Базовые правила эффективного общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Базовые правила эффективного общения



1. Обращайтесь к человеку по имени — желательно так, как он сам представится («Дима», «Валентина Ивановна» и т. п.).

2. Говорите достаточно громко и быстро, не тяните.

3. Избавляйтесь от слов-паразитов («типа», «это самое», «на самом деле» и пр.)

4. Когда это уместно, улыбайтесь.

5. Если человек возражает, выслушайте его до конца. Ответьте на возражение, начав с того, что вы его поняли и знаете, что именно для него важно.

6. Будьте вежливы: здоровайтесь, благодарите, всячески демонстрируйте свое расположение к собеседнику.

7. Четко и понятно изложите достоинства своего мнения или предложения.

8. Начиная взаимодействие, используйте mini-talk (с англ. — маленький разговор) — короткий обмен фразами на общую тему, не имеющую прямого отношения к предмету разговора, например: «Как добрались?», «Ну и погода сегодня!» и т. п.

9. У вас будет только один шанс произвести хорошее впечатление, поэтому следите за своим внешним видом, держитесь по возможности прямо, будьте опрятны и приветливы.

10. Сохраняйте позитивный настрой.

Скачать правила общения в pdf

Выясните у участников занятия, что показалось им трудным, а что легким; что интересным, а что скучным. Дайте высказаться каждому, кто пожелает.

Выручка. Попросите каждого сказать несколько слов о том, как он оценивает собственный результат. Если это выигрыш (итоговая сумма превысила начальные 12 тысяч рублей), то рассчитывал ли он на такой финал, как этого достиг и что чувствовал, получая деньги от других; если проигрыш (итоговая сумма менее 12 тысяч рублей) — то какой тактики придерживался, почему получил так мало денег, пытался ли изменить свой способ самопрезентации, щедро ли платил сам и почему.

Также попросите группу высказаться по поводу примененных в ходе игры стратегий поведения:

  • к чему привела попытка одного из участников сэкономить;
  • правильно ли сделал тот, кто сразу договорился о равноценном обмене;
  • не излишне ли щедрым был игрок, который проматывал свои деньги, и т. д. Надо сказать, что в реальной жизни люди обычно ведут себя точно так же.

Без обсуждения техника утрачивает значительную долю развивающего эффекта. Обязательно обсудите с участниками все, что происходило на занятии.

По итогам работы предложите педагогам составить собственный список рекомендаций по эффективной самопрезентации.

Техника «Свадебное агентство»

Цели: выработать умения выявлять и учитывать потребности других людей во взаимодействии с ними, конкурировать и работать в команде; развить навык убеждения собеседника.

Материалы и оборудование: карточка с игровой ролью жениха и минимум три карточки невесты в зависимости от количества команд (можно написать на доске или распечатать); для усиления включенности в игру используется свадебная атрибутика (фигурки жениха и невесты, ленты с надписью «Свидетель» и т. п.).

Требования к помещению: любой кабинет для игры, в котором хватит места как минимум для трех команд по три человека в каждой.

Количество участников: от 10 человек (три команды по три человека и жених, он же ведущий).

Продолжительность: 30 минут.

Процедура проведения. Участники распределяются свободно на несколько команд в зависимости от количества человек в группе. Команда должна придумать название своего свадебного агентства — это задание выполняется в качестве разминки. Затем каждая команда получает карточки с именем невесты: Царевна Несмеяна, Спящая Красавица, Баба-Яга и т. д. Имена невест можно написать и на доске. Ведущий становится женихом (кротом из сказки «Дюймовочка», Кощеем Бессмертным, Иван-Царевичем и др.). На данном этапе лучше выбирать общеизвестных персонажей, таковыми могут быть сказочные и киногерои, звезды шоу-бизнеса или спорта. Карточки приведены в приложении.

Далее ведущий в роли жениха рассказывает собственную историю и описывает свои потребности в тех или иных качествах невесты: что именно он ценит, что хочет получить, для чего ему невеста
и т. д. Каждой команде дается 5 минут на обсуждение качеств невесты, которую она будет сватать.

После обсуждения все команды по очереди презентуют жениху своих невест, описывая их качества в соответствии с его потребностями, например: «Наша невеста покладистая, умная, у нее с женихом много общего… (в менеджменте это называется “развернуть продукт нужной стороной”)». После этого жених выбирает себе невесту в зависимости от представленных качеств.

Затем дается время на обсуждение. Каждая команда высказывает мнение по поводу всех презентаций и выбора жениха:

  • чья презентация лучше;
  • почему жених выбрал именно эту невесту;
  • какими полезными для жениха качествами обладает каждая невеста;
  • сложно ли было отыскать нужные качества;
  • кто был лидером в команде;
  • как проходило обсуждение, трудно ли было договориться.

Анализ занятия

Помимо того, что было перечислено в описании предыдущей техники, анализу подвергаются дополнительные моменты.

Ориентация на потребности другого человека. Задание убедить других имеет скрытый подтекст: понять потребности другого человека и ориентироваться на них в своей деятельности. Наблюдайте, как команда реагирует на потребности жениха. Пары «жених и невеста» комичны, но помимо смеха и шуток команда должна сообразить, какие заявленные женихом потребности можно использовать, сватая невесту. Проследите, смогла ли команда своим описанием качеств невесты удовлетворить запросы жениха, например: если он вел речь о ее характере, то говорит ли команда именно о нем или презентует лишь внешние ее качества?

По окончании упражнения отметьте, как члены той или иной команды приняли задачу, например, смеялись и показывали себя, вместо того чтобы рекламировать невесту. В таком случае необходимо обратить их внимание на данное упущение; объяснить, что они не ориентировались на цель игры, а просто развлекались; и поинтересоваться, не происходит ли такое с ними в реальных обстоятельствах.

А также сделайте акцент на том, учитывались ли участниками игры потребности жениха. Например, он говорил, что для него важна красота невесты; или рассказывал о том, как любит заниматься чем-либо; отметил, что хочет спокойной жизни или что ищет партнера по бизнесу. Было ли это учтено при сватовстве?

Умение убеждать. Участники игры пытаются достичь желаемого результата с помощью вербального и невербального поведения. Их умение убеждать других проанализируйте аналогично тому, как было описано в технике «Продажа». Особое внимание обратите на следующее:

  • был ли жених проинформирован членами команды о качествах невесты;
  • удалось ли им опровергнуть его возражения;
  • ориентировались ли они на те пожелания, которые жених высказал в начале игры.

Убеждая собеседника в чем-либо, нужно ориентироваться на его потребности: материальные (иметь какие-то блага); физиологические (есть, пить, спать); социальные (быть частью какой-то группы, иметь друзей); потребность в престиже (иметь хорошую репутацию, пользоваться уважением), безопасности, самовыражении и пр.

Сотрудничество в команде. Одни люди лучше работают в команде, другие, наоборот, отступают в ней на задний план и стараются быть незаметными. Рассматриваемая техника позволяет выявить это.

Наблюдайте за тем, кто из членов команды был инициативным, кто продвигал процесс сватовства, когда возникали трудности. Такие наблюдения тоже следует озвучить: надо назвать тех, кто показался самым инициативным, кто предлагал новые идеи, выручал команду.

Порой кто-то из участников мешает своей команде: негативно комментирует слова других, вставляет реплики, которые портят впечатление о невесте или о свате, и т. п.

Говорить об этом надо спокойно, без оценок и критики. Указав на то, что вы заметили в его поведении, задайте ему вопрос для размышления о самом себе: «Похоже ли это на ваше поведение с какими-либо людьми в реальной жизни?», «Как, по-вашему, другие воспринимали ваши слова?».

Обратите внимание и на тех игроков, которые старались быть в центре внимания, перебивали других, стремились на первый план. Такие люди жаждут внимания и признания, им важна обратная связь типа: «Ваша активность была очень высокой, вы находчивы, но мне показалось, что в какие-то моменты вы не дали высказаться другим».

Взаимодействие команд. Это показатель того, какая атмосфера царит в коллективе. Задание предполагает конкуренцию. Смотрите, как в конкурентной борьбе проявляют себя участники по отдельности и в команде. Здоровая конкуренция ни для кого не обидна, она мотивирует.

Признаки конкуренции:

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Доступен дополнительный сервис «Памятки» для родителей и педагогов.

  • здоровой: умение выслушать до конца другую команду; смеяться над шутками без высмеивания; принять конкурента всерьез, без обесценивания;
  • нездоровой: агрессивное высмеивание и принижение другого; обидные комментарии в его адрес; клевета и прочее, то есть агрессия и отсутствие игрового сотрудничества.

Все выявленные признаки нездоровой конкуренции надо прокомментировать: поделиться с участниками игры своими впечатлениями об атмосфере занятия; поинтересоваться их мнением; дать высказаться всем желающим; не переубеждать тех, чье мнение не совпадает с мнением большинства.

Приложение

Раздаточный материал к техникам

Деньги к технике «Продажа» • Скачать в pdf
Вернуться в текст

 

Карточки к технике «Свадебное агентство» • Скачать в pdf
Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая коммуникация

Сценарий педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды»

Анна Бобкова
заместитель заведующего ФГКДОУ «Детский сад № 154», г. Оленегорск-2, Мурманская область

Анастасия Соловей
педагог-психолог ФГКДОУ «Детский сад № 154», г. Оленегорск-2, Мурманская область

Психологическая безопасность личности ребенка — актуальная проблема, в решении которой участвуют все педагоги и специалисты ДОО. Ваша задача донести это до них. Проведите педагогический совет по теме «Психологическая безопасность образовательной среды», но в новой форме — в жанре интервью. Это позволит на всем протяжении мероприятия удерживать интерес участников к теме.

Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала. Задачи педсовета:

  • познакомить педагогов с понятиями «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
  • рассмотреть признаки психологического здоровья педагогов;
  • определить факторы, влияющие на формирование здоровья воспитанников.

Участники: воспитатели и специалисты.

Ведущие: заместитель заведующего ДОО, педагог-психолог.

Форма проведения: интервью.

Продолжительность: 40 минут.

Ход педсовета

Вступление

Заместитель заведующего: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего педсовета «Психологическая безопасность образовательной среды» очень актуальна на сегодняшний день.

Педагогический совет пройдет в новой для нас форме — интервью — с участием педагога-психолога. Он познакомит нас с проблемой психологической безопасности образовательной среды, даст ответы на вопросы, которые затрагивают данную тему.

Основная часть

Заместитель заведующего: Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Почему, на ваш взгляд, этой проблеме придается такое большое значение?

Педагог-психолог: Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.

По Маслоу, определенные типы взрослых невротических людей мотивированы именно поиском безопасности. Для каждого здорового члена общества безопасность родных и близких — одна из ключевых ценностей.

Американский психоаналитик и психолог Карен Хорни в социокультурной теории личности выделяет две потребности детства: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении основных нужд ребенка.

Главной в развитии оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.

Заместитель заведующего: Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?

Педагог-психолог: Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.

В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой1, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:

1) свобода от проявления психологического насилия;

2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;

3) референтная значимость среды для всех участников образовательного процесса.

Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.

Факторами риска в образовательной среде могут быть:

  • недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
  • низкая активность детей и педагогов;
  • несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
  • низкий уровень воспитания и культуры.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.

Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.

Заместитель заведующего: Существуют какие-либо признаки, по которым можно судить о психологическом здоровье педагога?

Педагог-психолог: Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:

  • позитивное настроение, в котором находится человек;
  • высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и др.

Уровень психических возможностей связан с наследственными факторами (особенностями нервной системы). Одни из нас по своей природе очень возбудимы и поэтому сильнее подвержены нервным срывам, а другие мало волнуются и быстро выходят из негативного состояния. Психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и становятся ведущим показателем психологического здоровья. Но психологическая безопасность образовательного процесса — это не только состояние педагога, но и защищенность ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Заместитель заведующего: Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня в условиях реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы2 забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.

Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.

Педагог-психолог: Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.

По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Они хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.

Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников и манипулятивных воздействий со стороны педагогов.

Заместитель заведующего: Насколько оправданы эти опасения?

Педагог-психолог: Многие из нас могли бы привести доказательства негативного влияния педагога на жизненное благополучие и здоровье ребенка исходя из собственного профессионального опыта. За психологической консультацией часто обращаются люди по поводу тревожащих невротических снов, которые повторяются, выбивают из сил, лишают покоя, угнетают и ухудшают самочувствие. Зачастую корни этих проблем уходят глубоко в детство. Сны могут быть связаны с образом конкретного педагога, который когда-то травмировал психику ребенка.

Заместитель заведующего: В детский сад за помощью обратилась мама, заметившая, что ее ребенок во сне вздрагивает и произносит имя воспитателя.

Педагог-психолог: Конечно, педагоги-психологи в ДОО помогают в таких случаях. Но разве о таком влиянии воспитателя на ребенка говорит древняя мудрость: «Учитель — ты судьба для несмышленыша»?

Заместитель заведующего: Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.

Педагог-психолог: Даже самые близкие люди порой становятся друг для друга источником страданий и слез. Так и в детском саду — самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, воспитатель, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти к учению, неверию в себя.

Заместитель заведующего: Что может разрушительно действовать на психику ребенка в детском саду?

Педагог-психолог: Это и так называемый педагогический крик. Крик педагога — своеобразный способ установить контакт с ребенком.

Заместитель заведующего: Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», отдельные воспитатели применяют крик в педагогическом общении. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога Василия Сухомлинского, которые посвящены учительскому крику: «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы».

Почему воспитатель кричит? К сожалению, не только кричит, а использует выражения: «Куда ты прешься?», «Что ты вылупился?», «Задолбали уже».

Педагог-психолог: Большинство из нас могут сразу ответить — потому что воспитатель осознает свою неспособность повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Это реакция бессилия. Устрашающий крик вызывает сильное торможение в коре головного мозга, кричать на детей — значит разрушать их психику.

Назову причины крика педагогов на детей:

1. Педагогические. Главная из них — это недостаток педагогического мастерства и общей культуры воспитателя, неумение организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Социально-психологические. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации психического состояния. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.

Поскольку наказание запрещено законом, в сложной ситуации многие педагоги просто кричат на детей, проявляя вербальную агрессию, которая и есть эквивалент физического наказания. Социальная незащищенность, психологическая усталость, семейные неурядицы, страх оказаться несостоятельным в глазах коллег — истинные причины педагогического крика.

3. Физиологические. Не последнюю роль в педагогическом крике занимает сексуальная неудовлетворенность.

Заместитель заведующего: Как педагогу преодолеть такой стиль общения с детьми? Ведь он может стать пагубной привычкой и нанести урон обеим сторонам.

Педагог-психолог: Во многих ДОО практикуют тренинги для снятия напряжения. Есть специально оборудованные комнаты психологической разгрузки, которые помогают справиться с нарастающей усталостью и напряжением. Правильно организованный режим труда и отдыха — залог психического здоровья человека.

Заместитель заведующего: Предлагаю провести дополнительное исследование по изучению психологической безопасности образовательного процесса в нашем детском саду, чтобы создать благоприятные условия для формирования физического и психического здоровья воспитанников.

Рефлексия

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько тема педагогического совета интересна и важна для вас?
  • Что больше всего запомнилось?
  • О чем бы вы хотели узнать подробнее?
  • Какой информации вам не хватило?

1 Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.>>Вернуться в текст

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы».>>Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Проективная рисуночная методика «Вулкан»

Александра Фокина
доц. каф. возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466 ­им. Надежды Рушевой, Москва

Проективная рисуночная методика «Вулкан» позволяет получить сведения об интенсивности и характере эмоциональных переживаний испытуемого, его способности адекватно выражать эмоции. Используйте ее как самостоятельный психодиагностический инструмент и в составе комплексного обследования.

Методика «Вулкан» — одна из интересных, но малоизвестных проективных рисуночных техник в работе педагога-психолога. Ее цель: диагностика эмоциональной сферы детей и подростков. Проводить методику можно с детьми начиная с 5 лет.

Подготовка к диагностике

Чтобы получить достоверные результаты, перед диагностикой установите контакт с испытуемым, создайте доброжелательную атмосферу — для этого придерживайтесь рекомендаций.

Беседа должна проходить в комфортном пространстве, не на бегу, ее не должны слышать, наблюдать, прерывать другие люди (за исключением случаев, когда ребенок попросит, чтобы на консультации присутствовал его родитель).

Если это первая встреча — представьтесь. Коротко, но понятно объясните свои профессиональные задачи. Если вы уже работали с испытуемым, то расскажите ему, какую цель преследует эта встреча, например: «Мы попробуем понять, как сделать твою жизнь более радостной». Сориентируйте его по времени, например: «У нас есть полчаса».

Ответьте на все вопросы относительно процедуры и результата диагностики, например: «Я хочу предложить тебе сделать один тест. В нем надо порисовать. Вот есть листы, вот карандаши. Я тебе сегодня расскажу, что означает твой рисунок. Сделаешь?».

Если ваш ответ на вопрос(ы) может снизить достоверность данных, например, «А вулкан что означает?», дайте сначала общий ответ, а разъяснения — после завершения диагностической процедуры, например: «Эта методика про некоторые твои особенности, я тебе обязательно все расскажу подробно, когда мы закончим». Если ребенок отказывается от выполнения методики, не настаивайте.

Процедура диагностики

Как и другие проективные методы, методика «Вулкан» проводится индивидуально.

Предложите ребенку лист А4, 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй вулкан».

Время на выполнение методики не ограничивайте.

На уточняющие вопросы: «какой?», «какого размера?», «можно ли раскрашивать?», отвечайте таким образом, чтобы не оказать никакого влияния на будущий рисунок, например: «Как тебе захочется», «Совершенно любой», «Как угодно» и т. п.

После того как испытуемый выполнит рисунок, попросите его ответить на вопросы: «Какой это вулкан? Как можно помочь вулкану?». Если у него возникают вопросы («как это — помочь?», «зачем?» и т. п.), предложите дать любой ответ — все, что приходит в голову.

В течение этой встречи дайте обратную связь — расскажите об основных выявленных тенденциях. При этом используйте понятную испытуемому лексику. Например: «Ты чем-то похож на этот вулкан. Когда ты злишься, ты кипишь, кричишь, может быть, даже что-то пинаешь или бросаешь»; «В твоем внутреннем мире накопилось очень много разных чувств. Я вижу тут и тревогу, и злость, и усталость. Но почему-то ты никак это не показываешь другим людям».

Интерпретация рисунка

Примеры рисунков и их интерпретация приведены в приложении.

Изображение вулкана и его описание символически отражают эмоциональность испытуемого.

При интерпретации вы анализируете:

  • сам вулкан;
  • извержение;
  • дополнительные детали;
  • расположение рисунка на листе;
  • цветовую гамму;
  • словесное описание вулкана.

Вулкан

Изображение вулкана (гора, возвышенность) характеризует уровень эмоциональности испытуемого. В первую очередь вы интерпретируете размер вулкана.

Чем крупнее вулкан, тем более эмоционален автор рисунка. Условно «нормальным» (средним, типичным) является изображение вулкана примерно на 1/2 листа.

Вулкан, занимающий 2/3 листа и более, служит признаком высокой эмоциональности: ребенок переживает интенсивные эмоции, обладает сильной внутренней реакцией на происходящие события.

Вулкан, размеры которого менее 1/3 листа, указывает или на невысокую эмоциональность, малый отклик внешних событий во внутренней жизни испытуемого, или на наличие «психологического запрета» на эмоции. Подобный «запрет» складывается под влиянием воспитания, опыта. Как правило, это неосознаваемое желание избежать эмоций — всех или некоторых, например гнева. Анализируя изображение вулкана, обратите внимание на характер линий. Мелкая штриховка, исправления, перерисовывания указывают на тревожность; крупные штрихи — на импульсивность. Сильный нажим, жирные линии рисунка свидетельствуют о напряжении, стремлении к доминированию; слабый нажим, еле заметные линии — о робости, чувстве незащищенности.

Извержение

Извержение отражает специфику выражения эмоций вовне.

Извержение лавы вверх и в стороны — показатель того, что испытуемый открыто, ясно и бурно выражает свои переживания и чувства.

Лава, текущая вниз по вулкану, символически отражает сильные переживания, которые глубоко задели ребенка, его травматический эмоциональный опыт. Это эмоциональные события, к которым он бессознательно возвращается снова и снова.

Если вулкан извергает только дым или пар — испытуемый в некоторой мере проявляет свои эмоции, но делает это не прямо, не в полной мере, неконгруэнтно. То есть реально переживаемое и внешне выражаемое не вполне или вообще не совпадают.

Отсутствует извержение — знак того, что испытуемый вообще не показывает свои чувства.

Используя эту методику, вы можете встретить рисунки, на которых жерло вулкана покрыто льдом или заснежено. Это символическое выражение «замороженной эмоциональности», запрета на эмоции, их вытеснения из сознания.

Достаточно часто в рисунках извергающихся вулканов встречаются летящие в разные стороны камни. Это показатель определенных разрушительных тенденций, что характерно для агрессивных людей, а также для тех, кто пережил жизненные события и оценивает их как удары.

Дополнительные детали

Часто испытуемые рисуют не только вулкан, но и другие объекты.

Дополнительные детали носят символический характер и отражают нечто актуальное и значимое для испытуемого. Поэтому обязательно учитывайте их при анализе рисунка. Все варианты описать невозможно — приведем типичные.

Если нарисованы люди — спросите, кто это (например, семья, группа людей, одинокий путник, жертвы извержения).

Изображение людей символически отражает то, как видит себя испытуемый в отношениях с окружающими, — включенным в них или одиноким, счастливым или несчастным, справляющимся с обстоятельствами жизни или сокрушенным ими.

Здания чаще всего символически изображают значимые человеческие общности, например, родной дом и семью, сверстников. Также дом — символ тела, поэтому его изображение может указывать на высокую значимость телесности, например, движений, пищи, физических радостей.

Животные, как правило, отражают представление испытуемого о доброжелательности или опасности мира: он состоит из хищников или безвредных существ, противных или милых созданий.

Изображение вулкана среди сходных объектов — гор или других вулканов — говорит о сильной включенности испытуемого в отношения, его стремлении избегать одиночества, объединяться, иногда симбиотически сливаться (особенно вероятно, если дорисована одна гора, т. е. образована пара).

Обратите внимание на такие объекты, как:

  • солнце — выражает потребность в большей любви и поддержке от окружающих; часто указывает на постоянное влияние сильной родительской фигуры, как правило, матери;
  • луна — скрытность, потаенность, тяга к таинственному;
  • облака, тучи — неприятные текущие жизненные обстоятельства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.103 с.)