Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение особенностей понимания смысловых оттенков значений слов



Особенности образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Воспитатель. Как можно сказать о руке, если это рука ребенка? великана? – рука – рученька – ручища.

О глазах: глаза— глазоньки — глазищи. О ветре: ветер – ветерок – ветрище.

Об усах: усы – усики – усищи. О доме: дом – домик – домище.


Особенности различения смысловых оттенков глаголов

Воспитатель. «Я начну, а ты закончи...»

Машина подъехала к мосту через реку, а потом... (проехала по нему).

Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него... (отошел). Утром гости пришли, а вечером... (ушли).

Особенности выделения смысловых оттенков значений прилагательных с помощью суффиксов

Воспитатель. Давай поиграем в игру «Как лучше сказать?» Например: этот человек храбрый, а этот – храбрейший».

Этот человек умный, а этот... (умнейший). Этот человек добрый, а этот... (добрейший).

Этот человек красивый, а этот... (красивейший). Этот человек честный, а этот... (честнейший).

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксируются в таблице №3. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица №3.

Понимание анализа оттенков значений слов

Имя ребенка а б в г д е ж з и к л м
                         

 

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный – 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 12 баллов.

Высокий уровень: ребенок набирает 9-12 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 5-8 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-4 балла.

 

Задание 8.

Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдал за речью детей в повседневном общении. Вопросы для анализа речи детей:

· Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения).

· Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками), в зависимости от ситуации.

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

 

Задание 9.

Определение умений придумывать новые слова

Воспитатель предлагает ребенку придумать название сказочного города, в котором всем весело, кличку щенку с длинными ушами.

Воспитатель. Почему так назвали Весельчака, какой он? Что значит «нарукавник»?

При анализе ответов детей учитывается, насколько самостоятельно выполнено задание, умение использовать различные словообразовательные средства и понимать значения мотивированных слов, т.е. образованных от других.

Высокий уровень

Ребенок

- самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

- правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.

Средний уровень

Ребенок

- придумывает новые слова с помощью взрослого;

- объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.

Низкий уровень

Ребенок

- не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

- не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой


взрослого.


 

Задание 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)