Коммуникативные способности педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные способности педагога



 

Познание человека человеком Общая оценка человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценка отдельных черт его личности, мотивов и намерений; оценка связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику
Познание человеком самого себя Оценка своих знаний; оценка своих способностей; оценка своего характера и других черт личности; оценка того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей
Умение правильно оценить ситуацию общения Способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации
Невербальные формы педагогического общения Умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения максимум пользы для себя
Способности, проявляемые в действиях человека по отношению к самому себе Умение управлять теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания этими людьми нас самих. К ним же относится способность человека к самовосприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков

 

Одна из сфер, которой необходимо уделить внимание, — педагогические умения.

В основе общепедагогических умений лежит знание физиологии, возрастной психологии и педагогики. Кроме того, современному педагогу необходимо владеть достаточно широким спектром смежных наук: педиатрии, диагностики, маркетинга, психологии общения, социальной психологии, экономики и т.д.

Итак, какими умениями необходимо овладеть педагогу?

Прежде всего, это гностические умения, т.е. умения, с помощью которых педагог развивает и воспитывает ребенка, основываясь на знании его возрастных и индивидуальных особенностей. Наличие этих умений дает возможность своевременно распознать проблемы в развитии ребенка. Но необходимо предостеречь педагогов от склонности сравнивать индивидуальный путь развития конкретного ребенка с показателями среднестатистического.

Далее следуют конструктивные умения, предполагающие умение проектировать свою профессиональную деятельность и педагогический процесс с учетом перспективных целей развития на основе анализа причин возникающих проблем. В основе данных умений лежит умение модернизировать общепрограммные цели и задачи применительно к конкретной группе детей в целом и к конкретному ребенку в частности.

Коммуникативные умения позволяют педагогу психологически грамотно устанавливать целесообразные формы общения с участниками педагогического процесса детьми, родителями, коллегами и администрацией.

Системность в работе педагога, владение коллективом детей обеспечиваются организаторскими умениями.

Относительно специфической деятельности педагогов дошкольных учреждений можно выделить специальные умения — умение петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать и т.д.

Особо хочется остановиться на таком важном профессиональном качестве педагога, как ориентация на положительные отношения и чувства. Т.В. Мишаткина отмечает, что отношение педагога к своим учащимся зависит от его изначальных установок и целей. Для примера можно использовать известную студенческую присказку: один профессор принимает экзамен, чтобы выяснить, что знает студент, а другой — чтобы доказать ему, что он ничего не знает. Здесь как раз и отражается разница в установках педагогов. Определяющим является соотношение в педагогическом багаже таких известных форм воздействия, как поощрение и наказание. Разумное дозирование поощрения и наказания является одним из наиболее действенных методов воспитания. К сожалению, ставший уже традиционным «перекос» в представлениях воспитателей (и родителей, и учителей), как правило, отдает предпочтение наказанию.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен заканчиваться какими-то мерами воздействия взрослых. Но если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положительное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А ведь часто забывается одно из ведущих правил педагогической этики: не жалуйся родителям своих воспитанников. Дисциплина и успехи детей — дело профессиональной чести педагога. И если он не справляется с ними сам — значит, не умеет. Педагоги же порой не просто жалуются родителям, но еще и просят принять меры. Хорошо, если родители принимают меры мудрые. А если в виде ремня, причем не только физического, но и морального? Кто вложил его в руки разгневанного отца? По данным известного детского психолога А. Дубровского, различного рода фобии и логоневрозы, которыми страдает до 50% детей, возникают у них именно в результате неадекватных физических и моральных наказаний.

Основной и единственный ориентир, к которому мы возвращались неоднократно, — это любовь к детям и любовь вообще. Научить ей нельзя, просто нельзя! Она либо есть, либо ее нет.

В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Д. Карнеги. Будут эффективными такие его советы, как, например, «щадите гордость человека, старайтесь как можно чаще хвалить его при всех, а критиковать наедине». Или: «Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие». Или: «Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов человека».

Задумайтесь: действительно ли вы располагаете к себе, ваше лицо выражает доброжелательность, от вас приятно пахнет, ваш костюм элегантен, а прическа опрятна? Педагогу нужно помнить: преподавание, как говори Т.В. Мишаткина, — «в каком-то смысле лицедейство— «делание лица». Причем педагогическое лицедейство — это не притворство, не обман. Это — забота о настроении других, основа создания оптимального климата в аудитории. Ведь раздражение, недовольство, злость заразительны. Впрочем, как и улыбка».

Начиная свою профессиональную деятельность, педагог как взрослый человек в большей степени уже сформировался как личность, обладающая своей неповторимой индивидуальностью. Совокупность таких особенностей составляет индивидуальный стиль профессионала. Будем помнить, что со временем стилевые особенности могут видоизменяться, тем не менее, основные качественные характеристики остаются неизменными. Выделим основные признаки индивидуального стиля профессиональной деятельности:

Ø темперамент педагога;

Ø характер эмоциональных реакций на конфликтные или позитивные педагогические ситуации;

Ø манера поведения;

Ø стиль педагогического общения;

Ø приоритетный выбор методов и средств обучения и воспитания;

Ø особенности эмоционального реагирования на поступки и действия детей;

Ø предпочтение определенных видов поощрений и наказаний;

Ø предпочтение определенных средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Итак, нейропсихологические и физиологические особенности, заложенные в нас, естественным образом отражаются на стиле профессиональной деятельности. Так, воспитатель, обладающий сангвиническим типом темперамента, будет более мобилен, его реакции будут гораздо более сильными, чем у воспитателя-флегматика. Тем не менее, анализируя свои ошибки и слабые стороны, воспитатель может целенаправленно работать над индивидуальным стилем профессиональной деятельности.

 

Средства общения

 

Общение в привычном для нас смысле возникло на основе общности людей, занятых тем или иным трудовым процессом. С развитием сфер человеческой жизни стали расширяться виды и формы общения. И в настоящее время общение рассматривают как «процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами и переживаниями».

В общении выделяют содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа к другому.

М.И. Лисина выделяет три категории средств общения:

1. Экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, гримасы, выражение лица).

2. Предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками).

3. Речевые.

Способ передачи информации называется кодированием. Человек по способам передачи информации на нашей планете занимает ведущее место, так как он изобрел, скажем так, искусственные средства обмена информацией — радио, телетайп, различные формы записей и т.д. Но необходимо вспомнить и более типичные. Так, информация может передаваться посредством прямых телесных контактов — прикосновений, которые могут выражать огромную гамму переживаний.

Основными видами общения являются вербальное и невербальное. Последнее из них не предполагает использование звуковой речи, это общение с помощью мимики, жестов, телесных контактов. Выделяют также паралингвистическую (система вокализации, качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (паузы, покашливание, плач, фырканье, подражание звукам животных и т.д.) системы знаков. Паралингвистическая система связана с речью, но не является самой речью. Большинство из средств невербального общения, например, зрительные образы, слуховые ощущения и т.д., являются врожденными и свойственны не только человеку, но и высшим животным.

В связи с тем, что вербальное общение предполагает освоение языка, оно присуще только человеку. Использование языка в качестве знаковой системы, к сожалению, допускает возможность взаимного непонимания собеседников. Этому есть ряд причин: многозначность слов, явная или неявная кодировка сообщения, возможное неучитывание психологических и образовательных особенностей партнера. Кроме того, свою роль играют и религиозные, политические, профессиональные и другие различия.

Многие считают, что важнее овладеть правильной грамотной речью, т.е. овладеть вербальным видом общения. Но если человек действительно хочет научиться убеждать людей, влиять на их решения, ему необходимо уделить большое внимание и умению правильно подобрать интонацию, сопровождающий жест, адекватно интонировать свое высказывание. Компетентность в общении, т.е. высокий уровень владения его невербальными и вербальными видами, является необходимой составляющей для профессий социономической группы (это профессии, относящиеся к группе «человек — человек»).

Сам процесс межличностного общения предполагает взаимное влияние людей друг на друга, которое нацелено на удовлетворение собственных мотивов и потребностей.

Таким образом, истинные цели могут быть завуалированы благородными, общественно одобряемыми мотивами, тогда как на самом деле они могут быть связаны с эгоистичными побуждениями различного рода, например, потребностью в принятии, безопасности или психологическом комфорте и т.д.

Выделяют целый спектр разнообразных видов влияния.

 

Таблица 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.018 с.)