Правоохранительная деятельность. Учебное пособие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность. Учебное пособие



Учебное пособие

Экологическое право

 

Для специальности

среднего профессионального образования

Правоохранительная деятельность

Базовая подготовка

 

Магнитогорск, 2021


 

Учебное пособие разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.02 Правоохранительная деятельность

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рахимова Л.М., преподаватель ГБПОУ «МПК»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от _________ г.

 

 

Одобрено на научно-методическом совете

Протокол №___ от ____________ г.


Оглавление

Оглавление. 3

Тема 1.1. Экологическое право, как отрасль российского права. 4

Тема 1.2. Источники экологического права. 10

Тема 1.3. Право собственности на природные объекты.. 12

Тема 1.4. Право экологопользования. 15

Тема 1.5. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.. 19

Тема 1.6. Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы. Понятие нормативов качества окружающей среды.. 24

Тема 1.7. Эколого-правовая ответственность. Состав экологического правонарушения. 35

Тема 1.8. Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения. 41

Тема 1.9. Эколого-правовой режим использования и охраны земли. 46

Тема 1.10. Эколого-правовой режим недропользования. 49

Тема 1.11. Эколого-правовой режим водопользования. 53

Тема 1.12. Эколого-правовой режим лесопользования. 58

Тема 1.13. Эколого-правовой режим пользования животным миром.. 62

Тема 1.14. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. 68

Тема 1.15. Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов. 72

Тема 1.16. Международное экологическое право. 84

Список рекомендуемых источников. 95

 


Тема 1.1. Экологическое право, как отрасль российского права

Предметом ЭП являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы в целях сохранения и рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений людей. ЭП включает не только собственные нормы, но и нормы других отраслей права. Кроме того, окружающая среда является комплексным объектом.

Отношения  делят на отношения по использованию природы и по ее охране, то есть экономические и экологические. Первые возникли в ходе удовлетворения человеком материальных и духовных потребностей в период выхода человечества из животных.

Их последствием стало загрязнение, истощение и деградация природной среды. Вторая форма отношений возникла как реакция на первую и прошла несколько этапов: 1) консервативная охрана памятников природы – в 19 в., 2) рационального использования природных ресурсов – начало 20 в.(то есть бережное использование с учетом охраны), 3) защита и оздоровление окружающей человека среды с целью охраны жизни, здоровья, генетического кода – 50 годы 20 в.

Таким образом, предмет ЭП отличается:

- от гражданского права – отсутствие имущественного характера отношений (кроме земли).

- от земельного права - качеством объектов.

Методы ЭП

Это способы правового воздействия на общественные отношения со стороны государства. В науке экологического права признаются как административно – правой, так и гражданско - правовой методы. Первый сформировался в условиях административно командной системы и имеет наибольшее применение (экологический контроль, экспертиза, нормативы, сертификация, лицензирование).

Второй, связанный с экономической заинтересованностью, не получил большого распространения. Наряду с ними применяется специфический метод – экологизации законодательства. Признаны два способа экологизации: 1) внедрение экологических требований в содержание нормативных актов, регулирующих другие отношения. Это гл. 26 УК, гл. 7 и 8 КоАП, ст. 9, 36, 42 Конституции, 2) экологизируется не сама норма, а ее содержание, например, применяются нормы ГК о возмещении ущерба. Поэтому ЭП считается комплексной отраслью права.

Экологическое право в силу смешения методов нельзя отнести ни к публичному, ни к частному.

Структура ЭП включает общую часть, особенную часть, в которой рассматриваются отдельные правовые режимы. Некоторые авторы предлагают специальную часть – международное законодательство.

Связь ЭП с другими науками: конституционное,земельное,гражданское,   уголовное и административное, налоговое, криминология, медицина, экология.

Нормы ЭП

Их можно разделить на 3 группы: 1) нормы – принципы, 2) нормы – приоритеты, нормы – правила.

Принципы ЭП

Это основополагающие положения, исходные идеи, призванные помочь правоприменению. Посредством их устраняются пробелы правового регулирования. Принципы закреплены в ст. 3 Закона:

-соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

-обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

-научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

-ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

-платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

-учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

-приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

-сохранение биологического разнообразия;

-запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

-соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

-ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

-организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

-участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;

-международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

-обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Нормы приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних природных объектов над другими. Их делят на общие, отраслевые и межотраслевые. Общим приоритетом является жизнь и здоровье человека. Отраслевые приоритеты закрепляются в отраслевом законодательстве – атмосферный воздух, питьевые воды, леса 1 категории, пахотные земли, виды, внесенные в Красную Книгу, полезные ископаемые. В случае столкновения двух отраслевых приоритетов учитываются экономические интересы.

Лимиты на пользование

Под лимитами понимается система экологических ограничений техногенного воздействия на окружающую среду. Причинами их введения являются:

· ограниченные возможности ОС к самоочищение и опасность в ее утрате,

· ограниченность количества невозобновимых ресурсов,

· обеспечение рационального природопользования.

Таким образом, лимиты служат экономическим и экологическим целям. Их делят на 2 вида:

· предельно допустимые нормы изъятия природных ресурсов из среды (отвод земель, отстрел животных, вылов рыбы, добыча полезных ископаемых, забор воды, расчетная лесосека, отвод земельного участка.

· предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ в воздух, сбросов их в воды, захоронение отходов. Они устанавливаются специально уполномоченным органом в области охраны ОС исходя из поэтапного достижения нормативного использования природных ресурсов.


 

Санитарно-защитные зоны

Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В СЗЗ не допускается размещать: жилую застройку, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

Размер санитарного разрыва от населенного пункта до сельскохозяйственных полей, обрабатываемых пестицидами и агрохимикатами авиационным способом, должен составлять не менее 2000 м.

Размеры санитарно-защитных зон:

- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;

- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;

- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;

- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;

- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.

Примеры для Магнитогорска

КЛАСС I - санитарно-защитная зона 1000 м

Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом более 1 млн. т/год чугуна и стали.

Производство по выплавке чугуна непосредственно из руд и концентратов при общем объеме доменных печей до 1500 м3.

Коксохимическое производство (коксогаз).

КЛАСС II - санитарно-защитная зона 500 м

Производство по выплавке чугуна при общем объеме доменных печей от 500 до 1500 м3.

Комбинат черной металлургии с полным металлургическим циклом мощностью до 1 млн. т/год чугуна и стали.

Производство цемента (портланд-шлакопортланд-пуццолан-цемента и др.), а также местных цементов (глинитцемента, роман-цемента, гипсошлакового и др.).

КЛАСС III - санитарно-защитная зона 300 м

Метизное производство.

Производство железобетонных изделий (ЖБК, ЖБИ).

Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.

КЛАСС IV - санитарно-защитная зона 100 м

Производство металлообрабатывающей промышленности с чугунным, стальным (в количестве до 10 тыс. т/год) и цветным (в количестве до 100 т/год) литьем.

КЛАСС V - санитарно-защитная зона 50 м

Типографии без применения свинца (офсетный, компьютерный набор).

Смотри подробно: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 25.04.2014)

"О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"(раздел 7)

 

Производственные нормативы

Нормативы ПДК дают санитарную и экологическую оценку состояния ОС, но не указывают на источник вредных воздействий и не регулируют его поведение. Эту функцию выполняют нормативы допустимого воздействия. Они устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражают допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду. При их разработке учитывается производственная мощность, антропогенная нагрузка на ОС, влияние других источников. Проекты нормативов разрабатываются организациями при участии научных учреждений и природоохранных органов.

3.Комплексные нормативы

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

 

Экологический мониторинг

Правовой базой является глава 10 закона «Об охране окружающей среды», ФЗ «О гидрометеорологической службе» о 19 июля 1998 г № 113 – ФЗ, Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями системой станций, расположенных в различных точках земли с целью изучения происходящих изменений, в том числе климатических.

Национальный мониторинг осуществляется отдельными государствами в пределах своей территории.

Объекты мониторинга. Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Региональный мониторинг осуществляется в пределах субъекта РФ, либо нескольких субъектов, подвергающихся антропогенному воздействию одних и тех источников, либо характеризующихся общностью природных объектов.

Локальный мониторинг проводится на обособленном участке территории, имеющей особый правовой статус, например, заповедник.

Виды мониторинга

Климатический мониторинг. Климат зависит от физических свойств и состава атмосферы, от взаимодействия с биотой и подстилающей поверхностью. В ходе такого мониторинга изучаются содержание углекислого газа, оксидов азота, фреонов. Исследуется состояние отражающей способности поверхности, состояние вулканической деятельности.

Фоновый мониторинг. Проводится изучение процессов на территориях мало подверженных антропогенному воздействию, например, в биосферных заповедниках.

Исторический мониторинг. Изучает фоновое состояние ОС до начала воздействия.

Геофизический мониторинг изучает реакцию неживой природы. С этой целью проводится изучение состояния и состава атмосферы, гидросферы, литосферы и криосферы (площадь, отражательная способность).

Биологический мониторинг изучает реакцию живой природы. Так, увеличение концентрации биогенных элементов приводит к эвтрофикации водоемов, то есть увеличению числа сине-зеленых водорослей (цветение водоема). О закислении водоема говорит исчезновение этих водорослей, изменение воспроизводства рыб. Тепловое загрязнение приводит к росту числа водорослей. Загрязнение почвы обусловливает уменьшение разнообразия видов и численности особей.

Мониторинг загрязнений учитывает все источники загрязнения и загрязняющие вещества.

Мониторинг состояния здоровья использует сведения о заболеваниях, обусловленных состоянием среды (аллергические, онкологические, легочные), как индикаторах.

Структура службы общего мониторинга:

· наземные системы наблюдения – суда наблюдения, метеостанции, где идет сбор первичной информации,

· самолеты, ракеты, спутники дают информацию о состоянии лесов, угодий, состояния почв, эрозии, урбанизации, пожарах, границах ледников,

· региональный орган сбора информации,

· федеральный орган сбора информации,

· орган глобального мониторинга.

Субъекты общего мониторинга - Минприроды, ФС России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

 

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза – деятельность по установлению соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определению допустимости реализации объекта.

Правовой основой является ст. 33. Закона и ФЗ от 23. 11. 1995 г. «Об экологической экспертизе».

Виды экспертиз (ст.4):

· по субъекту проведения различают государственную и общественную экологические экспертизы.

· по времени и процедуре рассмотрения –первичная и повторная, которая делится на добровольную и по решению суда,

· по результатам – с положительным или отрицательным заключением.

 

См. ст. 1064 ГК РФ

Российское законодательство учитывает случай безвиновного причинения вреда, когда предприятия работают без нарушений экологического законодательства, при наличии положительного заключения экологической экспертизы.

Статья 1079 ГК РФ.  Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК.

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.


 

Памятники природы.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий,  допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Приказ Минприроды РФ от 25.01.1993 N 15 "Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации":

-участки живописных местностей;

-эталонные участки нетронутой природы;

-участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);

-места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных;

-лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

-небольшие дендрологические парки;

-природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

-уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно - валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

-геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

-геолого - географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

-местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

-участки рек, озер, водно - болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

-природные гидроминеральные комплексы;

-термальные источники, месторождения лечебных грязей;

-береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);

-отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья - долгожители и имеющие историко - мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

На памятник оформляется 2 документа – охранное обязательство, возлагающее обязанности по охране, и паспорт.        

В паспорте памятника природы указываются:

-наименование;

-местонахождение;

-краткое описание; описание границ и его охранной зоны;

-площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

-режим охраны;

-допустимые виды использования памятников природы;

-наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

-фотографии размером не менее 9 x 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

-карту - схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.

Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ.

В России 1350 (27 федеральных) памятников, в Челябинской области -183.

Ближайшие памятники:

· в 150 км от Уфы на р. Юрюзань есть Ангантау – горелая гора, она теплая из-за окислительных природных процессов.

· В Нуримановском районе оз. Уиканны – Куль, размером 2000*90*5 м, в нем растет водяной орех (чилим, рогулька, занесенный в Красную книгу), 500 – летняя липа,

· Оз. Тургояк тектонического происхождения,

· В Бурзянском рацоне – ручей Апшак, в нем водится форель до 1 кг весом,

· Исток Волги на Валдайской возвышенности,

· В Белорецком районе – реки Агуй и Атыш пропадают в воронках.

· Чебаркульский бор,

· Пицундская сосна,

· В Башкирии питомник голубой ели,

· Карельская береза,

· Плантации Женьшеня и лотоса,

· В Перми – Сылвенские рифы из известковых водорослей,

· Екатеринбург –Шарташские палатки из камней на оз. Шарташ,

· Каповая пещера,

 

Природные парки

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и  устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности.

    Природные ресурсы, расположенные в границах природных парков,  ограничиваются в гражданском обороте.

Управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации.

В границах природных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей.

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

На территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В России 83 таких территорий.

Дендрологические парки и ботанические сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в особом порядке;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

Организация охраны ООПТ

Охрана природных комплексов и объектов на ООПТ осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений (инспекторы).

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006, N 74- ФЗ,

3. Закон Российской Федерации от 21.02.1992, N 2395-1 "О недрах",

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ,

5. Лесной кодекс Российской Федерации 04.12.2006, N 200-ФЗ,

6. Федеральный закон от 10.01.2002, N 52-ФЗ "Об охране окружающей среды",

7. Федеральный закон от 24.04.1995, N 52-ФЗ "О животном мире",

8. Федеральный закон от 21.12.1994, N 68 – ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”,

9. Федеральный закон от 30.03.1999, N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения",

10. Федеральный закон от 14.03.1995, N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях",

11. Федеральный закон от 24.06.1998, N 89 – ФЗ “Об отходах производства и потребления”

12. Федеральный закон от 23.11.1995, N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе",

13. Федеральный закон от 04.05.1999, N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха",

14. Федеральный закон от 19.07.1997, N 109-ФЗ "О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами",

15. Федеральный закон от 19.07.1998, N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе",

16. Федеральный закон от 23.02.1995, N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах",

17. Федеральный закон от 21.11.1995, N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии",

18. Федеральный закон от 09.01.1996, N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения",

19. Федеральный закон от 05.07.1996, N 86-ФЗ "О государственной регистрации генно-инженерной деятельности"/

Научная и учебная литература:

1. Хлуденева, Н. И. Основы экологического права: учебник для среднего профессионального образования / Н. И. Хлуденева, М. В. Пономарев, Н. В. Кичигин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 228 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04927-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450862 (дата обращения: 30.01.2021).

2. Основы экологического права: учебник для среднего профессионального образования / С. А. Боголюбов [и др.]; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11332-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450700 (дата обращения: 30.01.2021).

3. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. И. Гончаренко [и др.]; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 524 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-4244-6. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455868 (дата обращения: 19.11.2020).

4. Фархутдинов, Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Д. Фархутдинов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 177 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10068-6. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456015 (дата обращения: 19.11.2020).

5. Тедеев, А. А. Налоговое право России: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Тедеев, В. А. Парыгина. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 392 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10529-2. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/450978 (дата обращения: 19.11.2020).

6. Рахимова Л.М. Методические указания по самостоятельной работе студентов

 

 

Учебное пособие

Экологическое право

 

Для специальности

среднего профессионального образования

Правоохранительная деятельность

Базовая подготовка

 

Магнитогорск, 2021


 

Учебное пособие разработано на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.02 Правоохранительная деятельность

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рахимова Л.М., преподаватель ГБПОУ «МПК»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от _________ г.

 

 

Одобрено на научно-методическом совете

Протокол №___ от ____________ г.


Оглавление

Оглавление. 3

Тема 1.1. Экологическое право, как отрасль российского права. 4

Тема 1.2. Источники экологического права. 10

Тема 1.3. Право собственности на природные объекты.. 12

Тема 1.4. Право экологопользования. 15

Тема 1.5. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.. 19

Тема 1.6. Организационно-правовое обеспечение рационального экологопользования и сохранности экологической системы. Понятие нормативов качества окружающей среды.. 24

Тема 1.7. Эколого-правовая ответственность. Состав экологического правонарушения. 35

Тема 1.8. Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения. 41

Тема 1.9. Эколого-правовой режим использования и охраны земли. 46

Тема 1.10. Эколого-правовой режим недропользования. 49

Тема 1.11. Эколого-правовой режим водопользования. 53

Тема 1.12. Эколого-правовой режим лесопользования. 58

Тема 1.13. Эколого-правовой режим пользования животным миром.. 62

Тема 1.14. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. 68

Тема 1.15. Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов. 72

Тема 1.16. Международное экологическое право. 84

Список рекомендуемых источников. 95

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.194 с.)