Чем больше количество изображенных дополнительных, не заданных инструкцией объектов на рисунке, тем в большей степени испытуемый переживает тревогу перед неопределенностью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем больше количество изображенных дополнительных, не заданных инструкцией объектов на рисунке, тем в большей степени испытуемый переживает тревогу перед неопределенностью.



Расположение рисунка на листе

Анализируя расположение рисунка, обратите внимание на то, смещен ли он относительно осей симметрии вправо или влево, вверх или вниз.

Сдвиг от центра вправо указывает на ориентацию на будущее, уход от настоящего вперед, на мечты и фантазии о предстоящем; влево — на уход от настоящего назад, возврат к прошлому, иногда на фиксацию на прошлых переживаниях.

Нижняя и верхняя половины листа отражают соответственно бессознательные и осознанные переживания. Если большая часть объектов и деталей расположена ниже горизонтальной оси листа, это свидетельствует о малой осознанности переживаний, активном влиянии бессознательных процессов на повседневные события и отношения. Расположение выше горизонтальной осилиста свойственно рациональным, хорошо осознающим себя детям.

Существует также определенная связь с самооценкой и уверенностью: чем ниже расположен рисунок на листе, тем в меньшей степени ребенок на данный момент уверен в себе и готов к действиям.

Цветовая гамма

Цвета, использованные в рисунке, дополняют сведения об эмоциональном состоянии испытуемого.

Красный — показатель высокой энергичности, эмоциональности, страстности, иногда агрессии. Оранжевый указывает на переживание чувства небезопасности. Желтый — любимый цвет эмоционально благополучных детей, в целом его использование говорит о позитивном состоянии испытуемого.

Зеленый цвет считается признаком уравновешенности; синий — выраженных «мужских» черт характера (напора, самоконтроля, рациональности); фиолетовый — тяги к таинственному и тревоги; черный цвет — протестный.

Мрачная цветовая гамма, как правило, отражает пессимизм и усталость испытуемого. Рисунки, выполненные одним цветом (только черным, только красным), свидетельствуют о нежелании испытуемого показывать свое истинное состояние, о закрытости. Нелепое использование цвета (зеленая лава, фиолетовый вулкан и т. п.) может быть признаком неадекватности эмоциональных реакций.

Анализируя цветовую гамму, интерпретируйте состояние испытуемого осторожно и обязательно соотнесите с другими выявленными признаками. Обратите внимание на общее впечатление от всего рисунка, попробуйте мысленно оживить его, представить изображение реальным. Определите, какое ощущение от этого возникает: радости, печали, опасности, заброшенности.

Словесное описание вулкана

Ответ на вопрос «Какой это вулкан?» отражает некоторые представления ребенка о самом себе. Вариантов может быть очень много — страшный, большой, одинокий, красивый, бурлящий, потухший, впечатляющий и т. п. Как правило, эти эпитеты могут быть прямо перенесены на личностные качества человека: большой он или маленький, действующий или пассивный, опасный или дружелюбный, приятный или нет.

Ответ на вопрос «Как можно помочь вулкану?» сигнализирует о том, каким образом можно облегчить его эмоциональное состояние. Существует несколько наиболее часто встречающихся вариантов ответов.

«Дать ему взорваться, выкипеть, извергнуться» — у испытуемого существует потребность в том, чтобы накопленные переживания были выражены прямо, полностью; их надо с кем-то в диалоге разделить; надо позволить самому себе быть искренним в проявлении эмоций. Надо стать активнее и меньше ориентироваться на возможное осуждение окружающих в случае искреннего выражения эмоций; перестать запрещать себе сдерживаться.

«Охладить его (дождем, облаками, добавить рядом реку)» — ребенку нужно что-то, что поможет снизить интенсивность переживаний. Как правило, он ожидает помощь извне. В отличие от первого варианта, испытуемый не хочет поделиться эмоциями, он хочет их не испытывать.

«Добавить другие вулканы» — ребенок переживает одиночество, чувствует себя брошенным, нуждается в психологически близких отношениях и поддержке.

«Превратить вулкан в место для развлечения и радости (зону аттракционов, экскурсий, сафари-парк
и т. п.)»
— испытуемый хочет измениться, стать привлекательным для окружающих, нравиться, активно и позитивно взаимодействовать с другими. Этот вариант особенно характерен для детей, которым не хватает радости и поддержки в семье.

«Позаботиться о нем» (убраться вокруг, сделать все красиво, посадить на его склонах цветы) — прямая потребность в заботе и уходе.

«Ему никак не помочь» — испытуемый переживает жизненную ситуацию как не имеющую выхода; сопротивляется идее помощи и, как правило, не готов к психологическому вмешательству.

Приложение

Примеры рисунков, их интерпретация

Интерпретация рис. 1

Рис. 1. Два вулкана, деревья

Значительное эмоциональное напряжение, в том числе связанное с переживаниями из прошлого. Взрывное, бурное выражение эмоций по поводу прошлого. Менее ясное и яркое — по поводу настоящего (правый вулкан). Травмированность. Поиск поддержки от близких (соседний вулкан). Желание быть услышанным (способ помощи вулкану).

Как ему помочь: надо послушать его. Он извергается, извергается, а все только боятся.

Интерпретация рис. 2

Рис. 2. Вулкан ночью

При высокой внутренней эмоциональности выражение эмоций схематичное, слабое, непонятное, намеками. Психологический запрет на выражение эмоций. Уход в таинственное, потаенность (ночь). Потребность в добром внимании, общении, быть окруженным близкими по духу людьми.

Как ему помочь: посадить цветы и деревья, построить у подножия храм, развести животных, чтобы приходили люди. Поселить людей и сделать его цветущим.

Интерпретация рис. 3

Рис. 3. Дымящийся вулкан

При высокой интенсивности эмоциональных переживаний (в том числе заметная тревожность) их внешнее выражение неполное, осторожное. Признаки травматического опыта в прошлом. Там же — значимая родительская фигура (солнце). Способ помощи вулкану — потребность в общении, поддержке, доброжелательной оценке; склонность к самообвинению.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Также читайте статью
М.В. Войтик, А.В. Поликши «Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии» в электронном журнале № 4, 2015.

Как ему помочь: нужно успокоить вулкан. Ласково поговорить с ним. Дать понять, что своими действиями он доставляет большие неудобства окружающему миру. Чаще приходить к вулкану, обнимать его и разговаривать с ним, чтобы он не чувствовал себя одиноким и не привлекал к себе внимание.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

Показатели одаренности ребенка: шпаргалка для педагогов

Татьяна Васильева
доцент БФУ им. Э. Канта, г. Калининград

Одна из задач педагога-психолога в работе с одаренными детьми — создать условия, которые помогут достичь высоких результатов в той деятельности, которая им интересна. Не менее важно рассказать педагогам об особенностях этих детей, дать рекомендации, какие умения и способности необходимо развивать у одаренного ребенка.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, благодаря которому человек достигает более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Одаренный ребенок — это ребенок с яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности

Одаренность объединяет познавательную, эмоциональную, волевую, мотивационную, психофизиологическую и другие сферы психики. Ее признаки могут быть постоянными или временными, явными или скрытыми (потенциальными).

Одаренность может проявляться в виде высокого уровня развития общих или специальных — интеллектуальных, академических, художественных, психомоторных, лидерских, технических — способностей.

Уровни детской одаренности

Одаренность развивается поэтапно и проявляется в психике конкретного ребенка в разной степени и форме.

Выделяют следующие уровни развития одаренности:

1) психический процесс, который:

  • дает возможность пробовать себя в разных видах деятельности;
  • обусловливает появление избирательного интереса и эмоциональной включенности в деятельность;
  • развивается в одаренность, если созданы благоприятные условия;

2) психическое состояние, которое:

  • возникает достаточно часто в определенном виде деятельности, закрепляется, становится ярким;
  • стимулирует желание постоянно искать и создавать ситуации для его переживания;

3) личностная черта, свойства, которые:

  • превратили желание, интерес в единственный смысл жизни;
  • стали яркой потребностью творчества в любых ситуациях, любой деятельности.

Одаренность — это уникальное системное качество конкретного ребенка, природная предрасположенность к реализации его психических возможностей в такой форме индивидуального развития, которая оптимальна для выполнения социально значимой деятельности одного или нескольких видов.

Особенности образовательной среды для развития одаренности

Дети с процессуальным уровнем развития одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством раскрытия и развития природных задатков. Ее черты:

  • ориентированность на сенсорно-перцептивную сферу ребенка;
  • максимальная вариативность, разнообразие (от поделок руками до сочинения сказок и т. д.);
  • способность вызывать любопытство, а далее — интерес.

Каждому ребенку в такой образовательной среде взрослые (педагоги, родители) предоставляют возможности и создают условия для того, чтобы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности (в образовательном процессе, кружках, школах искусств и т. д.).

Дети с одаренностью на уровне психического состояния нуждаются в типе образовательной среды, которая служила бы средством, дающим возможность более частого проживания состояния творческого акта. Такая среда должна:

  • способствовать обучению операционной деятельности;
  • быть насыщенной ситуациями, стимулирующими творческую активность;
  • поддерживать развитие творческого мышления;
  • способствовать «проживанию состояния успеха».

Дети с личностным уровнем одаренности нуждаются в таком типе образовательной среды, которая служила бы средством личностного становления и самоутверждения. Ее черты: напряженность, максимальная насыщенность по предметному содержанию и нравственно-этическим ценностям. Она должна:

  • удовлетворять потребность ребенка выполнять интересующую его деятельность (формы работы — от индивидуальной до специальных групп и специальных школ);
  • быть средством личностного становления и самоутверждения;
  • обеспечивать условия для участия в состязаниях, конкурсах, олимпиадах и т. п.

Важно, чтобы ребенок видел, что не один он увлечен деятельностью, чтобы имел возможность реализовать свои личные устремления.

Педагоги, работая с одаренными детьми, должны создать условия, которые максимально способствовали бы проявлению одаренности как становящегося системного качества, раскрытию и оптимальному проявлению природы психики ребенка.

Показатели одаренности ребенка

Показатели одаренности условно можно распределить на пять сфер: интеллектуальная, творчество, общение и лидерство, художественная деятельность, двигательная.

Интеллектуальная сфера

Показатели: наблюдательность, хорошая память, умение излагать мысли, хорошая общая осведомленность, зачатки мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), понятийного мышления (интуитивное, логическое, речевое, образное).

Сфера академических достижений:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.018 с.)