Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Специальность 030301 - Психология

составлен на основании ГОС ВПО, утвержденных МО РФ

 

Автор учебного методического комплекса - Бутонова Наталья Владимировна

 

Санкт – Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

1.1 Цели и задачи курса. 3

1.2 Содержание дисциплины: 4

1.2.1 По видам учебных занятий. 4

1.2.2 По темам и разделам курса. Лекционный курс. 6

1.2.3 По времени проведения курса. 9

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 9

1.3.1. Список литературы: 9

1.3.2 Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям. 10

1.3.3 Планы семинарских занятий: 11

1.4. Материально-техническое обеспечение курса: 13

2. Самостоятельная работа.. 13

2.1.Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 13

2.2Темы и вопросы для самостоятельной работы.. 14

2.3 Контроль самостоятельной работы.. 16

3. Требования к уровню освоения программы.. 16

3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен: 16

3.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани. 16

3.3 Основные термины и понятия, 17

3.4 Образец контрольного теста по дисциплине «Культурология». 20

4. МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО КУЛЬТОЛОГИИ (см. на диске) 25

 


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

 Данная программа рассчитана на студентов первых курсов дневных отделений высших учебных заведений гуманитарного профиля. Курс состоит из трех разделов – первый раздел «Теория культуры» посвящен основным понятиям и категориям, формирующим проблемное поле культурологии, методам исследования, используемым в данной научной дисциплине, а также истории становления культурологического знания. Второй раздел «История культуры» ориентирован на обширный историко-культурный материал с вычленением узловых моментов мировой истории культуры в контексте современной социо-культурной ситуации. В третьем разделе «Отечественная культура» предпринято исследование ключевых проблем русской культуры в динамике ее изменений. Курс рассчитан на общий объем в 90 часов, из которых 56 часов лекционных занятий, 16 часов семинарских и 18часов самостоятельной работы, в том числе 6 часов контроля самостоятельной работы.

Цель учебного курса

состоит в проработке основных теоретических и методологических подходов культурологического анализа на базе историко-культурных процессов, что позволит слушателям самостоятельно ориентироваться в сложной системе современной культуры.

Основными формами обучения являются лекционные и семинарские занятия.

Учебные задачи:

-ознакомление с основными методами культурологического анализа и использование их в прикладных исследованиях;

-освоение историко-культурного материала;

-содействие в более глубоком понимании проблем, составляющих поле современной культуры, посредством ориентирования будущих специалистов на самостоятельное осмысление изменяющихся взглядов человека на себя самого и свое место в культуре;

-выработка практических навыков работы с первоисточниками и справочной литературой, предлагаемой в программе курса;

 

1.2 Содержание дисциплины:

По видам учебных занятий

Дневное отделение

Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа Контроль с/р
Лекции Семинарские занятия    

Раздел 1. Теория культуры.

1. Предмет и основные понятия культурологии   4     - -
2. Становление культурологической мысли   4      

 

Антропологическая проблематика в культурологии     2    
Феномен детства в культуре     2    

Раздел 2. История мировой культуры.

3. Историческая типология культуры.   2      

4.

Традиционные общества   6      
Культура Японии       4 1
Специфика мифологического мышления и образа мира.     2    

5.

Античность как тип культуры.   2      
Культура Древнего Рима   2      
6. Культура арабо-мусульманского Востока       4 1
7. Культура средневекового Запада   4      
8. Культура Византии       4 1
9. Рождение нового мира   4      

10.

Проект Модерна и его судьба   6      
Культурологический анализ рекламы     2    
Культурно-социальные проблемы современности     2    

Раздел 3. Отечественная культура.

11 Введение в отечественную культуру – предыстория славян.   4      
12   Древнерусская культура. Православие в истории отечественной культуры.   8      
13 Культурная трансформация в России в 18-19 вв.   4 2    

14

Проблема самоидентификации отечественной культуры   6      
Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма     2    
Россия в контексте мировой культуры     2 2 1
  Итого: 90 56 16 12 6

Вечернее отделение

Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа Контроль с/р
Лекции Семинарские занятия    

Раздел 1. Теория культуры.

1. Предмет и основные понятия культурологии   4     2  
2. Становление культурологической мысли   2   4  
  Антропологическая проблематика в культурологии       4  

Раздел 2. История мировой культуры.

3 Историческая типология культуры   2      

4.

Традиционные общества       4  
Культура Японии       2  
Специфика мифологического мышления и образа мира.       4  

5.

Античность как тип культуры.       4  
Культура Древнего Рима       2  
6. Культура арабо-мусульманского Востока       4  
7. Культура средневекового Запада.       4  
8. Культура Византии.       4  
9. Рождение нового мира           4  

10.

Проект Модерна и его судьба       4  
Культурологический анализ рекламы   2      
Культурно-социальные проблемы современности   2      

Раздел 3. Отечественная культура.

11 Введение в отечественную культуру – предыстория славян.   2   4  
12 Древнерусская культура. Православие в истории отечественной культуры.   2   4  
13 Культурная трансформация России 18-19 вв.   2   4  

14

Проблема самоидентификации отечественной культуры..   2   4  
Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма.       4  
Россия в контексте мировой культуры.   2   4  
  Итого: 98 24   74  

Раздел 1.Теория культуры.

Тема 1. Предмет и основные понятия культурологии.

Полисемантичность понятия «культура». Культура как целостность. Системный подход в культурологии. Основные функции и механизмы культуры. Ценности и нормы культуры. Границы культуры. Культура и природа, культуры и цивилизация, культура и общество, культура и личность. Субъект культуры. Семиотический аспект культуры. Методы культурологии. Динамика культуры. Введение в проблематику культурологических исследовании: прикладная культурология.

 

Литература: 1.Белик А.А. Культурология. http://www.ufalaw.narod.ru/2/kult/ycheb.htm Ведение.

                   2.Есин А.Б. Введение в культурологию. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Esin_KultVved/_Index.php стр.4-42.

                   3.Культурология. Под. ред. М.С. Кагана и Ю.Н. Солонина. Спб, 2008.

 

Тема2. Становление культурологической мысли.

Культурологическое знание как рефлексия культуры. Миф как целостное явление. Миф и ритуал. «Антропологический поворот»: Сократ и софисты. Соотношение божественного и земного. Символ и знак. Культура в человеке и во вне человека. Классическая модель культуры. Основные подходы и направления в изучении культуры в 19-20 веке. Эволюционизм. Диффузионизм. Функционализм. Биологическое, психологическое и психоаналитическое направления. Направление «культура-и-личность». Системный подход в культурологии. Основные принципы системного анализа. Культурология Д.Уайта. Бинарная модель культуры.

 

Литература: 1.Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Культурология. http://ido.edu.ru/ffec/cult/cult.html тема 1.1

                   2.Белик А. Культурогия. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Belik/index.php Разделы1,2,3(Направление «культура и личность»).

По времени проведения курса

Учебная дисциплина «Культурология» изучается на 1-м курсе в 1-м семестре (72 часа аудиторных занятий).

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы:

а) основная литература:

1.Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология. Спб, 2008

2.Культурология. Учебник для ВУЗов. Драч Г В, Королев В К, Штомпель Л А, Штомпель О М. Спб, 2009.

3.Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Культурология. Электронный учебник. http://ido.edu.ru/ffec/cult/cult.html

4.История мировой культуры. Маркова А.Н., М.2008.

5.Культурология. Учебник. Под. ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.2008г

6. Драч Г. В., Королев В. К., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Культурология. Учебник для ВУЗов. Спб, 2009. Гриф НМС Минобрнауки.

Каган М. С., Солонин Ю. И. Культурология. М, Юрайт, 2011. Гриф НМС Минобрнауки РФ.

б) дополнительная литература:

Учебно-методические пособия:

1.А.Я.Флиер Культурология для культурологов. М.2010г

2.В.В.Викторов. Культурология. М.,2004.

3.Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М., 2005.

4.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.

5.Культурология. 20 век: Словарь / Гл. ред. А.Я.Левит. - СПб.: Университетская книга, 1997.

6.Розин В.М. Культурология. - М.: ФОРУМ-ИФРА - М., 1998.

7.Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А.Радугина. -М.: Центр, 1997.

Научная литература:

1.Арьес. Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке.

Екатеринбург, 1999.

2.Арьес Ф.Человек пред лицом смерти. М., 1992.

3.Ассман Я. «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации», М., 1999

4.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990

5.Васильев Л.С. История востока. М., 2001, т.1

6.Глебкин В.В. История древнего мира. М., 2000

7.Гордон С.Г. Забытые письмена. СПб., 2002

8.Зелинский Д.Д. История Античной культуры. СПб., 1995

9.Культура эпохи Возрождения и реформации. Л., 1981

10.Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990

11.Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

12.Лосев А.Д. История античной эстетики. 12 тезисов об античной культуре. Т.8 кн.1 стр. 314-323, М., 1999

13.Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М., 1978

14.Проблема человека в западной философии. М., 1988.

15.Радин П. Трикстер. СПб., 1999.

16.Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры. СПб., 1999

17.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

18.Хейзинга Осень средневековья. М.,1995.

19.Бодрийяр. Ж. Система вещей. М.,1995.

20.Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

21.Да Винчи, Леонардо. Суждения о науке и искусстве, СПб, 1998

22.Ильин. И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.

23.Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.

24.Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

25.Кант. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 2002.

26.Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М., 1988

27.Клакхон К. Зеркало для человека, СПб., 1998.

28.Культорология. 20 век. Энциклопедия. СПб., 1998.

29.Марков Б.В. Философская антропология. СПб Лань 1997

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

30.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М. Медиум 1995

31.Сепир. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2001.

32.Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995

33.Художественная культура первобытного общества. СПб, 1991

34.Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988

 

1.3.2 Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям

Цель проведения семинарских занятий состоит в творческом освоении знаний, полученных в лекционном курсе, а так же в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Основным средством в подготовке к семинару является работа с литературой и подготовка кратких сообщений по указанным вопросам.

Рекомендации по работе с литературой:

 Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы, цитаты.

Таким образом составляется тезисный план выступления – сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать. Тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Рекомендации по устным сообщениям:

Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.

Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.

Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.

Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.

Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.

Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.

Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию.

Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.

 

Планы семинарских занятий:

К теме 2. Антропологическая проблематика в культурологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Культурно-историческая школа Ф.Боаса. Принцип кульутрного релятивизма.

2. «Язык — это философия». Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

3.Антропология и культурология — точки пересечения.

Литература:

1.Клакхон КЛ Зеркало для человека. Введение в культурную антропологию.

2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Раздел3.Направление «Культура- и- личность».

3.Леви-Стросс К. Руссо - отец антропологии. В сб. Первобытное мышление.

 

К теме 2. Детство как феномен культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Подходы к анализу детства в антропологии и культурологии.

2.Трансформация образа детства в культуре.

3.Значение игровой деятельности.

Литература:

1.Белик А. Культурология. Антропологические теории культуры. Разд.3.Детство как феномен кулуьтуры.

2.Мид М. Культура и мир детства. М.,1988

3.Игровое пространство культуры. Сб.материалов научного форума. СПб., 2002.

Вопросы для обсуждения:      

1.Понятие «информационного общества».

2.Проблема культурной унификации и проблема идентичности в эплху глобализации.

3.Виртуализация реальности и киберкультура.

Литература:

1.Информационное общество. Сб., М.2004.

2.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.,2004.

3.Виртуальное пространство культуры. Сб. материалов научной конференции. СПб.,2000

4.Гибсон У. Распознавание образов. М.,2006. Или любое другое произведение направления «киберпанк».

5..Культурология. Учебник под. ред. Солонина Ю.Н. и Кагана М.С. М.,2008. Раздел 5.

6.Сурова Е.Э. Глобальная эпоха: полифония идентичности. СПб., 2005.

7.Глобальное пространство культуры. Материалы международного форума. Спб., 2005.

 

К теме 13. Культурная трансформация в России в 18-19 вв.

Вопросы для обсуждения:

1.Специфика русского Просвещения.

2.Становление национального самосознания.

3.Основные идейные течения кульутры России 19 века.

Литература:

1.Очерки русской культуры XVIII века. М., 1985—1990. Ч. 1.
2.Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

3.Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

4.Артановская С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. Спб., 1994.

5.Лосский Н.О. Характер русского народа / Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.,1991.

6. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры.СПб., 1996.

 

К теме 14. Взаимодействие личности и общества в условиях тоталитаризма.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие «тоталитаризма».Истоки концепции.

2. «Свобода для…» и «свобода от…» - моральный и социальный аспекты свободы.

3.Ценности современного общества.

Литература:

1.Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. — М.: ИНИОН, 1993. — Ч. 1.

1.Замятин М. «Мы»

2.Ороуэлл «1984»

3.Бредбери Р. «451º по Фаренгейту».

4.Хаксли О. «О дивный новый мир».

 

К теме 14. Россия в контексте мировой культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Россия между Востоком и Западом.

2.Место России в мировом цивилизационном процессе.

3.Образ России на Западе.

Литература:

1.Культурология. Учебник под. ред. Солонина Ю.Н. и Кагана М.С. М.,2008. Раздел 4, гл.15.

2. Россия XVIII в. глазами иностранцев. СПб.,1989.

3. Жельвис В.И. "Эти странные русские". М.,2002.

4. Кагарлицкий Б. Перефирийная империя. Россия и миросистема. М.,2003.

5. Бундина А. Россия и русские глазами иностранцев. http://www.damimpex.ru/interestingly/article_24_6.aspx

6.Любые электронные ресурсы и печатные издания по заявленной тематике.

 

1.4. Материально-техническое обеспечение курса:

LCD-проектор, ПК.

 

Самостоятельная работа

2.1.Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из важнейших форм творческой деятельности, которая развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции, ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы.

Самостоятельная работа способствует:

· углублению и расширению знаний;

· формированию интереса к познавательной деятельности;

· овладению приемами процесса познания;

· развитию познавательных способностей.

Успешность самостоятельной работы в первую очередь определяется степенью подготовленности студентов. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, применении полученных знаний в практической деятельности.

При разработке тем для самостоятельной работы, в первую очередь, необходимо обратить внимание на сформулированные вопросы, которые будут являться ориентирами при чтении литературы. В процессе работы с литературой обязательным является составление краткого конспекта и тезисного плана, который позволит упорядочить полученную информацию.

Написание реферата по данному курсу не является обязательным.

 

2.2Темы и вопросы для самостоятельной работы

Требования к уровню освоения программы

3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Понимать

и объяснять феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

знать:

формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации;

этапы развития культурологического знания, основные научные школы, направления, концепции культурологи;

условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

уметь:

оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и современной социокультурной ситуации.

 

3.2 Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани

Дневное отделение.

Формы промежуточного контроля знаний — аттестация. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

1.Понятие культуры. Основные определения культуры.

2.Культура как целостность. Системный подход в культурологи.

3.Культурологическая концепция Л.Уайта.

4.Границы культуры. Природа-культура-человек.

5.Функции культуры.

6.Механизмы культуры.

7.Динамика культуры. Культурные реформы и революции.

8.Типология культуры. Теории локальных цивилизаций.

9.Генезис культурологического знания. Мифология, Античность, Средние века.

10.Культурологические концепции эпохи Просвещения. Вико, Гердер, Фергюссон.

11.Классическая модель культуры. И.Кант.

12.Теории культуры 19-20 веков. Эволюционизм. Диффузионизм.

13.Анимистическая концепция Тайлора. Метод пережитков.

14.Биологическое направление в изучении культуры.

15.Психологический и психоаналитический подходы к изучению культуры.

16.Функционализм.

17.Методы культурологи. «Науки о духе» и «науки о природе». Синтетический метод культурологи.

18.Общая характеристика земледельческих культур Древнего Востока.

19.Письменность. История возникновения и виды письма.

20.Письменность. Роль писца в культурах Древнего Востока.

22.Месопотамия: основные вехи социокультурной истории.

23.Древний Египет: политическое, религиозное и общекультурное значение реформ Эхнатона.

24.Древняя Индия: специфика культурного развития. Основные религиозно-философские системы.

25.Древняя Индия: возникновение буддизма.

26.Древний Китай: конфуцианское социально-этическое учение.

27.Древний Китай: традиционные китайские верования и даосизм.

28.Япония: дзен-буддизм и бусидо.

 

Форма итогового контроля знаний — тест в конце 2-го семестра.

 

Вечернее отделение:

Промежуточная аттестация предусматривает обязательное написание реферата. Тема реферата должна быть одобрена преподавателем. Срок сдачи реферата – в период проведения промежуточной аттестации.

Примерный перечень тем рефератов:

Культура как предмет междисциплинарного анализа.

Системный подход в культурологии.

Принципы семиотического анализа культуры.

Проблема типологии культур.

Культура как проблема психоанализа.

Культурно-антропологический синтез в исторической науке. Школа «Анналов».

Повседневность как предмет культурологического анализа.

Диалогическая концепция культуры.

Особенности мифологического сознания.

Мифология и религия Древнего Египта.

Ислам: вероучение и основные направления.

Византия: специфика типа культуры.

Греция и Рим: общее и особенное.

Знание и вера в культуре Средневековья.

Социокультурный проект модерна.

Киберкультура: человек и техника.

Проблема этнокультурной унификации в эпоху глобализма.

 

Форма итогового контроля знаний – тест.

 

3.3 Основные термины и понятия,

знание которых необходимо для успешного освоения программы.

По блокам:

1. Теория культуры:

естественная среда обитания человека

искусственная среда обитания человека

системный анализ:

1. структурный анализ

2. функциональный анализ

3. исторический анализ                             

функции культуры                                                                                        

механизмы культуры

традиция

норма

ценность

идеал

"антропологический поворот"

культурные реформы

культурные революции

неолитическая революция

палеолитическая революция

верхнепалеолитическая

революция «осевого времени»

промышленная революция

информационная революция

производящее хозяйство

присваивающее хозяйство

креационизм

"культурный ареал", «культурная зона», «культурный круг»

"Теория общественного круговорота" (Вико)

"культура воспитания" (Кант)

«нравственный закона» (Кант)

эволюционизм                                            

«метод пережитков» (Тайлор)

диффузионизм

«негритюд»                                                 

«психологии народов»

культурная антропология

локальные культуры

функционализм

«головной показатель»(Аммон)

культурный плюрализм

биологический детерминизм

«этос культуры» (Р.Бенедикт))

единства фило-и онтогенеза

коллективное бессознательное (Юнг)

интровертное мышление (Юнг)

гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа                                     

принцип культурной относительности (Боас)

культурной антропологии

первобытное мышление

«пралогическое мышление» (ЛевиБрюль)

2. История культуры:

миф

синкретизм первобытной культуры

"реципрокность" применительно к ранним сообществам                                                       

феномен власти-собственности                

протогосударство

урбанизация

монументальное строительство

клинопись

предметное письмо

пиктография

фонетическое письмо

логограмма

ведической литературы

искусство Амарны                         

буддизм

джайнизм

даосизм

индуизм

брахманизм

кастово-варновая система

джайнизм

Хинаяна

Махаяна

концепции инь-ян

концепции Дао

легизм в Древнем Китае                                                               

конфуцианство                                           

греческий полис 

великая греческая колонизация    

формы государственного устройства в Риме:

феод                                                                         

крестовые походы

готика                                                                                  

схоластика                                                   

теоцентризм

механицизм

Великие географические открытия                                                        

Реформация  

протестантизм                                 

кальвинизм

католицизм

энциклопедисты                                                                

роккоко

исторический оптимизмм

идеал "естественного человека"

позитивизм

символизм

импрессионизм

классицизм

постимпрессионизм

модерн                                                                                                                    

"Ар нуво"

"Югендстиль"

"Тиффани стиль"

"отчуждение" как понятие философии                                                                          

глобализация

3. Отечественная культура:

норманисты 

антинорманисты     

"нестяжатели"

старчество как институт монашества                                                                        

доктрина "Москва-Третий Рим"                                                              

"Серебряный век" русской культуры                                          

русское Просвещение

секуляризация

Западничество                                                                                      

Славянофильство

Евразиийство

"Серебряный век" русской культуры: культурные парадигмы

соборность

"Вехи" – сборник статей русских философов

акмеизм

футуризм

конструктивизм

символизм

метод социалистического реализма

сюрреализм

народничество

сталинский ампир

 «Оттепель» как период в истории советского государства

тоталитаризм

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.286 с.)