Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Компонентный состав психологической
Структуры учебной деятельности В первоначальный период обучения На основе психологического анализа элементарной учебной деятельности и содержания обучения в 1 классе был определен компонентный состав психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения (табл.1). В нее включены 22 учебно-важных качества, объединенные, в соответствии со структурной организацией деятельности, в пять функциональных блоков. I. Личностно-мотивационный. Учебно-важные качества, входящие в этот блок УВК, определяют то или иное отношение к школе и учению, желание (нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, т.е. учиться. II. Принятие учебной задачи - понимание задач, поставленных педагогом, и желание их выполнять; стремление к успеху или избегание неудачи. III. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения. Этот блок УВК отражает уровень элементарных знаний и умений, которыми владеет учащийся в начале обучения. IV. Информационный блок составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения. V. Управление деятельностью. Учебно-важные качества, входящие в этот блок, обеспечивают планирование, контроль и оценку учащимися собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию. В состав функциональных блоков психологической структуры учебной деятельности вошли качества, относящиеся к различным сферам психики ребенка (личностно-мотивационной, когнитивной, психомоторной), и различной степени интегрированности. Таблица 1 Компонентный состав психологической структуры Учебной деятельности в первоначальный период Школьного обучения
Бло- ка |
Функциональные Блоки психологической структуры учебной деятельности |
Учебно-важные качества (УВК) |
Условные Обозначения УВК |
Вес УВК В структуре | ||||
Нача-ло года | Конец года | ||||||||
I. - - - II. - - - III. - - - IV. - - - V. | Личностно-мотива- ционный - - - - - - - - - - - - - - - Представление о целях деятельности, принятие учебной задачи - - - - - - - - - - - - - - - - Представления о содержании и спо- собах выполнения учебной деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - Информационная основа деятельности - - - - - - - - - - - - - - - - Управление деятель- ностью и пpинятие pешений | Мотивы учения Отношение к школе и учению Отношение к взрослому Отношение к детям Отношение к себе - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Принятие задачи Уровень притязаний - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Пpедставления о содеpжании учебной деятельности Вводные навыки Гpафический навык - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Веpбальная механическая слуховая память (объем) Веpбальная логическая слуховая память (точность) Зpительная обpазная память (точность) Слуховое воспpиятие pитми-чески оpганизованных стpуктуp (слуховой анализ) Зpительный анализ геометpи- ческих фигуp Зpительное воспpиятие пpостpанственно оpиентиpованных стpуктуp Кинестетическая чувствитель- ность мелкой мускулатуpы pук (выpаженность синкинезий) Уpовень обобщений - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Произвольная pегуляция деятельности Пpоизвольное внимание Функциональная асимметpия двигательной системы pук Воспpиимчивость к обучаю-щей помощи (обучаемость) | М ОШ ОВ ОД ОС - - - - - - ПЗ УП - - - - - - ПС ВH ГH - - - - - - МП ЛП ОП СА ЗА ВПС СК УО - - - - - - ПРД ПВ ФА Об | 25 12 1 13 11 - - - 16 10 - - - 5 20 15 - - - 12 7 3 5 17 9 11 17 - - - 15 5 2 15 | 21 18 4 9 12 - - - 22 14 - - - 14 28 17 - - - 18 14 8 5 20 9 4 21 - - - 12 13 7 16 |
Примечание к табл.1: весовые значения базовых УВК выделены жирным шрифтом.
|
Такие УВК, как «принятие задачи», «произвольная регуляция деятельности», «обучаемость», могут рассматриваться как сложные интегральные процессы, возникающие на основе синтеза когнитивных и иных процессов под влиянием реальных задач деятельности и в соответствии с необходимостью выполнения каких-либо частных ее функций: планирования, целеобразования, контроля и т.д. Расчленение этих психических образований на составляющие элементы на данной стадии системогенеза представляется невозможным.
|
Предложенная структура выделена в исследовательских целях и носит условный характер. В реальной деятельности все компоненты и блоки УВК тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Необходимо отметить, что компонентный состав - это еще не сама «структура», а лишь ее содержательное наполнение. Описание структуры предмета исследования предполагает выявление функциональных связей ее компонентов и их «веса». Для решения этой задачи было проведено эмпирическое исследование с применением статистических методов обработки данных (описание процедуры и методов исследования, обработки и интерпретации экспериментальных данных приведено в п.3.2.2.). Критерием «включенности» компонента в психологическую структуру считается наличие значимых связей с другими компонентами и (или) с показателями успешности деятельности.
В результате анализа матриц интеркорреляций индивидуальных показателей, полученных в ходе психодиагностического обследования, установлено, что все УВК, выделенные в результате теоретического анализа, входят в психологическую структуру учебной деятельности как в начале (серия А), так и в конце (серия Б) первого года обучения, каждое из них образует связи различных уровней значимости с другими УВК и/или показателями эффективности деятельности. Структурограммы УВК в начале и в конце первого года обучения представлены на рис.1.
Полученные данные позволяют говорить о правильности теоретического анализа компонентного состава психологической структуры учебной деятельности в первоначальный период обучения. Психологическая структура элементарной учебной деятельности включает мотивы учения; отношение к себе и различным сферам школьной действительности; знания, представления и навыки; познавательные и психомоторные способности, а также сложные интегральные качества, такие как обучаемость, произвольная регуляция деятельности, принятие задачи. Недостаточное развитие этих УВК в индивидуальной структуре деятельности может быть причиной специфических трудностей в обучении первоклассников.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.005 с.)