Как организовать содержательное общение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как организовать содержательное общение



 

Педагогический процесс в детском саду включает в себя специально организованную деятельность (занятия), совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную. Для обеспечения эмоционального комфорта детей каждый вид деятельности должен плавно переходить из одного в другой. Нельзя заявлять детям «Занятие закончено, идите играть». В дошкольном воспитании процесс воспитания и образования является непрерывным. Грамотный воспитатель должен создать такую ситуацию, в которой полученные детьми знания будут отражены и закреплены ими в свободной деятельности и, прежде всего, в играх.

Свободная деятельность детей несет большую воспитательную и диагностическую функцию. Повседневное свободное общение детей со сверстниками и воспитателем является практической школой, в которой идет процесс интенсивной переработки, анализа, уточнения и творческого преобразования уже имеющихся сведений об окружающем мире и людях, живущих рядом. В то же время наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности могут дать воспитателю бесценную информацию о личных особенностях ребенка, его склонностях и интересах. Ребенок приобретает опыт жизни в коллективе, учится оценивать свои поступки. Взаимодействие со сверстниками сразу покажет, стремится ли ребенок к лидерству или чаще уступает, умеет добиваться цели или отступает при первых же трудностях.

Самый страшный враг для ребенка — это скука и бездеятельность. Чтобы избежать такой проблемы, необходимо, прежде всего, продумать грамотную организацию предметно-пространственной среды группы. Правильное размещение игровых зон будет стимулировать развитие различных видов детской деятельности и поможет избежать конфликтов. Мебель и игровые уголки должны быть размещены таким образом, чтобы освободить максимально пространство для детских интересных занятий, нельзя забывать и о правилах гигиены и безопасности.

Традиционно групповое помещение делится на деловую и игровую зоны. Деловая зона включает в себя место для специально организованной деятельности и приема пищи. Игровая же зона предназначена для совместной и самостоятельной деятельности.

Игры и занятия, требующие сосредоточенности и интеллектуальных усилий, необходимо разместить у источника света, в некотором отдалении от активных и шумных игр. Это же условие необходимо соблюдать и при организации пространства для творческой деятельности детей. Особого уюта и тишины требует групповая библиотека, здесь можно разместить мягкую детскую мебель или удобные стол и стулья, торшер, полку с книгами, несколько предметов искусства и, например, портрет писателя.

Внимания воспитателя требует и оборудование творческого уголка — места, где дети могли бы спокойно заняться рисованием или другим видом продуктивного творчества. Обязательно в наличии должны иметься:

— различные виды бумаги, в том числе и цветной;

— разнообразные виды изобразительного материала: краски, карандаши, фломастеры, кисти и т.д., те, которыми дети уже умеют пользоваться;

— детские ножницы с различными концами;

— клей и разнообразный бросовый материал: лоскутки ткани, цветные нитки, проволока, природный материал;

— книжки - разукрашки;

— штампы и трафареты.

Целесообразно отвести специальное место для выставки детских поделок и рисунков. Кроме того, детей необходимо постоянно знакомить с лучшими образцами мировой культуры — произведениями народных мастеров, известных художников. Само наполнение уголка, не говоря уже о выставках, должно воспитывать художественный вкус детей, соответствовать принципам эстетики. Карандаши должны быть подточены, края бумаги обязательно аккуратно обрезаны, кисти должны быть чистыми и стоять в стаканчиках. Работа в уголке покажет воспитателю эффективность его работы в направлении развития изобразительных навыков детей: умеют ли они пользоваться клеем, рисовать акварелью, насколько бережно относятся к краскам, как организовывают и убирают свое рабочее пространство. В совокупности это будет демонстрировать уровень развития культуры деятельности.

Дети всех возрастов очень любят игры со строительным материалом. Для них требуются большое пространство и разнообразный материал, подобранный в необходимом количестве. Современная промышленность в основном производит пластмассовые наборы, но во многих детских садах до сих пор хранится деревянный «строитель», который был изготовлен более 20, а то и 30 лет назад. Его качество до сих пор соответствует требованиям гигиены и отвечает высоким запросам современных детей.

Естественно, оснащение предметной среды должно соответствовать поло-ролевым запросам детей. Так, девочкам необходимы атрибуты для игр в дочки-матери: куклы, посуда, мебель, коляски и т.д. Хорошо, если в комнате для кукол будут атрибуты для ряженья — различные шляпы, дамские сумочки, костюмы или их элементы, а также зеркало. Уголок для мальчиков лучше расположить рядом со строительным материалом в некотором отдалении от девочек. Это отнюдь не означает, что в куклы будут играть только девочки и наоборот. Хорошо, если воспитатель сможет объединить разные по сюжету игры, что будет способствовать расширению репертуара детских игр. Тем более, что из практики известно — наряжаться любят и мальчики, и девочки.

Другим важным принципом отбора материалов является возрастное соответствие предметной среды. Например, в младшем возрасте сюжеты детских игр ограничиваются манипулированием с известными предметами, поэтому важнее подобрать несколько наборов посуды, несколько колясок и кроваток для кукол. Это позволит малышам избежать конфликтов, являющихся лишь следствием их возрастных особенностей — они просто не умеют ждать, и часто им просто недоступно понятие «делиться». Важное место в группах младшего возраста должно быть отведено оборудованию для игр с водой и песком. Кроме того, дети очень любят движущиеся игрушки, неваляшек. Цветовая гамма группового помещения, оборудования и мебели должна соответствовать основному спектру, нельзя перенасыщать группу для малышей предметами и игрушками. Итак, при планировании и организации пространства для детей раннего возраста в группах детского сада необходимо:

Ø Иметь разнообразные интересные игрушки и материалы, подходящие для детей, и разместить их таким образом, чтобы дети могли любой из них выбрать и взять в руки.

Ø Предметы и игрушки должны быть такими, чтобы ребенок мог их не только видеть и трогать, но и послушать, понюхать, то есть развивать все свои чувства.

Ø Они должны легко мыться.

Ø Важно иметь несколько одинаковых игрушек и предметов, чтобы детям не нужно было ждать.

Ø Полки с игрушками должны находиться на уровне глаз ребенка, чтобы дети самостоятельно могли дотянуться до различных игрушек.

Ø Важно, чтобы, стоя посередине группы, ребенок мог охватить взглядом обилие возможностей, предоставленное ему.

Когда игрушек достаточно и воспитатель предлагает ребенку выбирать, ребенок делает свои первые шаги к самостоятельности. Интересные, красочные предметы, окружающие детей, «приглашают» к исследованию.

Правильно организованное пространство дает толчок к развитию и поощряет приобретение знаний.

Примерно со средней группы сюжет начинает усложняться, и поэтому оснащение требует большего разнообразия. Развивающая среда в средней группе должна сохранять некоторые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообразными. Дети пятого года жизни испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Чтобы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть и группе возможности для разнообразной двигательной деятельности. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2—3 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физкультурную тропу» — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: попрыгать из круга в круг, пять раз присесть, пройти два метра на четвереньках, встать, покружиться на месте, попрыгать на двух ногах с продвижением вперед до воротиков (обруча, стула), подлезть под них, выпрямиться и дотянуться до колокольчика сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявляют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например, долго сидят), необходимо повесить различные модели или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к игре, это время расцвета сюжетно-ролевой игры. Замечено, что средние дошкольники, играя, любят как-то обозначить свою игровую территорию. Часто возникают конфликты, когда не участвующие в игре дети пытаются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой территории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие раскладные ширмы (1—2 на группу), цветные шнуры, заборчики из брусков и кирпичиков, игровые коврики.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые действия и сюжеты.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы разных «полов» и «профессий», мягкие игрушки (котята, лисята, собачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр.

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определенное сходство с оригиналом, например: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок — «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор».

Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей: оклеить кукольную комнату обоями, сделать «продукты» для игры в магазин, придумать значки для обозначения кабинета доктора и пр.

Так же, как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообразные бусы, короны, банты и т.п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа (бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроновых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок). Сюда же можно внести элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте надо повесить большое зеркало, в которое ребенок, наряжаясь, будет смотреться.

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм», пазл из 6—18 частей), на серриацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться (смена примерно 1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы.

В группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например: музыкальные инструменты, шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху и т.п.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зеркалом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ребенку самостоятельно выбрать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда крепятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше имеете с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать все можно не только словами, но и графически.

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите маршруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в округе; придумайте с детьми, как обозначить детскую поликлинику, канцелярский магазин, «детский мир». Чаще обращайтесь к этой схеме, выясните: для кого из детей путь в детский сад длиннее всех, для кого короче; кто живет выше всех, кто ниже всех; кто из детей живет в одном доме и т.п.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом могут содействовать самостоятельное изготовление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Старший дошкольный возраст — период развития логического мышления, воображения. В связи с этим среда группы наполняется разнообразными развивающими играми и пособиями, энциклопедиями и различным развивающим дидактическим материалом — головоломками, лабиринтами, сложными пазлами. Им уже интересны и доступны некоторые элементарные научные сведения, поэтому большое место должно быть отведено уголку экспериментирования. Дети старшего возраста любят коллекционировать. И эта потребность может найти свое отражение в среде группы. Главный толчок для развития игрового сюжета — впечатления, хотя и атрибуты интересуют детей не меньше.

Может показаться, что данная глава посвящена лишь организации предметно-пространственной среды групп. Если это так, то воспитателю необходимо перечитать ее еще раз. Среда группы — это не только пространство, это тот стимул, который будет либо способствовать, либо препятствовать развитию детей.

Обобщить все вышесказанное нам помогут слова Розы Семеновны Буре и Людмилы Федосеевны Островской. Они считают, что руководство самостоятельной деятельностью детей заключается в том, что воспитатель предпринимает следующие шаги:

«Он добивается, чтобы все воспитанники были заняты: содействует вовлечению их в игры, занятия, труд. Тактично, не нарушая детских замыслов, осуществляет индивидуальную работу: советует, объясняет, обсуждает замыслы, ход действий, добивается активности и самостоятельности каждого ребенка. Он оказывает необходимую помощь тем, кто затрудняется и готов оставить дело на полпути.

Он оценивает содержание детской деятельности: имеет ли она положительную направленность, насколько соответствует возрасту, особенностям ребенка, насколько разнообразна.

Он проявляет неподдельный интерес к детской деятельности, стремится к расширению ее содержания, достижению цели, получению результатов в соответствии с возрастными возможностями детей.

Он учит детей организовывать свою деятельность, учитывая интересы сверстников, разъясняет правила, соответствующие нормы поведения.

Он уделяет особое внимание организации коллективных игр, формирует положительные взаимоотношения между детьми.

Он помогает каждому ребенку заполнить день содержательной деятельностью».

 

Радость каждый день

(праздники, игры, развлечения)

 

Как мы уже говорили, самые страшные враги ребенка — скука и бездействие. Бороться с этой проблемой — задача взрослого в том числе. Именно от него во многом зависит, каким содержанием будет наполнена жизнь детей.

Для ребенка-дошкольника интересно все вокруг, даже привычные повседневные предметы могут дарить ему радость.

Помочь найти это интересное и необычное должен нестандартно мыслящий воспитатель. А поводом для праздника может стать что угодно. Примерами таких необычных праздников с обычными предметами могут быть следующие:

ª Праздник воздушных шаров

ª Праздник мыльных пузырей

ª Праздник солнечных зайчиков

ª День игрушки-самоделки

ª Праздник веселых красок

ª День веселого гримера

ª День веселых переодеваний

ª Праздник сказок оригами

ª Праздник большой картины

ª День любимой игрушки

ª Праздник маленьких волшебников (детское экспериментирование)

ª День фантазера

ª Праздник доброты

ª День здоровячка

ª Праздник музыки и театра

ª В гостях у сказки

ª Тематические викторины

ª Дискотеки

ª Мальчик-девочка наоборот

ª Игры-путешествия

ª Экспедиции

ª Мастерская:

— изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности;

— создание произведений для собственной «художественной галереи»;

— создание коллекций;

— создание макетов;

— изготовление украшений-сувениров;

— создание «книги»;

— изготовление предметов и атрибутов для «театра».

ª Праздник полевых цветов

ª Речные приключения — игра-путешествие

ª Морские приключения — игра-путешествие

ª Летом в деревне

ª В гостях у Лесовичка.

Дети очень любят играть с красками и другими изобразительными материалами. Часто взрослые забывают, что рисовать можно не только кистью, но и руками, и ногами, и пальцами — всем, чем подскажет ваша фантазия. Не менее широкий спектр могут иметь и те предметы, на которых можно рисовать. Покажите детям, например, игру «Путешествие красок»: можно взять большую кисть, набрать краску и просто «погулять» ею. Затем так же берется вторая краска и т.д. А после окончания рисования или в его процессе можно сочинить сказку. В качестве кисточки можно использовать зубочистку. Окуните ее в краску и проведите на бумаге разные линии. Напишите с ее помощью имя ребенка. Это заинтересует его. Превосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и перья птиц.

Цветы можно нарисовать следующим образом: сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу «примакиваем» лепестки. Так же делаем и листочки. Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше — крылья. Той же кистью делаем хвостик — три-четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом.

Толстой кистью делаем рыбке туловище. Маленькой кистью — плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки, и короткий, прямой и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.

Интересно для детей и рисование по трафаретам. Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко — желтое, елка — зеленая, цветок — красный, белый, синий, шапочка и т.д.). Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета, и трафарет наклеивают на закрашенный лист.

Немного пофантазировав, можно сделать чудесную коробку. Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить ее белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей). Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры. Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой.Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой. Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.

Легко сделать волшебные кляксы. Вам понадобятся гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребенка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребенком, на что это похоже. Можно подрисовать фломастером какие-то детали. Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру — овал, треугольник и т.д; можно рисовать несколькими цветами. Попробуйте все способы.

Волшебником стать просто. Для этого вам понадобятся картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками, а ребенок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым — какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось — на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.

Другим вариантом волшебства могут стать следующие ваши действия. Возьмите густую, не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек — небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.

Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка.

С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей — цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек — мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие — рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведенную гуашь или полусухую акварель) или предложите сделать малышу это самому и прикладывайте к рисунку. Хорошо еще смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!

Освойте с детьми технику разбрызгивания. На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на «незапятнанной» части рисунка. Можно также использовать в качестве трафаретов листья деревьев.

Для игры отпечатками вам понадобятся гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щетка, вырезанные из овощей штампики. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть, какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски, и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей. Например, машину (катушка — колеса, кубики — кузов и окно), замок волшебницы, животных и.т.д.

Во все времена открытки были неразрывно связаны с их владельцами и хранились в течение всей жизни как дорогие семейные реликвии. И ценилась тогда открытка наравне с произведениями искусства. Открытками украшали интерьер, их любовно коллекционировали и передавали по наследству. Над созданием открыток трудились лучшие художники, выпускались специальные тематические серии и целые коллекционные альбомы. Открытки поражали и манерой, и техникой своего исполнения. Их не только искусно печатали литографией, шелкографией и другими забытыми способами, но и рисовали, а затем раскрашивали от руки на специальной открыточной бумаге, выжигали на тончайшей фанере, выклеивали из перышек, кусочков материи и волос. Открытки были тисненые и даже позолоченные. Для работы потребуются: кусочек плотной бумаги или картона для паспарту, клей ПВА, ножницы, кусочек белой хлопчатобумажной ткани, черная копировальная бумага, известная под названием «копирка», черная гелевая ручка или тушь с перышком. И утюг. Из плотной бумаги или картона вырезаем прямоугольник, сгибаем его пополам, на одной половинке канцелярским ножом или ножницами вырезаем окошечко-рамочку. Это и будет основа для нашей открытки. Из хлопчатобумажной ткани вырезаем прямоугольник размером чуть больше нашей рамочки. Из «копирки» нужно вырезать рисунок нашей открытки. Это может быть и одна простая деталь, и множество сложных. Лодочка, домик, цветочек, грибочек, зверушка или человечек, а, может быть, и целая сюжетная композиция — словом, все, что подскажет вам ваша фантазия. Вырезанные черные детальки нужно разместить на приготовленном кусочке белой ткани темным, красящим слоем вниз. Сверху положите лист белой бумаги и прогладьте всю эту конструкцию горячим утюгом. Когда вы снимете бумагу, то увидите, что наши черные детальки из копирки отпечатались на белом фоне ткани. Осталось прорисовать обычной черной гелевой ручкой или перышком с тушью недостающие мелочи типа глазок и деталей орнамента, и открытка почти готова. Вклеиваем ее в паспарту, на развороте пишем добрые слова, и у вас в руках бесценная во всех смыслах семейная реликвия. Можно открытку в той же технике изготовить чуть иначе, сделав не белый, а черный фон с белыми деталями.

Для этого нужно так же продумать рисунок, но вырезать его не из копировальной, а из обычной белой бумаги. Например, белого снеговичка или медвежонка. И так же разложить эти белые детали на нашем кусочке ткани. Сверху накрыть эту конструкцию целым листом «копирки» красящим слоем вниз и тоже прогладить горячим утюгом. Краска с «копирки» перейдет на ткань, а на месте наших фигурок останутся белые пятнышки. Недостающие детали композиции опять же прорисовываем гелевой ручкой и законченную работу подклеиваем в паспарту. Так за короткое время вы сделаете замечательную открытку, она будет согрета не только теплом ваших добрых слов, но и оживлена светом вашей фантазии и мастерством ваших рук.

Очень увлекательно рисование на пластилиновой основе. Кроме того, что оно повышает самооценку малыша (так как рисунок получается достаточно быстро), стимулирует его (так как можно легко исправить неудавшуюся деталь), пластилиновое рисование оказывает еще и хороший развивающий нравственный эффект — оно требует нешуточных усилий над собой. Технология проста: берутся плотный картон любого нужного формата и коробка пластилина. Делается фон способом налепливания небольших кусочков на основу, которые затем размазываются и соединяются воедино. Когда фон будет готов, стекой или любым острым предметом можно рисовать картину. Если в самом начале подбирать для фона разноцветные кусочки пластилина, может получиться чудесная абстрактная картина. Другой способ: на подготовленном фоне делается легкий набросок картины. Затем любыми сыпучими материалами (бисером, бусинами, крупами и т.д.) выкладывается сама картина. Восторгу малыша не будет предела!

Любимая детская забава — мыльные пузыри. Что понадобится: 3/4 ложки жидкого мыла или разведенной мыльной стружки, 25 г обойного клея, 500 г сахара, 1 л холодной воды, деревянные палочки, приспособление для чистки курительной трубки, проволока, марлевый бинт, щипцы.

Берут большую кастрюлю, наливают туда жидкое мыло, клей и насыпают сахар. Эту кашу при непрерывном помешивании доводят до кипения. Кастрюлю снимают с огня и добавляют литр воды. Когда вода соединится с гущей, кастрюлю на два дня ставят в укромное место, чтобы раствор настоялся. Если дети проявят терпение и сумеют так долго ждать, пузыри получатся действительно большие.

За это время каждый мастерит для себя от трех до пяти колец разного размера. Первым делом берут приспособление для чистки курительной трубки и сгибают его в кольцо. Кольцо прикрепляют к деревянной палочке. Дети могут сделать совсем большое кольцо, соединив два таких приспособления. Затем из проволоки делают еще два или три кольца 15—30 см в диаметре. Проволочные кольца обматывают бинтом и каждое прикрепляют к деревянной палочке.

Когда придет время делать пузыри, выливают мыльный раствор в неглубокую миску, в которой плашмя может уместиться самое большое из колец. Кольцо на короткое время окунают в раствор и медленно вытягивают на воздух. Наверняка на тренировки уйдет некоторое время, прежде чем удастся почувствовать, как сочетать плавность, стремительность и скорость, вынимая кольцо из раствора. Тогда получатся действительно большие пузыри.

Для детей среднего и старшего возраста полезным и увлекательным будет создание коллективного изготовления коллажей. Материал для коллажа может быть самым разнообразным: природный, бросовый, различные виды бумаги и ткани и т.д. А темы могут быть подсказаны самими детьми. Например, «В гостях у лесных гномов», «В зоопарке», «Зимняя сказка», «Матрешкин хоровод», «Гонки», «У Морского царя» и т.д. Техника коллажа достаточно проста, предполагает использование одновременно различных материалов. Данная техника допускает также дорисовывание различными изобразительными материалами. Чтобы помочь детям, воспитатель набросок коллажа заранее делает сам. Главное — дайте волю своей фантазии. Конечный результат вашей работы — коллаж — может быть использован и для украшения группы, и для декораций к детскому спектаклю.

Очень занимательным может быть изготовление значков и кулонов. Это поможет вызывать у детей интерес к изготовлению собственными руками красивого украшения, предоставить возможность проявить инициативу и самостоятельность. Материалом будут служить глина с добавлением клея ПВА, стеки, вода, тряпочки для сглаживания поверхности глины, мелкие предметы для украшения вылепленных изделий. Для того чтобы кулоны можно было использовать, не забудьте вверху сделать небольшое отверстие.

Для крепления значков понадобятся английские булавки, которые приклеивают с обратной стороны значка. Выполненные изделия необходимо хорошо просушить. Затем их можно расписать гуашью, разбавленной молоком или взбитым белком. Предварительно они могут быть покрыты белилами, разбавленными молоком.

Педагог показывает детям несколько значков и рассказывает, что значком называется пластинка с каким-то изображением, его носят на груди как украшение или памятный знак. Значки могут быть самыми разнообразными — с названиями городов, изображением героев мультфильмов и многим другим. Затем педагог предлагает детям самостоятельно сделать значки.

Получив согласие детей, педагог рассказывает им о последовательности работы. Вначале ком глины кладется на доску и расплющивается до нужной толщины рукой. С помощью стеки ему придают определенную форму (круглую, овальную, прямоугольную и др.) и наносят любое изображение, которое должно сочетаться с формой пластины. Если изображение окажется неудачным, то путем сглаживания поверхности стекой или мокрой тряпочкой оно легко может быть уничтожено и на его месте нанесено новое.

После того как дети смогут добиться желаемого результата, педагог побуждает их сделать украшение более рельефным.

Когда работа по украшению пластины будет закончена, педагог приклеивает булавку.

По окончании просушки дети расписывают значки но своему усмотрению.

Лепка — один из любимых видов художественной деятельности детей. Очень интересным видом ее считается тестопластика. Вам понадобятся: 300 г муки, 300 г соли, 1 ст. ложка растительного масла, 200 мл воды, подкрашенной гуашью любого цвета. Тесто хорошо вымесить. Положить в холодильник примерно на сутки. Чтобы поделки были яркими и блестящими, добавьте в гуашь яичный белок. А дальше включайте вашу фантазию!

Не менее интересны для детей и подвижные игры и эстафеты. Предлагаем вам несколько забав и веселых игр, которые вы можете использовать:

1. Веселые соревнования. Играющие становятся в 3— 4 колонны у общей черты на расстоянии 2—3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м (расстояние между линиями 20-25 см). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70-80 см («канавки»), и на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу воспитателя первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.

Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования — как можно быстрее выполнить задание.

2. Огородники. Дети строятся в 2—3 колонны по 6 человек за линией на одной стороне площадки. Стоящие первыми в колоннах держат в руках по пять небольших кружков, вырезанных из картона или сделанных из ивовых прутьев. У вторых детей в руках ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих — ведерки с песком, у четвертых — лейки, у пятых — пустые ведерки, шестые — без инвентаря.

На расстоянии 5—6 м от линии, за которой стоят дети, проведена еще одна черта. По сигналу воспитате



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.097 с.)