Метод оценки по шкалам регрессии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод оценки по шкалам регрессии



Метод шкал регрессиипозволяет оценивать признаки физического развития в их взаимосвязи. Это достигается путем составления шкал регрессии по длине тела, которая принимается за основной признак.

Таблицы для индивидуальной оценки физического развития, составленные на основе региональных стандартов и разработанные общепринятым методом регрессионного анализа, устанавливают для конкретных вариантов длины тела в каждой возрастно-половой группе детей диапазон нормальных колебаний массы тела (от М – 1σ до М + 2σ). При оценке физического развития в таблице, соответствующей полу и возрасту ребенка, находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела и окружности грудной клетки.

Этот метод дает возможность оценить развитие каждого показателя физического развития в связи с развитием других показателей. Шкала регрессии строится с учетом степени зависимости между признаками, при этом учитывается, на какую величину меняются масса тела и окружность грудной клетки при изменении длины тела на 1 см. Шкалы регрессии разрабатываются для каждого возраста и пола с указанием для каждого признака средней арифметической (М) и среднего квадратического отклонения (сигмы регрессии - d R), коэффициента регрессии (R) и общей сигмы (d) для роста. Для иллюстрации приводится образец оценочной таблицы физического развития учащихся в возрасте 12 лет (таблица 2). В таблице слева указаны границы абсолютных цифр роста характеризующие отклонения в пределах средних величин (М+1d d), выше средних (М+1d до М+2d), высоких (от М+2d и выше), ниже средних (от М–1d до М–2d) и низких (от М–2d и ниже). Оценка физического развития ребенка проводится путем сравнения данных его роста, веса, окружности грудной клетки с величинами, указанными в таблицах соответствующего возраста и пола.

Таблица 2

Шкала регрессии по росту

Оценка роста стоя (в сигмальных отклонениях)

Мальчик 12 лет

Рост (см) Масса тела (кг) Окружность грудной клетки (см)

Низкий (от М – 2d и ниже)

132 27,4 64,8
133 28,1 65.2
134 28,8 65,6

Ниже среднего (от М – 1d до М-2d)

135 29,5 66,0
136 30,2 66. 5
137 31,0 66,9
138 31,7 67,3
139 32,4 677
140 33,1 68,1
141 33,8 68,6

Средний (от М – 1d до М+1d)

142 34,5 69,0
143 35,2 69,4
144 35,9 69,8
145 36,.6 70,2
146 37,3 70.7
147 38.,1 71.,1
148 38.8 71,5
149 39,5 71,9
150 40,2 72,3
151 40,9 72,8
152 41,6 73,2
153 42,3 73,6
154 43,0 74,0
155 43.7 74.4

Выше среднего (от М+1d до М+2d)

156 44.4 74.9
157 45.2 75.3
158 45.9 75.7
159 46.6 76.1
160 47.3 76.5
161 48.0 77.0
162 48.7 77.4

Высокий (от М+2d и выше)

163 49,4 77,8
164 50,1 78,2
165 50,8 78,6
166 51,5 79.1
167 52,3 79,5
168 53.,0 79.9
169 53,7 80.3
М 148.5 39.11 71.7
+ d 6.78 - -
+ dR - 4.38 4.52

 

Гармоничность морфологических показателей определяется по величине сигмального отклонения (таблица 3).

Таблица 3

Оценка гармоничности физического развития по шкалам регрессии.

Физическое развитие Величина сигмального отклонения массы и окружности грудной клетки
Гармоничное ≤ 1,0
Дисгармоничное От ± 1,1 до ± 2,0 (за счет повышенного(+) или пониженного (-) веса или окружности грудной клетки
Резко дисгармоничное > ± 2,1 (за счет резкого повышения (+) или снижения (-) веса, окружности грудной клетки)

 

Пример оценки физического развития по шкалам регрессии:

    У мальчика 12 лет рост 148 см, масса тела 40 кг, окружность грудной клетки 72 см. По росту этот мальчик среднего физического развития, так как рост его отклоняется от М на 0,5 d (общей). Чтобы узнать насколько соответствуют его росту масса тела и окружность грудной клетки следует найти в первой графе величину роста (148 см), во второй – соответствующую ему ма c су тела (38,8 кг), в третьей – окружность грудной клетки (71,5 см). Затем необходимо определить разницу между массой тела и окружностью грудной клетки по шкале регрессии и по данным мальчика. По массе тела она будет составлять 1,2 кг (40 – 38,8), а по окружности грудной клетки – 0,5 см (72 – 71,5) т.е. масса тела ребенка больше нормы на 1,2 кг, а окружность грудной клетки на 0,5 см. Чтобы оценить степень отставания массы тела и окружности грудной клетки в сигмах регрессии, полученную разницу массы тела делим на величину сигмы регрессии массы тела (1,2:4,38) а по окружности грудной клетки – на величину сигмы регрессии окружности грудной клетки (0,5:4,5) и получаем, что масса тела при таком росте выше нормы на 0.27 d R, а окружность груди на 0,1 d R. Следовательно, общая оценка физического развития ребенка должна быть такой: мальчик среднего роста, физическое развитие гармоничное.

 

Принята следующая единая терминология для оценки и записи полученных результатов обследования в медицинскую документацию образовательных учреждений:

1. Нормальное физическое развитие (гармоничное).

2. Отклонения в физическом развитии (дисгармоничное развитие):

- дефицит массы тела;

- избыток массы тела;

- низкий рост.

Недостаток метода: Использование этого метода параметрической статистики может привести к искажению результатов у детей с непропорциональным развитием. Недостатком его является и то, что масса тела оценивается в зависимости лишь от длины тела, без учета влияния широтных размеров.

МЕТОД ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ

Метод центильных (процентильных) шкал относится к методам непараметрической статистики. В настоящее время он широко используется в педиатрии. Центильные измерения наиболее точно и объективно отражают распределение величин измерения среди здоровых детей исследуемой возрастно-половой группы. Сущность центильного метода заключается в следующем. Все результаты измерений одного признака располагают в нарастающем порядке в виде упорядоченного ряда и делят на сто интервалов (центилей). Для характеристики распределения приводят обычно не все 100, а лишь семь фиксированных центилей: 3-й, 10-й, 25-й, 50-й, 75-й, 90-й, 97-й. Третий центиль отсекает три процента наблюдений данного ряда, десятый центиль – 10 % наблюдений и т.д. Каждый из фиксированных центилей называют центильной вероятностью и обозначают в процентах. Между фиксированными центильными вероятностями образуются 8 промежутков, которые получили названия центильных интервалов (коридоров). Колонки центильных таблиц показывают границы измеряемого признака для определенной «центильной» или процентной доли всех детей обследуемых возрастно-половых групп. Границы центильных групп представлены в верхней строке каждой таблицы. Средней величиной центильного непараметрического распределения является значение медианы или 50-го центиля. При этом, чем ближе к медиане стоит полученная величина антропометрического измерения, тем более вероятной (типичной) для данной возрастно-половой группы она является. И, напротив, чем дальше отстоит полученное число от медианы, тем оно менее типично для группы здоровых детей, тем больше вероятность отклонения в состоянии здоровья ребенка, имеющего такие показатели. Каждый измерительный признак (рост, масса, окружность грудной клетки) оценивается отдельно. При этом возможны следующие варианты.

Интервал («коридор») № 1 (до 3-го центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование, и по показаниям, обследование.
Интервал («коридор») № 2 (от 3 до 10 центиля) Область «низких величин», встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития.
Интервал («коридор») № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего», свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
Интервалы («коридоры») №№ 4, 5 (от 25 до 75 центиля) Область «средних величин», свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.
Интервал («коридор») № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин «выше среднего», свойственная 15% здоровых детей.
Интервал («коридор») №7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Медицинское решение зависит от существа признака и состояния других органов и систем
Интервал («коридор») №8 (от 97 центиля) Область «очень высоких величин», свойственных не более чем 3 % здоровых детей. Вероятность патологической природы изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.

Основой следует считать оценку длины тела (роста) по возрастной шкале, второй по значимости – оценку массы тела относительно роста. Оценка окружности грудной клетки используется для суждения о соматотипе ребенка и гармоничности физического развития. Аналогично оценивается масса тела.

Оценка гармоничности развития ребенкаосуществляется по трем антропометрическим показателям: длине и массе тела, окружности грудной клетки. Находят разность между максимальным и минимальным номерами интервалов (коридоров) центильной шкалы, полученных для этих трех показателей. Если разность равна 0 либо 1 – физическое развитие считают гармоничным, если разность равна 2 – физическое развитие дисгармоничное, если разность равна 3 и более – физическое развитие – резко дисгармоничное.

При гармоничном физическом развитии определяют соматотип, который означает темповую характеристику роста, т.е. темп физического развития. Для этого находят сумму номеров коридоров для массы тела, роста, окружности груди. При сумме номеров (баллов) 10 и менее ребенок относится к микросоматическому типу, при сумме от 11 до 15 баллов – к мезосоматическому, при сумме от 16 до 20 баллов – к макросоматическому типу. При микросоматотипе говорят о замедленном темпе роста (физическое развитие низкое или ниже среднего), при мезосоматотипе – средний темп роста (физическое развитие среднее), при макросоматотипе – об ускоренном темпе роста (физическое развитие выше среднего или высокое). Соматотип определяют только при гармоничном физическом развитии. Если развитие не гармоничное, когда, например, рост изменяется в одном темпе, а масса тела в другом, нельзя говорить об общем темпе физического развития. При дисгармоничном или резко дисгармоничном физическом развитии необходимо выяснить, за счет какого критерия обусловлена дисгармония антропометрических показателей (т.е. выделить наиболее отклоняющийся признак).

Пример оценки физического развития центильным методом.

Мальчик 7 лет, рост114 см, масса тела 24 кг окружность груди 58 см. Показатель длины тела находится в 3-м «коридоре», следовательно, оценивается как «ниже среднего», масса тела и окружность груди попадают в «коридор» 4, следовательно, оцениваются как «средние». По сумме баллов (II) ребенка можно отнести к мезосоматическому типу (среднее физическое развитие). Разница между «коридорами» не превышает 1, следовательно, физическое развитие мальчика можно оценить как гармоничное.

Недостаток метода: он оценивает антропометрические признаки изолированно, вне их взаимосвязи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.013 с.)