В старшем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В старшем дошкольном возрасте



В первой серии дополнительного исследования участвовало 77 детей, средний возраст экспериментальной группы – 6,8 лет. Экспериментальная группа подбиралась таким образом, чтобы условия развития до поступления в школу были максимально приближенными к условиям экспериментальной группы в основной серии исследования: одна и та же образовательная программа в дошкольном учреждении (традиционная); отсутствие программы систематической подготовки к школе, не предусмотренной основной образовательной программой; отсутствие в дошкольном учреждении психолога. Обследование проводилось в марте, т.е. за полгода до начала школьного обучения. Из всего набора УВК для исследования психологической структуры учебной деятельности детей дошкольного возраста были взяты качества, вес которых превышает среднее значение в структуре учебной деятельности в начале учебного года. Это: мотивы учения (М), отношение к школе (ОШ), отношение к детям (ОД), отношение к себе (ОС), принятие задачи (ПЗ), вводные навыки (ВН), графический навык (ГН), уровень обобщения (УО), зрительный анализ (ЗА), механическая память (МП), выраженность синкинезий (Ск), произвольная регуляция деятельности (ПРД), обучаемость (Об). Для обработки и интерпретации данных использовался тот же методический аппарат, что и в основной экспериментальной серии. На рис.3 представлена структурограмма индивидуальных качеств, полученная в результате корреляционного анализа данных психодиагностического обследования детей дошкольного возраста.

 

Рис. 3 Структурограмма индивидуальных качеств детей дошкольного возраста (первая серия дополнительного исследования): условные обозначения даны в табл.1; уровни достоверности: Р > 0,99 - =====, Р> 0,95- ————.

 

Наиболее значимым компонентом в структуре индивидуальных качеств дошкольников является «произвольная регуляция деятельности» (ПРД), в отношении которого зафиксировано наибольшее количество корреляций. Достаточно значимы в структуре такие качества, как «графический навык» (ГН), «вводные навыки» (ВН), «обучаемость» (Об), «зрительный анализ» (ЗА); каждое из них образует по 4 значимые корреляции. Характерные особенности психологической структуры индивидуальных качеств дошкольников, в отличие от первоклассников, заключаются в следующем: во-первых, мотивы учения не играют ведущую роль в структуре индивидуальных качеств и образуют лишь одну значимую корреляцию (с качеством «произвольная регуляция деятельности»); во-вторых, отсутствует непосредственная связь мотивов учения с принятием задачи; в-третьих, отсутствует непосредственная связь принятия задачи и вводных навыков (знаний и умений), имеет место лишь опосредованное взаимовлияние этих компонентов через качества «произвольная регуляция деятельности» и «графический навык». Это, на наш взгляд, говорит о том, что для детей «дошкольной» группы приобретение знаний не является непосредственной целью их деятельности, освоение необходимых для школьного обучения навыков и представлений выступает как «побочный продукт» взаимодействия со взрослыми и сверстниками и не осознается как специальная задача.

В условиях систематического школьного обучения, когда принятие учебной задачи является обязательным условием эффективности усвоения знаний, происходит активная перестройка структуры индивидуальных качеств учащихся в соответствии с целями деятельности: образуются необходимые функциональные связи и подсистемы УВК, обеспечивающие выполнение целенаправленной деятельности и усвоение учебного материала. Учитывая то, что средний возраст первоклассников (6,5 лет) в основной серии исследования значительно не отличается от соответствующего показателя в «дошкольной» экспериментальной группе и даже ниже его на три месяца, можно сделать вывод, что различия в структурах индивидуальных качеств первой (школьной) и второй (дошкольной) экспериментальных групп обусловлены не возрастными особенностями, а специфическими условиями и содержанием деятельности. В первом случае основным видом деятельности (с точки зрения значимости для окружающих и самого ребенка, нервно-психических и временных затрат и т.д.) является учение, во втором случае - игра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.004 с.)