Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов



Регламент работы

  • -Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов
  • -Мини-консилиум с родителями – первая ступень помощи детям с ОВЗ

Психопрофилактика

  • -28 игр для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников

Психологическая диагностика

  • -Проективная рисуночная методика «Кактус»

Консультирование

  • -Что надо знать о развитии речи дошкольников

Коррекционная и развивающая работа

  • -Как сопровождать детей 5–7 лет с ФФН в условиях логопункта
  • -Для чего нужно использовать сторителлинг в работе с детьми

Психологическая коммуникация

  • -Техники командной работы для педагогов

Вопрос эксперту

  • -Можно ли услуги педагога-психолога и учителя-логопеда передать на аутсорсинг? Если возможно, то какой механизм передачи?
  • -Могут ли педагог-психолог и учитель-логопед проводить платные индивидуальные коррекционные занятия в первой половине дня?

Регламент работы

Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов

Резеда Кучкарова
преподаватель психологии, психолог- консультант благотворительного фонда «Защитим жизнь», Москва

Елена Пуляева
вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Москва

В детском саду появился проблемный ребенок: он обижает других детей, провоцирует драки, не дает проводить занятия. Родители воспитанников жалуются и требуют принять меры. Семья самого ребенка и воспитатели не знают, как исправить его поведение. Расскажем, как в этом случае организовать работу.

Трудные дошкольники — это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов.

Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью.

Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Воспитатели и родители часто просят перевести таких детей в другую группу и даже в другой детский сад. Однако вы должны знать, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает применять к дошкольнику меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление (ч. 5 ст. 43). Отчислить его можно только по желанию родителей, в т. ч. для перевода в другой детский сад, или в случае ликвидации ДОО. Перевести трудного ребенка в другую группу также можно только с согласия его родителей, даже если о переводе попросили родители остальных детей.

К трудным детям чаще всего относят гиперактивных, агрессивных и тревожных. Запрос на работу с ними исходит от воспитателей и от родителей.

Таблица 1

Таблица 2

В общении с родителями будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если они провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу — помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации и сохранять спокойствие.

Если ДОО не может обеспечить комплексную помощь трудному ребенку или родителей по каким-то причинам не устраивает ее качество, рекомендуйте им обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ЦППМСП).

ЦППМСП есть в каждом крупном городе. В обязательном порядке их создают органы государственной власти субъектов РФ. Обратиться в ЦППМСП могут родители проблемных детей — они направляют запросы в письменной форме и детский сад.

ДОО может заключить договор о сетевом взаимодействии с центром. Это хороший способ решить проблемы детей, наладить отношения с их родителями, помочь воспитателям. Например, специалисты ЦППМСП города Ноябрьска:

  • участвуют в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада;
  • проводят психолого-педагогическую диагностику проблемных детей, а в дальнейшем — коррекционно-развивающие занятия с ними;
  • консультируют родителей проблемных детей;
  • оказывают психологическую поддержку детям из приемных и опекунских семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
  • помогают воспитателям находить индивидуальные подходы к проблемным детям;
  • ведут просветительскую работу в целях повышения психологической компетентности педагогов и родителей.

Проблемное поведение ребенка — это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.

Таблица 3

Рекомендации воспитателям. Игры для агрессивных, гиперактивных и тревожных детей

Категория детей Игра Значение игры

Агрессивные

«Обзывалки» (Н.Л. Кряжева) Снимает вербальную агрессию, помогает детям выплеснуть гнев в приемлемой форме
«Два барана» (Н.Л. Кряжева) Снимает невербальную агрессию, предоставляет ребенку возможность легальным образом выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло
«Доброе животное» (Н.Л. Кряжева) Способствует сплочению детей, учит понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать
«Тух-тиби-дух» (К. Фопель) Снимает негативные настроения и восстанавливает силы
«Попроси игрушку» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова) Обучает эффективным способам общения
«Прогулка с компасом» (Е.В. Коротаева) Формирует доверие к окружающим
«Зайчики» (Г.Л. Бардиер) Дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, учит задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их
«Ласковые лапки» (И.В. Шевцова) Снимает мышечное напряжение рук, снижет агрессивность, развивает чувственное восприятие, способствует гармонизации отношений между ребенком и взрослым
«Рубка дров» (К. Фопель) Помогает переключиться на активную деятельность, прочувствовать свою накопившуюся энергию и истратить ее во время игры
«Бумажные мячики» (К. Фопель) Возвращает бодрость и активность, снижает беспокойство и напряжение

Гиперактивные

«Кричалки-шепталки-молчалки» (И.В. Шевцова) Развивает наблюдательность, умение действовать по правилу, способствует волевой регуляции
«Разговор с руками» (И.В. Шевцова) Учит контролировать свои действия
«Говори!» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) Учит контролировать импульсивные действия
«Броуновское движение» (Ю.С. Шевченко) Учит распределять внимание
«Передай мяч» (Н.Л. Кряжева) Снимает излишнюю двигательную активность
«Зеваки» (М.И. Чистякова) Развивает быстроту реакции, умение управлять своим телом, выполнять инструкции
«Запрещенное движение» (Н.Л. Кряжева) Развивает быстроту реакции, вызывает здоровый эмоциональный подъем
«Слушай хлопки» (М.И. Чистякова) Тренирует внимание и контроль двигательной активности
«Давайте поздороваемся» Снимает мышечное напряжение, переключает внимание

Тревожные

«Волшебный стул» (И.В. Шевцова) Способствует повышению самооценки ребенка, улучшает взаимоотношения между детьми
«Слепой танец» Развивает доверие детей друг к другу, снимает излишнее мышечное напряжение
«Водопад» Снимает мышечное напряжение
«Насос и мяч» Расслабляет максимальное количество мышц тела
«Винт» Снимает мышечные зажимы в области плечевого пояса
«Дудочка» Расслабляет мышцы лица, особенно вокруг губ
«Воздушный шарик» Снимает напряжение, успокаивает

Приложение

Документы для психолого-педагогического сопровождения трудного ребенка

Образец согласия родителей

Согласие >>Вернуться в текст
Скачать образец согласия в pdf

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Регламент работы

Мини-консилиум с родителями – первая ступень помощи детям с ОВЗ

Елена Абазян
педагог-психолог дошкольного отделения «Цветик» ГБОУ «Школа № 2109», Москва

В большинстве случаев родители негативно воспринимают информацию о проблемах в развитии и поведении своего ребенка. Они подозревают специалистов ДОО в некомпетентности, провоцируют конфликты и тем самым препятствуют своевременному оказанию помощи. Как деликатно рассказать родителям о трудностях, которые испытывает их сын или дочь, и не задеть их чувств? Как настроить на продуктивное сотрудничество? Решить эти проблемы поможет мини-консилиум.

Активное внедрение инклюзивных и интегративных программ дало возможность детям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) посещать образовательные организации, которые реализуют основную образовательную программу. В связи с этим практически каждую группу ДО посещают дошкольники, которые нуждаются в специализированной помощи. Но чтобы ее оказать, необходимо получить согласие родителей. И вот здесь появляется проблема.

Дошкольное отделение «Цветик» ГБОУ «Школа № 2109» Москвы посещают различные категории детей с ОВЗ. Большая часть из них — дети с тяжелыми нарушениями речи, которые выявляет учитель-логопед при плановом диагностическом обследовании. Он знакомит родителей с полученными результатами. В случае выраженного нарушения рекомендует пройти ППк детского сада, который при необходимости направляет ребенка на центральную ПМПК. Родители получают заключение, которое дает возможность специалистам ДО организовать коррекционную работу.

Примеры

Вова К., 4 года. В течение первых месяцев посещения детского сада засыпал в течение дня несколько раз. Мог заснуть во время еды, на лавочке во время прогулки, в группе во время свободной игры. Самостоятельно не держал ложку (было видно, что родители кормят), не одевался, все гигиенические процедуры выполнял только с помощью взрослого. Речь отсутствовала, но понимание речи было. На занятиях в группе был пассивен, не понимал, что делать.

На встрече родители рассказали, что дома ребенок очень активен (они не могут его угомонить), из-за чего засыпает поздно.

Родители согласились с тем, что ребенку нужна помощь специалистов, приняли рекомендации по поводу режима дня, совместного времяпрепровождения. Через три месяца они принесли заключение, которое дало возможность работать специалистам службы сопровождения детского сада.

В дальнейшем Вова стал активен на занятиях, научился самостоятельно одеваться, принимать пищу.

Света Т., 5 лет. После плановых обследований и мониторингов было обнаружено, что девочка попала в «группу риска»: на занятиях отвлекается, не понимает инструкции, многие задания по возрасту выполняет неправильно. Знания, умения и навыки, которые должны быть у 5-летнего ребенка, отсутствуют. В общении обидчива, часто плачет, требует внимания педагога. После представления данной информации родители впали в небольшое беспокойство. Попросили совета и рекомендаций.

Родителям было рекомендовано больше времени проводить с дочерью, общаться с ней, играть, при этом использовать игры и задания на развитие внимания, памяти и мышления. Через три месяца была назначена повторная встреча, чтобы проанализировать результаты и решить, нужна ли в дальнейшем ребенку помощь специалистов службы сопровождения.

После встречи педагоги, которые взаимодействовали с девочкой, заметили изменения: она стала включаться в занятия, понимать происходящее, принимать активное участие. Помощь специалистов не потребовалась.

Совместное участие в мини-консилиуме дает возможность родителям обсудить и найти способы помощи ребенку. Они конструктивно воспринимают полученную информацию, менее эмоционально реагируют на нее, не персонифицируют неприязнь к конкретному педагогу.

Часто хватает одной встречи, чтоб настроить родителей на «рабочий лад» и получить их согласие на участие в ППк и дальнейшую помощь специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Приложение

Документы для мини-консилиума

Уведомление родителям

Уведомление >>Вернуться в текст
Скачать уведомление в pdf

Листок беседы с родителями

Листок беседы
с родителями
>>Вернуться в текст
Скачать листок беседы с родителями в pdf

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психопрофилактика

28 игр для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников

Татьяна Буданова
педагог-психолог МДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида», г. Ухта, Республика Коми

У детей старшего дошкольного возраста часто наблюдаются нарушения в поведении, которые влекут серьезные проблемы в развитии. Предлагаем профилактический курс игр для неуверенных, импульсивных, агрессивных, капризных и гиперактивных воспитанников.

Н арушения поведения — отклонения от принятых в обществе социальных и нравственных норм. Они выражаются в повторяющихся устойчивых действиях или поступках, которые включают направленную против коллектива агрессивность. Это проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.

К нарушениям поведения относятся: гиперактивность, демонстративность, упрямство, агрессивность, инфантильность (когда в поступках детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития), конформность (полное подчинение внешним условиям и требованиям окружающих).

Нарушения поведения сопровождаются эмоциональными нарушениями. Это устойчивые отдельные или комплексные эмоциональные состояния, которые препятствуют свободному взаимодействию с окружающим миром поведенческими реакциями и сопровождаются: тревогой, страхами, упрямством, раздражительностью и обидчивостью, легко меняющимся настроением и др.

Для профилактики поведенческих нарушений у дошкольников используйте специальные игры. Описание игр приведено в приложении.

План проведения игр с детьми старшего дошкольного возраста

Месяц Неделя месяца Игра

Октябрь

1-я «Иголка и нитка»
2-я «Кто за кем»
3-я «Слушай команду»
4-я «Сова»

Ноябрь

1-я «Где мы побывали, что мы повидали?»
2-я «Ну-ка, отгадай»
3-я «Картинки-загадки»
4-я «Перечисли предметы»

Декабрь

1-я «Сочини предложение»
2-я «Замри»
3-я «Я не знаю»
4-я «Поссорились два петушка»

Январь

2-я «Флажок»
3-я «Противоположность»
4-я «Запрещенное движение»

Февраль

1-я «Волшебное слово»
2-я «Не стой!»
3-я «Художник»
4-я «Кто что сделал»

Март

1-я «Тень»
2-я «Зеркала»
3-я «Скучно, скучно так сидеть»
4-я «Спиной друг к другу»

Апрель

1-я «Раздумье»
2-я «Мыльные пузыри»
3-я «Игра в мяч»
4-я «Найди свою пару»
Май 1-4-я «Штриховка»

Одна игра проводится в течение недели. Продолжительность — 15–20 мин. Это позволит закрепить формируемые поведенческие навыки и развить психические функции. Игры можно проводить в первой и во второй половине дня, на прогулке, в свободное время, в перерывах между образовательной деятельностью.

Приложение

Игры для профилактики эмоционально-поведенческих нарушений у детей старшего дошкольного возраста

ОКТЯБРЬ

Игра 1. «Иголка и нитка»

Цель: развить произвольность.

Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.

Инструкция. Выберите водящего — он будет выполнять роль иголки. Остальные дети — роль нитки. «Иголка» под музыку бегает между стульями, «нитка» (дети друг за другом) — за ней.

Если в группе есть зажатый или аутичный ребенок — предложите роль иголки ему. Таким образом, вы сможете развить его коммуникативные и организаторские способности.

Комментарий. Произвольность — способность управлять своими действиями, умение контролировать свое поведение. Основная черта произвольного поведения — его осознанность. Произвольное действие отличается от непроизвольного тем, что человек управляет им сознательно, по своей воле, знает, что, как и зачем он делает.

В дошкольном возрасте механизм произвольности еще не сформирован. Дошкольники часто действуют неосознанно. Когда ребенок сможет увидеть и услышать то, что он делает с точки зрения задуманной цели или данного обещания, или правила действия, можно говорить об осознании им собственных действий. А осознание делает возможным управление и овладение ими. До тех пор пока ребенок не способен к этому, его поведение будет импульсивным и непроизвольным. Таким образом, осознание собственных действий и преодоление непосредственного, ситуативного поведения и составляют основу овладения собой в дошкольном возрасте.

Игра 2. «Кто за кем»

Цель: снизить возбудимость.

Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.

Инструкция. Для проведения игры расставьте в комнате стулья. Вызовите первого ребенка. Его задача — двигаться под музыку между стульями. Как только вы выключите ее, ребенок должен сесть на стул. Вызовите следующего. Игру продолжайте до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.

Игра 3. «Слушай команду»

Цель: развить умение сосредоточиваться.

Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.

Инструкция. Предложите детям маршировать под музыку. Затем прервите ее и шепотом произнесите команду, например: сесть на стулья, поднять правую руку, присесть, взяться за руки и т. п.

Примечание. Команды давайте только на выполнение спокойных движений. Продолжайте игру до тех пор, пока дети хорошо слушают и контролируют себя.

Игра 4. «Сова»

Цель: развить произвольность.

Музыкальное сопровождение: О. Гейльфус «Балалар».

Инструкция. Предложите участникам выбрать водящего — «сову». Пока дети свободно двигаются по комнате, «сова спит в гнезде» (сидит на стуле). По команде «Ночь!» участники должны замереть, а «сова» выходит на охоту. Кто из играющих пошевелится или рассмеется — тот становится совой.

НОЯБРЬ

Игра 6. «Ну-ка, отгадай»

Цель: развить мышление и речь.

Инструкция. Разделите участников на две группы. Задача первой — загадать предмет. Задача второй — с помощью наводящих вопросов отгадать задуманное. Участники первой группы могут отвечать только «да» или «нет».

Группа 1 встает по прямой линии друг за другом. Напротив — группа 2. Сначала в диалог вступают первые участники. Ребенок из группы 2 задает вопрос, например: «Оно живое?» («Это животное?», «Это человек?» и т. п.). Участник группы 1 отвечает. После этого они перемещаются в конец шеренги, а в диалог вступают вторые участники. Ребенок из группы 2: «Я его видел?» И т. д. После того как участники угадали предмет, группы меняются ролями. Если в течение 8–10 мин предмет не угадан, назовите его, чтобы дети не заскучали.

Игра 7. «Картинки загадки»

Цель: развить мышление и речь.

Материал: большая коробка, карточки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото).

Инструкция. Выберите водящего. Остальных детей попросите сесть на стулья. Водящий берет из коробки любую карточку. Его задача — не показывая остальным участникам, описать предмет, который изображен на ней. Тот, кто первым отгадал, становится водящим. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все дети.

ДЕКАБРЬ

Игра 10. «Замри»

Цель: развить произвольность.

Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.

Инструкция. Предложите детям свободно двигаться в такт музыке. Объясните, что, как только вы выключите музыку, они должны замереть в той позе, в которой застала их пауза. Пауза длится
1–1,5 мин. Повторите игру несколько раз.

Игра 11. «Я не знаю»

Цель: развить выразительность движений, коммуникативные способности.

Инструкция. Выберите водящего — он будет исполнять роль незнайки. Его задача — на все вопросы детей молчать и только мимикой и выразительными движениями (поднятие бровей, опускание уголков губ, разведение рук в стороны) показывать, что он не знает ответа на заданный вопрос.

ЯНВАРЬ

Игра 13. «Флажок»

Цели: снизить гиперактивность, развить самоконтроль.

Материал: флажок.

Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.

Инструкция. Предложите детям двигаться под музыку — они могут маршировать или выполнять свободные движения. Объясните им, что, как только вы поднимете флажок, они должны замереть в тех позах, в которых их застал сигнал. Музыку не выключайте. Через 5–7 с опустите флажок — дети могут продолжить движение.

ФЕВРАЛЬ

Игра 16. «Волшебное слово»

Цель: развить произвольность, самоконтроль и внимание.

Инструкция. Дети и водящий (сначала вы можете быть им) становятся в круг. Водящий объясняет правила: он будет показывать разные движения, а участники — повторять их, но только в том случае, если водящий добавил «волшебное слово» «пожалуйста». Если он не произнес это слово — дети остаются неподвижными. «Волшебное слово» можно произносить в случайном порядке, через 2–5 движений.

Игра 17. «Не стой!»

Цель: развить самоконтроль и произвольность движений.

Музыкальное сопровождение: маршевая мелодия.

Инструкция. Дети маршируют под музыку. Задача — не останавливаться, даже если музыка прервется. Музыку прерывайте на 1–1,5 мин через каждые 3–4 мин.

Игра 18. «Художник»

Цель: развить наблюдательность, память, коммуникативные способности.

Инструкция. Выберите двух участников. Один из них исполняет роль художника, другой — заказчика, он заказывает свой портрет. Остальные дети — зрители. «Художник» в течение 1,5–2 мин внимательно смотрит на «заказчика», затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Если «художник» испытывает трудности, зрители могут задавать ему наводящие вопросы, например: «Какие у … (имя ребенка) глаза (волосы)?»

Примечание. Следите за тем, чтобы участники не высказывали обидных замечаний, которые фиксируют какие-либо физические недостатки детей, исполняющих роль «заказчика».

Игра 19. «Кто что сделал»

Цель: развить наблюдательность, восприятие, память.

Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.

Инструкция. Выберите 3–4 участников. Один из них будет водящим, остальные поочередно показывают ему какие-либо действия. Задача водящего — запомнить, а затем повторить все действия в том порядке, в котором он их увидел.

МАРТ

Игра 20. «Тень»

Цели: развить наблюдательность, память, внутреннюю свободу, стимулировать раскованность.

Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.

Инструкция. Выберите двух участников. Один исполняет роль путника, другой — его тени. «Путник» идет через поле, «тень» — на два-три шага сзади. Задача «тени» — точь-в-точь копировать все движения «путника».

Стимулируйте путника к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, поскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т. д.

Игра 21. «Зеркала»

Цель: развить наблюдательность и коммуникативные способности.

Инструкция. Выберите водящего. Предложите ему представить ситуацию: он приходит в магазин, в котором много зеркал. Дети встают по кругу, водящий — в центр. Он показывает различные движения — «зеркала» тотчас должны их повторить. Проводите игру до тех пор, пока в роли водящего не побывают все желающие.

АПРЕЛЬ

Игра 24. «Раздумье»

Цель: выработать способность концентрироваться и успокаиваться.

Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия.

Инструкция. Выберите одного участника — он исполняет роль грибника, остальные — деревья в лесу.

Под музыку грибник идет в лес по грибы. Он ходит между деревьями, плутает и в конце концов не может найти дорогу обратно. Выключите музыку. Задача «грибника» — остановиться и задуматься: «Куда идти?». При этом ребенок должен встать в определенную позу: руки сложены на груди, смотрит перед собой.

Игра 25. «Мыльные пузыри»

Цель: стимулировать раскованность, выразительные движения, способствовать самовыражению детей.

Инструкция. Предложите детям следующую игровую ситуацию: вы все вместе пошли в парк. И тут навстречу выходит клоун, который выдувает мыльные пузыри. Вы имитируете движение клоуна, дети — мыльных пузырей: свободно двигаются по комнате, сталкиваются, кружатся и т. п. В это время можно читать стихотворение:

Мыльные пузыри
Осторожно пузыри…
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!

После команды «Лопнули!» дети приседают.

Игра 26. «Игра в мяч»

Цель: выработать способность к самоконтролю.

Материал: мяч.

Музыкальное сопровождение: веселая мелодия.

Инструкция. Дети свободно двигаются под музыку. Один из них — водящий, у него в руках мяч. Он кидает его и называет имя любого игрока. Ребенок, чье имя назвали, должен подбежать и схватить мяч, после чего он становится водящим. Если ребенок заигрался и не услышал своего имени, он выбывает из игры — становится зрителем.

Примечание. Следите за тем, чтобы водящие не называли имена одних и тех же участников. В игре должны быть задействованы все дети.

Игра 27. «Найди свою пару»

Цель: развить внимание, способность к самоконтролю.

Музыкальное сопровождение: веселая танцевальная мелодия.

Инструкция. Разбейте детей на пары мальчик — девочка. Попросите партнеров посмотреть друг на друга. Объясните правила игры. Как только зазвучит музыка, игроки свободно перемещаются по комнате. Как только музыка останавливается, участники должны как можно скорее найти свои пары и взяться за руки.

Побеждают те мальчик и девочка, кто быстрее остальных нашел друг друга. Повторите игру несколько раз.

МАЙ

Игра 28. «Штриховка»

Цели:

  • укрепить мышцы рук;
  • научить действовать по заданным правилам;
  • развить внимание;
  • стимулировать способность аккуратно выполнять задание и доводить начатое до конца.

Материал: карандаши, бланки с контурами предметов и т. п.

Музыкальное сопровождение: спокойная мелодия или звуки природы.

Инструкция. Раздайте детям бланки с контурами различных предметов. Предложите заштриховать рисунки в заданном направлении.

Бланки с контурами различных предметов • Скачать в pdf

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Проективная рисуночная методика «Кактус»

Александра Фокина
доц. каф. возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466 ­им. Надежды Рушевой, Москва

Среди проективных рисуночных методик для диагностики эмоционально- личностной сферы дошкольников особенно хороши те, в которых инструкция и содержание тестового задания короткие. В этом плане одна из самых удобных и диагностичных — методика М.А. Панфиловой «Кактус». Используйте ее в работе с детьми, начиная с трех лет.

Педагог-психолог часто анализирует личностные особенности и значимые отношения детей, в том числе детско-родительские. Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализованные требования, что делает невозможной стандартизованную психодиагностику. Поэтому основное значение в диагностической работе с дошкольниками имеют направленные на качественный анализ личностной сферы методы наблюдения и расспроса, а также проективные методики с простой инструкцией, например «Кактус» М.А. Панфиловой.

Процедура диагностики

Предложите ребенку лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй кактус». Если ребенок будет задавать уточняющие вопросы: «Какой?», «Где нарисовать?», «Можно ли раскрасить?», «Надо ли рисовать колючки?», «Можно ли нарисовать что-то еще?», ответьте: «Как хочешь». Во время рисования не делайте никаких критических замечаний и не подсказывайте.

После того, как ребенок завершит рисунок, попросите его ответить на вопросы:

  • Он сильно колется?
  • Его можно потрогать?
  • Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
  • Если растет с соседом, то какое это растение?
  • Когда кактус подрастет, то как он изменится?
  • Этот кактус домашний или дикий?
  • Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

Можно задать и другие любые вопросы, относящиеся к рисунку. Ответы ребенка имеют такое же диагностическое значение, как и рисунок.

Критерии интерпретации рисунка

Примеры рисунков дошкольников и их интерпретация в приложении.

Интерпретации подлежат:

  • ключевые объекты;
  • пространственное расположение и цветовая гамма;
  • словесное описание рисунка.

Кактус символизирует автора рисунка: степень колючести и будущие изменения — агрессивность ребенка и его представления о своем будущем; горшок, местонахождение кактуса и уход за ним — характер опеки и отношений в семье.

Если ребенок выполнил несколько рисунков, изображающих кактус, интерпретируйте все, но особенное внимание уделите первому. Повторное рисование, исправления, перерисовывания указывают на переживание ребенком интенсивной тревоги.

Ключевые объекты

При анализе кактуса обратите внимание на его расположение, размер и отдельные детали.

Размер кактуса указывает на представление ребенка о собственной значимости, его самоценность. Изображение крупного кактуса от 1/2 до 2/3 листа свойственно уверенным детям с благополучным самоотношением и является нормальным. Кактусы более 2/3 листа, во весь лист и даже не поместившиеся целиком на листе указывают на стремление ребенка доминировать. Также они характерны для агрессивных детей и детей, которые находятся в отношениях острой сиблинговой конкуренции. Это общая закономерность анализа детского рисунка: чем крупнее рисунок, тем сильнее выражено у испытуемого стремление к лидерству и доминированию.

Рисунки менее 1/2 листа, особенно в сочетании со смещением рисунка в нижнюю часть листа, слабым нажимом и тонкой линией рисунка, указывают на неуверенность, робость, переживаемую низкую самооценку. Скрытные, осторожные, робкие испытуемые используют в изображении кактуса зигзаги. Многочисленные исправления, перерисовывания, паузы перед рисованием, обведения, штриховки указывают на тревожность.

Колючки кактуса — символ агрессивности. Чем крупнее, чаще и острее изображенные иголки, тем выше уровень агрессивности испытуемого. Об этом свидетельствует описание кактуса как очень колючего, который не допускает прикосновений. Если иголки на кактусе неострые — слишком тоненькие, короткие, напоминающие скорее пух, чем защитные иголки, то можно предполагать наличие у испытуемого трудностей с прямым проявлением агрессии. То есть ребенок испытывает агрессию, но выражать ее не умеет.

Цветы и отростки на кактусе, декорированный узором горшок указывают на демонстративность.

Интерпретируя рисунок, представьте изображенный кактус ожившим: какие эмоции он вызывает, приятен ли он, ухожен ли, какое общее впечатление создает.

Чтобы вынести окончательное суждение об эмоциональном состоянии ребенка, недостаточно опираться только на использованные в рисунке цвета. Обследование должно носить комплексный характер, сочетать несколько видов методик.

Словесное описание кактуса

Дополнит диагностические сведения беседа с ребенком, в которой вы получите описание кактуса, задав следующие вопросы.

«Сильно ли колется кактус и можно ли его потрогать?» Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих.

Бывают такие варианты ответов: «потрогать кактус может только мама» — т. е. ребенок готов к доверительному контакту только с мамой; «кактус никто не трогает» — это может указывать на то, что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.

«Один ли растет кактус или у него есть соседи?» Соседи кактуса — значимые близкие люди, чаще всего — сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.192 с.)