Методы оценки умственной работоспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки умственной работоспособности



    Гигиеническая оценка комплексного воздействия факторов учебного процесса, методов, средств и режимов обучения школьников предполагает обязательное наличие экспериментально-физиологической характеристики влияния указанных факторов на работоспособность школьника и коллектива в целом, интегрально отражающую функциональные возможности организма.

Работоспособность – это определяемая состоянием физиологических и психических функций организма способность выполнять конкретный объем целесообразной деятельности требуемого качества за установленный интервал времени.

Особенности высшей нервной деятельности в совокупности с особенностями организации учебно-воспитательного процесса создают возможность для быстрого утомления детей и снижения их работоспособности. В связи с этим большое значение приобретают объективные методы определения функционального состояния ЦНС, которые могут быть использованы в качестве критериев правильной оценки организации учебного процесса. Широко используются для этих целей:

- исследование устойчивости ясного видения,

- исследование и оценка зрительно-моторной и слухо-моторной реакции,

- исследование тонкой координации движений,

- изучение работоспособности путем дозированных заданий,

- изучение поведения детей на уроке.

Отчетливые результаты о функциональном состоянии организма можно получить только

- при проведении исследований в динамике (в начале и в конце урока, перерыва или перемены, дня, недели, года);

- в одинаковых условиях, дающих возможность сравнения полученных данных (одно и то же помещение, условия микроклимата, освещенности, одинаковое количество обследуемых и т.п.);

- методика должна быть адекватна исследуемой функции (хронорефлексометрия при нагрузке на слуховой и зрительный анализатор, треморометрия после значительной физической нагрузки и т.д.) и объективно и достоверно отражать функциональное состояние тех органов и систем, которые в процессе деятельности испытывают нагрузки или напряжение.

Необходимо также, чтобы в используемых при этом тестах были обеспечены:

- биоэтическая корректность, т.е. безопасность и безвредность всего алгоритма действий экспериментатора, которые обычно свойственны неинвазивным методическим приемам;

- возможность применения в условиях натурного гигиенического эксперимента, т. е. на фоне изучаемой деятельности.

    Кроме того, используемые методики не должны нарушать педагогический процесс, отнимать много времени и утомлять исследуемых. Одноразовое отвлечение обследуемого не должно превышать 2-5 минут. Это время будет определять и количество используемых методик. Если количества методик окажется недостаточным для полного обследования (в соответствии с целью исследования) функционального состояния детей, то их можно чередовать по соответствующим (режиму дня, расписанию занятий) дням недели.

    При выборе методик необходимо руководствоваться следующими положениями:

- методики должны объективно и надежно отражать функциональное состояние тех систем и органов ребенка, которые находятся в процессе деятельности в нагрузке и в напряжении;

- методики должны быть простыми и доступными для детей, соответствовать их возрасту;

- методики должны минимально отвлекать ребенка от занятий.

    Детям необходимо объяснить те задания, которые им будут даваться при обследовании, и обязательно провести «тренировочные» обследования, данные которых в общую базу данных включаться не должны.

    Как правило, при обследовании детей изучаются реакции сердечно-сосудистой, дыхательной систем на определенные нагрузки, функциональное состояние ЦНС, двигательного аппарата, анализаторные функции, работоспособность детей, энерготраты.

В зависимости от поставленных целей изучаютсяумственная и физическая работоспособность, а также функциональное состояние организма и его отдельных систем.

Критерием умственной работоспособности могут служить:

- период времени, в течение которого ему удается выполнить соответствующую деятельность, не допуская снижения ее качественных и количественных показателей (функционирование физиологических систем, преимущественно обеспечивающих данный вид активности, должно оставаться в пределах биологической нормы);

- количество работы, произведенной за строго контролируемый отрезок времени, при регламентированных ее качественных параметрах.

    На основании результатов исследования функционального состояния и работоспособности детей и подростков при различных видах деятельности и на протяжении дня, недели, учебной четверти и года определяется дина­мика работоспособности и функционального состояния организма на определенный период, адекватность нагрузок для детей, обосновываются рациональные режимы обучения и воспитания детей.

Метод дозированных заданий

При проведении дозированных заданий в рабочее время мы можем получить количественные и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого применяют составленные комплексы арифметических действий, пробные диктанты и корректурные таблицы.

Арифметические задания состоят из некоторого количества (10-15) примеров на все четыре действия, по сложности должны соответствовать возрасту и подготовленности обучающихся, чтобы большинство обследуемых могли их выполнить за короткий период времени (3-5 минут). К решению примеров обучающиеся должны приступить одновременно по команде «Начали», время работы фиксируется секундомером. Решение может быть письменным так и устным с записью только ответов. Через 5 минут подается команда «Закончили» и собираются листовки с решениями. То же самое делается и в конце занятия. Учитывается количество правильно решенных примеров перед занятием и в конце его. Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала занятия к его концу расценивается как снижение работоспособности, увеличение – как повышение.

Пробные диктанты также позволяют выявить изменения работоспособности. Недостатком этого метода является сложность определения причин ошибок, которые могут быть связаны либо с понижением работоспособности, либо с нетвердым знанием грамматики учащимся. При оценке учитывают среднее количество ошибок, приходящееся на одного обучающегося, количество работ, содержащих от 1 до 3-х, от 4 до 5-ти и более ошибок.

Наиболее распространенным методом оценки умственной работоспособности в отношении образовательной деятельности являются различные варианты дозированной работы по специальным корректурным тестам. Они позволяют получить как количественные, так и качественные показатели общей умственной работоспособности. Для этого используются буквенные корректурные таблицы В.Я. Анфимова и А.Г. Иванова-Смоленского (приложение №1), которые представляют собой бланк с набранными на нем типографским способом различными буквами русского алфавита (в языковом плане соответствующий текст лишен какой-либо смысловой нагрузки).

    При использовании таблицы В.Я. Анфимова задание дается школьникам всего класса по схеме в зависимости от задачи исследования. Результаты первого исследования принимаются как исходный.

Исследование проводится в течение 2-х минут с использованием секундомера.

Ученикам предлагается зачеркнуть одну букву (например, «К») и подчеркнуть другую (например «В»). Поскольку каждая буква повторяется одинаковое количество раз на 100 печатных знаков, то сочетание букв не имеет значения.

    Перед проведением пробы экспериментатор разъясняет детям, для чего проводиться корректурная проба, и необходимость внимательного и серьезного отношения к этой работе. Разъясняется также, в каком порядке следует зачеркивать буквы (каждая строчка читается слева направо, а строки сверху вниз), у каждого ребенка должен быть карандаш или ручка. Затем дается указание об одновременном по команде экспериментатора («начали») начале работы и одновременном при слове «закончили» прекращении ее с обязательной отметкой на том месте, где учащийся закончил читать буквы. Для того чтобы ученики не продолжали работу по истечении установленного времени, по окончании работы экспериментатору следует предложить немедленно передать таблицы вперед по рядам к первой парте, а не собирать их самостоятельно.

Чтобы не было повторения заданий в течение дня, рекомендуется дать им следующий порядок:

Дни недели 1-й урок 2-й урок 3-й урок 4-й урок 5-й урок 6-й урок
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота К/А Л/Н Н/А Р/К Л/Н К/А В/Н Т/И Е/В Н/Р Т/П В/П И/К А/В П/И П/А Н/Е Р/К Е/Р И/Р В/К К/Е К/Л Т/Л А/Е Н/К Р/Е В/И А/И Н/В Л/В В/П К/Т Р/Т В/Р Е/И

Буквы, которые ученики должны зачеркивать или подчеркивать, не только называют, но их можно записывать на доске, стирая при начале исследования.

    При обработке корректурных проб подчитывается количество всех прослеженных букв, для быстрого подсчета считается количество полных строк, которое умножается на 40 (количество букв в каждой строке).

    Далее учитываются ошибки. При этом за ошибку принимается:

1) пропущенная целая строка;

2) зачеркнута или подчеркнута не нужная буква;

3) нужная буква не зачеркнута или не подчеркнута;

4) буква зачеркнута, в то время, как ее следовало подчеркнуть, и наоборот.

Для возможности сопоставленья полученных данных расчет ошибок ведется на 500 знаков. 

    Дальнейшая обработка полученных данных проводится 2 способами.

Во-первых, вычисляется среднее количество прослеженных знаков и сделанных на 500 знаков ошибок после каждого урока, за весь учебный день, за всю неделю:

КПБ = (N х 40) + n,

где КПБ – количество просмотренных букв;

N – количество просмотренных строк;

n – количество букв последней строки, просмотренной не полностью.

    Для вычисления стандартизированной (ожидаемой на 500 просмотренных букв) ошибки Х необходимо составить и решить следующую пропорцию:

                      КПБ               – количество ошибок
                     500 букв           – Х ошибок

    Во-вторых, проводиться оценка индивидуальных сдвигов у каждого ученика. Для оценки индивидуальных сдвигов необходимо пользоваться следующей схемой.

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 1990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.011 с.)