Организация работы школы здоровья «сахарный диабет» в гауз «кижингинская црб» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы школы здоровья «сахарный диабет» в гауз «кижингинская црб»



Школа здоровья Сахарного диабета в ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ» была создана в 2010 г.

     Работу Школы здоровья возглавляет врач - терапевт, фельдшер, акушерка, медицинская сестра, прошедшие специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РФ, уставом ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ»:

1. Приказ МЗРФ № 267 от 16/07/2001 г. "О Развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации" (О школах сахарного диабета, территориальных диабетологических центрах, кабинетах диабетической стопы) [1.1.].

2. Приказ МЗРФ № 672 от 29/10/ 2007 г. "Об организации деятельности мобильного лечебно-профилактического модуля для оказания эндокринологической специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом" [1.2.].

     Обучение проводится по программам для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

                         

Цели школы диабета ГАУЗ «Кижингинская ЦРБ»:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным

диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

4. оказание консультативной помощи пациентам с сахарным диабетом 1 типа, прошедшим основное обучение в «Школе диабета» при стационаре;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

В соответствии с задачами медицинский персонал «Школы диабета» осуществляет:

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Все средние медицинские работники прошли обучение в «Школах здоровья сахарного диабета» на базе Эндокринологического отделения в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница «им.Н.А.Семашко». Имеют удостоверение о праве проведения занятий в школах здоровья.

Известно, что перегрузка врача на амбулаторном приеме ведет к ухудшению качества разъяснительной работы пациентам с хронической патологией. Особенно актуально это пациентам с СД, нуждающимся в получении особых знаний по своей проблеме, поскольку в состоянии здоровья этой категории пациентов могут происходить изменения. Обученные фельдшера, акушерки, медицинские сестры выполняют эту работу в «Школе сахарного диабета».

Методика программно-целевого обучения в «Школе сахарного диабета» является новой востребованной формой работы по снижению социальных последствий СД.

СД внесен рабочей группой ВОЗ (1998 г.) в список заболеваний и состояний, при которых обучение составляют существенную часть лечебного процесса. Кроме этого, ряд документов помогает в организации обучения пациентов с СД.

В этой связи совершенствование обучения в «Школе здоровья сахарного диабета» находится в русле необходимых перемен.

Полномочия, даваемые среднему медицинскому работнику (далее – СМР) этой творческой и самостоятельной работой, позволяют использовать резервы медицинского профилактического обучения в «Школе сахарного диабета»:

- учитывать индивидуальные пожелания пациентов;

-использовать мотивацию и уровень готовности пациента к сохранению стабильной компенсации СД;

-применять новые технологии обучения основам профилактической медицины и медицинской реабилитации для пациентов с СД;

- учитывать возможности СМИ и новых форм учебы взрослых пациентов [2.15.].

Важными задачами СМР в обучении в «Школе здоровья сахарного диабета» являются:

1. мотивация самостоятельного развития у пациентов с СД волевых и практических навыков по соблюдению определенных болезнью ограничений без надрыва;

2. развитие разностороннего интереса к полученным знаниям.

Согласно требованиям ВОЗ, СМР используют в «Школе сахарного диабета» разнообразные педагогические техники и приемы. Это может быть словесный прием (беседа, рассказ, прямая речь); наглядный по принципу: «лучше один раз увидеть, чем дважды услышать»; практический (отработка технологий измерения уровня гликемии, ведение пищевого дневника, техника введения инсулина) [1.].

При обучении пациента с СД жизненно важным навыкам инсулинотерапии имеет место низкая ожидаемая эффективность, связанная с трудностями овладения медицинскими знаниями, что приводит к резкому снижению мотивации на ее последующее овладение, формируя «комплекс наученной беспомощности», преодоление которой во взрослой жизни затруднительно.

Анализ современных моделей обучения в «Школе сахарного диабета», применяемых в практике, показывает, что это сложный процесс. Существует специфика обучения правилам поведения и жизни с диабетом:

1. создание благоприятного микроклимата в группе обучаемых пациентов, стимулирующего самораскрытие человека;

2. работа в малых учебных группах, нивелируя разный уровень знаний, установок и культуры обучаемых;

3. учет трудности межличностных контактов взрослых людей, обусловленные возрастными и средовыми различиями и жизненным опытом;

4. слабое владение навыками полемики по пропаганде здорового поведения [4.10.].

Образовательная модель обучения в «Школе здоровья сахарного диабета» состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение заболевшего человека в отношении своего здоровья. В основу ее легли:

1. представления о стадиях принятия решения о своем здоровье как ценности;

2. всесторонний анализ альтернативного поведения;

3. выделение всех целей, которые могут быть достигнуты;

4. анализ последствий, связанных с выполнением каждого действия;

5. поиск информации, важной для альтернатив;

6. оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут вразрез с образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

7. повторная оценка последствий всех вариантов, которые рассматривались как неподходящие;

8. составление совместного с врачом и родными ребенка детального плана для осуществления поведения по предупреждению факторов риска развития заболевания или, при его наличии, возможно более длительная ремиссия или обратное развитие болезненных проявлений.

Программы обучения в «Школе сахарного диабета», направленные против развития осложнений, позволяют снизить их развитие, потери от временной нетрудоспособности и инвалидности в несколько раз.

Обучение пациентов с СД правильному поведению, надолго сохраняющему качество жизни, является необходимым элементом работы медицинской сестры и врача.

Роль, полномочия, ответственность медицинской сестры в обучении пациента основам жизни с СД претерпели изменения. В основе их лежат международные принципы по обеспечению справедливости и доступности для каждого человека образования и медицинской поддержки вне зависимости от уровня доходов, места жительства и социального статуса, базирующегося на личном осознанном усилии по сохранению активности и трудоспособности.

Таким образом, в системе оказания помощи пациентам с СД созданы условия, благоприятные для формирования у них жизненно полезных навыков. В период обучения в «Школе сахарного диабета» работа СМР направлена на изменение основополагающих принципов с: «что мы знаем о СД» на «как мы умеем применять эти знания», с обучения на самостоятельную учебу пациентов.

Функции, преподающие основы диабетологии в «Школе здоровья сахарного диабета» следующие:

- компенсаторная, направлена на ликвидацию пробелов в базовых знаниях больного человека;

- адаптивная, предполагающая оперативную подготовку человека к изменяющимся условиям его деятельности, вызванную болезнью;

- развивающая, нацеленная на обеспечение развития общего кругозора, обогащение практически важными знаниями, удовлетворение познавательных интересов и потребностей личности, важных для компенсации болезни.

Вывод по II главе

1. Сахарный диабет негативно сказывается на трудоспособность пациентов.

2. Сахарный диабет является частой причиной инвалидизации пациентов.

3. Отсутствие среднего медицинского персонала на фельдшерско-акушерских пунктах снижает уровень и качество жизни больных с сахарным диабетом, в связи с отсутствием постоянного обучения пациентов в Школах здоровья.

4. Программы «Школе здоровья сахарного диабета», направленны против развития осложнений, снижают их развитие в несколько раз, учат пациентов жить и работать с этим диагнозом полноценной жизнью.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СД оказывает негативное влияние на все аспекты УиКЖ. Наиболее негативное влияние СД отмечено в отношении таких аспектов КЖ, как свобода питания, трудовая жизнь, физические возможности, а также беспокойство о будущем.

Осложнения диабета вызывают наибольшие опасения пациентов в отношении трудовой деятельности, физических возможностей и материального положения.

У женщин, по сравнению с мужчинами, в большей степени страдают такие аспекты УиКЖ, как семейная жизнь, общественная жизнь и свобода питания, а также общее благополучие.

Большое значение имеет диспансеризация населения, при которой выявляется большой процент вновь выявленных пациентов с диагнозом «Сахарный диабет». Так же в профилактике осложнений является проведение Школ сахарного диабета, обучение пациентов правильному питанию, приему лекарственных препаратов и предупреждению осложнений.

Работа медицинской сестры имеет свои особенности. Прежде всего, это процесс взаимодействия с пациентами. Эффект лечения пациентов во многом зависит и  от отношения медицинских сестер к самим пациентам. Это обязывает медицинских сестер соблюдать деонтологические принципы работы с пациентами на разных этапах лечебно-диагностического процесса.

     В связи с этим нами проведено исследование по оценке качества жизни пациентов с сахарным диабетом и изучению роли медицинских сестер уходе за пациентами с сахарным диабетом.

    Целью исследования явилась оценка условий и качества жизни пациентов с сахарным диабетом и изучение роли медицинской сестры в организации помощи пациенту с сахарным диабетом и ее участии в работе «Школы диабета».

Успех в лечении заболевания зависит не только от правильно подобранного медикаментозного лечения, а от желания, стремления дисциплины самого пациента вести по-прежнему активный образ жизни.

Зачастую у диабетика появляется страх перед этой патологией и отказ от преодоления каких-либо сложностей, возникающих в процессе терапии. Многие люди теряют интерес к происходящим событиям, разочаровываются в жизни, а лечение считают совершенно бессмысленным.

Посещение школы диабета помогает преодолеть возникшие трудности и научиться полноценно жить с учетом установленных заболеванием рамок и в этом им может помочь медицинская сестра.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ МЗРФ № 672 от 29/10/ 2007 г. «Об организации деятельности мобильного лечебно-профилактического модуля для оказания эндокринологической специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом".

2. Приказ МЗРФ № 267 от 16 / 07 / 2001 г. "О Развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации" (О школах сахарного диабета, территориальных диабетологических центрах, кабинетах диабетической стопы).

 

3. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / И. И. Дедов, М.В. Шестакова. – М.: Медицина, 2006. – 56-70 с.

4. Аметов А. С. Сахарный диабет 2 типа: проблемы и решения / А. С. Аметов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 704 с.

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, «Наукова думка», 1989С - 200 с.

6. Двойнишникова О.М., Е.В. Суркова, М.Ю. Дробижев, М.Б. Анциферов. Факторы эффективности обучения больных сахарным диабетом// Проблемы эндокринологии. - 2003г, №5, С.51-55.

7. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабетологию. М.: 1998. – 15-18 с.

8. Лапик, С. В. Организация сестринских программ профилактики сахарного диабета и его осложнений: учеб. пособие / С. В. Лапик, Ю. И. Павлов, Е. М. Сагадеева; Минздравсоцразвития РФ, ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава". - М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2008. - 224 с.

9. Лычев В.Г., В.К. Карманов. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: учеб. пособие. – Новосибирск: НМК, 2010. – 345 - 356 с.

10. Маколкин В.И., С.И.Овчаренко, Н.Н.Семенков. Сестринское дело в терапии. – Москва: АНМИ, 2000. – 414 - 423 с.

11. Методические рекомендации по внедрению и применению опросника для оценки качества жизни больным сахарным диабетом врачами – эндокринологами учреждений здравоохранения Волгоградской области / под редакцией академика РАМН В.И.Петрова. – Волгоград. – 2007. – 4-15 с.

12. Мкртумян А.М., А. А. Нелаева. Неотложная эндокринология: учеб. пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 128 с.

13. Обуховец Т.П. Сестринское дело в терапии: практикум. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 192 с.

14. Руководство для средних медицинских работников / гл. ред. Ю. П. Никитина, В. М. Чернышева, Минздравсоцразвития РФ, АСМОК. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 976 с.

15. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р. Г. Оганова, Р. А. Хальфина; Минздравсоцразвития России, АСМОК. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 452 с.

16. Старкова Н.Т. «Клиническая эндокринология». - М.: Медицина, 1989. – 11 – 13 с.

17. Старостина Е.Г., Дедов И.И., И.И. Анциферов И.И., Галстян Г.Р. Эффективность программы лечения и обучения больных сахарным диабетом 1 типа в Москве // "Современные концепции клинической диабетологии" (ред. И.И. Дедов, М.Б. Бергер). М., 1992.-С.10-15.

18. Шестакова М.В., Е. В. Суркова, А. Ю. Майоров. Обучение больных сахарным диабетом 2 типа: Минздравсоцразвития РФ, Федеральное агентство по здравсоцразвитию, ФГУ ЭНЦ Росмедтехнологий. - М.: Перспектива, 2007. - 116 с.

19. Шевченко Ю.Л. Концепция исследования качества жизни в здравоохранении России // Исследование качества жизни в медицине. Материалы научной конференции. СПб. - 2000. - С. 3-21.

 

20. Актуальные вопросы оказания медицинской и социальной помощи больным с сахарным диабетом в Российской Федерации в целях снижения прогрессирования заболевания и предупреждения инвалидизации / Н. А. Касимовская // Медсестра. - 2011. - № 3. - С. 27-39.

21. Научно - практический медицинский журнал «Сахарный диабет» / И.И. Дедов. – Москва: 2011. - №3. – 70 – 74 с.

22. Научно – практический медицинский журнал «Сахарный диабет» / Шишкова Ю.А., Суркова Е.В., Мотовилин О.Г., Майоров А.Ю. – Москва: 2011. - №1. – 3 – 10 с.

23. Образование медсестер/ Медицинская сестра// В.С.Шестопалова – Москва: 2013. - №4. – 8 – 9 с.

24. Подготовка медицинских сестер для работы в школах здоровья / М. М. Волкова // Медсестра. - 2011. - № 4. - С. 24-31.

25. Роль медицинской сестры в обучении пациентов правильному питанию при сахарном диабете / Л. Ю. Игнатюк, Н. В. Шаруева // Медсестра. - 2011. - № 3. - С. 61-72.

26. Сахарный диабет// Для тех, кто лечит. – 1999. - № 4. – с.4 – 62.

27. Эльштейн Н.В. Современные терапевтические больные: общие клинические особенности// Русский медицинский журнал 1997, т.5, №6

28. Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов / Л. В. Мышкина, Е. Ю. Шкатова, Е. А. Мухачева // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 1. - С. 48-51.

 

29. Всемирный день диабета [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: https://www.accu-chek.ru/ (Дата обращения: 30.05.2014)

30. Лекарства. Медицина. [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: http://www. lekmed.ru/ (Дата обращения: 10.05.2014)

31. Лечение диабета [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: http://www.diabetal.net/ (Дата обращения: 30.05.2014)

32. Официальный сайт БУ «Мегионская городская больница №1» [Электронный ресурс]. Мегион, 2010. URL: http://www.gbmegion.ru/ (Дата обращения: 24.05.2014)

33. Роль медицинской сестры в лечении сахарного диабета [Электронный ресурс]. М.,2013. URL: www.dia-enc.ru (Дата обращения: 12.12.2013)

34. Роль медицинской сестры диабетологического профиля, статья [Электронный ресурс]. СПб., 2013. URL: www.moidiabet.ru (Дата обращения: 13.12.2013)

35. Сахарный диабет как медико – социальная проблема [Электронный ресурс]. М., 2008-2014. URL: http://professionali.ru/ (Дата обращения: 30.05.2014)

36. Сестринский процесс при сахарном диабете. Сахарный диабет, сестринский уход [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: http://tocceal.ucoz.ru/ (дата обращения: 28.05.2014)

37. Справочник медсестры. Практическое руководство медицинской сестры [Электронный ресурс]. М., 2014. URL: http://www.medsestram.ru/ (Дата обращения: 12.05.2014)

38. Школы здоровья. Медицинский справочник Видаль [Электронный ресурс]. М., 2010. URL: www.vidal.ru (Дата обращения: 14.12.2013)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 11198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.103 (0.052 с.)