Библиотека дошкольного педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека дошкольного педагога



Библиотека дошкольного педагога

Широкова Г.А.

Дети и взрослые.

Психология общения для воспитателей

 

Аннотация

 

Книга предназначена для широкого круга специалистов дошкольного образования — от заведующей до воспитателя, для тех, кто пытается постигнуть тайны детской души. Одна из главных задач этой книги — помочь найти свой стиль в общении с детьми-дошкольниками, сделать ваше общение содержательным и интересным. Большая часть книги посвящена практической психологии общения, что поможет читателю разобраться в тон­костях взаимоотношений с детьми и своими коллегами. Рекомендации, предлагаемые в книге, будет полезно применять и в каждодневном общении.

 

Оглавление

 

1. Личность педагога и общение                                                      3

 

1.1. Личностные качества современного воспитателя     3

1.2. Педагогические способности и умения                              4

1.3. Средства общения                                                              7

1.4. Ложь в общении                                                                  15

1.5. Этикет и культура педагога                                                 21

2. Что нужно детям от взрослых?                                                    28

 

2.1. Формы общения детей и взрослых                                     28

2.2. Стиль семейного воспитания                                             32

2.3. Психологический климат в группе детского сада               34

2.4. Психологическое здоровье детей                                       36

2.5. Как организовать содержательное общение                       39

2.6. Радость каждый день (праздники, игры, развлечения)       42

3. Знакомимся с собой                                                                     51

 

Тест «Этикет и культура вашего общения»

(автор Т.В. Мишаткина)                                                   52

Тест «Насколько вы наблюдательны?»                                     54

Тест «Уровень мотивации к успеху»                                         56

Тест «Умение анализировать»                                                  58

Тест «Организованный ли вы человек?»                                   59

Тест «Стирка белья»                                                                 61

Тест «Оценка уровня конфликтности»                                      62

Тест «Ведущий или ведомый»                                                  63

Тест «Оценка уровня социальной адаптации»

(автор М.Х. Мескон)                                                           64

Оценка нервно-психической устойчивости педагога

(анкета НПУ «Прогноз»)                                                   65

Тест для изучения привлекательности работы как одного из

показателей социально-психологического климата         68

Тест для исследования эмпатии (автор И.М. Юсупов)              70

Тест «Оцените свой творческий потенциал»                            72

4. Учимся понимать, учимся принимать                                         74

 

4.1. Упражнения для развития умения произвольно

регулировать соматическое состояние                            74

4.2. Упражнения для развития педагогического артистизма 78

4.3. Методы преодоления жизненных кризисов и развитие

    эмоциональной устойчивости                                          81

4.4. Психологические зарядки (по М.А. Араповой)                     84

Литература                                                                                          87

Приложения                                                                                        88

 

Приложение 1. Общение с детьми — правила поведения        88

Приложение 2. Рекомендации по развитию уверенного

поведения                                                                        89

Приложение 3. С утра в хорошем настроении

(по А.О. Прохорову)                                                         90

Приложение 4. Темперамент и способности                             92

Приложение 5. Родительские директивы, оценки и установки

(на основе классификации Н.Л. Кряжевой)                      93

Приложение 6. Правила речевого поведения                            94

Приложение 7. Выход из душевного экстрима                          95

Приложение 8. Лечебные афоризмы                                         96

Приложение 9. Мудрость воспитания                                         97

Приложение 10. Свод золотых правил                                      98

Приложение 11. Сценарии детских праздников               100

 

Личность педагога и общение

 

Средства общения

 

Общение в привычном для нас смысле возникло на основе общности людей, занятых тем или иным трудовым процессом. С развитием сфер человеческой жизни стали расширяться виды и формы общения. И в настоящее время общение рассматривают как «процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами и переживаниями».

В общении выделяют содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа к другому.

М.И. Лисина выделяет три категории средств общения:

1. Экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, гримасы, выражение лица).

2. Предметно-действенные (позы, жесты, действия с игрушками).

3. Речевые.

Способ передачи информации называется кодированием. Человек по способам передачи информации на нашей планете занимает ведущее место, так как он изобрел, скажем так, искусственные средства обмена информацией — радио, телетайп, различные формы записей и т.д. Но необходимо вспомнить и более типичные. Так, информация может передаваться посредством прямых телесных контактов — прикосновений, которые могут выражать огромную гамму переживаний.

Основными видами общения являются вербальное и невербальное. Последнее из них не предполагает использование звуковой речи, это общение с помощью мимики, жестов, телесных контактов. Выделяют также паралингвистическую (система вокализации, качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (паузы, покашливание, плач, фырканье, подражание звукам животных и т.д.) системы знаков. Паралингвистическая система связана с речью, но не является самой речью. Большинство из средств невербального общения, например, зрительные образы, слуховые ощущения и т.д., являются врожденными и свойственны не только человеку, но и высшим животным.

В связи с тем, что вербальное общение предполагает освоение языка, оно присуще только человеку. Использование языка в качестве знаковой системы, к сожалению, допускает возможность взаимного непонимания собеседников. Этому есть ряд причин: многозначность слов, явная или неявная кодировка сообщения, возможное неучитывание психологических и образовательных особенностей партнера. Кроме того, свою роль играют и религиозные, политические, профессиональные и другие различия.

Многие считают, что важнее овладеть правильной грамотной речью, т.е. овладеть вербальным видом общения. Но если человек действительно хочет научиться убеждать людей, влиять на их решения, ему необходимо уделить большое внимание и умению правильно подобрать интонацию, сопровождающий жест, адекватно интонировать свое высказывание. Компетентность в общении, т.е. высокий уровень владения его невербальными и вербальными видами, является необходимой составляющей для профессий социономической группы (это профессии, относящиеся к группе «человек — человек»).

Сам процесс межличностного общения предполагает взаимное влияние людей друг на друга, которое нацелено на удовлетворение собственных мотивов и потребностей.

Таким образом, истинные цели могут быть завуалированы благородными, общественно одобряемыми мотивами, тогда как на самом деле они могут быть связаны с эгоистичными побуждениями различного рода, например, потребностью в принятии, безопасности или психологическом комфорте и т.д.

Выделяют целый спектр разнообразных видов влияния.

 

Таблица 3

Экстраверт — интроверт.

3.1. Общение — родная стихия экстраверта. Преобладает направленность на партнерские отношения, даже с незнакомыми людьми, к которым, как и к друзьям, проявляет симпатию. Такому человеку искренне интересен собеседник, он не прочь посплетничать. И часто неосознанно желает такого же внимания к собственной персоне, иногда доводя эту потребность до эксцентричных выходок. С его точки зрения, желание постоянно общаться характерно для всех людей. Его впечатление о собеседнике строится с позиции коммуникабельности или ее отсутствия: если человек общителен — он хороший, если же нет, то это характеризует человека не с лучшей стороны либо свидетельствует о его позерстве.

Общаться с таким собеседником легко. Он всегда стремится, чтобы ваш диалог закончился на приятной ноте. Но иногда за стремлением «сохранить лицо» кроются поверхностность и легкомыслие. Как быть? Лучший способ — здоровая ирония, так как экстраверт больше всего боится быть смешным.

3.2. Интроверт тяготится общением, ему гораздо комфортней с самим собой, своими мыслями, хобби и т.д. Чаще всего, мотивом для сокращения контактов служит уверенность в том, что окружающие его не поймут. Такая склонность проявляется даже в элементарных вещах, для интроверта — проблема обратиться к прохожему с простым вопросом. С трудом он переносит и ни к чему не обязывающий обмен знаками внимания. Круг его общения составляют два-три человека, чаще всего похожих на него. Но это верные люди, которым он истинно доверяет. Тем не менее, даже в отношениях с ними интроверт избегает бесед на личные темы. Такому человеку трудно довериться собеседнику, он долго будет взвешивать все за и против, поэтому для него часто характерны пристрастность и подозрительность.

В общении с интровертом избегайте панибратства, будьте готовы к затяжным паузам, не торопите его. По возможности ограничьте ситуации, когда интроверт становится центром внимания, так как это доставит ему только страдания. Всякая деятельность, требующая общественной активности, должна осваиваться интровертом постепенно, а лучше предоставить ему возможность заниматься такими делами, которые не требуют большого круга общения.

 

В процессе общения педагогу приходится иметь дело с собеседниками разных типов. Ниже приводится примерная классификация абстрактных типов собеседников, разработанная Т.В. Мишаткиной. Они представляют собой воображаемые психологические модели, наделенные характерными чертами, имеющими значение для общения с ними.

1. «Вздорный человек», «нигилист». Данный тип — провокатор с агрессивной манерой поведения. Нетерпелив, несдержан, возбужден. Часто выходит за рамки беседы. Своей позицией провоцирует собеседников к тому, чтобы те не соглашались с его утверждениями. С «нигилистом» надо вести себя следующим образом:

— чаше беседовать с ним наедине, чтобы выяснить истинные причины его негативной позиции;

— не поддаваться на агрессивную манеру поведения, провоцирующую вас на эмоциональный взрыв;

— оставаться хладнокровным, уверенным в себе;

— следить, чтобы окончательное решение, по возможности, было сформулировано им самим, это лишит его возможности переложить ответственность на вас;

— заранее обсудить и согласовать с ним все спорные моменты;

— привлечь его на свою сторону, приближая его точку зрения к позитивной.

2. «Позитивный человек». Самый приятный тип собеседника. Позитивно настроенный, добродушный и трудолюбивый. Чаще проявляет способность спокойно, обоснованно вести дискуссию и совместно подвести итоги беседы. К такому собеседнику желательно относиться так:

— поддерживать позитивный настрой;

— выяснять и совместно рассматривать тонкости отдельных случаев;

— позаботиться, чтобы другие участники беседы были согласны с этим позитивным подходом;

в спорных и сложных ситуациях искать у него помощь и поддержку;

— в группе собеседников предоставить ему любое свободное место.

3. «Всезнайка». Всем своим видом демонстрирует уверенность в том, что он все знает и обо всем имеет собственное мнение. Не выслушав собеседника, требует слова. Придерживайтесь в общении с ним следующих правил:

— предложите ему место поблизости от себя;

— с определенной периодичностью апеллируйте к нему: «Уверен, что такой-то согласен со мной, не правда ли?»;

— напоминайте ему, что другие тоже хотят высказаться;

— попросите его дать возможность и остальным собеседникам потрудиться над решением проблемы;

— предложите ему сформулировать промежуточные заключения и подвести краткий итог;

— при наиболее рискованных его утверждениях дайте возможность остальным участникам выразить свою оценку и точку зрения;

— при дезорганизующей активности иногда специально задавайте ему сложные вопросы, на которые, в случае необходимости, можете ответить сами.

4. «Болтун». Не ценит время своих собеседников, пытается уйти от сути беседы, страдает «словоблудием». Его цель — высказать свое мнение, и ему все равно, имеет его выступление отношение к теме беседы или нет. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Как следует к нему относиться:

— как и всезнайку, посадите его поближе к себе или другой авторитетной личности;

— когда он начнет уходить от темы, остановите его, спросив, в чем он видит связь своего выступления с предметом беседы;

— ограничьте время отдельных выступлений и всей беседы;

— следите, чтобы он не переворачивал рассмотрение проблемы «с ног на голову».

5. «Трусишка». Даже если он разбирается в теме разговора, предпочтет промолчать, лишь бы не выделяться. Отличается недостатком уверенности в себе. Поэтому легко может принять сторону большинства, если даже внутренне не согласен с ними. С ним следует обходиться очень деликатно, соблюдая чувство меры:

— предупредите его, что собеседники нуждаются в высказываниях;

— подбодрите его, чтобы он мог высказаться достаточно четко;

— внимательно следите за его невербальным поведением;

— задавайте ему легкие вопросы информационного характера;

— помогайте ему формулировать выводы;

— решительно пресекайте любые попытки насмешек над ним;

— применяйте ободряющие формулировки типа: «Все бы хотели услышать и ваше мнение»;

— благодарите его за любой вклад в беседу или замечание.

6. «Неприступный собеседник». Замкнут, хладнокровен, высокомерен. Чувствует себя вне темы и ситуации, все это кажется ему не достойным внимания и усилий. Часто его высокомерие обусловлено тем, что он не владеет нужной информацией или считает присутствующих ниже себя. Необходимо:

— заинтересовать его обсуждаемой проблемой, предложив эффективную мотивацию, иногда можно сослаться на директивы;

— попытаться выяснить причины такого отстраненного поведения;

— периодически обращаться к нему, спрашивая: «Кажется, вы не согласны с тем, что было сказано. Было бы интересно узнать, почему?».

Конечно, в «чистом виде» такие типы практически не встречаются: обычно людям свойственны в большей или меньшей мере некоторые из перечисленных особенностей одного типа или комбинации нескольких «абстрактных типов».

Помните, что к какому бы типу ни принадлежал ваш собеседник, относиться к нему нужно уважительно и безоценочно, понимая и принимая его специфические особенности. Это относится и к детям, и ко взрослым. Поэтому важно развивать в себе умение становиться на позицию другого, умение преодолевать собственный эгоцентризм, научиться сомневаться в собственной непогрешимости, умение прислушиваться к мнению человека, идущего с вами на контакт. Только таким образом можно поддерживать уважение и достоинство партнера. Особенно это важно, когда таковым является ребенок, безоговорочно доверяющий взрослому только потому, что он взрослый.

Таким образом, тесное, истинно гуманистическое взаимодействие предполагает знание особенностей своих собеседников — детей и взрослых.

 

Ложь в общении

 

Педагогическая деятельность предполагает наличие умения прогнозировать поведение субъектов общения. Ценно это умение и для повседневной жизни. Если человек способен оградить себя от неистинной информации, тем самым он обеспечивает комфорт и душевное спокойствие. Можно ли развивать в себе это умение? Можно дать однозначный ответ: да!

«Чтение» истинной информации осуществляется по всем информационным каналам — и вербальным, и невербальным. Но вспомним, что понимание сущности явления возможно только в случае понимания его причин. Если вы ощущаете неискренность, но не можете конкретно осознать свои ощущения, задумайтесь над мотивами вашего собеседника. Это поможет вам понять, обманывают ли вас.

Итак, почему люди искажают информацию? Причин может быть несколько. Во-первых, предоставление неправдивой информации может быть следствием того, что человек становится жертвой обстоятельств. Во-вторых, ложь может стать «второй натурой» человека. Например, в детстве он лгал родителям, чтобы его не ругали. Прошло время, а стереотип поведения остался, и теперь человек использует его как способ защиты. Другой причиной дезинформации может быть так называемая коммуникативная некомпетентность, т.е. человек, вступающий во взаимодействие, не умеет верно истолковать вербальные и/или невербальные сигналы. Это создает ситуацию двусмысленности.

В психологии принято выделять сознание и бессознательное. Последнее часто незримо руководит нашим поведением, проявляясь в наших влечениях, желаниях, кажущихся сиюминутными порывах. Человеческий мозг устроен так, что полученная негативная информация вытесняется в область бессознательного, забывается, а хорошо запоминается лишь хорошее. Именно эта травмирующая информация влияет на наше поведение, проскальзывая в оговорках, особенностях поведения. И именно в области бессознательного фиксируются язык тела, невербальные сигналы: поза, мимика, жесты и т.д. У большинства людей не сформирован навык контроля своего тела, что дает возможность именно по телодвижениям понять сущность намерений человека, завуалированную словами. Истинные сигналы вашего тела могут как способствовать установлению контакта, так и затруднять его. Часто, продумывая самую тонкую ложь, человек забывает о своем теле, которое и выдает его, как говорится, «с головой». И даже если вас не раскрыли, своей цели вы не добьетесь. В чем же диагностическая сущность невербальных средств общения? А заключается она в спонтанности и непосредственности, которые проявляются в зависимости от эмоционального состояния человека.

Итак, истинную сущность подаваемых нам сигналов можно понять по невербальным проявлениям.

Таблица 4

Этикет и культура педагога

 

Уровень развития культуры общения обуславливает отношение к нам окружающих. Основана культура общения на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом. Этикет — это совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Этикет — процесс двойственный, другими словами, мало только знать правила, необходимо их соблюдать. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять другого человека — эти высокие этические качества, лежащие в основе нравственного поведения, находят отражение в простых нормах этикета.

Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным. Поэтому данная глава содержит материал, который может пригодиться педагогу не только в работе над собой, но и в воспитательной работе с детьми.

Итак, как утверждает Т.И. Мишаткина, «этикет — важная часть общечеловеческой культуры и морали, вырабатываемая на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке».

 

Особенности этикета

 

 


Рассмотрим основные этикетные нормы — вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.

1. Вежливость проявляется в конкретных правилах поведения: приветствии, обращении к человеку, умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни. Истинная вежливость непременно доброжелательна и искренна. Она — одно из проявлений бескорыстного и искренне доброжелательного отношения к людям, с которыми мы общаемся.

2. Тактичность и чуткость — это внимание к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, чем мы можем доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду. Тактичность — это умение всегда учитывать конкретные обстоятельства общения: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Особо важным это качество является для педагога, так как ему приходится работать с очень нежным предметом — душой ребенка.

Особый случай — так называемый «двойной стандарт», когда человек дома ведет себя грубо, а «на людях» — предельно тактично.

В противовес тактичности рассматривают бестактность. Разнообразны формы проявления бестактности. Считается, что:

бестактно в разговоре:

без причины отказываться от обсуждения предложенной темы;

вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые воспоминания, неприятно задеть их;

позволять неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих;

громко распространяться в общественных местах и транспорте о сугубо личных, интимных делах;

шептать на ухо и т.д.;

бестактно в поведении:

v войдя в транспорт, останавливаться в дверях, не думая о других пассажирах;

v занять собой или своим багажом сразу несколько мест в транспорте;

v сидеть в транспорте, «не замечая» стоящих перед собой женщин и пожилых людей;

v не оставлять на эскалаторе метро прохода тем, кто торопится (следует стоять справа);

v быть всегда всем недовольным, ворчать, все осуждать, постоянно предъявлять претензии;

v бесконтрольно вести себя в собственной квартире, доставляя беспокойство соседям: хлопать дверями, шуметь в позднее время и т.д.;

бестактно проявлять праздное любопытство:

пристально разглядывать человека, показывать на него или шептаться о нем;

читать чужие письма, подслушивать чужие разговоры;

заглядывать в окна чужих квартир;

разглашать чужие тайны;

бестактно неумение владеть собой, в частности:

v действовать и говорить в состоянии гнева или страсти — впоследствии вы можете об этом горько пожалеть;

v слишком откровенно проявлять свои симпатии и антипатии;

v слишком далеко заходить в выражении своей любезности и приветливости, чтобы они не превратились в назойливость.

Просто «научиться» такту нельзя, он воспитывается в семье, под влиянием среды, обусловлен характером и желанием самого человека. Но повышать его уровень, безусловно, можно.

3. Чувство меры предполагает умение найти ту грань, которую не следует переступать в общении с тем или иным человеком в конкретной ситуации, чтобы не вызвать незаслуженную обиду, огорчение, боль; чувство меры выступает индивидуальным показателем нашей тактичности и чуткости.

4. Деликатность — непосредственное проявление чуткости. Должно подсказывать, как подойти к человеку, чтобы не оскорбить, не коснуться больного места, а, напротив, постараться помочь ему, вывести из затруднительного положения. Вместе с тем деликатность не должна быть излишней, навязчивой, назойливой, льстивой.

5. Умение выслушать собеседника, то есть способность предусмотреть его реакцию на наше высказывание, поступки.

6. Скромность несовместима со стремлением показывать себя лучше, способнее, умнее других, подчеркивать свое превосходство, требовать для себя привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем человек не должен страдать излишней робостью и застенчивостью.

Кроме того, существуют еще общие правила поведения. К ним относится, в частности, «неравенство» людей в области этикета, выражающееся в преимуществах, которые имеют:

Ø женщины перед мужчинами,

Ø старшие перед младшими,

Ø начальник (директор, учитель) перед подчиненными.

В процессе приветствий, знакомств и представлений человек демонстрирует определенные манеры поведения, характеризующие этикетную культуру человека. Манеры — это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция, мимика. Манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность. Хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают умение правильно держать свое тело, управлять своими движениями. Следует быть обходительным, приветливым, не показывать людям свое дурное настроение и плохие манеры.

Плохими манерами принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, проявляющееся в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Естественность поведения — одно из главных требований к поведению человека. Наигранность и неестественность в поведении человека — минус, который трудно компенсировать даже высоким уровнем знаний.

Истинное лицо человека проявляется в его жестах, мимике, движениях, позах. Это так называемые невербальные средства общения, с помощью которых мож­но сказать гораздо больше, чем словами, даже когда сам человек этого не хочет. И если говорит человек одно, а на лице у него написано другое, то большего доверия заслуживает выражение его лица. Учитывая это, в процессе общения необходимо, с одной стороны, контролировать свои движения и мимику, с другой — уметь «читать» реакцию партнера. Для этого полезно знать язык жестов и мимики. Их смысл не всегда бывает одинаковым: необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание.

Особое внимание следует уделить этикету в речевой деятельности, которая для педагога является к тому же основным способом его профессиональной деятельности.

Речь позволяет нам общаться с другими людьми, дает возможность так или иначе воздействовать на них. В то же время речь отражает наш внутренний мир, выявляет наши мысли и чувства. Нередко уже сама манера речи создает устойчивое впечатление о человеке. Чтобы овладеть словом, научиться формировать мысли, выражать чувства, общаться с людьми, необходимы высокая культура речи, соблюдение правил речевого поведения и овладение речевым этикетом. Речевая деятельность — это совокупность психофизиологических и социокультурных функций индивида по осуществлению речевого общения. Продуктивность речевой деятельности в каждой конкретной речевой ситуации определяется четким осознанием индивидом того, кто — кому — о чем — где — когда — почему и зачем говорит. Речевая деятельность предполагает:

ª умение членораздельно говорить, внятно произносить слова и фразы;

ª умение находить слова, адекватно передающие мысли и чувства;

ª умелое пользование грамматикой (правилами языка).

Соблюдение этих требований входит в понятие «культура речи». Культура речи — это степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком. Следует четко обозначить основные признаки культурной речи:

1. Правильность речи — это соответствие ее структуры действующим общепринятым нормам языка.

Существуют различные языковые нормы: произношения, ударения, словообразования, грамматики (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические. Знание и соблюдение этих норм необходимо всем, это обеспечивает правильность, грамотность речи.

С течением времени нормы меняются под воздействием тех или иных условий, причем их изменение — не всегда контролируемый процесс.

2. Точность — это не просто умение выбирать и использовать самые нужные и подходящие слова. Чтобы точно говорить, надо четко мыслить. Иначе говоря, точность как качество речи связана с самим мыслительным актом, со знанием предмета речи, с компетентностью и интеллектуальными способностями говорящего. Выделяются два типа точности. Первый — предметная точность — поиск слова, наиболее точно отражающего обозначаемый предмет или явление; это точность «для себя». Второй — понятийная точность — перевод данного понятия в сообщение, информацию «для других». Точность в речевой деятельности предполагает выбор вариантов из числа тех, которыми располагает язык и которые свободно может использовать говорящий. К наиболее типичным нарушениям точности речи относятся:

ü многословие и краснобайство;

ü неумение различать паронимы — близкие по значению и сфере употребления однокоренные слова, но разные по структуре и смыслу (нетерпимыйнестерпимый, одетьнадеть);

ü смешение омонимов — слов одинакового звучания, но различного значения, что порождает каламбуры и двусмысленность («запустить производство»),

ü неточность в понимании смысла терминов;

ü отсутствие четкости при полисемии — многозначности слова («рядовой» — военнослужащий и — обычный, заурядный, обыкновенный);

ü путаница в применении иноязычных и архаичных слов.

3. Логичность — это способ словосоединения, построения речи. Здесь важны два условия: логичность мышления и логичность изложения.

4. Чистота речи — признак культурной речи, проявляющийся в двух аспектах: в соотношении речи с литературным языком и в ее соотношении с нравственными критериями общения. В чистой речи нет места элементам, чуждым литературному языку или отвергаемым моральными нормами. «Сорняками» могут быть:

диалектизмы — слова, свойственные местным говорам (диалектам);

варваризмы — немотивированное включение в речь иноязычных слов;

жаргонизмы — слова и обороты, применяемые в жаргонах — ответвлениях языка, обслуживающих замкнутые группы и сообщества;

вульгаризмы — слова и выражения, грубо, примитивно обозначающие предметы или события, унизительные и оскорбительные для человека (бранные слова, нецензурная лексика);

слова-паразиты — навязчивое, частое повторение одних и тех же слов, не несущих информации и затрудняющих общение («значит», «как бы», «это самое», «как его», «ну», «ага», «вот» и др.);

— канцеляризмы— языковые штампы, слова и обороты, типичные для делового стиля, но неуместные в других языковых стилях («заострить вопрос», «имеет место», «во главу угла», «подхватить начинание», «поставить вопрос ребром», «играет большую роль», «на сегодняшний день» и т.д.). Важно не создавать барьер в общении с окружающими, насыщая свою речь непонятными, неприятными или даже оскорбительными для них словами и выражениями и демонстрируя тем самым неуважение к собеседникам или случайным слушателям.

5. Выразительность обеспечивает и поддерживает внимание и интерес слушателя. Выразительно всегда необычное, неожиданное.

Важен правильно выбранный тон речи, который в разговоре значит не меньше, чем жесты, позы и манера общаться. Одно и то же слово или фраза способны передать массу оттенков мысли и чувства в зависимости от тона, которым они произнесены. Необходимо учитывать, что на нас воздействует не только информация, содержащаяся в речи, но и способ ее подачи. Так, например, чрезмерная громкость голоса приводит к тому, что слушатель уже через 10 минут перестает воспринимать речь, похожую на крик.

6. Богатство речи предполагает разнообразие речи, вариативность лексики, синтаксиса и интонаций. Богатство речи вырастает из запаса слов и знания их значений, запаса моделей словосочетаний и предложений, совокупности навыков речевой деятельности (умения объяснять, спорить, убеждать, выделять смысловые нюансы). Богатству речи способствует употребление пословиц, поговорок, крылатых выражений.

7. Уместность речи зависит от многих факторов:

— от характера коммуникаций (частное или деловое общение);

— от положения общающихся во времени и пространстве (контактное или дистанционное общение);

— от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (радио, интернет, факс, пейджер, телефон);

— от количества участников.

Каждое слово воспитателя, каждая его беседа и просто разговор с детьми — своего рода экзамен на мастерство. Речь отражает уровень его общей и педагогической культуры, определяет его общение, от чего во многом зависит весь воспитательно-образовательный процесс. «Слово — это наиважнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь... Дети очень чутки к слову, и надо стремиться к тому, чтобы донести до их сознания и сердца тончайшие оттенки его красок, его аромат», — говорил В.А. Сухомлинский.

Язык — важнейшее средство человеческого общения. Речь построена из языка, подчинена его законам, но она не равна языку. Речь — это специально отобранные и использованные в конкретном акте общения элементы язык



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.1 с.)