Диагностика развития образной речи дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика развития образной речи дошкольника



ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Диагностика методики особенностей развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста включает серию заданий для детей старшей и подготовительной к школе группы, разработанных В.Н. Макаровой, которая заимствована, с доработкой, у Н.В. Гавриш.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года по усмотрению педагога.

Обследование может проводиться индивидуально или с подгруппой – в зависимости от степени задачи.

 

Задание 1.

Выявление умений элементарного анализа

Содержания и формы литературного произведения

Воспитатель. Назови произведения, которые тебе нравятся. Что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Воспитатель читает ребенку рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

О чем этот рассказ?

С чем автор сравнивает снежинки? С чем бы ты сравнил их? Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Какие «красивые» слова ты услышал?

О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем закончилась сказка?

Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?


Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?

Я прочитаю тебе сказку еще раз, а ты послушай, а потом расскажи ее кукле.

Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому?»

Слезы льет.

Ближе подбирается. Заплакали.

Как можно сказать наоборот?

Хорошо жили. Бежал, бежал. Слезы льет.

Воспитатель читает ребенку стихотворение Бальмонта «Снежинка».

Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему?

Какие «красивые» слова ты услышал? Какие слова можно назвать

«красивыми»? Почему?

Расскажи стихотворение, которое ты знаешь.

Высокий уровень

Ребенок:

- называет несколько художественных произведений, которые ему нравятся, точно указывает их название, правильно определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ);

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), объясняет, почему это сказка, рассказ, стихотворение, указывая несколько жанровых особенностей. Например:

Сказка – так в жизни не бывает, животные разговаривают, одеваются, как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, вещи волшебные и т.д.

Рассказ – так бывает в жизни, может случиться с каждым, рассказывается правда и т.д.


Стихотворение – рассказывается по-особому, «складно», слова рифмуются.

- правильно называет героев, основные события, о которых рас- сказывается в произведении; может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);

- придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- подбирает слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста;

- интонационно правильно воспроизводит настроение поэтических произведений.

Средний уровень

Ребенок:

- называет одно-два любимых художественных произведения, иногда неточно указывает их названия;

- отвечая на вопросы о понравившейся (или прочитанной) книге (произведении), определяет жанр (сказка, стихотворение, рассказ) с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;

- правильно называет героев, основные события, о которых рас- сказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (напри- мер, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому и т.д.) в одной-двух фразах;

- придумывает новое название рассказа или сказки;

- знает один вариант зачина и концовки сказок;

- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);

- не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;

- при чтении стихотворений выбирает правильную интонацию с помощью педагога.


Низкий уровень

Ребенок:

- не называет любимых художественных произведений, не может определить жанр названного или прочитанного произведения;

- называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в произведении;

- не может назвать ни одного варианта зачина и концовки ска


зок;


 

- не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты,


сравнения, гиперболы и т.д.);

- не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по- другому и т.д.);

- не может придумать новое название рассказа или сказки;

- не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению к словам из текста;

- не может выбрать правильную интонацию при чтении стихо- творения, читает невыразительно, монотонно.

 

Приложение

Летят снежные пушинки

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Задание 2.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

ü правильно воспроизводит текст произведения, передает основную мысль;

ü последовательно и точно строит пересказ;

ü использует авторскую лексику, удачно заменяет ее собственной;


ü грамматически верно строит предложения разных типов;

ü пересказывает без неоправданных длительных пауз;

ü отсутствует необходимость в повторном чтении текста и подсказках педагога.

Ребенок получает 1 балл, если:

ü допускает незначительные отклонения от текста, не нарушающие основной смысл произведения;

ü не нарушают логику произведения;

ü не всегда пользуется авторской лексикой, ее замены собственными конструкциями бывают неудачными;

ü использует в основном простые предложения, в сложных предложениях допускает грамматические ошибки,

ü пересказывает с небольшими паузами, но длительные паузы отсутствуют;

ü требуется небольшое количество подсказок педагога. Ребенок получает 0 баллов, если:

ü неверно воспроизводит текст;

ü нарушает его структуру;

ü используемая лексика бедна;

ü допускает грамматические ошибки;

ü наблюдаются многочисленные паузы;

ü существует необходимость в подсказках педагога. Высокий уровень: ребенок набирает 10-12 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 6-9 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-5 баллов.

 

Задание 3.

Критерии оценки

Ребенок получает 2 балла, если:

ü умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;

ü умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;

ü разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;

ü высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и конец);

ü самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х);

ü при составлении высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь; грамматические ошибки отсутствуют или незначительны;

ü высказывание интонационно выразительно оформлено;

ü составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога.


Ребенок получает 1 балл, если:

ü жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей либо сказки, либо рассказа или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;

ü придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;

ü при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;

ü наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец рассказа (сказки);

ü использует одно-два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;

ü в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;

ü речь не всегда интонационно выразительна;

ü составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки).

Ребенок получает 0 баллов, если:

ü не умеет определить жанр высказывания;

ü не умеет определить тему, дать название высказыванию;

ü нарушает логическую последовательность событий, причинно- следственные связи;

ü высказывание состоит из нескольких предложений;

ü не использует лексические средства выразительности;

ü наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;

ü речь интонационно невыразительна, монотонна;

ü постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка. Высокий уровень: ребенок набирает 12-16 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 7-11 баллов.

Низкий уровень: ребенок набирает 0-6 баллов.


Задание 4.

В три ручья

Однажды Руслан потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Как зеницу ока

Жили-были мать со своим сыном Дамиром. Собрался однажды Дамир в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», – говорит Дамир, а сам думает: как это – «как зеницу ока»?

ü Почему мать так сказала Дамиру? Когда так говорят?

Совать нос

Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Денис стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Дениска, спать, не суй нос не в свои дела». Денис пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».

ü Почему мама так сказала? Когда так говорят?

Высокий уровень. Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.

Средний уровень. Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.

Низкий уровень. Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.


Задание 5.

Задание 6.

Изучение особенностей понимания многозначности слов Воспитатель. «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

· молния – в небе, на одежде;

· лист – на котором пишут, который растет;

· плывет – человек, спортсмен, кораблик, облако, лодка;

· тяжелый (-ая, -ое) – стол, человек, сердце;

· кран – строительный, водопроводный.

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксируются в таблице №2. Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица №2.

 

Имя ребенка а б в г д е ж з и к
Анна П.                    
Игорь М.                    

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

- адекватность подобранных слов;

- количество подобранных слов.

Критерии оценки

2 балла – ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов к слову-стимулу – не менее 3-х.

1 балл – ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов – ребенок неадекватно подбирает слова. В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

Высокий уровень: ребенок набирает 7-10 баллов. Средний уровень: ребенок набирает 4-6 баллов. Низкий уровень: ребенок набирает 0-3 балла.

 

Задание 7.

Задание 8.

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрослых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известными, делает это в разных видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками), в зависимости от ситуации.

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предложения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, которые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

Низкий уровень

Ребенок использует в речи в основном простые предложения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые исправляет при помощи взрослого; образные средства языка не употребляет.

 

Задание 9.

Высокий уровень

Ребенок

- самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

- правильно понимает и может объяснить этимологию предлагаемых слов.

Средний уровень

Ребенок

- придумывает новые слова с помощью взрослого;

- объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрослого.

Низкий уровень

Ребенок

- не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

- не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой


взрослого.


 

Задание 10.

Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения. Например, ребенок понимает пословицу «Любишь кататься — люби и саночки возить» как поучение для тех, кто не любит возить санки в гору.

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы. Например, ребенок отказывается отвечать на вопросы или объясняет пословицу «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» следующим образом: «Эту пословицу надо говорить охотнику. Чтобы убить двух зайцев, нужны две пули».


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Агишева, Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Р.Л. Агишева. – Уфа: Китап, 2011. – 176 с.

2. Гавриш, Н.В. Развитие образности речи // Вопросы речевого раз- вития дошкольников / Н.В. Гавриш. – М., 1998. – С. 18-20.

3. Грошенкова, В.А. Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности. Методические рекомендации / В.А. Грошенкова, Т.С. Шилова. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

4. Дошкольное образование. Словарь терминов. / Сост. Н.А. Вино- градова и др. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400 с.

5. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: Пособие для вузов / Е.Е. Екжанова, Е.В. Резникова. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

6. Кузеванова, О.В. Интегрированный подход в развитии образной речи дошкольников. / О.В. Кузеванова // Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования: Материалы Международной научно- практической конференции 2-4 июня 2011 г. / Под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Ря- зань, 2011. – С. 246-248.

7. Макарова, В.Н. Диагностика развития речи дошкольников: Мето- дическое пособие. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Еданова. – М.: Пе- дагогическое общество России, 2008. – 80 с.

8. Макарова, В.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образова- ния, 2009. – 112 с.

9. Макарова, В.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.

10. Макарова, В.Н. Развитие образности речи детей в условиях до- школьного образовательного учреждения. / Макарова В.Н., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образова- нии: Материалы Международной научно-практической конференции, по- священной 135-летию МПГУ. – М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 234- 237.

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного об-


разования. – М.: Национальное образование (серия «Антология дошколь- ного образования»), 2015.

12. Развитие словесного творчества дошкольников в разных видах ху- дожественной деятельности: Учебно-методическое пособие. Ч. 2 / Под ред. Е.А. Ставцевой. – Орел, 2011. – 112 с.

13. Савушкина, Е.В. Влияние поэзии С.А. Есенина на образность речи детей-дошкольников. / Савушкина Е.В., Волобуева Л.М., Комиссарова Л.Н. // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 135- летию МПГУ. М.: Издательство «ТОМ», 2007. – С. 268-270.

14. Сажина, С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Ме- тодическое пособие. / С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

15. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника.

/О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко- льного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

 

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Диагностика методики особенностей развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста включает серию заданий для детей старшей и подготовительной к школе группы, разработанных В.Н. Макаровой, которая заимствована, с доработкой, у Н.В. Гавриш.

Данная методика может проводиться в начале и в конце учебного года по усмотрению педагога.

Обследование может проводиться индивидуально или с подгруппой – в зависимости от степени задачи.

 

Задание 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.102 с.)