Мобильный — ригидный собеседник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мобильный — ригидный собеседник.



2.1. Одна из главных характеристик мобильного собеседника — быстрая переключаемость. Его речь несколь­ко тороплива, выражения «небрежны», он может пропускать слова, будучи уверенным, что его и так поймут. Жесты нетерпеливы и порывисты. А образ собеседника поверхностен, он не может сразу углубиться в сущность обсуждаемой проблемы. Длинные тирады и рассуждения вызывают у него скуку и раздражение, он постепенно начинает отвлекаться, может попытаться внести разнообразие, рассказав анекдот или случай из жизни. Его ценные качества заключаются в том, что мобильный собеседник способен предложить сразу несколько ценных идей. Ваша задача — зафиксировать его внимание на лучшей из них.

В общении с ним поможет следующая тактика: подстроившись под его темп в начале беседы, постепенно снижайте его, пока не почувствуете, что содержательность беседы стала более высокой. Затем вернитесь к началу и обсудите малопонятные детали.

2.2. Несмотря на уверенность в себе, ригидному собеседнику необходимо некоторое время, чтобы включиться в беседу с вами. Перед тем как вступить с вами в контакт, он обязательно попытается завершить прерванную работу. Его можно охарактеризовать как основательного, вдумчивого человека, склонного к «размышлизмам». Его основательность может утомить и вызвать раздражение, если ваши темпы не совпадают.

Он полная противоположность мобильному собеседнику: его речь размеренна, неспешна, фразы продуманны и грамотны, жесты спокойны. Если удается подобрать красивое слово, он непременно использует его несколько раз в дальнейшем. Любит досконально обсудить детали. Его трудно вывести из себя, но если уж вам это удалось — берегитесь!

Единственно правильный способ общения с таким собеседником — долготерпение.

Экстраверт — интроверт.

3.1. Общение — родная стихия экстраверта. Преобладает направленность на партнерские отношения, даже с незнакомыми людьми, к которым, как и к друзьям, проявляет симпатию. Такому человеку искренне интересен собеседник, он не прочь посплетничать. И часто неосознанно желает такого же внимания к собственной персоне, иногда доводя эту потребность до эксцентричных выходок. С его точки зрения, желание постоянно общаться характерно для всех людей. Его впечатление о собеседнике строится с позиции коммуникабельности или ее отсутствия: если человек общителен — он хороший, если же нет, то это характеризует человека не с лучшей стороны либо свидетельствует о его позерстве.

Общаться с таким собеседником легко. Он всегда стремится, чтобы ваш диалог закончился на приятной ноте. Но иногда за стремлением «сохранить лицо» кроются поверхностность и легкомыслие. Как быть? Лучший способ — здоровая ирония, так как экстраверт больше всего боится быть смешным.

3.2. Интроверт тяготится общением, ему гораздо комфортней с самим собой, своими мыслями, хобби и т.д. Чаще всего, мотивом для сокращения контактов служит уверенность в том, что окружающие его не поймут. Такая склонность проявляется даже в элементарных вещах, для интроверта — проблема обратиться к прохожему с простым вопросом. С трудом он переносит и ни к чему не обязывающий обмен знаками внимания. Круг его общения составляют два-три человека, чаще всего похожих на него. Но это верные люди, которым он истинно доверяет. Тем не менее, даже в отношениях с ними интроверт избегает бесед на личные темы. Такому человеку трудно довериться собеседнику, он долго будет взвешивать все за и против, поэтому для него часто характерны пристрастность и подозрительность.

В общении с интровертом избегайте панибратства, будьте готовы к затяжным паузам, не торопите его. По возможности ограничьте ситуации, когда интроверт становится центром внимания, так как это доставит ему только страдания. Всякая деятельность, требующая общественной активности, должна осваиваться интровертом постепенно, а лучше предоставить ему возможность заниматься такими делами, которые не требуют большого круга общения.

 

В процессе общения педагогу приходится иметь дело с собеседниками разных типов. Ниже приводится примерная классификация абстрактных типов собеседников, разработанная Т.В. Мишаткиной. Они представляют собой воображаемые психологические модели, наделенные характерными чертами, имеющими значение для общения с ними.

1. «Вздорный человек», «нигилист». Данный тип — провокатор с агрессивной манерой поведения. Нетерпелив, несдержан, возбужден. Часто выходит за рамки беседы. Своей позицией провоцирует собеседников к тому, чтобы те не соглашались с его утверждениями. С «нигилистом» надо вести себя следующим образом:

— чаше беседовать с ним наедине, чтобы выяснить истинные причины его негативной позиции;

— не поддаваться на агрессивную манеру поведения, провоцирующую вас на эмоциональный взрыв;

— оставаться хладнокровным, уверенным в себе;

— следить, чтобы окончательное решение, по возможности, было сформулировано им самим, это лишит его возможности переложить ответственность на вас;

— заранее обсудить и согласовать с ним все спорные моменты;

— привлечь его на свою сторону, приближая его точку зрения к позитивной.

2. «Позитивный человек». Самый приятный тип собеседника. Позитивно настроенный, добродушный и трудолюбивый. Чаще проявляет способность спокойно, обоснованно вести дискуссию и совместно подвести итоги беседы. К такому собеседнику желательно относиться так:

— поддерживать позитивный настрой;

— выяснять и совместно рассматривать тонкости отдельных случаев;

— позаботиться, чтобы другие участники беседы были согласны с этим позитивным подходом;

в спорных и сложных ситуациях искать у него помощь и поддержку;

— в группе собеседников предоставить ему любое свободное место.

3. «Всезнайка». Всем своим видом демонстрирует уверенность в том, что он все знает и обо всем имеет собственное мнение. Не выслушав собеседника, требует слова. Придерживайтесь в общении с ним следующих правил:

— предложите ему место поблизости от себя;

— с определенной периодичностью апеллируйте к нему: «Уверен, что такой-то согласен со мной, не правда ли?»;

— напоминайте ему, что другие тоже хотят высказаться;

— попросите его дать возможность и остальным собеседникам потрудиться над решением проблемы;

— предложите ему сформулировать промежуточные заключения и подвести краткий итог;

— при наиболее рискованных его утверждениях дайте возможность остальным участникам выразить свою оценку и точку зрения;

— при дезорганизующей активности иногда специально задавайте ему сложные вопросы, на которые, в случае необходимости, можете ответить сами.

4. «Болтун». Не ценит время своих собеседников, пытается уйти от сути беседы, страдает «словоблудием». Его цель — высказать свое мнение, и ему все равно, имеет его выступление отношение к теме беседы или нет. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Как следует к нему относиться:

— как и всезнайку, посадите его поближе к себе или другой авторитетной личности;

— когда он начнет уходить от темы, остановите его, спросив, в чем он видит связь своего выступления с предметом беседы;

— ограничьте время отдельных выступлений и всей беседы;

— следите, чтобы он не переворачивал рассмотрение проблемы «с ног на голову».

5. «Трусишка». Даже если он разбирается в теме разговора, предпочтет промолчать, лишь бы не выделяться. Отличается недостатком уверенности в себе. Поэтому легко может принять сторону большинства, если даже внутренне не согласен с ними. С ним следует обходиться очень деликатно, соблюдая чувство меры:

— предупредите его, что собеседники нуждаются в высказываниях;

— подбодрите его, чтобы он мог высказаться достаточно четко;

— внимательно следите за его невербальным поведением;

— задавайте ему легкие вопросы информационного характера;

— помогайте ему формулировать выводы;

— решительно пресекайте любые попытки насмешек над ним;

— применяйте ободряющие формулировки типа: «Все бы хотели услышать и ваше мнение»;

— благодарите его за любой вклад в беседу или замечание.

6. «Неприступный собеседник». Замкнут, хладнокровен, высокомерен. Чувствует себя вне темы и ситуации, все это кажется ему не достойным внимания и усилий. Часто его высокомерие обусловлено тем, что он не владеет нужной информацией или считает присутствующих ниже себя. Необходимо:

— заинтересовать его обсуждаемой проблемой, предложив эффективную мотивацию, иногда можно сослаться на директивы;

— попытаться выяснить причины такого отстраненного поведения;

— периодически обращаться к нему, спрашивая: «Кажется, вы не согласны с тем, что было сказано. Было бы интересно узнать, почему?».

Конечно, в «чистом виде» такие типы практически не встречаются: обычно людям свойственны в большей или меньшей мере некоторые из перечисленных особенностей одного типа или комбинации нескольких «абстрактных типов».

Помните, что к какому бы типу ни принадлежал ваш собеседник, относиться к нему нужно уважительно и безоценочно, понимая и принимая его специфические особенности. Это относится и к детям, и ко взрослым. Поэтому важно развивать в себе умение становиться на позицию другого, умение преодолевать собственный эгоцентризм, научиться сомневаться в собственной непогрешимости, умение прислушиваться к мнению человека, идущего с вами на контакт. Только таким образом можно поддерживать уважение и достоинство партнера. Особенно это важно, когда таковым является ребенок, безоговорочно доверяющий взрослому только потому, что он взрослый.

Таким образом, тесное, истинно гуманистическое взаимодействие предполагает знание особенностей своих собеседников — детей и взрослых.

 

Ложь в общении

 

Педагогическая деятельность предполагает наличие умения прогнозировать поведение субъектов общения. Ценно это умение и для повседневной жизни. Если человек способен оградить себя от неистинной информации, тем самым он обеспечивает комфорт и душевное спокойствие. Можно ли развивать в себе это умение? Можно дать однозначный ответ: да!

«Чтение» истинной информации осуществляется по всем информационным каналам — и вербальным, и невербальным. Но вспомним, что понимание сущности явления возможно только в случае понимания его причин. Если вы ощущаете неискренность, но не можете конкретно осознать свои ощущения, задумайтесь над мотивами вашего собеседника. Это поможет вам понять, обманывают ли вас.

Итак, почему люди искажают информацию? Причин может быть несколько. Во-первых, предоставление неправдивой информации может быть следствием того, что человек становится жертвой обстоятельств. Во-вторых, ложь может стать «второй натурой» человека. Например, в детстве он лгал родителям, чтобы его не ругали. Прошло время, а стереотип поведения остался, и теперь человек использует его как способ защиты. Другой причиной дезинформации может быть так называемая коммуникативная некомпетентность, т.е. человек, вступающий во взаимодействие, не умеет верно истолковать вербальные и/или невербальные сигналы. Это создает ситуацию двусмысленности.

В психологии принято выделять сознание и бессознательное. Последнее часто незримо руководит нашим поведением, проявляясь в наших влечениях, желаниях, кажущихся сиюминутными порывах. Человеческий мозг устроен так, что полученная негативная информация вытесняется в область бессознательного, забывается, а хорошо запоминается лишь хорошее. Именно эта травмирующая информация влияет на наше поведение, проскальзывая в оговорках, особенностях поведения. И именно в области бессознательного фиксируются язык тела, невербальные сигналы: поза, мимика, жесты и т.д. У большинства людей не сформирован навык контроля своего тела, что дает возможность именно по телодвижениям понять сущность намерений человека, завуалированную словами. Истинные сигналы вашего тела могут как способствовать установлению контакта, так и затруднять его. Часто, продумывая самую тонкую ложь, человек забывает о своем теле, которое и выдает его, как говорится, «с головой». И даже если вас не раскрыли, своей цели вы не добьетесь. В чем же диагностическая сущность невербальных средств общения? А заключается она в спонтанности и непосредственности, которые проявляются в зависимости от эмоционального состояния человека.

Итак, истинную сущность подаваемых нам сигналов можно понять по невербальным проявлениям.

Таблица 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.02 с.)