Индивидуального физического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуального физического развития



 

Цель изучения темы:овладение навыкамиоценки индивидуального физического развития детей и подростков.

Задачи:рассмотреть преимущества и недостатки отдельных методов оценки физического развития, изучить методы оценки физического развития.

Обучающийсядолжен знать:

1. до изучения темы

· Физическое развитие детей и подростков и его значение. Факторы, влияющие на физическое развитие.

· Возрастные морфофункциональные особенности растущего организма.

· Показатели физического развития и методы их определения.

2. после изучения темы

· Методы оценки физического развития детей и подростков, их преимущества и недостатки.

Обучающийся должен уметь:

· Проводить оценку физического развития детей подростков методом сигмальных отклонений, по шкалам регрессии, центильным методом.

· На основании комплексной оценки делать заключение о физическом развитии ребенка и рекомендовать (при необходимости) оздоровительные мероприятия.

Обучающийся должен владеть:

· способностью и готовностью к оценке физического развития детей и подростков, к участию в разработке комплексных программ по его коррекции.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по указанной теме:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия.

Методы оценки физического развития должны учитывать гетерохронность и гетероморфность роста и развития индивидуума и половой диморфизм, взаимосвязанность показателей физического развития, возможную асимметрию показателей. Кроме того, они должны быть нетрудоемкими, без сложных расчетов. Для оценки физического развития детей и подростков разрабатываются оценочные таблицы, шкалы – стандарты физического развития. Стандарты физического развития должны быть региональными и должны уточняться каждые 5-10 лет.

У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на день обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это нужно для последующей группировки по возрасту, которая с учетом меняющихся темпов развития осуществляется с различными интервалами.

Новорожденные выделяются в самостоятельную группу.

Детей 1-го года группируют с интервалом 1 месяц.

От 1 года до 3-х лет – с интервалом в 3 месяца.

От 3 до 7 лет – с интервалом в 6 месяцев.

Например: в возрастную группу 3 года 6 месяцев включают детей от 3 лет 3 месяцев до 3 лет 8 месяцев 29 дней.

Для детей и подростков от 7 до 18 лет принят интервал в 1 год.

Например: в возрастную группу 14 лет включают детей от 13 лет 6 месяцев до 14 лет 5 месяцев 29 дней.

МЕТОД ИНДЕКСОВ

В течение длительного времени для оценки физического развития использовался метод индексов. Индексы – соотношения отдельных антропометрических показателей, представленные в математических формулах. Из наиболее часто используемых для оценки весо-ростовых соотношений можно назвать индекс Брока (должная масса тела (кг) = длина тела (см) – 100) и индекс Кетле (масса тела (кг): (длина тела (см)²). Норма индекса Кетле, которая свидетельствует о гармоничности физического развития, составляет для детей обоего пола:

в возрасте 6-8 лет             16

9-10 лет                   17

11 лет                      18

12 лет                      19

13-14 лет                 20

Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избыточной массе тела, снижение на 2 единицы – о дефиците.

Метод индексов позволяет оценивать показатели физического развития во взаимосвязи, но он не учитывает гетерохронность физического развития и половой диморфизм. С возрастом отдельные антропометрические признаки изменяются непропорционально, изменения носят разнонаправленный характер. Индекс Брока вообще неприменим до окончания периода роста. Поэтому метод индексов для оценки физического развития растущего организма в настоящее время не используется.

МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Учитывая недостатки, присущие методу индексов, был предложен и в начале ХХ века получил широкое распространение метод сигмальных отклонений с графическим изображением профиля физического развития.

Сущность метода сигмальных отклонений заключается в сравнении полученных показателей по каждому признаку со средними данными (стандартными), разработанными на основе проведения массовых антропометрических обследований детей различного возраста. В результате сравнения полученных данных по каждому признаку со средней арифметической (М) стандарта находят разность (со знаком + или -) между абсолютной величиной признака и средней арифметической (М) этого признака. Найденную разницу делят на величину d - среднее квадратичное отклонение данного признака, которое является критерием оценки. Результаты сопоставления антропометрических данных со стандартными позволяют оценить каждый признак отдельно.

К группе среднего развития признака принято относить случаи, когда отклонение от средней (М) лежит в пределах от М+ 1d до М – 1d, от М –1,1d до М – 2d оцениваются, как развитие ниже среднего, ниже М – 2,1d - как низкое развитие признака. Если отклонение М + 1,1d до М + 2d - развитие выше среднего, М+ 2,1d и более – высокое. В таблице 1 приводится пример оценки.

Результаты оценки физического развития могут быть изображены графически в виде профиля физического развития. Графическое изображение дает возможность видеть, на сколько сигм отклоняется от средней различные признаки физического развития.

Пример оценки физического развития методом сигмальных отклонений (мальчик 12 лет):

Расчет

Показатели физического развития

Длина тела (см) Масса тела (кг) Окружность грудной клетки (см)
Фактические величины 148 40 72
М (среднеарифметические величины) 145,8 37 70
Разность между абсолютной величиной признака и средней арифметической (d) +2,4 +3 +2
Среднеквадратическое отклонение (d) +6,6 +3,7 +2,4
Сигмальное отклонение (d/ d) +0,4 +0,9 +0,7

Оценка: физическое развитие среднее.

Существенным недостатком метода сигмальных отклонений является изолированная оценка каждого признака вне его взаимосвязи с другими. Метод относится к методам параметрической статистики и не учитывает асимметрию в распределении массы тела и окружности грудной клетки, что может привести к искажению результатов оценки физического развития.

Оценка по шкале «Z –score»

Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует метод оценки состояния питания детей на основе показателей тотальных размеров тела (длины и массы те­ла). Оценка антропометрических данных состоит в расчете числа стандартных отклоне­ний (СО или с), на которые исследуемый показатель массы или длины тела отличается от ме­дианы стандартной популяции (международные стандарты ВОЗ основаны на данных, полученных при тестировании антропометрических параметров детей США и Великобритании). Рассчитанную величину стандартного отклонения называют Z –score или Z-балл.

Антропометрические данные каждого ребенка характеризуются своей величиной Z –score. Если данные антропометрии ребенка меньше медианы стандарта, то Z –score будет иметь отрицательную величину, если показатели выше медианы, то Z-score будет положи­тельным.

Величину Z scoreрассчитывают для трех показателей:

1. Масса тела для возраста – Мт/В,

2. Длина тела для возраста – Дт/В,

3. Масса тела для длины тела – Мт/Дт.

Показатель Мт/Дт применяется только в возрасте до 10 лет у девочек и до 11.5 лет у мальчиков.

Для диагностики определены пограничные значения СО, что позволяет выде­лить следующие варианты оцениваемых показателей:

- низкие(н), характеризующие недостаточную ДТ и МТ – устанавливаются, когда, значения СО менее -2;

- высокие (в), характеризующие избыточную ДТ и МТ – устанавливаются, когда значения СО более +2;

- нормальные(нм)– устанавливается, когда значения СО в диапазоне от -2 до +2;

Показатель длина тела для возраста характеризует линейный рост и оценивает долгосрочную задержку роста, т.е. Z - scoreменее -2 может указывать на хроническую не­достаточность питания, которое привело к задержке роста.

Z - scoreмасса тела для длины тела отражает пропорции тела или гармоничность развития, и он очень чувствителен к острому недоеданию.

Z - scoreмасса тела для возраста чувствителен к острому нарушению питания и отражает недоедание ребенка в настоящее время или в ближайшем прошлом.

Для обработки антропометрических данных и расчета индексов ВОЗ разработана и распространяется бесплатно специальная компьютерная программа ANTHRO. Программа автоматически учитывает возраст ребенка в месяцах. Практически при использо­вании программы необходима регистрация даты рождения и даты обследования ребенка.

Для группы или популяции детей может быть рассчитана и статистически оценена ве­личина группового Z-score. Величина Z-score в стандартной популяции равна нулю. Чем больше величина Z-score в исследуемой популяции отличается от нуля, тем больше разли­чия исследуемой группы детей от эталонной популяции. Величина группового Z-score мо­жет использоваться для сравнительного анализа детских контингентов и в системе монито­ринга состояния здоровья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.013 с.)