Тема 4. Традиционные общества. Культура Японии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Традиционные общества. Культура Японии.



1. Особенности культурного развития Японии.

2. Традиционные верования. Синто-путь богов.

3. Роль дзен-буддизма в формировании культурной традиции и искусства - чайная церемония, икебана, бонсай, боевые искусства, сады.

4. Изобразительное искусство, поэзия, театр.

Литература:

1. Анарина Н.Г. Японский театр. М., 1984.

2. Виноградова Н.А. Искусство Японии. М., 1985.

3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.

4. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М., 1989.

5. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980.

6. Маркова В. Классический японский театр// Ночная песнь погонщика Есаку… М., 1989.

7. Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981.

8. Человек и мир в японской культуре. М., 1985.

9. Сэнсом Д. Япония: краткая история культуры. СПб., 1999

10.Книга самурая. Бусидо. Спб.,2000.

 

Тема 8. Культура Византии.

1. Византийская культура как наследница античных традиций. Взаимосвязь византийской культуры с культурой славянских народов. Идея Константинополя как «второго Рима».

 2. Роль христианства в византийской культуре. Развитие богословия и

становление христианской догматики. Византийский гуманизм и секуляризация

культуры.

 3. Изобразительное искусство. Фреска, мозаика, миниатюра. Иконографический

 канон.

4.Политическая культура Византии. Система культурных ценностей.

 

Литература:

1.Каждан А.П. Византийская культура - М.:'Наука', 1968. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000012/

2. Бычков В. Малая история византийской эстетики М.,1985. http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Litav

3. Литаврин Г. Как жили византийцы СПб.,1999. http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Litav

4.Культура Византии. Т. 1-3. М., 1984-1991

 

Тема 14. Россия в контесте мировой культуры.

Русская культура как часть мировой культуры, соотношение национального и вселенского в русской культуре.Записки иностранцев-путешественников о России: Мадам де Сталь, Жозеф де Местр, др.Петербург: первая «европейская» столица России. История строительства. Петербург как явление русской культуры: город-фантом, литературные, музыкальные, философские образы Петербурга. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, «Петербург» А.Белого, петербургский периода творчества А.А.Блока. «Религиозно-философские собрания в Петербурге начала 20 века. Серебряный век русской культуры. Европа и Россия в начале 20 века: культурное взаимовлияние. Русская музыка в мировом контексте: Скрябин, Рахманинов, Прокофьев - Дебюсси, Равель, Малер. Поэзия серебряного века. «Русские балетные сезоны» в Париже. Эпоха утраченных возможностей. Уход «философского парохода».

 

Литература:

1.Данилевский Россия и Европа. М. 1991.

2.Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990.

3.Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., Лениздат. 1991

4.Российский цивилизационный космос. М., Эйдос. 1999.

 

Методические указания студентам вечернего отделения.

Кроме указанных в разд. 2.1.тем и вопросов, студенты вечернего отделения используют рабочую учебную программу (см. разд. 1.2.2), в качестве опорного материала для самостоятельной работы.

 

2.3 Контроль самостоятельной работы

Контроль самостоятельной работы осуществляется путем проведения письменных работ по вопросам, указанным в разд.2.2.

 

Требования к уровню освоения программы

3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Понимать

и объяснять феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

знать:

формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации;

этапы развития культурологического знания, основные научные школы, направления, концепции культурологи;

условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

уметь:

оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и современной социокультурной ситуации.

 

3.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани

Дневное отделение.

Формы промежуточного контроля знаний — аттестация. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

1.Понятие культуры. Основные определения культуры.

2.Культура как целостность. Системный подход в культурологи.

3.Культурологическая концепция Л.Уайта.

4.Границы культуры. Природа-культура-человек.

5.Функции культуры.

6.Механизмы культуры.

7.Динамика культуры. Культурные реформы и революции.

8.Типология культуры. Теории локальных цивилизаций.

9.Генезис культурологического знания. Мифология, Античность, Средние века.

10.Культурологические концепции эпохи Просвещения. Вико, Гердер, Фергюссон.

11.Классическая модель культуры. И.Кант.

12.Теории культуры 19-20 веков. Эволюционизм. Диффузионизм.

13.Анимистическая концепция Тайлора. Метод пережитков.

14.Биологическое направление в изучении культуры.

15.Психологический и психоаналитический подходы к изучению культуры.

16.Функционализм.

17.Методы культурологи. «Науки о духе» и «науки о природе». Синтетический метод культурологи.

18.Общая характеристика земледельческих культур Древнего Востока.

19.Письменность. История возникновения и виды письма.

20.Письменность. Роль писца в культурах Древнего Востока.

22.Месопотамия: основные вехи социокультурной истории.

23.Древний Египет: политическое, религиозное и общекультурное значение реформ Эхнатона.

24.Древняя Индия: специфика культурного развития. Основные религиозно-философские системы.

25.Древняя Индия: возникновение буддизма.

26.Древний Китай: конфуцианское социально-этическое учение.

27.Древний Китай: традиционные китайские верования и даосизм.

28.Япония: дзен-буддизм и бусидо.

 

Форма итогового контроля знаний — тест в конце 2-го семестра.

 

Вечернее отделение:

Промежуточная аттестация предусматривает обязательное написание реферата. Тема реферата должна быть одобрена преподавателем. Срок сдачи реферата – в период проведения промежуточной аттестации.

Примерный перечень тем рефератов:

Культура как предмет междисциплинарного анализа.

Системный подход в культурологии.

Принципы семиотического анализа культуры.

Проблема типологии культур.

Культура как проблема психоанализа.

Культурно-антропологический синтез в исторической науке. Школа «Анналов».

Повседневность как предмет культурологического анализа.

Диалогическая концепция культуры.

Особенности мифологического сознания.

Мифология и религия Древнего Египта.

Ислам: вероучение и основные направления.

Византия: специфика типа культуры.

Греция и Рим: общее и особенное.

Знание и вера в культуре Средневековья.

Социокультурный проект модерна.

Киберкультура: человек и техника.

Проблема этнокультурной унификации в эпоху глобализма.

 

Форма итогового контроля знаний – тест.

 

3.3 Основные термины и понятия,

знание которых необходимо для успешного освоения программы.

По блокам:

1. Теория культуры:

естественная среда обитания человека

искусственная среда обитания человека

системный анализ:

1. структурный анализ

2. функциональный анализ

3. исторический анализ                             

функции культуры                                                                                        

механизмы культуры

традиция

норма

ценность

идеал

"антропологический поворот"

культурные реформы

культурные революции

неолитическая революция

палеолитическая революция

верхнепалеолитическая

революция «осевого времени»

промышленная революция

информационная революция

производящее хозяйство

присваивающее хозяйство

креационизм

"культурный ареал", «культурная зона», «культурный круг»

"Теория общественного круговорота" (Вико)

"культура воспитания" (Кант)

«нравственный закона» (Кант)

эволюционизм                                            

«метод пережитков» (Тайлор)

диффузионизм

«негритюд»                                                 

«психологии народов»

культурная антропология

локальные культуры

функционализм

«головной показатель»(Аммон)

культурный плюрализм

биологический детерминизм

«этос культуры» (Р.Бенедикт))

единства фило-и онтогенеза

коллективное бессознательное (Юнг)

интровертное мышление (Юнг)

гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа                                     

принцип культурной относительности (Боас)

культурной антропологии

первобытное мышление

«пралогическое мышление» (ЛевиБрюль)

2. История культуры:

миф

синкретизм первобытной культуры

"реципрокность" применительно к ранним сообществам                                                       

феномен власти-собственности                

протогосударство

урбанизация

монументальное строительство

клинопись

предметное письмо

пиктография

фонетическое письмо

логограмма

ведической литературы

искусство Амарны                         

буддизм

джайнизм

даосизм

индуизм

брахманизм

кастово-варновая система

джайнизм

Хинаяна

Махаяна

концепции инь-ян

концепции Дао

легизм в Древнем Китае                                                               

конфуцианство                                           

греческий полис 

великая греческая колонизация    

формы государственного устройства в Риме:

феод                                                                         

крестовые походы

готика                                                                                  

схоластика                                                   

теоцентризм

механицизм

Великие географические открытия                                                        

Реформация  

протестантизм                                 

кальвинизм

католицизм

энциклопедисты                                                                

роккоко

исторический оптимизмм

идеал "естественного человека"

позитивизм

символизм

импрессионизм

классицизм

постимпрессионизм

модерн                                                                                                                    

"Ар нуво"

"Югендстиль"

"Тиффани стиль"

"отчуждение" как понятие философии                                                                          

глобализация

3. Отечественная культура:

норманисты 

антинорманисты     

"нестяжатели"

старчество как институт монашества                                                                        

доктрина "Москва-Третий Рим"                                                              

"Серебряный век" русской культуры                                          

русское Просвещение

секуляризация

Западничество                                                                                      

Славянофильство

Евразиийство

"Серебряный век" русской культуры: культурные парадигмы

соборность

"Вехи" – сборник статей русских философов

акмеизм

футуризм

конструктивизм

символизм

метод социалистического реализма

сюрреализм

народничество

сталинский ампир

 «Оттепель» как период в истории советского государства

тоталитаризм

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.068 с.)