Освоение Заонежья представителями финно–угорской этнической группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Освоение Заонежья представителями финно–угорской этнической группы.



Лишь начиная с середины или даже конца I тысячелетия до нашей эры, с началом эпохи раннего железа, можно говорить о формировании на территории Карелии финно–угорского этноса. Позже, в начале I тысячелетия нашей эры (то есть, около 2 тыс. лет назад), происходит разделение финно–угорской этнической группы на протосаамов (предков современных саамов), корелу (предков современных карел) и весь (предков современных вепсов). Протосаамы проживали почти на всей территории Карелии, весь населяла Юго–Восточное Приладожье и территорию между Онежским, Ладожским и Белым озерами (Межозерье), корела – Карельский перешеек, между Ладожским озером и Финским заливом. Хозяйственная деятельность протосаамов базировалась исключительно на охоте, в том числе на пушного зверя, и рыболовстве. В Заонежье они не занимались даже разведением оленей, так как это было невозможно в лесных условиях. Вепсское и карельское население было земледельческим: полагают, что и те, и другие начали заниматься примитивным подсеченным земледелием еще в начале I тысячелетия нашей эры, задолго до своего появления в Заонежье, и очень скоро стали сочетать его с пашенным. Они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овес, разводили домашних животных: лошадей, коров, овец, коз. Среди подсобных занятий наиболее развиты были охота и рыбная ловля. Существовали самостоятельные ремесла: производство и обработка железа, изготовление гончарной посуды, ювелирное дело, ткачество, обработка дерева и кости.

О существовании протосаамского населения на территории Заонежья говорит, во-первых, небольшое количество сохранившихся географических названий (топонимов) саамского происхождения, а также то, что здесь можно встретить так называемые сейды – отдельные крупные камни или группы камней, возможно, что они расположены в местах бывших саамских святилищ. Примером тому является «радкольский бог», или «идол». Находится он на о.Радколье, в 15 км от о.Кижи, и представляет собой крупный камень, очертаниями напоминающий человеческое лицо. Вполне вероятно, что на Радколье, где и сегодня находится этот «идол», могло располагаться древнесаамское святилище. Пришедшее позже в эти места вепсское, карельское и русское население могло частично перенять местную традицию отношения к Радколью как к особому месту. Селились ли древние саамы на о.Кижи – неизвестно, археологические данные об этом отсутствуют.

С начала Х в. (то есть, около тысячи лет назад, в период раннего средневековья) в Заонежье с территории Олонецкого перешейка начинают проникать небольшие группы веси. Возможно, в X–XI вв. это были торговые или военные экспедиции, участники которых делали лишь краткие остановки по берегам Заонежского полуострова и на островах Кижского архипелага. Появление веси подтверждается существованием таких памятников археологии, как погребальные курганы в д.Кокорино. Археологические находки этого периода были сделаны и на о.Кижи, в частности, это фрагмент вепской фибулы – застежки для плаща. Несколько позднее, в XI–XII вв., в Южном Заонежье появляется и оседлое древневепсское население, о чем свидетельствуют и существующие вепсские топонимы, и археологические находки. Так на самом о.Кижи, в районе д.Васильево, и неподалеку от него, в районе д.Сенная Губа, что на Большом Клименецком острове, были найденные фрагменты вепсских лепных горшков. Основным занятием этого населения являлось земледелие. Небольшое количество топонимов и археологических находок говорят о том, что оно было сравнительно немногочисленным. Возможно, это объясняется тем, что примерно на этот же временной отрезок приходится расцвет средневековой корелы, который ознаменовался ее активным проникновением в Восточную Карелию, в том числе и в Заонежье. Большое количество местных топонимов карельского происхождения говорит о том, что карельского населения было здесь заметно больше, чем вепского. В этот период происходит и активное вытеснение саамов.

Освоение Заонежья корелой началось не ранее чем с конца XII в. Первое время хозяйственная деятельность этих переселенцев основывалась на пушном промысле, дававшем товарную продукцию, и подсечном земледелии, дававшем средства пропитания. Как пишут исследователи В.А.Агапитов и К.К.Логинов [1, стр.114], вероятно, что при таком хозяйственном укладе древние карельские поселения были мелкими, возникали на непродолжительное время и не ущемляли интересов коренных обитателей: когда подсечный участок истощался, а пушной зверь на данной территории был истреблен, переселенцы легко снимались с места и переходили на новые участки. Однако в дальнейшем по путям, проложенным первопроходцами, устремились их сородичи, чьим основным занятием было пашенное земледелие. Для устройства поселений на новых, необжитых местах, они выбирали относительно плодородные, шунгитовые почвы. При этом предпочтение отдавалось участкам, которые находились в бухтах и заливах Кижского архипелага, защищенных от сильных ветров. В окрестностях о Кижи одна из самых ранних колоний обосновалась на северо–западном побережье Большого Клименецкого острова. Люди селились здесь надолго, из года в год обрабатывая возделанные пашни. Такой тип хозяйствования неизбежно приводил к ассимиляции уже существовавшего саамского населения: постепенно теряя места своих промыслов, саамы быстро нищали и вынуждены были переходить в наемные работники к пришельцам, владеющим навыками земледелия и животноводства. Утрата ими родного языка и этнического самосознания при этом происходила стремительно – за два–три поколения. Такого простого выхода, как уходить все дальше на север, у саамов к тому времени уже не было, поскольку все промысловые угодья были предельно задействованы их соплеменниками.

Несколько позднее на территории Заонежья появляется и славянское земледельческое население, в основном, из Псковских и Новгородских земель. Археологические исследования 2003–2004 гг. показали, что его активное проникновение в Заонежье начинается на рубеже XIII–XIV вв. В тех местах, которые уже были в какой-то мере освоены весью или корелой, они селились черезполосно или рядом с ними. Такая картина наблюдалась по восточному берегу Заонежского полуострова, а позднее – в районе Кижского архипелага. Первые земледельческие поселения на о.Кижи, относились именно к этому периоду, они находились в местах, где сегодня стоят дом Яковлева и дом Ошевнева, а также у часовни Успения в д.Васильево. В окрестностях острова шло активное освоение новых, еще не задействованных плодородных земель, в частности, северного и северо–западного берега Большого Клименецкого острова.

Таким образом, освоение человеком территории современного Заонежья началось очень давно. Бесспорные данные об этнической принадлежности древнейшего населения отсутствуют, данные археологии говорят лишь о его принадлежности к различным антропологическим типам. В литературе можно встретить такие понятия, как «древние люди», «древние охотники» и т.п. С середины первого тысячелетия до нашей эры на территории Карелии начинается формирование финно–угорского этноса, в первом тысячелетии нашей эры он разделяется на протосаамов (протолопарей), корелу и весь. Раньше других в Заонежье появились саамы. Проникновение и расселение в этих землях веси и корелы, а позднее – выходцев из новгородско–псковских земель относится к более близкому к нам периоду: X–XIV вв. С этого времени в Заонежье проживало четыре группы населения. Саамы занимались здесь охотой на пушного зверя и рыболовством, вепсы, карелы и русские были земледельцами, при этом сельскохозяйственному труду также сопутствовали охота и рыбная ловля. Длительное совместное проживание на достаточно компактной территории представителей различных этнических групп привели к их взаимной ассимиляции, что послужило одной из предпосылок постепенного формирования в этом крае особой, «локальной» этнической группы – русские Заонежья.

Использованная литература:

1. Агапитов В.А.; Логинов К.К. Из исторического прошлого Заонежья // Кижский вестник №2. Петрозаводск, 1993. – С.110–123.

2. [Демидов И.Н., Лаврова Н.Б., Колканен А.М., Мельников И.В., Герман К.Э. Палеоэкологические условия голоцена и освоение древним человеком побережья залива Вожмариха на юге Заонежского полуострова] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.221–240.

3. [Логинов К.К. Чем питались люди в древнем Заонежье?] // Кижский вестник №5. Петрозаводск, 2000. – С.105–122.

4. [Мельников И.В. Новые археологические памятники Южного Заонежья] // Кижский вестник №6. Петрозаводск, 2001. – С.197–220.

5. [Мельников И.В. Новые открытия памятников археологии на юге Заонежского полуострова] // Кижский вестник №7. Петрозаводск, 2002. – С.212–220.

6. Мельников И., Герман К. Кижи. Археология. Петрозаводск, 2002.

7. [Спиридонов А.М., Герман К.Э., Мельников И.В., Манюхин И.С. Освоение Южного Заонежья в раннем и развитом средневековье (по материалам раскопок селища Наволок на о.Кижи)] // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера (Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения–2003»). Петрозаводск, 2003. – С.236–243.

8. [Филатова В.Ф. Оленеостровский могильник в системе мезолитических поселений Карелии] // Кижский вестник №7. Петрозаводск, 2002. – С.177–212.

Основная рекомендуемая литература:

1. В.А.Агапитов. Путешествие в древние Кижи. Петрозаводск, 2000.

2. К.Э.Герман, И.В.Мельников, А.М.Спиридонов. Основы археологии Карелии. Петрозаводск, 2004.

3. И.В.Мельников, К.Э.Герман. Кижи. Археология. Петрозаводск, 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.007 с.)