Раздел 3. Отечественная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Отечественная культура



Тема 11. Введение в отечественную культуру – предыстория славян.

Восточные славяне, материальная культура, хозяйственная жизнь, общественные отношения. Язычество, культ предков, мифология восточных славян.

 

Тема 12. Древнерусская культура. Православие в истории отечественной культуры.

Византийская культура и принятие христианства на Руси. Специфика русской православной культуры. Церковь и власть - проблема взаимоотношений. «Раскол» как социокультурный феномен. Русская религиозная философия. Современное православие.

 

Тема 13. Культурная трансформация России 18-19 вв.

Имперский характер и секуляризация культуры. Русское Просвещение. «Золотой век» русской культуры. Литература, музыка, архитектура.

 

Тема 14. Проблема самоидентификации отечественной культуры.

Геополитика - Россия между Европой и Азией. На стыке культур – норманнское, византийское, «азиатское» участие в формировании этнической общности русского народа. Петровские реформы – социокультурное значение. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. Национальная идея – «самодержавие, православие, народность»; соборность и всеединство; «русский бунт» - катастрофизм, мессианство и эсхатологизм; «советский народ» - интернациональная общность, историческая избранность. Современная Россия, поиск «третьего пути». Образ России в культурах других народов.

 

Литература: 1. Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Культурология. http://ido.edu.ru/ffec/cult/cult.html Раздел 3,темы1-7

2. История мировой культуры (мировых цивилизаций). Под.ред.проф. Г. В. Драч. http://www.book-ua.org/FILES/textbooks/1_03_2008/tb0401.htm Гл.11.

3. Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996.

4. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Л., 1973.

5. Синицина Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция средневековой концепции. М.,1998.

6. Художественно-эстетическая культура Древней Руси 11-17 века / Отв. ред. В.В.Бычков. М.,1996.

 

 

По времени проведения курса

Учебная дисциплина «Культурология» изучается на 1-м курсе в 1-м семестре (72 часа аудиторных занятий).

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список литературы:

а) основная литература:

1.Кармин А.С. Новикова Е.С. Культурология. Спб, 2008

2.Культурология. Учебник для ВУЗов. Драч Г В, Королев В К, Штомпель Л А, Штомпель О М. Спб, 2009.

3.Дорогова Л. Н., Пыханов Ю. В., Мареева Е. В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П. Культурология. Электронный учебник. http://ido.edu.ru/ffec/cult/cult.html

4.История мировой культуры. Маркова А.Н., М.2008.

5.Культурология. Учебник. Под. ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана. М.2008г

6. Драч Г. В., Королев В. К., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Культурология. Учебник для ВУЗов. Спб, 2009. Гриф НМС Минобрнауки.

Каган М. С., Солонин Ю. И. Культурология. М, Юрайт, 2011. Гриф НМС Минобрнауки РФ.

б) дополнительная литература:

Учебно-методические пособия:

1.А.Я.Флиер Культурология для культурологов. М.2010г

2.В.В.Викторов. Культурология. М.,2004.

3.Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры. М., 2005.

4.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: Учеб. пособие. - М.: Российский гос. гуманит. ун-т, 1998.

5.Культурология. 20 век: Словарь / Гл. ред. А.Я.Левит. - СПб.: Университетская книга, 1997.

6.Розин В.М. Культурология. - М.: ФОРУМ-ИФРА - М., 1998.

7.Энциклопедический словарь по культурологии / Под ред. А.А.Радугина. -М.: Центр, 1997.

Научная литература:

1.Арьес. Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке.

Екатеринбург, 1999.

2.Арьес Ф.Человек пред лицом смерти. М., 1992.

3.Ассман Я. «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации», М., 1999

4.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990

5.Васильев Л.С. История востока. М., 2001, т.1

6.Глебкин В.В. История древнего мира. М., 2000

7.Гордон С.Г. Забытые письмена. СПб., 2002

8.Зелинский Д.Д. История Античной культуры. СПб., 1995

9.Культура эпохи Возрождения и реформации. Л., 1981

10.Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990

11.Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992

12.Лосев А.Д. История античной эстетики. 12 тезисов об античной культуре. Т.8 кн.1 стр. 314-323, М., 1999

13.Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М., 1978

14.Проблема человека в западной философии. М., 1988.

15.Радин П. Трикстер. СПб., 1999.

16.Сэнсом Дж. Б. Япония: краткая история культуры. СПб., 1999

17.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994

18.Хейзинга Осень средневековья. М.,1995.

19.Бодрийяр. Ж. Система вещей. М.,1995.

20.Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М., 2001.

21.Да Винчи, Леонардо. Суждения о науке и искусстве, СПб, 1998

22.Ильин. И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998.

23.Ильин. И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.

24.Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

25.Кант. И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 2002.

26.Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М., 1988

27.Клакхон К. Зеркало для человека, СПб., 1998.

28.Культорология. 20 век. Энциклопедия. СПб., 1998.

29.Марков Б.В. Философская антропология. СПб Лань 1997

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

30.Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М. Медиум 1995

31.Сепир. Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 2001.

32.Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995

33.Художественная культура первобытного общества. СПб, 1991

34.Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988

 

1.3.2 Методические рекомендации студентам для подготовки к семинарским занятиям

Цель проведения семинарских занятий состоит в творческом освоении знаний, полученных в лекционном курсе, а так же в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

Основным средством в подготовке к семинару является работа с литературой и подготовка кратких сообщений по указанным вопросам.

Рекомендации по работе с литературой:

 Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы.

Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы, цитаты.

Таким образом составляется тезисный план выступления – сжато сформулированные основные положения, мысли, которые автор или оратор намерен развивать, доказывать, защищать или опровергать. Тезисы должны быть связаны внутренней логикой, последовательно раскрывать тему и основную мысль высказывания.

Рекомендации по устным сообщениям:

Не выступайте, если материал не продуман, не подготовлен заранее.

Если хотите, чтобы вам верили, говорите убедительно и только о том, что сами поняли и в чем убеждены.

Когда говорите, помните о теме своего выступления, не отходите от нее в сторону.

Отбрасывайте все лишнее, второстепенное. Помните, что иногда мелочи мешают увидеть главное.

Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз.

Не говорите слишком долго, чтобы не утомлять и слушателей, и себя.

Следите за своими слушателями: если вас перестали слушать, измените ход мыслей, приведите интересный факт, деталь, задайте риторический вопрос, но никогда не стремитесь перекричать аудиторию.

Следите за речью: избегайте слов-паразитов («так», «значит» и др.), вульгаризмов, просторечных выражений и т.д. Тщательно стройте фразу.

 

Планы семинарских занятий:

К теме 2. Антропологическая проблематика в культурологии.

Вопросы для обсуждения:

1.Культурно-историческая школа Ф.Боаса. Принцип кульутрного релятивизма.

2. «Язык — это философия». Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

3.Антропология и культурология — точки пересечения.

Литература:

1.Клакхон КЛ Зеркало для человека. Введение в культурную антропологию.

2.Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. Раздел3.Направление «Культура- и- личность».

3.Леви-Стросс К. Руссо - отец антропологии. В сб. Первобытное мышление.

 

К теме 2. Детство как феномен культуры.

Вопросы для обсуждения:

1.Подходы к анализу детства в антропологии и культурологии.

2.Трансформация образа детства в культуре.

3.Значение игровой деятельности.

Литература:

1.Белик А. Культурология. Антропологические теории культуры. Разд.3.Детство как феномен кулуьтуры.

2.Мид М. Культура и мир детства. М.,1988

3.Игровое пространство культуры. Сб.материалов научного форума. СПб., 2002.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.022 с.)