табл., 7 рис., библ. список из 8 наим., приложение

Abstract

This project describes marketing as the one of the most important ways in management on the example of PJSC «Gazprom».

The theoretical part of project entertains descriptions of objectives, tasks, essence, concepts and principles of modern marketing, components of the external and internal environment of the organization and possible marketing risks for company and ways to deal with it.

The calculation and analytical part of project entertains analysis of the external and internal environment of the organization, of the main stakeholders, sustainable development analysis (economy, ecology, social responsibility), describes the implemented strategy, organizational structure of the company, problem diagnosis and the development of management decision and marketing development directions of the company on the example of PJSC «Gazprom».

The project consists of 44 pages, incl. 4 tables, 7 figures, 8 references, application.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 5

1. Теоретическая часть. 7

1.1. Понятие маркетинга, цели и задачи, Современные концепции и принципы маркетинга 7

1.2. Внешняя и внутренняя среда и комплекс маркетинга. 11

1.3. Управление рисками и способы оценки их степени. 15

2. Расчетно-аналитическая часть. 19

2.1. Анализ внешней и внутренней среды организации. 19

2.2. Анализ основных стейкхолдеров организации (состав и интересы) 22

2.3. Анализ устойчивого развития компании. 23

2.3.1. Экономика. 23

2.3.2. Экология. 26

2.3.3. Социальная среда. 27

2.4. Описание реализуемой стратегии. 30

2.5. Организационная структура управления. 32

2.6. Диагностика проблемы.. 33

2.7. Разработка управленческого решения. 35

2.8. Направления развития менеджмента в организации. 37

Заключение. 40

Библиографический список. 42

Приложение. 43

 


Введение

Маркетинг является неотъемлемой частью менеджмента, потому что управление любым предприятием требует тщательного изучения рынка, его поведения при различных обстоятельствах, потребителей и их предпочтений и тому подобное. А маркетинг именно для этого и необходим предприятиям.

Мы живем в таком обществе, где потребление со временем выходит на новые уровни: нам нужно больше, качественнее, в некоторых случаях товар нам даже не нужен. С помощью маркетинга можно и нужно регулировать нескончаемый спрос на разные виды товаров и услуг.

Россия является страной с самыми большими запасами минерального сырья и полезных ископаемых, поэтому наше государство занимает определенную нишу рынка по всему миру в горнопромышленном комплексе, а публичное акционерное общество «Газпром», в свою очередь, является крупнейшей государственной компанией по добыче газа: даже на европейском газовом рынке доля «Газпрома» составляет 30%, не говоря уже о том, что этот показатель в Российской Федерации находится около 50%. Именно поэтому в качестве примера успешного маркетинга компании я буду приводить деятельность ПАО «Газпром».

Актуальность данной работа заключается в том, что потребление в XXI веке вышло на новый уровень, соответственно производству тоже необходимо выходить на новый уровень, чего и помогает достичь маркетинг. К тому же, компания, взятая мной в качестве примера, является одной из крупнейших газовых компаний в мире, а современная политика, полная противоречий, не может не затронуть ни ее деятельность, ни ее интересы.

Цель работы – объяснить необходимость маркетинга в современном обществе, а также проанализировать деятельность публичного акционерного общества «Газпром» и выяснить, что необходимо делать компании для ее успешного функционирования на российском и мировом рынках.

Задачи, которые предстоит решить:

· Дать определение маркетинга, определить цели, задачи, концепции и принципы маркетинга;

· Проанализировать корпоративную социальную ответственность «Газпрома», чтобы понять, на что готова пойти компания ради своих сотрудников и общества в целом;

· Изучить интересы лиц, прямо или косвенно влияющих на деятельность компании (стейкхолдеров) для определения производственной политики фирмы;

· Сравнить экономические показатели такие, как выручка, прибыль, налоги и т.д. за последние два года и оценить эффективность деятельности компании;

· Проанализировать объемы добычи минерального сырья и выявить дальнейшие стратегии развития компании в различных сферах жизни общества;

· Выявить проблемы компании и, проанализировав их, найти способы решения проблем.

Объект исследования – маркетинг как одно из главных направлений менеджмента.

Предмет исследования – деятельность ПАО «Газпром» (внешняя и внутренняя среда организации, взаимоотношения со стейкхолдерами, развитие стратегии, оценка рисков и диагностика проблем, организационная структура управления, деятельность в области экономики, экологии и социальной жизни общества).

Методы исследования – статистический, аналитический (методы анализа и синтеза), сравнительный.


Теоретическая часть

Рис. 1.1. Схема перехода от нужд потребителя к маркетингу

В основании маркетинга находится нужда, которая означает чувство нехватки чего-либо. За нуждой следуют потребности, что означает такую нужду, которая побуждает человека к действиям для ее удовлетворения, т.е. это специфическая форма нужды. Потребности порождают спрос – возможность и желание приобрести данный товар в определенное время и по определенной цене. Спрос можно удовлетворить различными средствами удовлетворения спроса, но в современном мире под средствами удовлетворения спроса подразумеваются деньги. Деньги являются всеобщим эквивалентом, поэтому их можно запросто обменивать на товар. Обмен денег на товар называется сделкой, а множество сделок формирует рынок. В свою очередь рынок устраняет нехватку чего-либо путем предоставления товара или услуги. Таким образом, круг замыкается, образуя маркетинг.

Помимо различных целей и задач у маркетинга существуют шесть основных концепций (рис. 1.2). Под концепцией маркетинга понимаются задачи, которые нужно решить, чтобы достичь желаемый уровень продаж на разных рынках.

 
Рис. 1.2. Концепции маркетинга


Под производственной концепцией или концепцией совершенствования производства подразумевается увеличение ассортимента и объема товаров при снижении цен на них. Ориентир направлен на массовое производство. Именно за счет массовости спроса начинается увеличение объемов, но для повышения величины спроса цены на товар должны быть доступными для общества, т.е. необходимо снижать издержки, не вредя качеству. Данная концепция применяется на практике в случаях низкого спроса на определенный вид товара, при низких доходах населения или при возможности уменьшить себестоимость продукции.

Товарная концепция или концепция совершенствования товара означает, что потребители желают покупать более качественную продукцию, поэтому необходимо сосредоточиться на ее усовершенствовании. Концепция делает упор на разработку новых моделей продукции с улучшенными функциональными и качественными характеристиками, а также расширение их модификаций. Товарная концепция подходит для таких ситуаций на рынке, как перенасыщение рынка, увеличение доходов потребителей или при увеличении себестоимости из-за улучшения качества.

Сбытовая концепция или концепция интенсификации коммерческих усилий по реализации направлена на активное усиление реализации товара, т.е. ведение интенсивного продвижения и агрессивных продаж и конкуренции с помощью рекламы, акций и других способов. Применяется концепция сбыта при реализации неактуальной продукции, при профиците или при пассивном спросе.

Традиционная концепция, она же концепция чистого маркетинга, представляет использование всевозможных средств по продвижению товара для увеличения спроса в условиях конкуренции. Данная концепция направлена не на сам товар или его сбыт, а на потребителя и на использование лучших методов производства, чем у конкурентов. При этом используются различные методы маркетингового анализа для выявления преимуществ и недостатков продукции (опросы, анкетирование и т.д.). Применяется при профиците, в условиях конкуренции или при наличие таких потребностей, которые не могут удовлетвориться теми товарами, которые существуют на данный момент.

При социально-этической концепции ориентация идет на то, чтобы удовлетворить потребности общества в целом, причем не только в данный момент, но и в перспективе. Концепция основана на том, что покупатели предпочитают те организации, которые учитывают интересы общества, что от мнения общества зависит эффективность деятельности всей фирмы. Важную роль играет система ценностей, т.к. благодаря ней происходит решение задач различного характера в интересах всего общества. Ведь потребители, постоянно удовлетворяя свои потребности, стремятся улучшить и качество продукции, и качество своей жизни в целом.

Последняя, но не менее значимая концепция – концепция маркетинга отношений. Она направлена на сохранение и развитие отношений со всеми бизнес-партнерами, в том числе и с потребителями. Особенностью концепции является то, что объектом маркетинга служат отношения и связи между производителями и потребителями. Тактика долгосрочных отношений позволяет быть уверенным в том, что обеспечение потребностей будет качественнее, а сами потребители будут лояльнее. Концепция отношений применяется при возрастании требований клиентов, при сильной конкуренции, при высокой динамике развития рынка и другое.

Основываясь на концепциях, были созданы принципы маркетинга, которые отражают его смысл и основные черты. Маркетинговые принципы нацелены на осуществление целей фирмы. Выделяют следующие принципы маркетинга:

· Направленность на рыночные приоритеты, нежели на свои личные;

· Концентрация фирмы на производстве востребованных на рынке услуг;

· Постоянное обновление ассортимента товаров, внедрение инноваций и технологий в производство;

· Создание всех необходимых условий для адаптации к изменениям рынка;

· Формирование новых потребностей и воздействие на покупательские предпочтения;

· Развитие различных качеств у работников фирмы для ее совершенствования;

· Направленность на достижение итоговых целей предприятия, на долговременную эффективную деятельность. [2]

Рис. 1.4. Основные факторы внешней среды

Поставщики – это лица или организации, обеспечивающие фирму материальными ресурсами для дальнейшего производства. Деятельность поставщиков может повлиять на деятельность компании, если, например, повысятся расходы поставщиков на транспортировку или начнутся забастовки.

Маркетинговые посредники – компании, которые помогают продвигать сбыт и распространять проиведенные блага среди потребителей. К таким компаниям относятся организации по товаропродвижению, склады, агенства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения.

Контактные аудитории – это структуры, проявляющие тот или иной интерес к деятельности компани и способные повлиять на ее деятельность. Выделяют семь типов контактных групп: средства информации, государственные учреждения, гражданские группы действий, финансовая сфера (банки), местные контактные аудитории (местное население), широкая публика и внутренние контактные аудитории (работники).

Маркетинг позволяет предприятию достичь учпешной коммуникации с рынком, поэтому предназначение маркетинга заключается в том, чтобы удовлетворить требования внешней среды за счет согласования возможностей фирмы для получения прибыли.

Направления взаимодействия маркетинга и предприятия выражаются в четырех этапах:

На первом этапе предпринимателю после обозначения предназначения фирмы необходимо выбрать рынок для дальнейшей работы на нем. Для того, чтобы верно подобрать рынок, необходимо провести его анализ.

На следующем этапе после тщательного изучения рынка надо так же тщательно изучить потребителей, разбить их по различным классификаиям, основываясь на их запросах. Другими словами надо провести сегментацию рынка. Изучая потребителей, надо проанализировать их потребности в прошлом и на данном этапе. Ведь нужды потребителей формируют основу долгосрочной жизнедеятельности фирмы.

Изучение конкурентов происходит на третьем этапе. Знание конкурентов помогает выявить их сильные и слабые стороны, что способно помочь в развитии своего производства. Знание конкурентов заключается в знании их продукции, финансового положения, долей рынка, имиджа и т.п.

Пройдя все три этапа, начинается заключительный этап – оценка конкурентоспособности продукции и разработка стратегии. Товар является конкурентоспособным, если он выигрывает в соотношении «цена-качество» у другой продукции других компаний.

Все это делается ради того, чтобы донести товар до потребителя. Реализация всех четырех этапов предполагает разработку маркетинговых программ, их исполнение и контроль.

В переходный период перед большинством предпринимателей остро стоит вопрос маркетинговых воздействий на рынок, а оценка рыночной деятельности предприятия все больше осуществляется с позиции использования основных положений современного маркетинга. Как целостная система деятельности маркетинг будет оказывать все большее влияние на развитие предпринимательской философии и методологии (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства

 

Таким образом, с помощью маркетинга формируется новый образ мышления в управление проектом или фирмой, при этом формироуется не только образ мышления, но и вытекающий из него новый образ действий. [2, 7]

PEST -анализ ПАО «Газпром»

Политические факторы Социальные факторы
1. Несовершенная и сложная налоговая система: повышение налогов для монополистов приводит к повышению издержек компании, а также невыгодность развития внутреннего рынка России в связи с пониженными ставками на сырье; 2. Государственная поддержка малого предпринимательства: данный фактор не применим к «Газпрому» ввиду масштабности фирмы; 1. Уровень образования населения страны: на ПАО «Газпром» работает высококвалифицированный персонал, руководство не затрачивает много времени на обучение специалистов; 2. Предпочтения конечных потребителей услуг: изменение подхода к конечному потребителю. Необходимо вносить изменения по качеству, сервису и цене.
Экономические факторы Технологические факторы
1. Отмена 5% налога с продаж и изменение ставки НДС до 18%: вынуждение экспортировать нефтегазовые продукты за рубеж, обосновывая это повышенной ставкой на ресурсы; 2. Увеличение тарифов естественных монополий: увеличение производственных издержек и удорожание предлагаемых услуг. 1. Использование в практике добычи нефтегазовой продукции новой техники и технологий: «Газпром» нуждается в более модернизированном оборудовании с целью уменьшения издержек. Для достижения данной цели происходит привлечение капитала в развитие науки и техники фирмы.

 

Таблица 2.2.

SWOT -анализ ПАО «Газпром»

Сильные стороны Возможности
1. Значительная ресурсная база, что позволяет удерживать лидирующие позиции в России и мире; 2. Наличие инвестиционных ресурсов и опыта реализации крупных проектов; 3. Собственная сбытовая сеть для конечных потребителей на территории РФ; 4. Низкая себестоимость углеводородов; 5. Собственная трубопроводная инфраструктура газа; 6. Сравнительно малая степень обработанных месторождений. 1. Разработка крупных месторождений Восточной Сибири, подлежащих налоговым льготам; 2. Приоритет при распределении стратегических месторождений государством; 3. Разработка и внедрение собственных передовых технологий; 4. Увеличение объемов реализации собственной продукции через собственную сбытовую сеть; 5. Комплексные программы расширения и модернизации экспортных терминалов с целью обеспечения соответствия этих мощностей планируемым объемам экспорта.
Слабые стороны Угрозы
1. Снижение доли рынка в России; 2. Контроль государства ограничивает гибкость в принятии инвестиционных решений; 3. Подверженность политическому риску 1. Труднопредсказуемая динамика мировых цен на углеводороды; 2. Конкуренция на внешних рынках; 3. Риски санкций западных стран на доступ к новым технологиям и рынку заемных средств; 4. Повышение влияния со стороны государства в будущем.

Получается, что у «Газпрома» есть ряд преимуществ, связанных с принадлежностью государству, но также и ряд недостатков. К недостаткам, скорее, относятся все политические проблемы компании, а к достоинствам – первоочередное распределение месторождений. Компания имеет множество возможностей для реализации своих целей и улучшения деятельности фирмы, но из-за санкций организация перестала получать необходимое оборудование, что не может не сказаться на добыче углеводородов. Тем не менее, в «Газпроме» работает высококвалифицированный персонал, что подтверждается не одним годом лидерства как на Российском газовом рынке, так и на мировом.

Экономика

Основываясь на результатах деятельности ПАО «Газпром» за 2017-2018 гг. (приложение 2 (на момент проведения анализа данные по деятельности ПАО «Газпром» за 12 месяцев 2018 года отсутствовали)), можно сделать вывод о том, что почти все показатели, как доходы, так и расходы, выросли. [6] В основном это связано с ростом инфляции в России ввиду нестабильной политической ситуации и курса рубля по отношению к американскому доллару и евро, но, несмотря на это, показатели зависят не только от уровня инфляции и валюты, но и от работы самой организации.

Приоритетами «Газпрома» в области устойчивого развития экономики являются следующие направления:

· Рост акционерной стоимости;

· Обеспечение экономической безопасности России;

· Соблюдение обязательств;

· Обеспечение потребителей экономически и экологически эффективными видами энергоресурсов;

· Надежность и безопасность производства;

· Повышение эффективности геологоразведочных работ;

· Инновационное развитие.

Общая выручка от продаж минерального сырья, по сравнению с отчетным годом, выросла на 1,3 триллиона рублей или на 27%. Такие показатели были достигнуты за счет увеличения продаж газа (в особенности, экспорт в европейские страны) и продуктов нефтепереработки. Если же в 2017 году торговые операции с сырьевыми товарами на ликвидных торговых площадках Европы являлись расходной частью бюджета компании и составляли 14 миллиардов рублей, то на 2018 год этот показатель стал доходной частью бюджета и равняется 7 миллиардам, но при этом убыток от обесценивания финансовых активов увеличился на 20 миллиардов рублей. Таким образом, прибыль от продаж возросла почти в два раза, но общая прибыль компании до налогообложения в анализируемом году меньше, чем прибыль от продаж, в то время как в отчетном году – наоборот. Это связано с такими показателями, как финансовые доходы и расходы и доля в прибыли ассоциированных организаций: получилось так, что финансовые расходы за год увеличились на 317 миллиардов рублей, а вот финансовые доходы и доля в прибыли ассоциированных организаций в совокупности повысились на 142 миллиарда рублей.

Сумма налога на прибыль также возросла, но, несмотря на это, итоговая общая прибыль ПАО «Газпром» осталась больше на более чем 400 миллиардов рублей по сравнению с 2017 годом (из-за резкого увеличения прибыли от продаж).

Численность работников компании также выросла, что говорит о хороших условиях работы и о стимулировании сотрудников к работе. Несмотря на сложность работы в такой огромной организации, люди не хотят уходить, а наоборот, только приходят устраиваться на свободные должности. В 2017 году ПАО «Газпром» заняло первое место в рейтинге Universum в номинации «Самые привлекательные работодатели Российской Федерации по мнению студентов».

Для расчета рентабельности продукции воспользуемся следующей формулой:

Тогда получается, что рентабельность продукции за 2017 год составляет 615 625 / 428 559.7 = 1.44, а рентабельность продукции за 2018 год равна 1 064 086 / 733 900.8 = 1.45. Таким образом, данный показатель почти не изменился за рассматриваемый период, т.е. продукция реализуется так же эффективно, как раньше.

Рентабельность капитала рассчитывается следующим образом:

Значит, рентабельность капитала за 2017 год равна (615 625 / 12 015 481)*100% =

= 5.12, а за 2018 год – (1 064 086 / 13 325 760)*100% = 7.99. Это означает, что капитал компании стал использоваться эффективнее.

По данным за 2017 год суммарное потребление газа в России составило 468 миллиардов кубометров природного газа, из которых 229,9 миллиардов кубометров были поставлены «Газпромом». В Европе эти показатели составили 650 и 194,4 миллиардов кубометров соответственно. Для расчета доли компании на рынке газа используется следующая формула:

Тогда доля «Газпрома» на газовом рынке России составляет (229,9 / 468)*100% = 49%, а в Европе (194,4 / 650)*100% = 30%.

Производительность труда показывает, сколько единиц продукции выпускает один работник за определенный промежуток времени, т.е. можно воспользоваться формулой:

За 2017 год компания добыла 471 миллиард кубометров газа при численности работников 469,6 тысяч человек. Таким образом, производительность труда в «Газпроме» равняется 471 000 000 / 496,6 = 948 450 кубометров на человека. Это говорит о достаточно высокой производительности, учитывая, что администрация составляет 45,4% всего персонала.

В 2016 году ПАО «Газпром» насчитывала 467,4 тысячи человек, а это значит, что за год в компанию пришло 2,5 тысяч новых сотрудников. Воспользуемся следующей формулой для расчета коэффициента текучести кадров:

Тогда коэффициент текучести кадров организации «Газпром» будет составлять  (-2500 / 469 500)*100% = -0,5%, т.е. текучесть кадров не то, что низкая, она - отрицательная. Это служит хорошим знаком для оценки деятельности компании, потому что за год уволилось меньше людей, чем устроилось на работу в «Газпром»

Экология

ПАО «Газпром» старается не навредить и даже помочь экологической ситуации России и мира. На это указывает политика «Газпрома» об окружающей среде. Относительно недавно, в 2015 году, Правление «Газпрома» выпустило Постановление «Об утверждении новой редакции Экологической политики». Оно было принято в связи с тем, что компания расширила свои сферы и географию деятельности, а также из-за изменений в российском законодательстве по поводу охраны природы. В данном документе были определены обязательства по обеспечению экологической безопасности при освоении континентального шельфа и Арктической зоны РФ, по уменьшению рисков на окружающую среду.

Система управления природоохранной деятельностью охватывает практически всю структуру управления «Газпрома»: начиная с Совета директоров и заканчивая филиалами и дочерними компаниями. Различные экологические службы и инспекции формируют Координационный комитет ПАО «Газпром» по вопросам охраны окружающей среды и энергоэффективности.

На 2017 год затраты компании на охрану окружающей среды составили 70,82 миллиарда рублей, и эти затраты оправдывают себя: организация принимает все необходимые меры для непрерывного повышения экологической результативности деятельности. По статистике доли отходов вредных веществ уменьшились в среднем на 7,88%. Также были снижены затраты на потребление топливно-энергетических ресурсов на собственные технологические нужды на 0,62%. Помимо этого, работники тоже проходят экологическое обучение, и за последние пять лет обучение прошло около пятидесяти тысяч работников.

В целом в период с 2013 по 2017 годы были снижены валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 280,43 тысячи тонн, сами объемы образования отходов тоже были снижены на 563 тысячи тонн, а сброс сточных вод сократился на 11%.

«Газпром» постепенно газифицирует регионы, тем самым расширяя использование природного газа – наиболее экологически чистого топлива на данный момент. Развивается использование природного газа в автомобильном транспорте. Компания пытается использовать как можно меньше территорий, что позволяет делать целый ряд различных мероприятий по их обустройству и использование прогрессивных методов бурения. Это позволяет уменьшить количество отходов и исключить нарушения и загрязнения земель при эксплуатации. Так же организация внедряет инновационные методы по очистке и рекультивации земель, учитывая все особенности климата (один из таких методов – фиторемедиация – очистка земель при помощи растений).

«Газпром» стремится к внедрению самых современных технологий и практик минимизации отходов в производстве.

В ПАО «Газпром» принята Концепция энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2011-2020 годы, основными задачами которой являются повышение энергетической эффективности дочерних компаний, реализация потенциала энергосбережения во всех видах деятельности и обеспечение снижения техногенной нагрузки на экосистему.

Итоги реализации этой Концепции представлены на таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Социальная среда

На начало 2018 года ПАО «Газпром» насчитывало около 469,6 тыс. работников, среди которых были выделены следующие классификации:

· По категориям

o Руководители – 13,9%

o Специалисты и другие служащие – 31,5%

o Рабочие – 54,6%

· По возрастам

o До 30 лет – 15,3%

o 30-40 лет – 31,3%

o 40-50 лет – 28,6%

o Старше 50 лет – 24,8%

· По компаниям

o ПАО «Газпром»- 5,6%

o Дочерние общества по добыче, транспортировке, переработке и подземному хранению газа – 50,1%

o Прочие дочерние общества – 16,9%

o Группа «Газпром Нефть» - 14,4%

o Группа «Газпром энерго-холдинг» - 9,5%

o «Газпром нефтехим Салават» - 3,5%

За прошедший год доход на все Правление (коллегиальный исполнительный орган ПАО «Газпром»), состоящее из 17 человек, составляет 3,3 млрд. руб., что означает, что каждый член Правления получает по 16,2 млн. руб. в месяц. Доходы остальных работников значительно меньше, но все равно являются достойной оплатой (см. табл. 2.4).

Таблица 2.4.

Диагностика проблемы

Большинство возможных проблем компании ПАО «Газпром» связаны с политикой и обширным количеством санкций, наложенным Западом. К таким проблемам, в первую очередь, относятся проблемы с оборудованием: из-за санкций «Газпром» остался без импортного оборудования, из-за чего деятельность компании может замедлиться, т.к. на «импортозамещение» требуются и время, и технологии.

Одна из наиболее важных проблем «Газпрома» это отношения с украинской газовой компанией «Нафтогаз». Ввиду нестабильных и постоянно ухудшающихся политических отношений обе стороны, являющейся государственными компаниями, пытаются максимально разорвать взаимоотношения и даже навредить друг другу. Так на январь 2019 года и у «Нафтогаза», и у «Газпрома» было подано множество судебных исков друг к другу. Последние разбирательства связаны с претензиями «Нафтогаза» по прекращению транзита российского газа через Украину. Последний подписанный транзитный контракт «Газпрома» и «Нафтогаза» был подписан в 2009 году сроком на 10 лет, что означает скорое завершение действия контракта. В таком случае Украина понесет потери, поэтому им выгодно заключить новый контракт, и «Нафтогаз» согласился снизить иск с 12 миллиардов долларов до 2 миллиардов долларов в случае продления транзита. Несмотря на напряженные политические отношения между странами, главы различных политсоветов Украины заявляют, что расторжение договоров с «Газпромом» сулит крахом украинской экономике. «Это более 50 тысяч рабочих мест в нашей стране. Мы не можем позволить, чтобы этот контракт был остановлен», - заявляет Виктор Медведчук, глава политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». Были проведены трехсторонние переговоры между Россией, Украиной и Евросоюзом, где российская сторона заявила, что в независимости от переговоров готова гарантировать поставки газа странам Евросоюза. На середину марта 2019 года было заявлено, что «Газпром» отменяет транзит через Украину, что означает возможное возобновление иска «Нафтогаза» на 12 млрд долларов.

Тем не менее, «Газпрому» необходимо сохранить свою долю на европейском рынке и обеспечить газом те страны, которые остались без него вследствие расторжения контрактов с Украиной. Сохранив свою долю рынка в 35%, компания обеспечит себя выручкой в 50 миллиардов долларов в год. Для этого были разработаны такие проекты, как «Северный поток-2», «Южный поток» и «Турецкий поток».

В феврале 2019 года на совещании постпредов Евросоюза было вынесено решение между Францией и Германией, по которому «Северный поток-2» не блокировался, но стоимость этого проекта и требования к газопроводу сильно увеличивались, а также газопровод должен будет подчиняться правилам ЕС. Такое решение было принято ввиду антимонопольной политики Евросоюза и желательного доступа других компаний к газопроводу для извлечения выгоды странами, через которые проходит «Северный поток-2». В свою очередь компания Nord Stream 2 AG, которая является оператором «Северного потока-2», рассматривает такую стратегию, как создание нового юридического лица, которое бы занялось строительством последних 50 километров потока. Из-за этого проект не будет подчинен энергетическим правилам ЕС и подорвет все дальнейшие планы по работе и получении выгоды с «Северного потока-2». Получается, что в пределах юрисдикции ЕС будут только эти последние километры газопровода, а остальные 1,2 тысячи километров – нет. По такому случаю Манфред Вебер, кандидат на пост главы Еврокомиссии, заявил, что в случае получения должности он сделает все возможное, чтобы остановить «Северный поток-2» из-за противоречия интересам Евросоюза.

США не могли не проявить своего интереса, поэтому президент США Дональд Трамп заявил, что Германия, а вместе с ней весь Евросоюз, станут зависимыми от России, поэтому, по его мнению, им необходимо отказаться от поставок российской нефти, но представители Германии ответили, что никакой зависимости нет и не будет.

Помимо «Северного потока-2» планировалась реализация «Южного потока» еще до 2014 года, но в связи с политическими обстоятельствами Россия отказалась от реализации данного проекта в связи с повышением требований ЕС, так как по мнению Еврокомиссии газопровод не соответствовал Третьему энергопакету, однако от этого пострадала, как минимум одна европейская страна – Болгария. Альтернативой «Южному потоку» стал «Турецкий поток», работы по строительству которого находятся в финальной стадии на март 2019 года. Несмотря на многочисленные разногласия и протесты, все уже удалось достичь согласия по поводу «Турецкого потока», который проходит через Болгарию, Сербию и Венгрию. Газопровод по планам будет запущен уже к концу 2019 – началу 2020 года. [5]

Таким образом, одной из главных проблем ПАО «Газпром» является сохранение доли на международном рынке.

Заключение

Маркетинг является незаменимой частью менеджмента, особенно для такой крупной компании, как ПАО «Газпром», т.к. маркетинг позволяет производителю ответить на такие вопросы, как «Что производить? Для кого производить? Сколько производить?», помогает в стратегическом планировании и управлении компанией, в определении возможных рисков на рынке и путей их устранения.

Были определены такие цели и задачи маркетинга, как:

· Производство той продукции, которая априори будет продана;

· Удовлетворение потребительского спроса;

· Завоевание наибольшей доли рынка в условиях конкуренции;

· Обеспечение предприятия максимально возможной прибылью.

Мною было дано определение комплекса маркетинга и толкование внешней и внутренней среды организации и что в них входит. К тому же были проанализированы внутренняя и внешняя среды ПАО «Газпром» с помощью PEST- и SWOT-анализа.

Во время проведения анализа основных стейкхолдеров «Газпрома» было выявлено, чего же хотят лица, заинтересованные в деятельности компании ПАО «Газпром».

После описания возможных маркетинговых рисков и способов их оценки мною были указаны риски в деятельности «Газпрома» (в большинстве – политические), а также возможные пути их устранения и что уже смогла сделать компания для минимизации ущерба от этих рисков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.093 с.)